Катастрофа Челленджера

Катастрофа Челленджера

1986 год, январь — огненный шар взметнулся в солнечное небо над Флоридой. После череды успешных рейсов взорвался шаттл «Челленджер». Погибло 7 находившихся на борту корабля астронавтов. Что же случилось? И почему проигнорировали предупреждения об опасности?

Для слаженной команды ученых и инженеров НАСА на мысе Канаверал утро 28 января 1986 г. началось с предполетных хлопот. В очередной раз они перепроверяли космический челнок «Челленджер» для еще одного, как предполагали, рутинного полета за пределы земной атмосферы на корабле многоразового использования.

Семь астронавтов, в их числе и Криста Маколифф — учительница начальной школы, которая завоевала право на участие в космическом полете в соревновании с тысячами коллег по всему США, — получали последние инструкции и напутствия. Многочисленные возбужденные зрители и представители СМИ собрались вокруг массивного стартового комплекса и ждали волнующего зрелища.

И никто из них даже не мог предположить, что спустя несколько секунд после начала впечатляющего подъема ракеты может произойти невероятное «Челленджер» взорвется, образовав огненный апельсиново-белый шар. Все члены экипажа погибнут, а американская космическая программа будет пущена под откос на целых три года.

В это трагическое мгновение на высоте 9-ти миль в голубом небе над Флоридой навсегда испарилось благодушное отношение человечества к космическим полетам. На весь мир прозвучал возглас одной из зрительниц: «Боже! Что произошло?»

Прелюдия

История «Челленджера», взлетевшего в легенду, началась накануне ночью, когда температура во Флориде опустилась до необычно низкой отметки — минус 27 °С.

На следующее утро так называемая «ледовая команда» НАСА приступила к работе, проверяя космический челнок на возможность потенциально опасного обледенения. Лед, отделяясь во время взлета, может повредить огнеупорное покрытие «Челленджера».

В последствии выяснится, что один инженер из компании «Рокуэлл» в Калифорнии, наблюдавший за действиями «ледовой команды» при помощи специальной телевизионной установки, позвонил в контрольную комиссию и настоятельно начал требовать отложить старт корабля из-за опасной степени обледенения.

Собравшиеся на космодроме люди горячо приветствовали астронавтов, направляющихся к «Челленджеру» — ветерану челночных полетов. Но они ничего не знали о суровом предупреждении, преодолевшем расстояние в 3000 миль. Не знали этого и астронавты. Заняв свои рабочие места, они стали тщательную проверку всех систем при помощи бортового компьютера.


Казалось, для выполнения целей полета все было подготовлено хорошо. Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи, стоивший $100 миллионов, и провести несколько экспериментов на борту корабля.

Астронавты должны были замерить спектр кометы Галлея, взять пробы на радиацию во внутренних отсеках космического корабля и изучить воздействие невесомости на развитие 12-ти куриных эмбрионов.

За 7 мин. 30 сек. до старта от челнока и его огромных двигателей, стоивших один миллиард долларов, были отведены направляющие стальные конструкции. Наружный топливный бак «Челленджера» был равен по высоте 9-ти этажному дому и вмещал больше полумиллиона галлонов жидкого кислорода и водорода. Запас твердого топлива двух стартовых ракет весил более одного миллиона фунтов.

Счетная система громко отсчитывала стартовые секунды, и люди в толпе возбужденно повторяли их.

Во время старта командир «Челленджера» Дик Скоби и пилот Майкл Смит находились на полетной палубе. За ними сидели инженер-электрик Джудит Резник и физик Рональд Макнейр. Внизу, на средней палубе, находились инженер-космонавт Эллисон Онидзука, инженер-электрик Грегори Джарвис и Криста Маколифф.

За шесть секунд до старта запустили главный двигатель. «4… 3… 2… 1… Старт!» Старт космического челнока и начало его программы. Покинув стартовую площадку, под бурные аплодисменты зрителей Челленджер устремился в небо.

Среди тех, кто наблюдал за грандиозным взлетом космического корабля оставлявшего за собой сверкающий султан белого дыма, находились семья Кристины Маколифф и 18 учеников 3-го класса, которые преодолели 1500 миль из городка Конкорд, штат Нью-Гемпшир, чтобы посмотреть, как их учительница творит историю.

Через 16 сек. после старта огромный корабль грациозно повернулся, взяв курс за пределы земной атмосферы! «Челленджер» идет с ускорением», — сообщила контрольная комиссия ровно через 52 сек. после запуска. «Идем с ускорением», — передал по радио капитан Скоби.

