Возникновение спиритизма

Рождение спиритизма

В истории полтергейста известны вспышки, в результате которых возникали новые учения, стоящие в непримиримой оппозиции к учению той или иной церкви. Это, по моему мнению, крайняя степень выражения той специфической особенности проявления этого темного феномена, которую Д.Скотт Рого определил как антирелигиозность. Но под антирелигиозностью полтергейста Д.Скотт Рого понимает неистовые проявления полтергейстных сил по отношению ко всему тому, что имеет связь с исполнением религиозных обрядов, и к тем, кто их исполняет.

Но это еще, так сказать, цветочки. Время от времени созревают ягодки. Я знаю три случая, когда следствием полтергейстной вспышки было возникновение новых учений. Но, конечно, таких случаев было гораздо больше. Просто масштабы таких «ягодок» могут быть самыми разными — от заблуждений, поражающих мозги только нескольких дюжин единомышленников, до ереси или раскола, охватывающих сознание многих тысяч и даже миллионов верующих на всем мире. Две таких «ягодки» созрели в Англии, одна — в Америке.

Так, полтергейст, вспыхнувший в доме английского священника и врача Джона Пордейджа в 1651 г. спровоцировал появление религиозной общины Филадельфийское Братство, захватившее в свои сети многие тысячи людей на всей планете. Община просуществовала вплоть до начала XVIII столетия, когда английское правительство запретило собрания членов Братства.

В скором времени после этого запрета началась длившаяся всего два месяца на рубеже 1716–1717 гг вспышка в родовом поместье известного всей Англии проповедника Д.Весли. Этого оказалось достаточно, чтобы один из членов многодетного семейства Весли — 13-ти летний Джон, в последствии стал основателем методистской церкви.


Как все начиналось

А одним мартовским утром 1848 г. в небольшом двухэтажном коттедже принадлежавшей к той же самой методистской церкви семьи американского фермера Джона Д.Фокса, в который семья переехала в декабре 1847 г., начались необъяснимые стуки и удары. Это было началом целой серии фантасмагорических событий, итогом которых стало возникновение спиритизма.

Дом, куда переехала семья Фоксов, состоявшая из него самого, его жены и двух дочерей — 14-ти летней Маргарет (Мэгги) и 12-ти летней Кейт, стоял в местечке Гайдсвил, штат Нью-Йорк. Дом имел репутацию беспокойного. Его прежние хозяева как будто бы жаловались на какие-то странные явления в этом доме.

Как бы то ни было, но раздававшиеся из стен спальни девочек стуки и удары сильно пугали их и не давали покоя их родителям. Они продолжались все последующие дни и ночи. Громкость звуков все увеличивалась, пока к концу марта весь коттедж не стал сотрясаться буквально до основания!

Однажды, еще в первые дни, когда громкость звуков не была столь оглушительной, Кейт хлопнула в ладоши во время еще длящейся серии ударов. Почти немедля раздался ответный хлопок. Ободренная, Кейт щелкнула пальцами — раздался ответный щелчок. В ладоши хлопнула и Мэгги — был такой же ответ. Удивленные девочки побежали за родителями.

К тому времени родители уже знали о плохой репутации своего дома, потому сообщение дочерей их не удивило, а огорчило. Они последовали примеру дочерей и получили тот же результат, придя к выводу, что звуки издаются проживающим в их доме несчастным и беспокойным духом.
Все еще плохо веря в происходящее, Фоксы-старшие пригласили соседей, чтобы и они засвидетельствовали эти странности. Один из соседей, Вильям Дьюслер, попробовал пообщаться с духом при помощи алфавита. Он называл буквы вслух и записывал ту, во время произношения которой раздавался двойной подтверждающий стук Другой сосед, Джон П.Луси, даже получил правильные ответы о возрасте своих детей и о своих личных делах.

А потому как Фоксам-старшим не давала покоя судьба их невидимого сожителя, они при помощи азбуки и ответных стуков узнали его поистине трагическую историю: зовут его Чарльз Росма, он был коробейником, как-то раз заночевал в этом доме и был убит хозяином. Его тело закопали в подвале, а все следы его пребывания в доме уничтожили. Дух Чарльза Росма предупредил, что будет обитать в доме до тех пор, пока не будут найдены и не преданы земле, как положено, его бренные останки.

Фоксы бросились копать, и — тут я вынужден огорчить тех, кто ожидает сенсации. Версии расходятся. Утверждали, что в подвале при раскопках были обнаружены останки человека, а кто-то из жителей Гайдсвила даже говорил, что ему известно имя убийцы. Современные же исследователи полтергейста осторожно относятся к такого рода сообщениям, потому как им не известны надежные документальные свидетельства.

