Тайны Леонардо да Винчи

Кем был Леонардо да Винчи?

Несколько столетий тому назад в маленьком городке Винчи, затерявшемся в горах Тосканы, появился на свет один из самых удивительных гениев нашей цивилизации — Леонардо да Винчи, который и сейчас не перестает изумлять человечество многогранностью своих дарований, это и потрясающие художественные образы, научные открытия, изобретения, исследования, сделанные им в самых различных областях науки и искусства. Флорентийский мастер оказал колоссальное влияние на развитие всей цивилизации, и в представлении последующих поколений он остался итальянским Фаустом. И по сей день идут споры о том: кем же был Леонардо да Винчи, человеком или?…

1452 год, 15 апреля — в селении Анкино между Флоренцией и Пизой родился мальчик, получивший при крещении имя Леонардо. Его отец Пьеро да Винчи был известным во Флоренции человеком, богатым нотариусом и землевладельцем. Мать Катарина — простая крестьянская девушка, нечаянно ставшей мимолетной прихотью влиятельного человека. В официальном браке Пьеро не имел детей, поэтому мальчик с 4 – 5 лет воспитывался в доме отца и мачехи, а его родную мать, как было принято в то время, наградив хорошим приданым, в спешке выдали замуж за крестьянина.

Маленький Леонардо был ангельски красив. Он отличался необыкновенным умом и приветливым характером. В скором времени он стал баловнем и любимцем в доме своего отца. В какой-то мере этому способствовало то обстоятельство, что первые две мачехи Леонардо не имели детей. Третья жена Пьеро Маргарита стала хозяйкой в доме, когда ее знаменитому пасынку уже было 24 года. От этого брака у господина Пьеро родилось девять сыновей и две дочери, но никто из них, в отличие от Леонардо, не блистал ни умом, ни красотой.

1466 год — когда Леонардо да Винчи только исполнилось 14 лет, отец отдал его в ученики к известному художнику Вероккьо. Через 6 лет Леонардо уже провозгласили мастером живописи. Уникальные способности молодого человека поражали его учителей. Но начав изучать какой-то предмет, он в скором времени бросал его. Можно сказать, что больше всего он учился у самого себя. Многие исследователи утверждают, что не может человек, хоть у него и семь пядей во лбу, быть в одном лице как гениальный инженер, художник, скульптор, архитектор, модельер, изобретатель, механик, химик, филолог, прорицатель, одним из лучших в свое время певцом и создателем удивительных по красоте и звучанию музыкальных инструментов. Леонардом да Винчи было написано множество прекрасных кантат. Он в совершенстве владел игрой на лире. Многие современники вспоминали, что он божественно пел свои импровизации. Как-то раз Леонардо самостоятельно изготовил лютню, придав ей форму конской головы и богато украсив серебром. Играя на ней, юноша настолько превзошел всех музыкантов, которые собрались при дворе герцога Людовико Скфорца, что «очаровал властительного сеньора на всю жизнь».

К тому же выдающийся флорентиец обладал сверхчеловеческой силой. Он мог одной рукой с легкостью смять подкову. Леонардо также был прекрасный наездник, фехтовальщик и пловец.

О внешности Леонардо да Винчи его друг Вазари написал: «Во всей его наружности было такое сияние красоты, что при виде его всякая печальная душа прояснялась». Тем не менее, Леонардо никогда не был женат. И если у него и была возлюбленная, то большинству современников об этом ничего не было известно, поэтому сплетники обвиняли его в гомосексуализме.

Леонардо Да Винчи, со слов современников, умел полностью контролировать свои чувства, фактически не проявляя эмоций, характерных для обычных людей, всегда сохраняя на удивление ровное настроение, будучи равнодушным к добру и злу в человеческом смысле.

Читая дневники Леонардо, многие задаются одним и тем же вопросом: а был ли он человеком? Удивляет сам характер записей, сделанный в зеркальном отображении. В своем дневнике великий флорентиец обращался к себе самому только на ты, отдавая распоряжения и приказы себе как слуге или рабу: «Прикажи показать тебе…, ты должен показать в своем сочинении…, прикажи сделать две дорожные сумки». У читающего создавалось такое впечатление, что в Леонардо как будто жили две личности. Одна — всем известная и дружелюбная, а другая — невероятно скрытная, никому не известная, руководящая его поступками.


