Спиритуализм и спиритизм

Спиритуализм — тайны общения с духами

1744 год — шведский ученый и мистик Эммануил Сведенборг начал распространять в своих книгах информацию о мире духов и откровениях, которые будто бы были получены им от святых, ангелов и других высокодуховных существ при помощи снов и видений. Сведенборг часто путешествовал по иным мирам, где получал советы и наставления от духов покойных королей, священников и разных библейских персонажей.

Сведенборг был не единственный известный ученый, который верил в существование духов, или мистицизм. Рене Декарт, Исаак Ньютон и Бенджамин Франклин тоже верили в это. Своими книгами Сведенборг пробудил любопытство европейской общественности к вопросу жизни после смерти и дал начало новому представлению о природе продолжения существования человеческой индивидуальности.

До того как появились работы Сведенборга господствовала точка зрения христианства о том, что душа после смерти отправляется или в рай, или в ад, а души католиков попадают в чистилище. Жизнь души в этих таинственных мирах, по мнению верующих, абсолютно отличалась от жизни в физическом мире. В соответствии с представлением Сведенборга, оказавшимся революционными для тех времен, жизнь в мире духов очень напоминает жизнь в нашем материальном мире. Его общения с духами умерших стали как подтверждение того, что между миром людей и миром духов можно установить непосредственный контакт.

Спустя где-то 75 после смерти Сведенборга простой ученик сапожника имел видение, в котором Сведенборг и греческий врач Гален рассказали ему о продолжении жизни после смерти. Этот человек по имени Эндрю Джексон Дэвис, несмотря на свой юный возраст и отсутствие официального образования, стал писать ученые труды о сверхъестественных возможностях тела человека, которые он называл магнетизмом и электричеством. 1845 год — он впал в транс, в котором продиктовал объемную работу «Принципы природы, ее божественные откровения и глас к человечеству», включающую такое пророчество.

Я убежден в том, что духи общаются между собой, несмотря на то, что некоторые из них заключены в тело человека, а другие находятся на более высоких планах бытия. Довольно скоро появятся объективные доказательства в подтверждение этой истины. Когда это произойдет, человечество с восторгом войдет в новую эру, знаменующую собой раскрытие тайны жизни духа после смерти физического тела. Через три года, 31 марта 1848 г. Дэвис сказал, что почувствовал на своей шее теплое дыхание и услышал тихий голос, который произнес: «Брат, работа началась. Первое вещественное доказательство получено».

Это случилось в небольшом городе Покипси, штат Нью-Йорк. Тем днем в расположенной по соседству деревушке Хайдесвилль три сестры Фокс, Маргарет, Кейт и Леа, играли в доме, где жили с родителями. Маргарет было 10 лет, Леа – 9, а Кейт только что исполнилось 7 лет.

На протяжении нескольких дней семья Фокс слышала таинственное постукивания в одну из стен дома. В тот самый день, 31 марта, когда Дэвис получил свое загадочное послание, сестры захотели установить контакт с духом, который, как они считали, и был причиной этих странных звуков.

Младшая сестра Кейт попросила дух повторить свои действия, а потом начала хлопать в ладоши. Почти тотчас же прозвучало несколько ударов по стене, походивших на звуки, издаваемые Кейт. Потом Маргарет также захотела присоединиться к этой забаве и попросила дух сосчитать до четырех. Немедля девочки услыхали 4 последовательных удара по стене. Дети были так перепуганы, что кинулись бежать из комнаты. Чуть позднее они возвратились вместе с Леа, после чего трое девочек, впервые в современной истории, установили контакт с миром духов.

Девочками была придумана система вопросов и ответов, для общения с духом. При помощи этой системы они узнали, что при жизни этот дух был торговцем железным ломом и что его убили и замуровали в фундаменте дома. Почти через 50 лет в основании дома произвели раскопки, чтобы подтвердить сказанное сестрами. В фундаменте обнаружили останки мужчины, по всей видимости, убитого и закопанного вместе с инструментами торговца скобяными изделиями.

Событие, произошедшее с сестрами Фокс и предсказанное Эндрю Джексоном Дэвисом, стало началом течения, получившего название спиритуализм. Сестры стали известными медиумами, а спиритуализм с невероятной быстротой распространился в Америке и Европе. В странах Европы практика вхождения в контакт с духами вошла в моду и поспособствовала появлению большого числа медиумов, которые претендовали на обладание исключительными способностями для общения с духами. Многие из этих медиумов были явные мошенники, но попадались те, кто проявлял необычный талант в установлении контакта с миром духов, не находивший очевидного объяснения.