Но произошедшее не удавалось сохранить в тайне, уж больно шумно стал вести себя невидимый сожитель Фоксов. В скором времени новость распространилась по всему городку. Началось вторжение целых толп любопытных, и — в результате невероятно разросшейся популярности — гонения со стороны местной общины методистской церкви.

Вначале Фоксов публично обвиняют в мошенничестве. Но это не проходит, уж слишком много свидетелей необычных проявлений. Тогда их обвиняют в сношениях с нечистой силой. Это уже более серьезно. Местная община методистской церкви, среди членов которой Фоксы всегда пользовались большим уважением, исключает их из своей среды. Спасаясь и от связанного с исключением позора, и от ставших неистовыми ко времени изгнания Фоксов из методистской общины звуков, сотрясавших весь коттедж, Фоксы в апреле 1848 г. переехали в близлежащий городок Рочестер, в дом своей замужней 23-х летней дочери Лии Фиш, преподававшей там музыку. Они надеялись, что на новом месте все прекратится.

Но не тут-то было. К стукам и ударам присоединились движения, полеты, зависания в воздухе и бросания всяких предметов. Видели чьи-то прикасающиеся к членам семейства руки. Слышали звуки тяжелого, волочащегося по полу, агонизирующего тела…

Вновь в дом с утра до вечера вторгаются любопытные, становясь свидетелями невероятных явлений и распространителями сведений о них по всей Америке. Жизнь в доме осложнилась до крайних пределов. Свою помощь предложил рочестерский методистский пастор, но проведенный им ритуал изгнания духов не помог.

А тем временем возобновилось общение с духами посредством стуков. Первое, что потребовали от Фоксов эти, по их мнению, потусторонние и разумные силы — ни больше, ни меньше, как сделать результаты их изучения известными всему миру: «Дорогие друзья, — выстукивали эти необычные деятели, — вы должны сказать миру правду. Наступает начало новой эры. Вы не должны больше пытаться скрывать это. Когда вы выполните ваш долг, Бог и добрые-духи будут продолжать защищать и охранять вас».

Это требование поначалу встретило со стороны Фоксов самое упорное сопротивление. О его причинах в 1885 г. поведала старшая дочь Фоксов, Лия, издав в Нью-Йорке книгу «Исчезнувшее звено современного спиритуализма»: «Я должна здесь обратить внимание на тот факт, что общее чувство нашей семьи, всех нас, было единодушно направлено против всех этих странных диковинных вещей. Мы смотрели на них, как на испытание, нам ниспосланное. Кем, как и почему — мы знать не могли.

Взгляды и понятия окружающих нас соседей и всего околотка совпадали с нашими собственными, привитыми от воспитания убеждениями, что все это дело было «нечистое». Оно нас мучило и смущало, неестественность же его бросала на нас скорбную тень. Мы противились ему, боролись с ним и постоянно и горячо молились об избавлении, даже тогда, когда некое странное обаяние приковывало нас к этим чудесным проявлениям, нам против воли навязанным какими-то невидимыми силами и деятелями, которых мы не могли ни понять, ни осилить.

Если бы наша воля, горячее желание и молитвы смогли помочь нам, если бы они были услышаны, то все это дело и прекратилось бы тогда же, не пошло бы далее нашего маленького околотка и мир никогда бы не услыхал о рочестерских стуках или о несчастном семействе Фокс. Но дело было не в наших руках, и не мы заправляли им». Нечистая сила оказалась сильней и изощренней.

1848 год, ноябрь — дух заявил Фоксам, что не могут же они вечно бороться с ним и что ввиду их систематического невнимания к его просьбам он должен покинуть их. На это Фоксы ответили, что ничего лучше они и не желают. Через 12 дней все прекратилось — ни стука, ни звука.

И вот тут-то Фоксы сломались. Они в отсутствие духа вдруг стали глубоко сожалеть о том, что поставили мирские соображения выше долга, и когда по просьбе зашедшего приятеля стуки раздались снова, их уже приветствовали с восторгом: «Это было для нас, — писала Лия годы спустя, — как бы возвращение долго отсутствовавших друзей, цены которым, пока они были с нами, мы не знали».

