Самолет упал на детский сад в 1972 году

Катастрофа Ан-24 в Светлогорске

В 1972 году, в Светлогорске, небольшом курортном городке Калининградской обл., произошла страшная трагедия. Местное население содрогнулось от горя, а остальные советские граждане даже не заметили этого. И дело тут не в душевной черствости: попросту о произошедшем они смогли узнать лишь спустя два десятилетия. Расследование проводилось под грифом «совершенно секретно».

И только в начале 1990-х стало известно, что 16 мая 1972 г. в Светлогорске на здание детского сада упал военно-транспортный самолет Ан-24. В жуткой катастрофе погибло 35 человек: все восемь человек которые находились в самолете, 24 ребенка и три работника детского сада.

Предыстория

1970 год — детский сад, спрятанный в массивных елях на центральной улице Ленина, было решено сделать экспериментальным. 30 воспитанников от 3-х до 7-ми лет воспитывались в одной группе, где старшие следили за младшими. Этот детский сад был самым престижным в области. Без связей туда невозможно было попасть. Многие из родителей пускали в ход все — служебное положение, знакомства, деньги, — лишь бы пристроить в этот садик своего ребенка.


Авиакатастрофа

В тот день в саду находилось 24 ребенка, воспитатель, повар и няня. Время подходило к полудню. Старший повар Елена накрывала в столовой к обеду. Через 30 минут с прогулки должны были возвратится дети. Дети пришли и Тамара Янковская рассаживала их за столы…

Десятью минутами ранее из аэропорта «Храброво» вылетел военный самолет Ан-24. Шесть опытных пилотов и 2 инструктора пилотировали самолет. Они смогли успеть сделать только один вираж над Балтийским морем. Приблизительно в 12:30 самолет вошел в густой туман над Светлогорском на недопустимо малой высоте. Пролетая обрывистый берег Светлогорска он зацепил верхушку сосны крылом и потерял его часть. Начав падать после удара, Ан-24 задев землю, и пролетев еще около 200 м., потерял плоскости, и упал на тот самый элитный детский сад. Во время столкновения со зданием был разрушен полностью второй этаж.

Самолет упал на детский сад в 1972 году-(1)

После того как самолет упал на детский сад, произошла утечка топлива, все оказалось в огне, в котором погибли все члены экипажа Ан-24, и 27 человек, находившихся в то время в садике.

Рядом с пылающими руинами детского сада на дороге лежала кабина самолета. В ней, вцепившись в штурвал, сидел мертвый пилот. Второй летчик лежал на дороге. Порывами ветра с него то сбивалось пламя, то раздувалось с новой силой.

В последствии, в результате лабораторных исследований было выявлено наличие алкоголя в крови летчиков.

На месте трагедии

К месту трагедии вскоре прибыла милиция, областное партийное начальство, командование Балтийским флотом, осмотрели, сфотографировали, останки погибших увезли.

На 24 часа в Светлогорске ввели чрезвычайное положение. Жителям было запрещено не только покидать город, но и даже выходить из домов. Отключили электричество и телефоны. Город замер. С вечера на побережье дежурили усиленные наряды милиции и дружинники: было опасение, что кто–то из родственников погибших может решится утопится. Работы по расчистке завалов и поиску тел погибших продолжались, за ночь матросы из близлежащей части смогли убрать обломки самолета, разобрать развалины, очистить территорию.

Место, где еще накануне находился детский сад, разровняли, обложили дерном выжженную землю. Чтобы скрыть от посторонних глаз следы жуткой трагедии, было решено разбить на том месте небольшой сквер.

Остатки руин, как со временем выяснилось, вывозились на свалку на окраине города. Еще на протяжении долгого времени в ее окрестностях будут находить обгоревшие детские книжки и игрушки, детали и предметы военной амуниции…

Самолет упал на детский сад в 1972 году-(3)

Последствия

На информацию о трагедии наложили гриф «Совершенно секретно». Естественно, по Светлогорску тут же начали гулять слухи и домыслы. Небольшой курортный городок был потрясен трагедией. Для минимизации огласки в день похорон погибших в катастрофе отменили электрички, ограничили движение по автодорогам, соединяющим областной центр со Светлогорском. На кладбище собралось около 10 тыс. человек. Погибших детей и воспитателей хоронили в братской могиле на единственном светлогорском кладбище, недалеко от железнодорожной станции Светлогорск-1.

По факту катастрофы уголовное дело не возбуждали. Ограничились лишь совершенно секретным приказом министра обороны Андрея Гречко, по которому с должностей было снято около 40 военнослужащих. И уже тогда появилась главная версия: виноваты летчики, в крови которых якобы был выявлен алкоголь. По этой причине родные погибших детей и персонала детского сада запретили хоронить пилотов на светлогорском кладбище рядом с «их жертвами». По той же причине в храме–часовне в общем списке погибших в катастрофе не нашлось места восьми фамилиям летчиков. Семьи погибших пилотов были вынуждены оставить «Храброво» и перебраться подальше от Калининграда.

Еще версии авиакатастрофы

Существуют версии, в которых говорится об отсутствии у экипажа необходимого опыта. Имеются источники, ссылающиеся на предоставленные бывшим командующим ВВС Балтийского флота генерал-лейтенантом В.Проскурниным документы, настаивают на версии о технической неисправности самолета. Согласно ей во время столкновения высотомер показывал высоту 150 м над уровнем моря, а в реальности высота (в месте столкновения крыла Ан-24 с деревом) — была не больше 85 м. Ошибка в показании высотомера объясняется тем, что накануне полета в ВВС ВМФ было решено произвести замену высотомеров с Ил-14 на Ан-24. Работоспособность приборов после этой замены не проводилась должным образом. В соответствии с проведенными в ходе расследования экспериментами установили: экипаж Вилора Гутника получал данные с погрешностью до 60-70 м.

Самолет упал на детский сад в 1972 году-(4)

Память

1994 год — на месте детского сада была построена храм-часовня. Часовенка выглядит детской. Внутри — крошечный иконостас и малюсенькие иконы. Все обустроено как раз для ребятишек детсадовского возраста. Ежегодно 16 мая сюда приезжают летчики из «Храброво». Возлагают венок…

Говорит командир части:

— Мы привозим сюда нашу молодежь не только для того, чтобы помянуть погибших. Это было страшным уроком для всех — мы не хотим, чтобы остальные повторяли ошибки погибшего экипажа.

 

 


 

ред. shtorm777.ru