Шамбала - Тибет

Тайны Тибета — Шамбала

Таинственная страна Шамбала, в которую имели возможность попасть лишь «те, чьи помыслы безупречно чисты», и по сей день будоражит воображение человека и манит исследователей. Мудрецы древности утверждали, что поиски Шамбалы оказывают благотворное влияние на карму любого живущего, а за осознанное и постоянное стремление к высотам Шамбалы человеку воздается уже при жизни. Учение Шамбалы настолько священно и высоко, что даже незначительная крупица знаний Шамбалы сама по себе благодатна и может кардинально изменить человеческую жизнь.

Таинственная азиатская Шамбала (тиб. SHAM-BHA-LA, Шамбхала, в переводе с санскр. «Источник счастья»), подобно Атлантиде греческого мудреца Платона, породила множество противоречивых мнений и споров как в ученых кругах, так и среди читателей. Легендарную Шамбалу пытались отыскать в гималайских горах, в Афганистане и в пустыне Гоби. Первое известие о Шамбале в Европе появилось в 1627 году — о ней было написано в письмах иезуитских миссионеров Стефана Каселла и Джона Кабраля. При своем посещении Бутана они узнали о существовании страны Шамбала, находящейся на территории, «которая на европейских картах обозначается как Великая Татария». Это послужило основанием для гипотезы, что эта северная Шамбала могла находиться в центре южной части Средней Азии.

В начале XIX века венгерский тибетолог Ч. де Кереш пришел к выводу, что легенда о Шамбале отражает факт существования в первые века нашей эры буддийских центров в Средней Азии, которые уничтожили арабские завоеватели в VII веке. Он даже определил их координаты — между 45 и 50 градусами северной широты за рекой Яксарт (Сырдарья).

О Шамбале в конце XIX века упоминает в своих трудах основательница Теософского общества Елена Блаватская, которая дала следующее определение: «Шамбала — исключительно таинственное место, вследствие его связи с будущим. Город или селение, откуда, как возвещает пророчество, появится грядущий Мессия. Некоторые востоковеды отождествляют с Шамбалой современный Мурадабад в Рохилканде (северо-западные провинции Индии), тогда как оккультизм помещает ее в Гималаях». Однако в книге «Тайная доктрина» Блаватская определяет расположение Шамбалы в другом месте — в Гоби.

Историк-востоковед Б. Кузнецов, после расшифровки древней тибетской карты, обосновал гипотезу об отождествлении Шамбалы с Ираном. Его учитель, историк Л. Гумилев, связал рождение легенды о Шамбале с рассказами о своей родине приезжавших в Тибет сирийских купцов.

И Третий рейх занимался поисками Шамбалы на государственном уровне. Идея господствующей расы, наделенной мистическими силами и сверхъестественными возможностями, была довольно привлекательной для Адольфа Гитлера. Организовывал Третий рейх экспедиции в Тибет, которые следовали одна за другой практически непрерывно до 1943 года. Германские ученые Эскард и Карл Хаусхоффер, ставшие идейными вдохновителями духовного общества «Туле», основывались на древней легенде, свидетельствующей, что 30 или 40 столетий назад в Гоби существовала высокоразвитая цивилизация. Именно оставшиеся в живых представители цивилизации Гоби, которые переселились в царство Шамбала, и были основной расой человечества, родоначальниками арийцев.

Предпринимали попытки проникнуть в Тибет и руководством советского ОГПУ в 1921–1922, 1923–1925 годах. Основная цель экспедиций было установление контакта с духовным правителем Тибета Далай-ламой, противодействие английскому вторжению и закрепление влияния в регионе.

Реальное гималайское царство Шамбала на севере Индии (возле реки Сита в окружении 8-и снежных гор, напоминающих лепестки лотоса) существовало, согласно историческим хроникам, вплоть до XV–XVI веков. В тибетских исторических сочинениях и в обширной литературе по буддийской системе Калачакра постоянно встречается упоминание о Шамбале. Там она фигурирует как гималайское княжество или царство. В царстве Шамбала, в котором управляли цари-жрецы, Калачакра была провозглашена государственной религией и затем уже оттуда распространилась в Индию и в Тибет. «Для помощи жителям 96-и областей своей страны царь Шамбалы Сучандра отправился в Индию и попросил учение Калачакры у Будды». В народных легендах Тибета и Гималаев Шамбала — своего рода рай на земле; это страна могущественных Махатм, или Великих Мастеров, управляющих судьбами человечества.


С течением времени Шамбала начала отождествляться в буддизме с «чистой землей», к перерождению в которой стремятся все истинные буддисты. О Шамбале начали говорить как о месте, которое расположено в другой реальности или в другом измерении, доступном лишь для духовно развитых личностей. Учение о духовной сфере Шамбалы занимает центральное место в Калачакре. Поиск духовной сферы Шамбалы (особого качества духа) является конечной целью всех последователей Калачакры, постичь суть которой возможно только через сложные медитативные практики, достигнув просветленного состояния души. В современном пересказе древних легенд Азии говорится о том, что в Шамбале живут мудрецы, хранящие знание, дающее человеку власть над миром. Попасть в Шамбалу можно только избранным. Многочисленные поиски Шамбалы ни к чему не привели, поэтому принято считать, что она в настоящее время стала невидимой и переместилась в иной мир, но мудрецы Шамбалы по-прежнему поддерживают связь с избранными ими представителями человечества. Существует также древнее тибетское пророчество, согласно которому воины Шамбалы в будущем придут на помощь человечеству и станут победителями в последней битве между силами Света и Тьмы на Земле.

