Плащаница Христа

Туринская плащаница – что это?

Туринская плащаница – это четырехметровое полотно, в которое, согласно предания, Иосиф из Аримафеи завернул тело Христа после Его крестных страданий и смерти. В ней Иисуса похоронили в гробнице, вырубленной в скале, которая находилась на земле в собственности Иосифа, около сада, находящегося неподалеку от Голгофы. Как считают некоторые верующие, на плащанице отпечатался лик и тело Иисуса, и она стала одной из важнейших реликвий христианства.

Кстати, официально Ватиканом плащаница не была признана подлинной, однако католическая церковь считает ее важным напоминанием о Страстях Христовых.

История Туринской Плащаницы

Как известно, до разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 г. (во времена Четвертого крестового похода) плащаницу хранили в храме Святой Софии и выставляли для поклонения на Страстной неделе и каждую пятницу. До наших дней дошли свидетельства Николая Мазарита, спасшего плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 году: «Похоронные Ризы Господни. Они из полотна и еще благоухают помазанием», и летописца Крестового похода Робера де Клари: «И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой плащаницей после разгрома и расхищения города».


Архиепископ Антоний Новгородский тоже видел плащаницу в Константинополе во времена паломничества в 1200 г. (она была подвешена над алтарем Софийского собора).

После того как Константинополь был взят крестоносцами Туринская плащаница была утеряна и появилась только спустя более чем 150 лет во Франции, в городе Лире.

1353 год — некто граф Жофрэ де Шарни публично заявил о нахождении у него плащаницы и передал ее в приход местной церкви, где ее впервые выставили в городском храме, что вызвало резкий протест местного епископа. Дело было осложнено тем, что Жофрэ де Шарни не мог объяснить ее происхождения.

Плащаница Христа-1

Имеется гипотеза, по которой реликвия в течении всех этих лет тайно хранилась в ордене тамплиеров, которые поклонялись ей как святыне. Но орден распустили в 1312 г., а многих тамплиеров казнили. Потому никаких стопроцентно верных подтверждений этой версии не существует. Так же не просто объяснить местонахождение плащаницы между 1312 и 1353 годами. Ведь граф де Шарни мог только на словах утверждать о происхождении плащаницы и о том, что на протяжении всего этого времени она находилась именно у него.

1389 год — сын Жофрэ де Шарни, после того как заручился поддержкой папы римского, сделал вторую попытку выставить реликвию в храме. Ее поместили в специально выстроенную церковь в Лире, во владениях де Шарни близ Парижа. Против этого был против местный епископ Пьер д’Арси, который официально заявил, что Туринская плащаница – «дело человеческих рук». Его меморандум – первый документ о «плащанице де Шарни», имеется у историков.

1390 год — папой Климентом VII был вынесен вердикт: реликвию можно показывать в церкви, но лишь в том случае, если при этом разъяснять, что это не настоящее полотно, в которое Иосиф Аримафейский завернул тело Христа, а его художественное воспроизведение – икона.

1452 год — внучка графа Жофрэ, Маргарита де Шарни, продала Туринскую плащаницу герцогу Людовику I Савойскому, который хранил ее в соборе города Шамбэри (Фрнция), где она пострадала при пожаре 1532 г. После того как столица была перенесена в Турин в 1578 г. реликвию стали хранить в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя, где она пребывает и сегодня.

Туринскую плащаницу выставляют для обозрения паломников раз в четверть века. В последний раз это было летом 2000 г. Тогда ее смогли увидеть больше миллиона человек. В следующий раз реликвию предполагается выставить в 2025 г.

Плащаница Христа-2

Научные исследования. Версии. Споры

В фокусе Туринской плащаницы сошлись многие научные, исторические и теологические проблемы. В прошлом столетии, наконец, появилась возможность активного научного исследования реликвии с применением специальной аппаратуры. Во время этих исследований были получены неоднозначные данные.

1988 год — делались попытки датирования методом радиоуглеродного анализа, которые дали в разных лабораториях (в Аризоне, Оксфорде и Цюрихе) близкие диапазоны дат, попадающие в XII—XIV столетия н. э.

Но в более поздних научных работах достоверность результатов поставили под сомнения. Участник первого проекта по исследованию реликвии, химик из американской Лос-Аламосской лаборатории Раймонд Роджерс, проанализировав химический состав ткани, предположил, что образцы, которые были сняты для радиоуглеродного анализа, брались не с основной ткани, а с заплат, наложенных во время одной из починок Туринской плащаницы.

Следует отметить, часто высказывается версия, что полотно реликвии могло быть загрязнено более молодым углеродом, к примеру, во время одного из пожаров, пережитых плащаницей.

Сторонники подлинности раритета указывают, что ее датировка XII—XIV столетиями н. э. не согласуется с иными исследованиями. В пользу версии о более древнем ее возрасте говорят анализы состава ткани, которые якобы показали следы от монет, положенных на глаза завернутого в полотно.

