Смерть, проклятые роли

Мистика сходящая с экрана

Трагические истории, героями которых стали, известные артисты, бросившие вызов мистике.
По поводу суеверий сказала известная актриса Елена Коренева: «Когда-то я отказалась даже пробоваться на главную роль в фильме Авербаха «Голос», где героиня умирает от лейкемии. Может быть, здесь сказалось мое личное суеверие, но я уверена, что, играя, мы создаем какую-то мистическую сущность, и уж если мысль материальна, то игра — тем более. Поэтому я бы не хотела лежать в гробу ни на экране, ни на сцене…»
Артисты, которые хоть раз в своей творческой карьере изображали мертвецов, не любят говорить на эту тему: существует немало примеров, когда умерев на экране, исполнители ролей в скором времени уходили из жизни по-настоящему. Так произошло с Анатолием Папановым, Евгением Урбанским, Ефимом Копеляном, Леонидом Марковым… В апреле 1970 года умер популярный актер Павел Луспекаев. Как раз тогда в прокат вышел его последний фильм — «Белое солнце пустыни». В котором его герой таможенник Верещагин погибает. Еще один участник той же картины — актер Николай Годовиков, сыгравший Петруху, как мы знаем в картине его героя зарезал Абдулла, ударив в грудь штыком. Через время сосед по коммунальной квартире нанес Годовикову удар острием разбитой бутылки (розочки) в грудь.
Целый ряд роковых совпадений есть и в биографии Владимира Высоцкого. Он снялся в фильме «Служили два товарища», где его герой кончает жизнь самоубийством, а спустя какое-то время едва не ушел в мир иной по-настоящему — его настигла клиническая смерть, первая. Вторая последовала как раз во время съемок фильма «Маленькие трагедии». Там герой Высоцкого — Дон Гуан — умирает после рукопожатия Командора.