Одним из наиболее известных медиумов тех времен был англичанин по имени Даниэль Дуглас Хоум, который был способен левитировать, поднимаясь на несколько футов над полом и порой достигая потолка. Хоум мог не только левитировать; когда он заходил в комнату, пол начинал качаться, словно при землетрясении. Результаты его общения с духами всегда были очень точны. Один человек сообщил, что стал очевидцем того, как в ходе сеанса Хоум вырос на целый фут, не отрывая ног от пола. Из известных личностей, постоянными клиентами Хоума были, английская поэтесса Элизабет Баррет Браунинг и французский император Наполеон Бонапарт.

В скором времени после смерти мужа королевы Виктории принца Альберта в 1861 г. 13-ти летний мальчик по имени Роберт Джеймс Лиз впал в состояние транса во время спиритического сеанса, проходившего в его доме. Пока он находился в трансе, дух, который заявил, что он принц Альберт, попросил передать послание королеве. В числе присутствующих был репортер лондонской газеты, который уже на другой день опубликовал заметку о просьбе духа. Эта статья привлекла внимание королевы Виктории, и она немедля приказала двоим придворным принять участие в спиритическом сеансе в доме Роберта Джеймса Лиза.

Во время второй встречи дух принца Альберта, говоривший устами Лиза, узнал этих придворных и поприветствовал их, называя правильными именами несмотря на то, что ранее они представились под вымышленными именами. На этот раз дух продиктовал письмо королеве, обратившись к ней только им двоим известным способом. Происходящее так впечатлило королеву Викторию, что она приказала молодому господину Лизу явиться во дворец, чтобы она с его помощью могла говорить с принцем Альбертом.

Роберт в течении некоторого времени жил во дворце, но потом дух покинул его так же неожиданно, как и появился, как видно, решив общаться с королевой через одного из слуг в замке Балморал в Шотландии. Этот человек по имени Джон Браун стал личным лакеем королевы Виктории. Он считался весьма талантливым медиумом, на протяжении многих лет служившим королеве для установления контакта с ее любимым Альбертом.

В то время, как Роберт Джеймс Лиз работал в качестве медиума для королевы Виктории, в Америке президент Авраам Линкольн также испытал на себе влияние спиритуализма.

Со слов полковника Симона Ф. Кейса, входившего тогда в высшие правительственные круги Америки, президент был частым посетителем спиритических сеансов. Во время одного из таких собраний молодой медиум по имени Нетти Колбурн Мэйнард впала в транс под влиянием духа, назвавшегося представителем одного из ангельских чинов. В состоянии транса, медиум подошла к Линкольну и стала говорить о важности отмены рабства. Дух сообщил, что Гражданская война не закончится, пока рабы не получат свободы, потому что Бог повелел, что все человеческие существа должны быть свободными. Полковник Кейс, присутствовавший на этом сеансе, написал в своей книге, что медиум выражала свои мысли очень убедительно и разумно, используя аргументы, которые навряд ли смогли быть сформулированными такой молодой девушкой, как Нетти.

Спустя два дня на втором сеансе перед Линкольном появился тот же самый дух, опять советуя ему освободить рабов. В начале Гражданской войны Линкольн не собирался отменять рабство; однако в сентябре 1862 г., через почти 8 месяцев после того, как при помощи Нетти он получил послания духа, президентом была подписана «Прокламация об освобождении», что предоставило свободу четырем миллионам рабам. И хотя учебники истории не подтверждают эту информацию, Гражданская война закончилась вскорости после отмены рабства в соответствии с предсказанием духа.

В те времена основой спиритуализма являлась деятельность медиумов, утверждавших, что они обладают необычными способностями по установлению контакта с духами умерших, и в некоторых случаях помогавших людям общаться с их друзьями и родственниками, ушедшими в мир духов. Медиумов начали называть «лошадьми» или «домами» духов, потому как последние «оседлывают» или «заселяют» тело медиума во время занятия спиритизмом.

Спиритические сеансы, начинались с того, что все участники садились вокруг круглого стола, взявшись за руки. Как правило в комнате выключали свет, потому что считали, что он может отвлекать медиума, пока тот будет находиться в состоянии транса.

Обычно во время сеанса медиум предоставлял несколько доказательств своих способностей. Это могли быть звенящие колокольчики, звуки флейты, бубна и других музыкальных инструментов. Некоторые медиумы, к примеру, известный Даниэль Данглас Хоум, левитировали, перемещали стулья и столы по воздуху и создавали светящиеся образы рук и других предметов. Одним из наиболее популярных зрелищ была плавающая по воздуху труба, которая издавала звуки, в то время как Хоум к ней даже не прикасался.

