Тайны океанов

Моря и океаны остаются для нас хранителями мрачных, непостижимых тайн. И хоть нормы безопасности мореплавания за последний век резко возросли, все таки каждый год от 5 до 10 крупных кораблей, исчезают без следа, и нет никаких причин которые объясняли бы это. Среди бесчисленных тайн океанов и морей, только немногие вызывают такое количество кривотолков среди моряков, как загадочное исчезновение грузового судна «Циклоп» (Америка), водоизмещение 20 000 тонн, пропавшее вместе с грузом марганцевой руды в конце марта 1918 года.

Потеря «Циклопа», и 304 человек, которые были на борту, было тяжким ударом по флоту Америки, участвовавшему в то время в мировой войне, тем более что было вовсе непохоже, что корабль стал жертвой мин или торпед противника. Длиной в 500 футов, этому мощнейшему грузовозу был вполне под силу выдержать любой атлантический шторм. А пропал в тихую погоду. Весьма немногочисленные из фактов последнего рейса «Циклопа» могут претендовать на прояснение тайны исчезновения. Через 24 часа после отплытия с Барбадоса, где судно было сгружено необходимым количеством угля и 10 000 тонн марганцевой руды, которую применяли в производстве снарядов, «Циклоп» проследовал мимо лайнера «Вестрис» совершавшего обычный рейс из Буэнос-Айреса до Нью-Йорка.

Послание с «Циклопа» гласило, что на судне полный порядок во всем. Но с того времени больше ни один человек не встречал ни корабля, ни кого-либо из людей, которые были на нем. Когда было объявлено об исчезновении, поступил запоздалый приказ обследовать район предполагаемого маршрута. Обломки крушения обнаружены не были, как и тела людей, и командование ВМФ США так и не смогло найти хоть сколько ни будь вразумительного ответа на вопрос как и почему, собственно, корабль затонул. Считалось, что мины в той части Атлантики не представляют опасности кораблевождению, а территория действия немецких подлодок в те времена была, ограничена более северными водами.

За много лет, прошедших с момента исчезновения судна, были предложены целые горы сценариев гибели судна: неожиданный локальный ураган, бомба, подложенная диверсантами, и даже бунт на корабле. Но никаких подтверждений этим теориям так и не появилось, а расследование, которое было проведено комиссией флота после заключения мира, установило, что во время последнего рейса «Циклопа» поблизости от его Трассы не было ни вражеских кораблей, ни подводных лодок. Что корабль поглотило разволновавшееся море, казалось самым невероятным из вариантов, потому как он уже успел показать себя как прочный, неоднократно испытанный за 8 лет со спуска на воду в 1910 году в противостоянии атлантическим бурям.

Во всяком случав, как выяснили при расследовании, в течение марта — начала апреля не поступало сведений о штормах в море у восточного побережья Центральной Америки. Джозеф Дениелс, секретарь флота, писал по поводу этого исчезновения: «В анналах ВМФ США нет более обескураживающей загадки, чем исчезновение „Циклопа“. Президент Вудро Вильсон, сам приложивший немало усилий для того, чтобы найти какие-либо факты, могущие подсказать разрешение тайны, в конце концов отступился, сказав: „Только море и Бог знают, что случилось с этим кораблем“».

Нельзя сказать, чтобы кто-либо с того времени всерьез опроверг заключение президента. Однако секретарь флота немного слукавил: «Циклоп» не был единственным в своем роде. 1984 год 17 июня — Панамский «Арктический Возчик», 17 000-тонное грузовое судно, отошло от берегов Бразилии с переполненными трюмами, разных товаров. В последний раз корабль дал о себе знать, находясь в 300 милях к северо-востоку от Тристан-да-Куньи (Южная Атлантика). Какая его постигла участь, трудно сказать, хотя мы точно знаем, что сигнал «SOS» с него не поступал, а тел или обломков кораблекрушения не было найдено.