Но стучащий дух продолжал гнуть свою прежнюю линию: «Вам надлежит исполнить долг, мы требуем, чтобы вы предали это дело гласности». Дух сообщил и о разработанном им подробном плане действий: нанять большой публичный зал; девочки должны предстать на сцене с некоторыми из своих друзей; ознакомить публику с предметом должны были определенные лица — Вильетс и Капрон (последний в 1855 г. издал в Бостоне книгу «Современный спиритуализм»); Капрон должен был прочесть лекцию о том, как это все было с самого начала; для исследования явления публика должна была выбрать комиссию из 5-ти человек. Что же касается его самого, то дух обещал стучать так громко, чтобы стуки были слышны по всему залу.

Однако эти требования были встречены отказом. Как позднее написал Капрон, все предполагаемые участники «не имели желания подвергнуть себя публичному осмеянию и совсем не хотели получить известность таким путем… Но нас уверяли, — продолжал Капрон, — что это был наилучший способ для прекращения всяких нареканий и утверждения истины и что таким путем откроется возможность для более широкого развития спиритического общения в недалеком будущем». Дух как в воду глядел!

Однако страх опозориться брал верх, и тогда дух нашел выход: устраивать демонстрации в частных домах с большими залами! Целый год прошел в колебаниях со стороны Фоксов и в увещеваниях со стороны духа, пока Капрон не приступил к организации демонстраций в частных домах.

Первая публичная демонстрация состоялась вечером 14 ноября 1849 г. Успех был полным! Стучавший в присутствии девочек дух правильно отвечал на все предлагавшиеся ему зрителями вопросы. Стуки, как и было обещано, были слышны по всему залу. Три в скором времени последовавших одно за другим выступления девочек прошли с тем же результатом. Зрители были буквально шокированы не только необъяснимо возникавшими стуками, но и тем, что посредством стуков они получали правильные ответы на задаваемые ими духу вопросы. Уж тут-то точно не могло быть никакого обмана, никакой подтасовки: верность ответа задававший вопросы оценивал сам. Ответ же, кроме него, никто из присутствующих не мог знать. Было от чего прийти в смущение!

Весть о том, что сестры Фокс принимают сообщения с «того света» и что каждый желающий в том убедиться может засвидетельствовать это лично, быстро разошлась по всей Америке. Все были согласны с тем, что потусторонние сообщения посылаются душами умерших. Такие души стали называть духами (дух по-латыни — spirit). А сестры Фокс просто-напросто оказались посредниками или медиумами между миром живых и миром мертвых в силу выдающихся медиумических способностей сестер.

Но скоро нашлись любопытные, которые решились опробовать самих себя на наличие таких способностей. Оказалось, что они отнюдь не так уж и редки. Очень скоро духовыстукивание стало повальным увлечением, охватившим за несколько лет буквально всю Америку, где возникли сотни и тысячи спиритических кружков. Всего спустя несколько лет число их участников достигло сотен тысяч.

Идя навстречу охватившему американцев увлечению, некто Ч.Партридж уже в 1852 г. выпустил первый номер большой еженедельной спиритуалистической газеты «Духовный Телеграф». Скоро такого рода газеты и журналы распространились и по Европе, как и повальное увлечение спиритизмом.

В мою задачу не входит изложение истории спиритизма, это довольно обширная тема. Ей посвящены сотни объемистых томов. В них отмечаются неразрывная связь истории полтергейста и спиритизма, общность большинства полтергейстных и спиритических феноменов, сходные особенности проявлений.

Сравним, к примеру, физические проявления полтергейста и физические проявления, наблюдающиеся во время проведения спиритического сеанса. Что касается последних, то русский исследователь этих явлений А.Н.Аксаков еще в 1891 г. привел такие их особенности: порой это только шутки, шаловливые проделки, которые только надоедают медиуму: исчезают необходимые ему вещи, возникают пугающие медиума звуки, его неожиданно обрызгивает водой и пр. А на некоторых сеансах физические проявления, бывает, становятся столь бурными, даже враждебными, что продолжение сеанса делается опасным и приходится немедля прекращать его. Но подобные же особенности свойственны и физическим проявлениям полтергейста! За тем исключением, что как правило не удается их прекратить.

И при полтергейсте, и во время спиритического сеанса оказывается возможным как бы общаться с феноменами посредством, к примеру, стуков или даже письменно. Тот же самый Аксаков неоднократно сетовал на пошлость таких, названных «умственными», спиритических сообщений (изъяснения в любви, насмешки, брань, непристойности и пр.), крайнюю бедность их умственного содержания, их лживость: явление как бы находит удовольствие в мистификациях! Но то же самое свойственно и полтергейстным «сообщениям».

Вместе с тем исследователи и старого, и нового времени согласны в том, что сведения, содержащиеся в таких сообщениях, иногда в принципе не могли быть известны ни носителю полтергейстных проявлений, ни медиуму в спиритическом сеансе. Но процент таких сведений крайне мал.