Однако вне всякого сомнения самым впечатляющим действием медиумов было выделение странного вещества под названием эктоплазма, исходившего изо рта или солнечного сплетения погруженного в транс медиума. Очевидцы описывали эктоплазму как прозрачную субстанцию. Этот прием был очень популярен на протяжении многих лет, пока не было доказано, что это не что иное, как результат мошенничества медиумов, которые утверждали, что способны выделять эктоплазму.

Участие в этих очень занимательных спиритических сеансах не было бесплатным, а цена зависела от репутации медиума. К несчастью для медиумов, технический прогресс разоблачил большую часть их хитроумных приемов. В итоге все виды материальных демонстраций во время сеансов прекратили, а центр внимания сместился в сторону медиума, который способен установить прямой контакт с духами и сообщить присутствующим на сеансе вещи, которые известны лишь им.

Где-то в 1850 г. француз по имени Ипполит Леон Денизар-Ривайль предпринял тщательное изучение теоретических положений и практики спиритуализма. При помощи 10-ти медиумов Ривайль установил контакт с несколькими духами-проводниками и попросил их рассказать о жизни после смерти и космических законах. Полученные ответы были проанализированы и представлены в работе «Книга духов», которую Ривайль написал под псевдонимом Аллан Кардек.

В этой книге содержится 1018 вопросов и ответов о сотворении мира, жизни духа, духовном развитии и реинкарнации. По мнению Ривайлья, духи не только перевоплощаются, но и развиваются и совершенствуются, переходя на более высокие в духовном и техническом смысле планы бытия. Представления Аллана Кардека были сведены в отдельное учение, которое стало называться спиритизмом.

Одним из основных постулатов спиритизма является убежденность в необходимости милосердия и благотворительности для спасения души. Самым щедрым из всех возможных даров считается дар физического, умственного или душевного здоровья другому человеку. Потому основная задача медиума состоит в свершении благотворительных акций, в особенности касающихся духовного исцеления.

После оглушительного успеха «Книги духов» Кардек создал другие, не менее значительные произведения: «Евангелие в разъяснении спиритизма» и «Сборник избранных молитв». Многие из этих молитв до такой степени популярны в Латинской Америке, что миллионы людей знают их на память.

Кардек считал, что духовное развитие возможно лишь путем ряда последовательных реинкарнаций. Одним из его твердых убеждений было то, что Бог предоставляет каждому человеку с момента его рождения нескольких духов-проводников. Это высокоразвитые существа, которые защищают и помогают людям на пути их духовного совершенствования. Некоторые из этих духов-проводников являются умершими родственниками человека в его текущем или даже предыдущих воплощениях.

Кардек настаивал на важности установления контакта с этими высокоразвитыми духами для получения помощи в решении трудных ситуаций. С этой целью он пытался адаптировать некоторые идеи спиритизма к нормам и правилам христианства. Поздней он написал ряд молитв и комментариев, основанных на довольно строгих нормах нравственности и поведения. Это учение со временем стало частью его книг. Одним из наиболее известных приверженцев спиритизма был французский астроном Камиль Фламмарион, чьи стихотворения были включены в работу Кардека «Сборник избранных молитв».

Сторонники направления спиритуализма, которого придерживался Кардек, по большей части были озабочены вопросами духовного развития человечества и соблюдением божественных законов, чем его первоначальные представители, заинтересованные исключительно в извлечении прибыли из мнимых сверхъестественных способностей медиумов. Именно потому он решил провести грань между этими направлениями, назвав свое учение спиритизмом.

Книги Аллана Кардека получили такой широкий резонанс в Европе, что были быстро переведены на несколько языков, включая испанский и португальский. Несмотря на строгий запрет, наложенный католической церковью на книги Кардека, его произведения в виде контрабанды ввозились в конце XIX столетия в страны Латинской Америки – в особенности в Аргентину, Бразилию, Кубу, Пуэрто-Рико и другие страны Карибского бассейна. Спиритизм быстро распространился на территории этих стран, а в скором времени начал практиковаться и в остальных странах латиноамериканского континента. Сегодня в Аргентине и Бразилии проживает наибольшее число сторонников спиритизма, а около 90% жителей стран Карибского бассейна являются страстными приверженцами учения Кардека.

 


 

Мигене Гонсалес-Уипплер

ред. shtorm777.ru