Плащаница Христа-3

Надо заметить, что с научной точки зрения большинство сообщений о результатах исследований плащаницы сомнительны. Только радиоуглеродный анализ 1988 г. был проведен независимо в трех различных лабораториях (и дал практически одинаковый результат), тогда как остальные сведения: как со стороны сторонников подлинности реликвии (к примеру, о характере ткани, о монетах, о пыльце), так и со стороны противников (о частицах краски – охры – по контурам тела и киновари в капельках крови), встречаются в сообщениях одиночных исследователей и другими учеными не подтверждены.

Попытки создания Туринской плащаницы

Стоит упомянуть и про необыкновенный эксперимент, проведенный в середине 2009 г. итальянцем Луиджи Гарласчелли, профессором органической химии. Этот ученый решил наглядно доказать, что артефакт, подобный плащанице, вполне возможно было сделать с применением технологий XIV столетия.

Группа специалистов под началом профессора смогла за неделю создать копию плащаницы, соткав полотно и завернув в него добровольца, которого предварительно покрыли таким красителем, как охра (он имел широкое распространение в Средневековье). Благодаря этому получили «отпечаток» тела на ткани. Потом ее искусственно состарили, постирав и нагрев в печи. Кстати, в охре, которую итальянский ученый использовал в эксперименте, содержались кислотные примеси, что помогло визуально состарить полотно и изображение на нем.

Плащаница Христа-4

Для полноты картины профессор украсил свой новодел пятнами крови, водяными разводами, а также прожег в тех же местах, где был поврежден оригинал во время пожара в XVI столетии. В результате были получены погребальные пелены, которым можно дать несколько сотен лет. Конечно, проверки на изотопы углерода С14, при помощи которого ученые и датируют предметы старины, он не выдержит. Однако в Средние века этого метода еще никто не знал, так что искусную фальшивку вполне можно было выдать за подлинник…

Величайшая мистификация Леонардо да Винчи

С именем Леонардо да Винчи – величайшего гения эпохи Возрождения – связано немало тайн и еще больше открытий. 2009 год — мир потрясла новая сенсация: американскими учеными было заявлено, что плащаница, средневековая христианская святыня, была создана да Винчи! Ученые высказали предположение, что да Винчи перенес на ткань плащаницы свое изображение с помощью техники, предвосхитившей фотопечать.

Первой эта версия была высказана Лилиан Шварц, американской художницей, консультантом по графике Школы изобразительных искусств в Нью-Йорке. Кстати, она же выдвинула в 1980-х годах сенсационную гипотезу о том, что Мона Лиза – это автопортрет самого художника. «А если это так, то Леонардо вполне был способен повторить этот трюк еще раз», – считает Шварц. Для подтверждения своих рассуждений, исследовательница при помощи специальной компьютерной программы проанализировала два изображения: известный автопортрет художника и таинственный лик на знаменитой Туринской плащанице. «Христос» оказался едва ли не зеркальным отражением лица великого гения.

Плащаница Христа-5

Как именно Леонардо мог создать плащаницу?

При помощи камеры-обскуры, отвечают ученые. Вначале он вылепил свою голову. Потом натянул в темной комнате на каркас полотно, пропитанное сульфатом серебра, которое не составляло труда достать в Италии в XV столетии. Это придало холсту свойство светочувствительности, отдаленно сходное с тем, которым обладает современная фотопленка. При попадании на сульфат серебра ультрафиолетовых лучей начинается химическая реакция, и на ткани остаются следы, которые напоминают ожоги.

В одной стене гениальный мастер проделал маленькое отверстие и закрыл его хрустальной линзой. Солнечные лучи, проходя через нее, «выжгли» на ткани черты бюста. В пользу этой версии говорит тот факт, что в «Трактате о живописи» да Винчи имеются самые, пожалуй, ранние чертежи примитивного фотографического устройства, которое могло использоваться им во время создания изображения на плащанице. Оно-то и называется камера-обскура. Это простейший вид устройства, которое позволяет получать оптическое изображение объектов. Тем более что изображение на холсте является классическим фотонегативом. Проверить, кстати, это легко – с помощью анализа плащаницы на наличие сульфата серебра.

Плащаница Христа-7

Некоторые эксперты разделяют точку зрения Шварц. Они считают, что если кто и был способен работать с камерой-обскурой, то это был Леонардо. Кроме этого, создатель плащаницы должен быть еретиком, человеком, не боящимся подделать изображение Христа.

По мнению Лилиан Шварц, подделка великого мастера предназначалась для того, чтобы заменить более раннюю версию плащаницы, оказавшуюся еще более грубой подделкой. Она была куплена в 1452 г. Людовиком Савойским, после чего исчезла на 50 лет. Когда плащаница таинственным образом снова объявилась, то представляла собой вполне правдоподобную реликвию, потому что ее выполнил да Винчи.

Но не все разделяют мнение американки. Некоторые учены считают, теория Шварц не учитывает нескольких фактов. К примеру, как объяснить то, что на раритете отпечаталось тело в полный рост, да еще и с двух сторон: с лица и со спины?

Подтвердить или опровергнуть гипотезу Лилиан Шварц станет возможным только после выявления (или отсутствия) сульфата серебра на ткани. Однако пока Ватикан не дал официального согласия на такое исследование.

 

 


 

Т. Мансурова

ред. shtorm777.ru