Еще через 3 сек. телевизионные камеры НАСА большого радиуса действия зафиксировали потрясающую картину. Операторы увидали то, чего не могли рассмотреть зрители. Посередине корабля, между его днищем и наружным топливным баком появился неяркий, но отчетливо видимый оранжевый свет. Мгновение… и начался кошмар. Шаттл «Челленджер» охватило пламя… Когда отвратительное Y-образное облако расползлось над космодромом, зрители почувствовали невыразимый страх.

Невероятно, но в Хьюстоне, где была контрольная комиссия, официальный ведущий не смотрел на телевизионный монитор. Вместо этого его глаза уперлись в программу полета. И он говорил не о том, что уже произошло, а о том, что должно было происходить с «Челенджером» в соответствии с графиком полета и написанным текстом.

«Одна минута 15 секунд. Скорость корабля 2900 футов в секунду. Пролетел расстояние в девять морских миль. Высота над землей — 7 морских миль». Для миллионов пораженных увиденным телезрителей его слова звучали как заклинание. Вдруг ведущий замолчал и спустя минуту упавшим голосом произнес: «Как нам только что сообщил координатор полета, космический корабль «Челленджер» взорвался. Директор полета подтвердил это сообщение».

В Вашингтоне в Овальном кабинете работал президент Рональд Рейган. Неожиданно вошли его ближайшие помощники. «С космическим кораблем произошел серьезный инцидент», — сказал вице-президент Джордж Буш. Директор по связям Патрик Бьюкенен был более откровенным; «Сэр, взорвался космический челнок».

Рейган, как и все американцы, был потрясен. Ведь это он принял решение, чтобы первым гражданским лицом в космосе был школьный учитель. Больше 11 000 учителей соревновались за это почетное право. Маколифф оказалась самой удачливой. И вот…

Через несколько часов Рейган попытался утешить опечаленную страну проникновенной речью. Обращаясь к школьникам Америки, президент сказал: «Я знаю, очень тяжело осознавать, что такие горькие вещи иногда происходят. Но все это является частью процесса исследований и расширения горизонтов человечества».

Национальная трагедия

Американцы были потрясены. За последнюю четверть столетия ученые и астронавты Америки совершили 55 космических полетов, и их успешное возвращение на Землю воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Многим стало казаться, что в США почти каждый молодой человек, потренировавшись несколько месяцев, может лететь в космос. Маколифф, веселая и энергичная школьная учительница, должна была стать эталоном этой новой эры. Остается только пожалеть, что эта прекрасная эра просуществовала всего считанные секунды.

Подвергшись суровой 3-х месячной тренировке, учительница была готова совершить свой фантастический вояж. Ей было поручено провести из космоса два урока по 15 мин. Телевидение должно было транслировать эти уроки на весь мир. Маколифф предстояло объяснить детям, как работает космический корабль, и рассказать о пользе от космических полетов. К огромному сожалению, ей не удалось использовать свой шанс и провести уроки, которые вошли бы в историю просвещения.

Вряд ли трагедия «Челленджера» где-то прозвучала громче, чем в Конкорде. Ведь там, в школьной аудитории, собрались перед телевизором коллеги Маколифф и ученики, хорошо знавшие ее. Ах, как они ожидали ее выступления, как надеялись, что она прославит их городок на всю Америку!

Когда распространилась трагическая весть о гибели «Челленджера», все 30 000 жителей города погрузились в траур.

«Люди застывали на месте, — сказал один житель.
— Было такое чувство, будто умер член семьи».

По советскому радио передали соболезнования народу Америки. В Москве объявили, что именами двух женщин, погибших на американском космическом корабле, — Маколифф и Резник названы два кратера на Венере.

В Ватикане папа Иоанн Павел II попросил тысячи собравшихся людей помолиться за американских астронавтов, сказав, что трагедия вызвала чувство глубокой печали в его душе. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер с грустью заметила, что «новые знания порой требуют в жертву самых лучших людей».

Сенатор Джон Гленн, первый американец, побывавший на космической орбите, сказал; «Первые из нас всегда знали, что когда-то наступит такой день, как сегодня. Ведь мы работаем с такими огромными скоростями, с такой энергией, с которыми человечество никогда не сталкивалось».

На всей территории США люди по-разному выразили свою скорбь по погибшим. В Лос-Анджелесе был зажжен олимпийский огонь, погашенный после завершения Олимпийских игр. В Нью-Йорке погасили свет в самых высоких небоскребах. На морском побережье Флориды 22 000 человек держали в руках зажженные факелы…

Почему произошла катастрофа?

Америка погрузилась в траур. А на мысе Канаверал команды береговой охраны США и НАСА уже приступили к поиску обломков шаттла.

