Люди боятся смерти

Почему люди боятся смерти?

В чем заключается суть процесса умирания — это прекращение существования или же переход на другой уровень бытия? Что такое смерть? Как преодолеть страх смерти? Прекращается ли полностью жизнь человека в момент смерти? Остается ли после смерти человека бессмертная душа? Над этими вопросами люди не переставали размышлять на протяжении всей своей истории: такого рода вопросами задавались все мыслящие люди.

Отвечать на них пытались философы в разное времена и в разных странах. Целые философские школы пытались отыскать приемлемый ответ на эти вопросы. Ученые во все времена «бились» над тайнами бытия. Немного с другой позиции к этим вопросам подходили богословы, которые тоже давали свои варианты ответа. Эти вопросы не перестают интересовать человека и по сей день?

Известный философ ХIХ столетия С.Кьеркегор написал о моменте смерти так:

«Можешь ли ты представить себе что-то ужасней такой развязки, когда существо человека распадается на тысячи отдельных частей подобно рассыпающемуся легиону изгнанных бесов, когда оно утрачивает самое дорогое, самое священное для человека — объединяющую силу личности, свое единое, сущее я?»

Человек появляется на свет, растет, стареет. На каждом этапе он познает себя и окружающий мир. Взрослея, люди начинают осознавать себя личностью. Возникают вопросы: «Кто я?», «Что я в этом мире?», «Зачем я пришел в этот мир?», «В чем смысл жизни?». Человек постепенно постигает, что его появление (рождение) в этом мире направлено на осуществление поставленной кем-то задачи, правильное решение которой зависит от самой личности.

Одновременно и неизбежно появляется и понимание того, что раз человек рожден, значит он когда-то умрет. Всякий, кто впервые осознал в полной мере неотвратимость смерти, испытывает всепоглощающий страх, мешающий осмыслить, что все в этой жизни смертно и рано или поздно прекращает свое существование, уходит в небытие.

Почему же появляется страх смерти? Дело в том, что человек не ощущает своего рождения: он не осознает, не чувствует этот миг в силу того, что попросту не помнит этого. Некоторые ученые считают, что человек только тогда в полной мере становится человеком, полноценной личностью, когда начинает осознавать себя, т. е. когда он начинает себя «помнить». Как только у человека появляются воспоминания, к которым он может возвращаться, то его можно считать личностью.

Первые воспоминания человека относятся к одному, двум годам жизни, а осознание себя и окружающего мира наступает гораздо позднее. И все-же человек уже в состоянии чувствовать свое взросление и осознавать происходящие изменения, в его организме. Вместе с тем трансформируется и его отношение к окружающему миру, оценка действительности. Тогда как почувствовать и осознать момента смерти он не в состоянии.

Человек не может смириться с мыслью, что все равно, рано или поздно для него все закончится и он перестанет существовать в земной жизни. Очень много людей, переживших состояние клинической смерти, характеризуют свой опыт как нечто, абсолютно не поддающееся описанию. Очень многие называли свой опыт «невыразимым». При этом они подчеркивали: что произошедшее с ними невозможно описать обычными земными словами.

Человек так устроен, что его пугает неизвестность. Появляется и страх смерти, потому как представляет из себя нечто неведомое и, может быть, влекущее за собой определенные тяготы. Что будет после смерти? Что он чувствует и ощущает, когда покидает мир живых? Для кого-то попросту невыносима сама мысль, что их больше не будет на этом свете, они лишатся привычного окружения, тепла домашнего очага, внимания родственников и близких и отправятся «путешествовать» по неизведанным мирам.


Ранее утверждалось, что никому не дано понять и почувствовать момент смерти. Эпикур в одном из своих трудов написал:

«Пока мы есть — смерти нет. Когда есть смерть, то нет нас».

«Страх смерти превращает человека в животное. Чтобы не уподобиться животному, нужно преодолеть страх смерти».

Эта истина стала основополагающей для одной из сект ХII столетия, проповедовавшей новый буддизм.