Все выглядело так, будто судно и вовсе никогда и не существовало. Следующая формулировка в реестре Ллойда доводит загадку до логического завершения: «Истинные причины его столь неожиданной гибели, вероятно, навсегда останутся тайной». 1979 год, конец октября, корабль, в 4 раза больший, чем «Арктический Возчик», рудовоз «Берге Ваньа» (Норвегия), тоже просто пропал, находясь в 600 милях на восток от Кейптауна, при замечательной погоде, на пересечении самых оживленных трасс планеты. Трудно даже представить, как океан смог поглотить «Берге Ваньа» так быстр, что у людей не было времени подать сигнал «SOS» или хотя бы выстрелить из ракетницы. Но даже если так и случилось, то ведь никто даже не видел, как этот плавучий гигант пошел ко дну, притом, что средств причинить ему какой-либо вред было весьма мало.

Исчезновение «Сокровища Востока», 28 000-тонного грузовоза под флагом Панамы, — это еще один таинственный случай.  1982 год 12 января, приняв в Мазинлоке на Филиппинах груз хрома, «Сокровище Востока» благополучно добралось до Порт-Саида, перед тем как исчезнуть навсегда. Что удивляет— члены комиссии по расследованию сделали выводы, что судно, должно быть, стало жертвой пиратов, хотя ни про каких пиратах в этих водах не слыхали уже более века. Как такое блестящее заключение без малейшего намека на доказательства возникло в головах почтенных экспертов, остается загадкой. Один журналист выразился на этот счет так: «Они просто схватились за соломинку». А между тем список пропавших кораблей пополняется каждый год, и теперь уже каждая морская держава может “похвалиться” собственным, национальным реестром исчезнувших без следа кораблей.

Одна из наиболее впечатляющих потерь, которая поразила английский торговый флот, связаная с последним плаванием 170 000-тонного грузовоза «Дербишир». Выстроенный на британских верфях в 1980 году, он отправился из американского порта Сан-Лоренс в Кавасаки, Япония. Масса его была в два раза больше, чем у «Титаника», а в длину он вмещал три футбольных поля. «Дербишир» был вообще одним из самых больших судов, когда-либо плававших под красным флагом английских купцов. Сконструированный специально для перевоза нефти и железной руды, в тот рейс перед последним путешествием на самое дно он был загружен весьма основательно — на 157 000 тонн. Огромным кораблем управлял экипаж в 42 человека под командованием опытного капитана Джоффри Андерхилла, так что в смысле кораблевождения проблем возникнуть не могло. Однако какие-то все же возникли, а почему — это навсегда останется тайной. Последний сеанс радиосвязи с «Дербиширом» был 8 сентября — он тогда находился в 700 милях к юго-западу от Токио, и расчетное время прибытия в Кавасаки определялось ранним вечером одиннадцатого. И это оптимистическое сообщение оказалось финальным. Как это прокомментировал английский газетчик, «было будничное радиосообщение — и вечный покой». По какой причине такие гиганты просто канут в бездну при ясной погоде, не посылая призывов о помощи и не оставляя следов, — все это за пределами понимания специалистов морского дела. Конечно, нынешние суда построены лучше, чем их предшественники в прошлом столетии, и если в эпоху раннего пароходства большинство катастроф случалось лишь из-за огрехов конструкций, то что же нынешние, одетые в металл, построенные при строжайшем соблюдении всех стандартов по безопасности и прошедшие множество проверок, прежде чем им дали возможность продемонстрировать свои мореходные качества на деле?

Более не бороздят океаны флотилии флибустьеров, способные нанести ущерб, а возможности внезапной смены погоды сильно сократились с введением систем спутникового метеослежения и надежной аппаратурой радиосвязи. И тем не менее суда всех размеров, включая и самые массивные пароходы, продолжают исчезать без следа. И пока список исчезнувших кораблей продолжает увеличиваться, некоторые криптологи понемногу приходят к выводу, что в море действительно множество тайн, которые нам еще предстоит разгадать.

 


 

Николай Непомнящий

ред. shtorm777.ru