Останкино, Пророчества

Телецентр «Останкино» и его окрестности, давно считают одними из самых мистических мест Москвы. Здесь люди неоднократно сталкивались с необъяснимыми явлениями или встречали самых настоящих призраков.

Практически любой сотрудник «Останкино», в особенности старожилы, могут поделиться историями о местных призраках и барабашках, с которыми они сталкивались, работая в «Останкино». Правда, не всякой истории надо слепо верить, так как частенько кроме самого рассказчика, никто больше не видел домового, обосновавшегося в операторской, или полуночную «тусовку» Цоя, Сорина, Белоусова, Талькова и других покойных звезд эстрады в одной из студий телецентра.

А вот странную старуху-горбунью, которая как правило является перед каким-то роковым событием, замечали около телецентра «Останкино» и одноименного дворцового ансамбля, возведенного графом Шереметевым, множество раз. Никто не знает, кто она и откуда взялась в Останкино, хотя некоторые исследователи полагают что это дух колдуньи, которую когда-то закопали заживо в землю: по словам археологов, до принятия христианства на Руси в этих местах было языческое капище, где неоднократно совершали жертвоприношения. Позже, здесь же хоронили самоубийц и душегубов, а при Петре I было открыто небольшое немецкое кладбище — для умерших в столице чужаков-иноверцев.

В середине XVIII столетия на эту территорию из Божедомки перевели морг и основали при нем еще одно кладбище, где стали хоронить за общественный счет нищих, бродяг, преступников, самоубийц и неопознанных жертв преступлений. Словом, всех тех людей, кого некому было проводить в последний путь. Через пару десятилетий кладбище расширилось, получило статус городского и стало называться Лазаревским — по имени возведенной около него часовни святого Лазаря.

Нет ничего удивительного в том, что этот район с давних времен имел дурную славу и оброс множеством жутковатых легенд. И все-же, именно здесь в 60-х годах XX столетия было решено возвести новый телецентр — благодаря тому, что район находился на окраине столицы, там было достаточно места для масштабного строительства. Таким образом, получилось построить вдвое больший телецентр, чем планировалось изначально.

Неизвестно, когда именно сотрудники телецентра впервые столкнулись со странной старухой — тогда было не принято верить во всякую мистику и «чертовщину». Хотя, с самого начала многие из них жаловались на недомогания, мучающие их на рабочем месте. При этом большая часть таких страдальцев работали в здании АСК-3 (Малого телецентра на улице Академика Королева), которое, как и телебашня, стоит на месте бывшего кладбища.

Однако, объясняли эти проблемы со здоровьем вполне реалистично: мол, уровень электромагнитного излучения в зданиях телецентра сильно превышает норму, что не особо полезно человеческому организму. Вот он и «барахлит».

Что касается горбатой старушки в черном, время от времени появляющейся около телецентра, — так мало ли бабушек проживало в те дни поблизости «Останкино»? Хотя, после встреч конкретно с этой старушкой  немало телевизионщиков ощущало сильнейшие головные боли…

А вот в 90-х годах старуху-вещунью заметили и хорошо запомнили. Одно из наиболее запомнившихся ее появлений относится к октябрю 1993 года: за пару дней до печально известного штурма телебашни охранники увидали у входа незнакомую сгорбленную старуху в темной одежде, которая пыталась войти внутрь.

Один из них остановил странную визитершу, сказав: «Не положено, мамаша, без пропуска!». Старуха вдруг повела носом и, хрипло каркнув: «Кровью тут у вас пахнет!», — развернулась и будто растаяла в воздухе. Как рассказывали позднее охранники, струхнули они тогда не на шутку — хоть и были крепкими, многое повидавшими мужиками.