Монахи-аскеты старались при помощи молитв и поста преодолеть страх смерти. Но простому человеку трудно побороть такое чувство. Каждый из нас на протяжении своей жизни накапливает определенный опыт о жизни и смерти. Мы видим, как вокруг рождаются и умирают люди. Но если рождение — это появление в мире нового человека, то смерть — это его закономерный уход.

Момент смерти всегда потрясает. Для человека нарушается привычный порядок вещей, потому как смерть прежде всего лишает нас общения с определенным человеком. Происходит обряд погребения и останки человека опускают в землю. И у каждого, присутствующего, невольно вырисовывается картинка: теперь погребенный остается один в холодном закрытом ящике, засыпанном сверху землей. Отныне тело человека так и будет находиться под землей в могиле, и его станут поедать черви.

Все эти картины, появляющиеся в воображении каждого человека, вызывают страх перед смертью и отвращение, преодолеть которые практически невозможно. Л.Толстой очень мучительно переживал страх смерти. Но его в большей мере беспокоила не своя смерть, он беспокоился за своих близких. Так, он писал, раздумывая о жизни и смерти своих детей: «Зачем мне любить их, растить и блюсти их? Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу скрывать от них истины, — всякий шаг ведет их к познанию этой истины. А истина — смерть».

Очень многие из людей в момент смерти слышат голоса людей, которые в этот миг находятся рядом с ними. И голоса эти последнее связующее звено, которое еще удерживает человека в земной жизни. Но как только человек перестает слышать этот голос, он вступает в область абсолютно новых впечатлений и чувств.

Но думая о смерти, представляя, что будет с телом человека, когда его опустят в могилу, мы не перестаем думать о смерти обыденно, применяя житейские мерки к этому явлению. Однако смерть — это прекращение существования только телесной сущности. Всякое органическое тело, которое рождается, неизбежно умрет. Русский философ Н. Страхов написал:

«Одряхление и смерть есть необходимое следствие органического развития. Ведь если бы какой-то организм мог совершенствоваться бесконечно, то он никогда бы не достиг зрелого возраста; он постоянно был бы только подростком, существом, которое постоянно растет, но которому так и не суждено вырасти.

И если бы организм в эпоху своей зрелости стал вдруг неизменным, следовательно, представлял бы только повторяющиеся явления, то в нем прекратилось бы развитие, в нем не происходило бы ничего нового, следовательно, не могло бы быть и жизни. Смерть же вытекает из самого понятия развития. Смерть замечательна своей быстротой. Она быстро низводит организм от состояния деятельности и силы к простому гниению. Как медленно растет и развивается человек — и как быстро, по большей части, он исчезает».

По мнению Страхова, причина такой скорости кроется как раз в высокой организации человека и в превосходстве его развития. А высокоорганизованное существо не терпит никакого значительного нарушения своих отправлений. И если исходить именно из такой точки зрения, то смерть есть благо.

Однако как бы ни были хороши эти доводы, вряд ли они могут примирить каждого человека с неизбежной смертью, вряд ли человеку понравится, что вслед за недолгой жизнью последует вечное небытие. И будет ли нормальный взрослый человек воспринимать смерть как благо? И как бы ни внушалась мысль о том, что все смертны и что смерть неизбежна, все равно человек хочет верить, что кроме смерти, небытия существует что-то еще.

Преодолеть страх смерти в некой мере помогает религия. Ведь любая религия выдвигает идею о бессмертии души человека. И пусть смертно человеческое тело, но душа его бессмертна и в момент смерти покидает материальную сущность. Мы ощущаем себя не только телесно, но и духовно. Умирание тела оказывается не таким пугающим, если не сопровождается физическим страданием. Кажется, что тело человека засыпает (не зря говорится , «вечный сон»), однако остается душа, а это позволяет предположить, что восприятие жизни при помощи сознания, разума не прекращается, а только переходит на другой уровень.

Святыми являются все апостолы, сподвижники Иисуса Христа, а также 70 его учеников, проповедовавших учение Христа в различных частях земли. Вера в Иисуса помогала им творить чудеса, исцелять людей и даже воскрешать мертвых.