У Леонардо была еще одна удивительная особенность — умение предсказывать будущее. Он даже превзошел в предсказаниях Нострадамуса. Его знаменитые на весь мир «Пророчества» (серия записей, сделанных в 1494 году) рассказывающих о тех событиях, которые на сегодня уже стали нашим прошлым или являются нашим настоящим. Вот несколько из них:

«Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и будут друг другу отвечать (телефон)»,

«Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя (прыжки с парашютом)»,

«Многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд (запуск живых существ в космос)»,

«Будут погублены бесчисленные жизни и в земле будут сделаны бесчисленные дыры (скорее всего прорицатель говорил о воронках от авиабомб и артиллерийских орудий)»…

Потрясает рисунок да Винчи «Конец мира», который его современники считали полной бессмыслицей. Сейчас нам ясно, что это очертания огромного атомного гриба, вырастающего из взорванного города.

Леонардо обладал знанием специальных психотехнических упражнений (корни которых уходят в эзотерические практики пифагорейцев и при этом напоминают современные приемы нейролингвистики) для обострения восприятия, улучшения памяти и развития воображения. Один из секретов великого флорентийца был скрыт в особой формуле сна. Он спал по пятнадцать минут каждые четыре часа, сокращая тем самым свой суточный сон с 8 до 1,5 часов.

Е. П. Блаватская, выдающаяся исследовательница эзотерических учений, полагала, что Леонардо да Винчи обладал такими талантами потому, что был посланником Шамбалы. Это же, по ее убеждению, и объясняет его безбрачие и чистоту, потому как они являются необходимым условием для развития психических и оккультных способностей человека. Эту теорию подтверждают и особенности физиологического строения человеческого организма. Е. Блаватская отмечала, что активность продолговатого мозга в силу его анатомического соседства с шишковидной железой — главным органом «третьего глаза» — производит на нее мощное воздействие, т. е. активность одного из мозговых центров автоматически подавляет жизнедеятельность другого. Реализация наших физиологических чувств становится препятствием духовному развитию, атрофируя «третий глаз». Также много подробной информации о таинственном мастере содержит и дневник Елены Рерих.

Автор философского учения интегральной йоги и выдающийся индийский ученый-философ Шриуробиндо написал: «Йогом был Леонардо да Винчи. И он был если не самым величайшим, то одним из величайших художников».

Множество споров вызывает автопортрет Леонардо, выполненный сангиной. Он датируется 1512–1515 гг. На картине изображение пожилого человека, но многие искусствоведы полагают, что это только этюд головы апостола для «Тайной вечери». Портрет обладает одной удивительной особенностью. Не только зритель в разных ракурсах воспринимает выражение и черты лица Леонардо абсолютно по-разному, но и фотографии, которые выполнены с небольшим отклонением от центральной оси, или видеокамера в движении показывают разного человека. Он то меланхоличен, то высокомерен, то мудр, то просто нерешителен, то предстает ветхим стариком…

В Винздоре хранится рисунок да Винчи, изображающий некое неземное существо. Его лицо повреждено временем, но и сейчас угадывается его поразительная красота. В этом рисунке привлекают внимание намеренно огромные и широко расставленные глаза. Но Леонардо не ошибся, это был осознанный прием. Именно эта часть лица оказывает парализующее действие на человека. Считается, что это изображение Беатриче — возлюбленной великого поэта Данте. Но анатомическое строение лица земной женщины таким быть не может.

Леонардо да Винчи изобрел принцип рассеяния, или сфумато. От этого предметы, которые изображены на его картинах, не имеют четких границ. Все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, дышит, живет, пробуждает фантазию. В одном из своих научных трудов («Трактат о живописи») мастер рекомендовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Великий мастер нарочно окуривал дымом помещение, где работал.