1985 год, февраль — не стало популярного киноактера Талгата Нигматулина. Он снялся больше чем в 30 фильмах и часто играл суперменов — сильных и бесстрашных героев, расправляющихся со своими врагами, как говорится, одной левой. Получалось это у Нигматулина великолепно, что неудивительно: в реальной жизни он был чемпион Узбекистана по карате. Но для обладателя столь весомого звания принял в высшей степени нелепую смерть — его забили до смерти его же сподвижники по секте.
Нигматулин даже не пытался что либо предпринять для своей защиты, потому как приказ бить его исходил из уст Учителя — руководителя секты Абая. Между тем за полтора года до этого Нигматулин снимался в психологической драме «Волчья яма», где его герой тоже погиб от рук своего наставника, которого он любил и которому безгранично доверял.
А вот еще пример — певец Игорь Тальков. Со слов многих знавших его, фатальность, как дьявольская метка, постоянно витала над ним. И надо было такому произойти: певец вдруг начал увлекаться актерством, снялся в фильме с многозначительным названием «За последней чертой». Тальков в нем играет роль главаря банды рэкетиров, которого в финальных кадрах убивают выстрелами из пистолета в грудь. Съемки сцены происходили в Ленинграде 6 октября 1990 года. И спустя ровно год, день в день, в том же городе певца настигла уже не бутафорская, а настоящая пуля.
Из этой же категории — смерть выдающегося актера Евгения Леонова. Он снимался в комедии Ивана Щеголева «Американский дедушка», где речь шла о том, как его герой, русский эмигрант, приезжает из США в Россию, чтобы купить здесь себе гроб и место на кладбище. Фильм вышел в прокат в 1993 году, а в начале следующего года Леонов умирает. Следом за ним ушли из жизни еще двое его коллег, снимавшихся в том же фильме: Майя Булгакова (она погибла в автокатастрофе) и Валерий Носик (умер от инфаркта). Плюс к этому умерли еще три участника съемочной группы. Вот такая получилась «комедия».
Букет мистических совпадений есть и в судьбе актера Леонида Филатова. Он снялся в шести фильмах, и в трех из них его герои умирали. А в фильме «Забытая мелодия для флейты» он первый из отечественных актеров играет роль человека, который, находясь в состоянии клинической смерти, проносится в «тоннеле мертвых». После Филатов задумал подготовить для телевидения передачу об актерах, ушедших в мир иной. По его словам, друзья отговаривали от этой затеи: мол, это опасно — шастать по могилам. И тем не менее передача вышла в эфир, а у Филатова случился инсульт, наступила интоксикация всего организма.
1994 год – умер известный актер Олег Борисов. И на этот раз не обошлось без странностей. Сын актера захотел податься в режиссуру и снял отца в своей дипломной работе. Причем по сценарию Олегу Борисову пришлось лечь в гроб. Фильм благополучно отсняли, но через два месяца Олег Борисов скончался.
Разумеется, наличие такого рода фактов — не основание для вывода о том, что любая трагическая роль приближает смерть артиста в реальной жизни. Десятки актеров неоднократно умирают на экране или на сцене, но продолжают после этого жить и работать.
Но и здесь существует своя особенность: большинство таких актеров после съемок в подобных ролях не избежали неприятностей другого рода — болезней, смертей близких людей, разводов и т.д.
Не менее трагична судьба режиссера Динары Асановой. Но в ее случае трагедия состояла в другом — несколько актеров, сыгравших в ее фильмах главные роли, вскоре погибали. А так как Асанова снимала в основном подростков, то из жизни уходили молодые, полные жизненных сил люди. Например, юноша, сыгравший одну из главных ролей в фильме «Ключ без права передачи», ни с того ни с сего повесился на собственном шарфе.
Спустя несколько лет после этой трагедии Асанова сняла другой фильм о подростках — «Не болит голова у дятла». И снова беда: исполнитель главной роли стал наркоманом, и его нашли убитым на улице. Узнав об этом, талантливая женщина прожила недолго. 1985 год, апрель — она поехала в Мурманск на съемки нового фильма. Там однажды утром коллеги пришли в ее кабинет, чтобы позвать на очередную съемку, и увидали, что сидящая в кресле Асанова скончалась: у Динары не выдержало сердце.
Еще одна тема в этой же проблеме — произведения, скрывающие в себе опасность для всех, кто пытается их экранизировать. Первой в таком списке можно смело назвать повесть Н. Гоголя «Вий». «Вий» стал первым фильмом ужасов в СССР. Как известно, панночку-ведьму в нем играла актриса Наталья Варлей. Сразу после съемок она слегла с серьезной болезнью. Но это было не последним испытанием, связанное с роковой ролью. Как-то Варлей отправилась в морской круиз, и организаторы его взяли с собой кассету с «Вием». Решили показать фильм пассажирам, а Варлей перед началом показа должна была произнести краткое вступительное слово. Она выступила, но картину показать не удалось: спокойное море неожиданно разбушевалось, и сеанс перенесли на следующий день. Но сутки спустя история повторилась: только в кают-компании выключили свет, море опять вспенилось, и большая часть пассажиров вынуждена была удалиться.
На третий день снова запустили «Вия». Не прошло и 5-ти минут, как началась неимоверная качка, и судно начало крениться. Варлей бросилась в кают-компанию и чуть ли не силой заставила киномеханика прервать сеанс. Тот подчинился, и море тотчас успокоилось. Больше эту картину на теплоходе не крутили. Позже, касаясь своей работы в «Вие», Варлей сказала: «За эту роль я уже покаялась, получила в церкви прощение и твердо уверена: нельзя заглядывать туда, куда смертным вход воспрещен».
Еще одно из «опасных» произведений для экранизаторов — роман Николая Лескова «На ножах». В свое время русская интеллигенция прокляла его, назвав реакционным. Роман не издавали 70 лет, он ходил только в рукописях. В конце 90-х годов XX века экранизировать роман для телевидения взялся режиссер Александр Орлов (снял «Женщину, которая поет» и другие фильмы). В процессе работы над картиной и сразу после ее завершения начала происходить настоящая мистика. Для картины были изготовлены 7 могильных крестов, которые находились в подвале загородного дома режиссера. Вскоре у Орлова скончалась теща. После умирает один из рабочих, изготавливавших эти кресты. Чуть позднее в группе начался настоящий мор: умерли оператор, его помощник, художник, художник-гример. Однако самую ужасную смерть приняла одна из исполнительниц главных ролей в фильме Елена Майорова – покончив жизнь самоубийством: подожгла себя.
Наравне с «опасными» произведениями есть и «опасные» персонажи, играя которых актер рискует своим здоровьем, а то и жизнью. К примеру, царь Иван Грозный. 1945 год — знаменитый актер Н.П. Хмелев умер на сцене МХАТа в гриме и костюме этого персонажа, а в 1992 году та же роль стала последней и для Евгения Евстигнеева. Русского государя он играл в фильме «Ермак», и ему оставалось отсняться в двух последних эпизодах. Но в начале марта он решил сделать операцию на сердце и поехал в Лондон. По мнению врачей, операция предстояла вполне рядовая. Но буквально за несколько минут до нее Евстигнееву вдруг стало плохо. Его тут же отправили на операционный стол, борьба за жизнь длилась 4 часа, но спасти актера не удалось.
Спустя три года после этого едва не расстался с жизнью еще один исполнитель роли Ивана Грозного — актер Александр Михайлов. Царя он играл в спектакле «Смерть Иоанна Грозного» на сцене Малого театра. Причем, будучи человеком верующим, Михайлов попросил руководство театра сменить хотя бы название спектакля и убрать из него слово «смерть». Но руководство не стало нарушать традицию. Михайлов успел отыграть всего шесть спектаклей, когда случилась беда: в июне 1995 года по пути на дачу у него пошла горлом кровь…

Раззаков Федор, автор книги «Как уходили кумиры».

 


 

ред. shtorm777.ru