Так, старейший в нашей стране исследователь аномальных явлений Ю.А.Фомин, проанализировав несколько сотен протоколов спиритических сеансов, как столетней давности, так и специально проводившихся в течении почти четверти века, разделил все содержащиеся в протоколах сведения на четыре группы:

— известные участникам сеанса сведения;
— в принципе непроверяемые сведения;
— ложные сведения, то есть дезинформация;
— неизвестные участникам сеанса сведения, подтвердившиеся при проверке.

Так вот, к четвертой группе относилось всего 5 — 10 % спиритической информации. Получаемые в процессе полтергейстного общения сведения тоже, бывает, подтверждаются или сбываются, но это происходит довольно редко. Нечистая сила как правило ведет себя крайне лукаво, изредка как бы соблазняя достоверными сведениями попавших в ее сети с тем, чтобы, усыпив их бдительность, окончательно ввести их в заблуждение. Эта стратегия как бы профессионального ловца душ обычно великолепно себя оправдывает: медиум, носитель полтергейста или контактер нередко оказываются в полной зависимости от этого, по выражению Ю.А.Фомина, контрагента, под которым он понимает «информационные комплексы умерших людей».

Христианство и другие религии под подобными «контрагентскими» проявлениями понимают таковые со стороны дьявольских, бесовских сил, которые обольщают и соблазняют паству. Православная церковь, к примеру, всячески предостерегает от подобных обольщений. Православный христианин, американский иеромонах Серафим Роуз называет демоническими такие феномены, как полтергейст, НЛО, ряд спиритических проявлений. Он особенно подчеркивал опасности, что ожидают тех, кто вступил на путь контактов со стоящими за подобными проявлениями демоническими силами.

О том, что общение с «контрагентом» может окончиться очень плохо, предупреждает и Ю.А.Фомин. Спиритизм, говорит он, отнюдь не безобидное развлечение: «Как показывает практика, люди, вошедшие в спиритические контакты, со временем теряют способность трезво оценивать полученную информацию, попадают в постоянную зависимость от контрагента и не могут от нее избавиться, а это порой приводит к психическим нарушениям и даже к смерти». Именно это и произошло с сестрами Фокс, обольщенными обещаниями стучащих духов оберегать и защищать их.

Разумеется, сестры не были первыми из тех, кто нашел, что с этим странным феноменом, оказывается, можно общаться с помощью стуков. Это столь же случайно не раз обнаруживалось и до и после них, но не выходило за границы довольно-таки узкого круга посвященных, и уж, по крайней мере, не становилось известным всему миру. Уникальность случая сестер Фокс в том, что они, обнаружив у себя способность произвольно демонстрировать одно из акустических проявлений полтергейста, делали это публично и в течении почти 40 лет!

В скором времени после первых рочестерских выступлений сестры стали национальными знаменитостями. Их известность быстро пересекла границы Америки и распространилась по всему миру. Маргарет даже продемонстрировала свои необыкновенные способности английской королеве Виктории, Кейт — Александру II. Сестры все время были в центре общественного внимания. Их всегда сопровождала слава — как добрая, так и дурная.

Прежде всего вызывало подозрение происхождение звуков. Еще в Рочестере пришли к выводу, что хитрые девчонки могли издавать звуки, треща суставами конечностей. Могли — и все тут. Но никто никогда достоверно не убедился в этом.

Скандал разразился 21 октября 1888 г., когда газета «Нью-Йорк уорлд» опубликовала их разоблачительное заявление. Сестры признались, что начали стучать еще в Гайдсвиле, орудуя привязанным за веревочку яблоком, а уже в Рочестере научились трещать суставами рук и ног. После этого заявления они продолжали выступать, но уже с обличением спиритизма. Правда, это продолжалось недолго, потому как вскоре последовало поразительное признание Маргарет. Она объявила, что причиной их первого совместного заявления было обещание солидной денежной суммы (тогда сестры испытывали финансовые трудности) за то, что они объявят себя обманщицами. Поскольку сумма оказалась значительно меньше обещанной, сестры берут назад свое признание…

К тому времени они уже стали отъявленными алкоголичками. Очередной запой Кейт привел к отмене их выступлений. В 1892 году, на улице, немного не дойдя до дома, скончалась Кейт. На следующий год не стало и ее старшей сестры. Духи, обещавшие им поддержку и помощь, как всегда, лгали.

 

 


 

И.Винокуров 

ред. shtorm777.ru