Им довелось ждать еще почти целый час после взрыва, потому что осколки все не переставали падать. Район поисков охватывал около 6 000 квадратных миль Атлантического океана. Несмотря на огромную силу взрыва, поисковые партии нашли удивительно большие обломки, разбросанные по океанскому дну, в том числе и секцию фюзеляжа «Челленджера».

Что же касается астронавтов, то после интенсивных исследований эксперты НАСА допустили, что команда погибла не сразу, как считали вначале. Вполне может быть, что они пережили взрыв и жили до тех пор, пока кабина не ударилась о поверхность океана. Экспертам НАСА предстояло решить архисложную задачу: где произошел сбой?

К тому моменту выявились три направления работы. Во-первых, в распоряжении ученых уже был фильм, снятый 80 телевизионными камерами НАСА и 90 камерами, которые принадлежали СМИ. Во-вторых, существовали миллиарды зафиксированных компьютерных сигналов, которыми обменивались обреченные астронавты с центром управления полетов. И, в-третьих, к тому времени были собраны обломки «Челленджера».

Уже имелось предположение, что лед, образовавшийся на стартовой площадке накануне запуска, повредил шаттл, чего опасался инженер из «Рокуэлла». Также были высказаны подозрения, что несколько дней назад стрела подъемного крана случайно повредила внешнюю изоляцию топливного бака. Но эксперты НАСА утверждали, что кран зацепил не сам бак, а лишь пусковое оборудование.

В скором времени версии и предположения сосредоточились на возможной аварии топливного бака или на одной или обеих ракетах-носителях. Эксперты уточнили, что каждый такой узел комплекса мог вызвать взрыв. К взрыву могла привести и утечка топлива через лопнувший шов главного топливного бака.

Специально созданная комиссия стала с пристрастием допрашивать на закрытых заседаниях высших должностных лиц НАСА и инженеров компании «Мортон тайокол» — поставщика ракет-носителей на твердом топливе, которые, предположительно, могли привести к трагедии.

То, что выяснилось, повергло комиссию в шок. Выяснилось, управляющий полетами челноков космического центра Кеннеди Роберт Сайк и директор запуска «Челленджера» Джин Томас даже и не слышали, что инженеры компании «Мортон тайокол» возражали против запуска шаттла из-за холодной погоды на мысе Канаверал.

В большинстве своем эксперты постепенно пришли к заключению, что авария произошла из-за возгорания кольца из синтетической резины, герметизирующего сегменты ракеты-носителя. Эти кольца предназначались для того, чтобы выхлопные газы ракеты не выходили через щели в соединениях.

Вечером накануне запуска инженеры компании «Мортон тайокол» и должностные лица НАСА обсуждали потенциальные проблемы полета. Инженеры единодушно просили отложить запуск «Челленджера». Они опасались, что кольца от холода потеряют эластичность и плотность в пазах вокруг ракет будет нарушена. Правда, речь шла о температуре ниже — 50 °С, а в ту ночь температура опустилась всего до — 30 °С. Но, очевидно, хватило и этого.

Споры грозили затянуться, и тогда первый вице-президент компании «Мортон тайокол» Джеральд Мейсон заявил: «Нам придется принять управленческое решение». Он и три других вице-президента поддержали запуск. Но глава инженерного корпуса компании Аллан Макдональд отказался подписывать официальное разрешение на запуск корабля. «Я спорил с ними до хрипоты, — сказал он репортерам. — Но не смог их переубедить».

Казалось, руководство НАСА не интересовали предположения и предостережения, оно требовало «доказательств», что запуск может быть опасен. С другой стороны, предположительно, оно спрашивало инженеров: «Господи, да когда же вы хотите, чтобы мы запустили корабль, в апреле, что ли?» В конце концов НАСА настояло на своем.

Невероятно, но в день запуска космического корабля НАСА упустило еще один шанс предотвратить трагедию. Огромная башня, поддерживающая летательный аппарат на пусковой площадке, покрылась льдом. Представители космического агентства, озабоченные тем, что лед может повредить огнеупорное покрытие, три раза посылали «ледовую команду» проверять площадку. Но информация о ненормальных «пятнах холода» на правой ракете как-то была упущена из виду. А это означало, что резиновые кольца подверглись намного большему охлаждению, чем во время всех предыдущих полетов.

Выводы катастрофы Челленджера

Проводя публичное слушание в сенатском подкомитете по науке, технологии и космосу, сенатор Эрнест Холдинге сказал о катастрофе: «Сегодня кажется, что ее возможно было избежать». Позже он выдвинул обвинение против НАСА, которое, «очевидно, приняло политическое решение и поспешило осуществить пуск, несмотря на сильные возражения».