Именно эффект сфумато уже на протяжении нескольких веков оживляет улыбку Джаконды, когда в зависимости от того, под каким углом на нее смотришь, зрителям кажется, что она то нежно улыбается, то смотрит с пренебрежением. Еще одно удивительное свойство Моны Лизы заключается в том, что она живая: ее улыбка постоянно изменяется, от того что уголки губ поднимаются выше. Ученым из Нидерландов и Америки удалось приоткрыть одну из ее тайн. При помощи специальной компьютерной программы они просчитали, что улыбка Моны Лизы на 83 % счастливая, на 9 % выражает чувство отвращения, на 6 % полна страха и на 2 % злая. Другие специалисты полагают, что загадочность улыбки создается только из-за того, что у женщины сбриты брови. Если их дорисовать, то пропадет и ее самобытность. Профессор М. Ливингстон выдвигает версию: «Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением». Французский исследователь и консультант Центра по изучению Леонардо да Винчи в Лос-Анджелесе Жан Франк уверяет, что «открыл секрет техники исполнения этого удивительного полотна. Особенность техники сфумато заключается в том, что на чистое полотно наносятся мельчайшие мазки (0,25 мм), недоступные для распознавания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Композиция самой картины построена на золотых треугольниках, которые, в свою очередь, являются частями правильного звездчатого пятиугольника».

К тому же и по сей день неизвестно, кто же в действительности изображен на этой удивительной картине: Лиза Жерардини, вторая жена флорентийского торговца шелком Франческо Джокондо, мать пятерых детей; знаменитая герцогиня Сфорцо? Или Леонардо да Винчи рисовал свой собственный автопортрет в женской одежде. Одна из наиболее скандальных версий говорит о том, что моделью для картины послужил ученик великого мастера Джиано Джакомо, который находился рядом с ним 26 лет и, по слухам, был его любовником.

Леонардо Да Винчи также изобрел правило контрапоста, т. е. противопоставления противоположностей, создающее эффект движения. Выполнив скульптуру гигантского коня в Кортэвеккио, мастер расположил копыта скакуна в контрапосте. Все, кто видел статую, утверждали, что да Винчи сумел передать движение животного.

И конечно, стоит особенно подчеркнуть, что Да Винчи был удивительным изобретателем. Сделанные им изобретения и открытия охватили все области знания, предвосхищая основные направления развития цивилизации.

1499 год Леонардо для встречи в Милане короля Франции Людовика XII сконструировал механического льва, у которого после нескольких шагов распахивалась грудная клетка и были видны внутренности, заполненные лилиями. Флорентийскому мастеру удалось создать пластмассу, а также ряд различных станков и механизмов: динамометр, одометр, некоторые кузнечные инструменты, лампы с двойным притоком воздуха, лыжи и опоры для рук при хождении по воде, приспособления для дыхания под водой, перчатки для плавания и подводные очки, очень прочные металлические скафандры для водолазов; подводные лодки, по форме напоминающие рыбу; землеройные машины и другое. Ученый доказал невозможность создать вечный двигатель.

В 1503–1506 гг. флорентийский мастер изучал полет и анатомию птиц. Как результат было написано несколько десятков интереснейших работ. Он создал разновидность дельтавидного крыла, способного летать; орнитоптер для вертикального полета; парашют; гироскоп и т. д.

Существовал и ряд других механизмов — это велосипед и самодвижущаяся повозка, похожая на современный автомобиль; промышленные и типографские машины; текстильные станки; домкрат для поднятия тяжелых вещей; параболический циркуль, угарные газы и снаряды для ведения войны и многое другое.

1516 год — Леонардо да Винчи по приглашению Франциска I переехал во Францию, где прожил три года. 1519 год, 5 мая — в Клу, местечке близ замка Амбуаз на Луаре, Леонардо да Винчи умер. Его похоронили в аббатстве в Сан-Флорентин. Но, к несчастью, его останки исчезли во время религиозных войн XVI столетия, когда склеп был разграблен.

Леонардо да Винчи оставил для потомков множество загадок и ребусов, причем настолько сложных, что человечество вот уже на протяжении пяти веков безуспешно старается их разгадать. Великий мастер никогда не подписывал свои произведения, оставляя лишь едва различимый знак — взлетающую птицу — символ просвещенного человека.

 


 

Валентина Скляренко, Владимир Сядро

ред. shtorm777.ru