В религиозных представлениях душа человека отправляется на небо или достигает нирваны, растворяется в вечном блаженстве. Но что на этот счет говорит наука? Профессор В.Бехтерев попытался ответить на этот вопрос в своей статье «Бессмертие человеческой личности как научная проблема».

Бесспорным фактом является то, что после смерти человека, его тело начинает разлагаться. Все атомы и молекулы, которые до этого составляли целостный организм, постепенно вступают в новые соединения и переходят в новое состояние. Материя, которая образует человеческое тело, таким образом, практически полностью преобразуется. Однако человек — это не только материя. Кроме материи существует еще и энергия: в природе существует закон сохранения энергии и этот закон не знает исключений. Энергия не может появится из ниоткуда и исчезнуть в никуда, она переходит из одной формы в другую. Этот закон распространяется и на все проявления нервно-психической деятельности человека.

«Ни одно действие человека, ни один шаг, ни одна мысль, выраженная словами или даже простым взглядом, жестом, вообще мимикой, не исчезает бесследно», — писал Бехтерев. А так как человек живет среди себе подобных, то он в той или иной степени оказывает воздействие своей психической энергией на окружающих, а следовательно, и сам в свою очередь испытывает такое влияние. И вся нервно-психическая энергия формируется в виде обобщенной социальной «сверхличности».

Но она живет и существует задолго до рождения какого-то определенного человека, но также и не прекращает свою жизнь и после его смерти.

Человек как бы «вливает» свою нервно-психическую энергию в общую нервно-психическую энергию людей. В.Бехтерев также уточнил, что он ведет речь не о бессмертии какого-либо отдельного человека, а о социальном бессмертии, так как уничтожить нервно-психическую энергию, составляющую основу человеческой личности, невозможно.

Бехтерев в своей статье указывает, что речь идет о бессмертии духа.

«Этот бессмертный дух на протяжении всей индивидуальной жизни путем взаимовлияния как бы переходит в тысячи окружающих человеческих личностей. Потому понятие о загробной жизни в научном смысле должно быть сведено, в сущности, к понятию о продолжении человеческой личности за пределами ее индивидуальной жизни в форме участия в совершенствовании человека вообще и создания духовной общечеловеческой личности, в которой живет непременно частица каждой отдельной личности, хотя бы уже и ушедшей из этого мира, и живет, не умирая, а только претворяясь, в духовной жизни человечества».

Нередко в предсмертном состоянии человек испытывает ощущение движения. Ему кажется, что он движется на очень большой скорости через некое темное пространство. Люди описывают это пространство по-разному: дымоход, колодец, долина, цилиндр, тоннель, вакуум, пещера, длинный коридор, открытая дверь, дорога, тропа.

Но эти идеи В.Бехтерева не являются абсолютной истиной: это только попытка объяснить научным путем, что есть жизнь, что есть смерть и что происходит после смерти человека.

Страх смерти каждый человек преодолевает своим способом. Одни живут, особо не думая о смерти. Живут, потому что живется. Другие же ищут чувственных удовольствий и гонятся за материальными благами. Для них смерть это прекращение всего. Третьи стараются подвести понимание смерти под некие научные или философские концепции, которые могут объяснить этот феномен. Смерть может трактоваться и как заурядный и неизбежный природный процесс, а может представать как переход в вечность и гармоничное слияние с жизнью всего мироздания, с мировым разумом. Четвертым помогает преодолеть страх смерти вера в бессмертие души и религиозные образы.

И вовсе не обязательно искать среди них лучший вариант. Как писал М.А.Булгаков в своем знаменитом произведении:

«Каждый имеет те жизнь и смерть, то бессмертие, которых заслуживает».