Духовная Шамбала буддистов в начале XX века стала широко известна в Европе, где эта тема получила дальнейшее развитие. В начале прошлого столетия научные представления о мироздании сильно отличались от современных: люди верили в Атлантиду, полую Землю, теософские и оккультные идеи существовали наравне с научными (теософия — религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром).

Распространению сведений о Шамбале способствовало издание в 1914 года «Дороги Шамбалы», написанное в XVIII веке Таши-Ламой Третьим, одним из наиболее почитаемых руководителей духовной и политической жизни Тибета, а также публикация отчетов центрально-азиатской экспедиции 1925–1932 годов под руководством Н. Рериха и его очерки «Сердце Азии», «Шамбала сияющая». В своих экспедиционных дневниках Н. Рерих пишет о важности понятия Шамбалы для народов Азии. «Это место, где земной мир соприкасается с высшим состоянием сознания. Шамбала — самое священное слово Азии». Н. К. Рерих, основываясь на сведениях, полученных от тибетских лам, говорит о реальности Шамбалы, затерянной где-то в Гималайских горах, на севере от Кайласа. Но в работах Н. Рериха не было ничего конкретного, кроме поэтических слов и туманных легенд без ссылок на их источник.

Совокупность исторических свидетельств дает возможность сделать выводы, что первоначально княжество или царство Шамбала не обладало никакими мистическими свойствами, ничем не выделялось среди сопредельных территорий и сохранилась в истории как хранитель комментариев Калачакры и гарант сохранения этого буддийского учения.

В разных письменных источниках Шамбала — это «страна бессмертных», «царство магов», «страна Великих Мастеров», «потаенный центр мира», «оазис космической культуры», «наследие исчезнувшей цивилизации», «шарнир времени», «страна Великого Белого Братства», «обитель света — затерянный рай на земле», «мир гармонии и совершенства, где все человеческие мечты становятся явью», «запрещенная территория в центре Гоби», «хорошо организованная община мудрецов в сердце Азии».

Российский ученый-тибетолог А. И. Клизовский дал такое универсальное синтетическое определение: «Шамбала — самое священное слово Азии, в котором воплощены все лучшие человеческие ожидания и чаяния. Это и эпоха, и учение, и местность».

Шамбала в древних легендах и сказаниях — это Святая земля Бессмертных, где физический мир соединяется с обителью богов, мир материи — с миром духовным, Вечная Земля, которая не может быть уничтожена ни огнем, ни водой. Она расположена на озере из нектара в окружении восьми гор, напоминающих лепестки лотоса. Там люди живут в счастье и достатке, нет бедных, болезней и голода, хлеб родится необыкновенной величины, очень много золота, нет угнетения и царит справедливость. Подобного рода сюжеты свойственны всем сказочным легендам о райской жизни в удаленных обетованных землях (легенды о землях обетованных, граде Китеже, Беловодье, Белом Острове, святилище Грааля).

Изначальное понятие реальной Шамбалы со временем все больше смешивалось с мистической. В публикациях авторов XX столетия появляются сверхчеловеческие существа, направленные внеземной цивилизацией из созвездия Ориона на Землю в Шамбалу — для управления и ускорения развития человечества. В «новой легенде» о Шамбале присутствуют такие сюжеты, как: обитель Махатм (существ «чистых сердцем» и видимых только для пророков), Гималайских Братьев (Белое Братство); потаенный центр мира, откуда управляется человечество. С Шамбалой связано «Сокровище мира» — камень Чинтамани — метеорит с необычно мощным излучением; центр высочайшего научно-технического потенциала, обладающий аппаратами, интегрированными с психикой человека.

Повторение одинаковых сюжетов в мифах народов, значительно удаленных друг от друга, подсказывает вывод о едином источнике этих сведений. Мифические черты «чистой земли» повторяются в традициях различных культур и имеют одинаковые характеристики. В настоящее время приобрела популярность гипотеза о возможном существовании в более теплые древние времена острова, ставшего прообразом «обители богов» — «Страны Живых», обитатели которой не знали ни болезней, ни смерти.

В теперешние времена Тибет стал доступен и легенды, рожденные его закрытостью в недалеком прошлом, постепенно проясняются и открывают вполне реальные корни своего происхождения. Легенды о Шамбале оказались востребованными и у современного человечества. Недосказанность и загадка этих мифов до сих пор пробуждают интерес к чтению книг по этой теме и путешествиям для поиска легендарной страны. Возможно, новые переводы тибетских текстов или исследовательские экспедиции в ближайшем будущем откроют тайну земной Шамбалы.

 


 

Валентина Скляренко, Владимир Сядро

ред. shtorm777.ru