2000 год, август — за несколько дней до знаменитого пожара на телебашне, журналист Тимофей Баженов в холле АСК-3 увидел бредущую ему навстречу старуху-горбунью, которая потрясла клюкой и крикнула: «Гарью здесь пахнет, дымом!». Кстати, в те же дни видел старую-ведунью и телеведущий Лев Новоженов, который встретился с ней в так называемой «тихой зоне» — месте над аппаратно-студийными блоками, где снимают разные ток-шоу. И его предупредила старуха о пожаре, хотя, к сожалению, никто не отнесся к ее слова всерьез.

А 27 августа телебашня заполыхала — полностью выгорело три этажа, лопнула большая часть тросов, которые удерживали бетонную конструкцию башни, рухнул скоростной лифт… Пожар привел к человеческим жертвам, а также надолго прервал нормальное вещание большей части телеканалов.

Кстати, история о «черной старухе» намного старше как телебашни, так и самого района — еще во времена Ивана Грозного москвичи здесь встречали старую пророчицу.

Первые упоминания о ней которые сохранились относятся к 1558 году. Тогдашний владелец этих земель, боярин Алексей Сатин, собрался распахать пустошь, на которой в последствии будет построен дворец Шереметевых. Не успел он начать работы, как к нему явилась горбатая старуха и сказала: «Не тревожь эту землю! Не зря она Останкинской зовется. Людские останки здесь лежат. Тронешь — быть беде!». Боярин лишь посмеялся и прогнал незваную гостью прочь. А спустя 3 дня был казнен по приказу царя. Земля так и осталась стоять нераспаханной.

Останкино перешло к царскому опричнику — «немчину» Орну (так в те времена назвали в столице европейцев). Как и его «соратники», отличался Орн лютым нравом, легко проливал чужую кровь и творил немыслимые зверства. В Останкино опричник кутил и буйствовал с гостями, наводя ужас на местных жителей. Днем он часто разрывал старые могилы на кладбище в поисках ценностей, а ночами устраивал жуткие оргии: он и его собутыльники выли на луну, голышом скакали около костров, убивали бродячих собак и пили вино, вперемешку с кровью.

Однажды и его посетила странная горбунья. Замахнулась на хозяина Останкино клюкой и произнесла: «Угомонись, песья голова, иначе будет проклято имя твое и весь род твой!».

По преданиям, Орн не обратил внимания на слова ведуньи, приказав гнать старуху со двора. Больше того, в скорости иноземец совершил очередное злодеяние: отнял у проезжавших мимо заморских купцов необычный перстень, который предназначался царю. По легенде, имел тот перстень особенный знак, выложенный из драгоценных камней — древний символ мироздания. Владели перстнем французские короли из династии Каролингов, а после их падения украшение перешло к дальним родственникам.

Иван Васильевич давно знал о том перстне, которому приписывались мистические свойства, и приказал своим слугам непременно отыскать этот артефакт. После долгих поисков посланники царя все же раздобыли перстень и под видом купцов повезли его Ивану Грозному.

Чтобы скрыть свое преступление, Орн убил ограбленных «торговцев» и закопал их тела на старом кладбище. Но Грозному успели донести «добрые» люди о проступке опричника и тот послал за ним стражу, чтобы те выбили из него признание и украденный артефакт. Но опальный опричник в последний момент успел сбежать и скрылся среди останкинских болот, где и сгинул без следа. А царские слуги не нашли ни награбленное золото из могил, ни похищенный им перстень…

После этого на протяжении долгого времени Останкино переходило из рук в руки, пока не стало собственностью графов Шереметевых. Один из его владельцев, Николай Петрович Шереметев влюбился в крепостную актрису из своего театра — талантливую и красивую Прасковью Ковалеву, которая носила сценический псевдоним Жемчугова.

Эта печальная история любви крепостной актрисы и аристократа хорошо известна: император не дал разрешения графу жениться на крестьянке, и Шереметев решился на отчаянный шаг — вначале дал любимой вольную, а в 1801 году тайно с ней обвенчался. В конце того же года молодожены решили отправиться в Петербург. Вечером перед отъездом молодая графиня повстречала в одном из коридоров останкинского дворца незнакомую ей старуху — горбатую и с мрачным морщинистым лицом, которая сказала: «Я пришла, чтобы предостеречь тебя. Сегодня в ваш театр прислали две пьесы. Возьми только одну рукопись, а другую оставь!».