Со временем руководители НАСА признали, что где-то с 1980 г. их беспокоило состояние уплотнительных колец между секциями ракет-носителей. К примеру, во время первых 12-ти полетов шаттла кольца 4 раза частично обгорали. Космическое агентство начало применять новый тип мастики для защиты соединений. В результате кольца начали разрушаться еще быстрей. Несмотря на все это, ведущие инженеры и управляющие НАСА не считали изъяны уплотнителей достаточно серьезными, чтобы приостановить или отложить полет «Челленджера».

Комиссия по безопасности заключила, что трагедия была вызвана «падением давления в кормовом соединении правого ракетного двигателя», но одновременно заметила, что «была совершена серьезная ошибка при принятии решения». Комиссия выработала рекомендации, которые, по ее мнению, не должны допустить повторения трагедии. Ее многостраничный доклад президенту Рейгану настоятельно рекомендовал полностью переделать, а не модифицировать соединения на двигателях шаттла и проверить все критические узлы челнока.

Было отмечено, что НАСА очень хотело поскорей вывести корабль на орбиту из-за серии задержек, которые произошли ранее. Ведь первоначально запуск планировали на 25 января. Но над аварийной посадочной полосой в Сенегале бушевала песчаная буря. Потом на мысе Канаверал шел дождь, который мог повредить огнеупорную изоляционную плитку корабля. В понедельник отказал запор наружного люка. Потом ветер, несущийся со скоростью 35 миль/час, отодвинул старт до утра.

Но комиссия не возложила ответственность за трагедию на Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Она отметила, что ряд полетов, предложенных НАСА, Вашингтон никогда соответствующим образом не финансировал. Потому бюджет организации был настолько напряжен, что денег не хватало даже на запчасти.

«Будущее не свободно от потерь…»

Спустя 4 дня, в пятницу, США прощалось с отважной семеркой. Под серым небом, нависшим над космическим центром, расположенным в окрестностях Хьюстона, где тренировались астронавты, собрались родственники погибших, конгрессмены и около 6 000 сотрудников НАСА. С речью выступил президент Рейган.

«Жертва, которую принесли любимые вами люди, до глубины души взволновала народ Америки. Преодолевая боль, наши сердца открылись перед тяжелой правдой: будущее не свободно от потерь… Дик, Майк, Джуди, Эл, Рон, Грег и Криста. Ваши семьи и ваша страна оплакивают вашу смерть. Мы прощаемся с вами, но никогда не забудем вас».

Американский народ, конечно же, не забудет своих героев. Космическое агентство, когда-то служившее источником национальной гордости, подверглось продолжительной и тщательной ревизии. Ему вменялось в обязанность учитывать все технологические и человеческие ошибки, чтобы предотвратить будущие катастрофы. В целом была пересмотрена вся программа челноков.

1988 год, 29 сентября — США вздохнуло с облегчением после успешного полета «Дискавери». Он ознаменовал возвращение страны к полетам в космос с астронавтами на борту после почти 3-х летнего перерыва. Неудивительно, что, горюя по поводу крушения Челленджера, НАСА постаралось представить общественности «Дискавери» так, будто это был абсолютно новый корабль.

По подсчетам инженеров, новая конструкция потребовала увеличения объема работ по сравнению с базовой моделью в 4 раза. С самого начала полетов особенное беспокойство вызывало расположение главных двигателей в хвостовой части челнока. Во время вынужденного перерыва НАСА 35 раз возвращалось к этому вопросу. Инженеры НАСА внесли 120 изменений в конструкцию орбитального корабля и 100 в его совершеннейшую компьютерную начинку.

Однако в последующие 3 года программа космического челнока отягощалась большими и малыми проблемами. 1991 год — в докладе Белому дому комиссия по безопасности указала, что НАСА должно сфокусировать свое внимание на новых целях в соответствии с сокращением бюджета, экономическим спадом и своим собственным неумением.

В докладе решительно подчеркивалось, что агентство не должно тратить средства на покупку еще одного челнока, учитывая, что в последние три года флот космических кораблей пополнился вновь приобретенным «Индевором».

Недвусмысленно высказывалась идея отделить космические исследования от телевизионных буффонад. Предлагалось не рисковать астронавтами, если ту же работу могут выполнить роботы. Агентству велели сократить свои расходы и вернуться к выполнению строго научных задач.

В начале 90-х годов работа космических челноков осложнилась внезапными неисправностями — от сбоя компьютеров до засорения туалетов. А однажды весь флот пять месяцев простоял на земле из-за опасной утечки топлива. Тем не менее, утверждают эксперты, челноки должны сыграть значительную роль в создании космической станции…

 

 


 

ред. shtorm777.ru