В наш век, когда ученые делают удивительные открытия и тайному отводится все меньше места в жизни современного человека, интерес к проблеме жизни и смерти не ослабевает. И все так же человек задается вопросом: «Что же такое смерть?» Поразительное исследование провел американский ученый д-р Р.Моуди. Он собирал самые различные сведения о том, что переживал и чувствовал человек на протяжении того времени, когда находился на грани жизни и смерти. Исследования ученого и выводы были поразительны и привлекли к себе большое внимание.

Его респонденты высказывали одну и ту же мысль, сводившуюся к следующему: они больше не боятся смерти, их не пугает страх смерти. В своей книге «Жизнь после жизни» д-р Моуди написал:

«Многие приходят к новому пониманию сущности потустороннего мира. Согласно этому новому взгляду, тот мир не односторонний суд, а скорей максимальное самораскрытие и развитие. Развитие души, совершенствование любви и познание не прекращаются после смерти тела. Наоборот, они продолжаются и по ту сторону бытия, может быть, вечно или, по крайней мере, в течение некоторого периода, причем с такой углубленностью, о которой мы можем лишь догадываться».

И ученый приходит к выводу, что он уже не верит в то, что после смерти человека поглощает небытие. «Жизнь после смерти существует — и все явления, о которых мне стало известно, являются проявлениями этой жизни».

Но с этими выводами безоговорочно согласны не все ученые: исследования в этой области продолжаются. Те сведения, что были предоставлены д-ру Моуди разными людьми, перекликаются во многом с теми свидетельствами, которыми располагал шведский мистик Эммануил Сведенборг. Знаменитый ученый, оставивший после себя труды по математике, механике, астрономии, в возрасте 55 лет обратился к религиозно-мистическим темам и, обладая мощной энергетикой, доводил себя до состояния, когда душа покидает тело.

По словам ученого, ему удавалось ощущать себя вне тела: «Человек не умирает, он попросту освобождается от физического тела, которое ему необходимо, когда он находится в этом мире». Сведенборг утверждал, что в момент смерти человек переходит из одного состояния в другое. Но после смерти человек сразу не осознает, не понимает, что он умер, потому что в этот момент он находится в некоем «теле», которое в некоторой степени напоминает его прежнее физическое тело.

И дух человека — это его душа, которая после смерти живет в настоящем человеческом облике. При этом духовное состояние гораздо менее ограниченно, чем его прежнее телесное существование. У человека, когда он умирает и выходит на новый уровень бытия, обостряются восприятие, мысль и память, а все духовные дарования становятся более совершенны.

Верить в эти утверждения очень удобно. Тем более, что многие положения находят подтверждение в разных религиях. Но почему бы раз и навсегда не найти оптимальный ответ на этот вопрос? (Ведь философы еще в древние времена доказывали с одинаковой убедительностью и смертность человека, и бессмертие его души). Тем не менее единый вывод так и не был сделан: каждый для себя сам находит приемлемый ответ на вопрос «Что ждет человека после смерти».

Конечно же, человек волен совершенно не считаться с любыми доводами науки и со всеми современными исследованиями. Любой из нас вообще может игнорировать научную концепцию жизни и смерти и придерживаться на этот счет той точки зрения, которая его больше всего устраивает.

Абсолютно ясно только одно: земная жизнь для каждого человека непременно закончится. Рано или поздно это произойдет — неизвестно, но в конце обязательно будет смерть. В момент смерти единство духовной и телесной оболочки будет нарушено. Душа и тело перестанут быть единым целым. Тело изменится, распадется на составные части. Но куда попадает душа после смерти — ни одному смертному знать не дано. Мы можем лишь верить, догадываться или фантазировать, но это только наши земные мысли о вечности.

Может быть, прав окажется гениальный писатель и каждому воздастся по вере его. А если верить в закон о Божественной справедливости, то каждому воздастся и за дела его. Одних ждет рай и вечное блаженство, других ад и вечные муки. А третьим, возможно, будет дарован вечный покой. Но смерть, так же, как и рождение, каждый переживает индивидуально и никогда не сможет поведать ни о своем рождении, ни и о своей смерти. Это так и будет оставаться вечной тайной бытия.

 

 


 

Е.Данилова

ред. shtorm777.ru