Актриса сильно удивилась: и вправду, в тот день ей передали от неизвестного автора перевод двух пьес Шекспира — «Антоний и Клеопатра» и «Гамлет». Роли Офелии и Клеопатры так понравились Жемчуговой, что она решила непременно сыграть их, несмотря на то, что обе героини умирали.

Но старуха-вещунья была другого мнения: «Где две смерти понарошку, там и третьей быть наяву! Верь мои словам, не бери сразу две пьесы».

Этот разговор показался актрисе настолько странным, что она не поверила вещунье. А Шереметев, узнав о нем, поддержал решение графини: ведь это были произведения великого Шекспира и переводчик вложил всю душу, переводя их с английского языка. Так и начала Прасковья репетировать две роли. Но спектакли не состоялись — старуха оказалась права. Незадолго до запланированной премьеры актриса поняла, что беременна и перестала выходить на сцену. Больше того, из-за беременности и пережитых раньше тревог ее здоровье сильно пошатнулось, и она умерла спустя пару недель после рождения сына. С момента ее встречи с таинственной старухой прошел всего год с небольшим…

Являлась горбатая предсказательница и к Павлу I, когда тот, вернувшись с Мальты, навестил дворец графа Шереметева. Каким-то образом удалось ей пройти через охрану к самому императору. Рассказывают, что Павел долго беседовал с ней наедине и после этого сказал Шереметеву, что теперь точно знает, когда его убьют. Хотя, умолчал об отпущенном ему сроке.

Не избежал роковой встречи и польский король Святослав Август Понятовский, который гостил в Останкино у графа в июне 1797 года: зловещая старуха и ему предсказала точную дату кончины. Как и русский монарх, Понятовский никому не открыл, что же именно сказала ему старуха. А спустя полгода после этого он скоропостижно скончался. До сих пор причины его смерти точно не установлены.

1856 год, лето — в имение Шереметевых, которым тогда владел Дмитрий — сын Прасковьи Жемчуговой и Николая Петровича Шереметева, — прибыл с семейством император Александр II.

Всходя на высокое крыльцо, государь оступился. Кто-то поддержал его — это оказалась незнакомая горбатая старуха. Она тотчас же исчезла, успев пробормотать: «Будешь ты, государь-батюшка, править 25 лет, а погубит тебя злой безбожник». Страшное предсказание услыхал не только император, но и его окружение — свита и Дмитрий Шереметев. В особенности сильно был потрясен граф: ведь останкинская старуха оказалась не легендами времен Ивана Грозного, не сплетнями суеверных селян и не смутными слухами о предсказании, якобы данном его матери незадолго до ее смерти.

Будучи человеком глубоко верующим, Шереметев решился на отчаянный шаг: чтобы навсегда избавить свои земли от зловещего призрака, летом 1866 года он с позволения московского духовенства привез в Останкино одну из главных столичных святынь — чудотворную икону Иверской Божьей Матери. Вначале в местной церкви провели богослужение, а после икона была отнесена в графский дворец, где отслужили молебен с водосвятием. Чтобы закрепить успех, Дмитрий Шереметев распорядился пронести чудотворную икону по домам местных крестьян, когда-либо видевших призрак старухи… На некоторое время в Останкино воцарился покой: ни горбатая старуха, ни странные явления не тревожили жителей этих мест. Но предсказание останкинской вещуньи все же исполнилось: в марте 1881 года Александр был убит революционером-народовольцем, который бросил в него бомбу.

А в начале XX столетия старуха-горбунья начала вновь появляться — чтобы снова предостерегать москвичей о приближающихся бедах и напастях. Хотя, как и раньше, ей мало кто верил…

 


 

Гильмуллина Лада

ред. shtorm777.ru