Колизей в Риме

Колизей в Риме

Амфитеатры

Название римского амфитеатра Колизея происходит от огромной статуи Нерона — «Колосса», которая когда-то стояла рядом. Фасад здания был облицован мрамором и его украшали скульптурные изображения богов. Построен между 70 и 82 годами н. э., официальное название Флавиев Амфитеатр. (Слово Колизей — Collosseum — происходит от латинского слова colosseus — колоссальный, громадный.)

В представлениях множества людей гладиаторские бои всегда проводили в специально построенных для этой цели аренах перед взорами, многотысячной ревущей толпы. В действительности же первые гладиаторские поединки устраивали или возле могилы умершего, в честь которого устраивали мунус (погребальная церемония), или на территории его земельных угодий. Зрителей, кроме членов семьи покойного и домашней челяди, практически не было.

Поздней, когда бои гладиаторов превратились по сути в театрализованное представление и начали собирать большие толпы народа, они стали проводиться на городских площадях или, как в Риме, на Форуме. Тут организатор устанавливал для удобства зрителей временные деревянные сиденья. Постройка постоянных конструкций, в которых возможно было проводить такого рода мероприятия, началось только в I столетии до н. э. И как раз в это время эти представления сделались частым явлением, чтобы оправдать громадные затраты, которые были связанны со строительством постоянных арен.

Древнее сооружение, которое использовалось для проведения боев гладиаторов и сохранившееся довольно хорошо до наших дней, — это Амфитеатр в городе Помпеи. Возвели это сооружение в 80 году до н. э. оно вмещало примерно 20 тыс. человек. Из письменных источников мы знаем, что первые амфитеатры строили, по крайней мере частично, из дерева, потому они и не сохранились. Сохранившийся Амфитеатр выстроен полностью из камня, но некоторые из элементов архитектуры были стандартны для всех такого рода сооружений на территории Римской империи.

Характерная черта всех амфитеатров это его форма: эллиптический овал. Хотя, скорей всего, более удачной формой амфитеатра, которая бы давала возможность всем зрителям видеть происходящее на арене одинаково хорошо, был бы круг, но это могло бы помешать  достижению главной цели игр того времени, а именно повысить престиж и славу эдитора, или организатора игр, и соответственно его шансы на победу в выборах.

Овальная форма позволяла установить специальный помост, на котором восседал организатор игр. Он находился в самом центре тенистой северной стороны амфитеатра. С этого места организатор мог видеть все происходящее на арене и трибунах. Но что еще важней, он сам был хорошо виден всему народу. Платформа, на которой он сидел, называлась трибунал эдиторис. Арену засыпали песком, который быстро мог впитать кровь и давал возможность гладиаторам прочно стоять на ногах. (Само слово «арена» происходит от латинского слова «песок»).


Вторым элементом оформления амфитеатра, также объединяющим все амфитеатры, было расположение двух ворот, через которые гладиаторы выходили на арену. Ворота находились по обе стороны эллипса. Одни ворота назывались Порта Либитинария, или Врата Либитины, названные в честь Либитины, богини погребения. Через эти ворота выносили с арены мертвых — как людей, так и животных — для последующего захоронения.

Третьей характерной чертой всех амфитеатров было расположение трибун. Сиденья делали из камня, они располагались горизонтальными рядами вокруг арены. Самые нижние места находились выше уровня песка и отделялись от него перпендикулярной стеной из шлифованного камня. Это была необходимая мера безопасности, так как стена защищала зрителей от нападения обезумевших людей или животных. Временами для большей безопасности над стеной натягивалась сетка. Длинные горизонтальные ряды сидений разрывались вертикальными пролетами ступеней, таким образом все сектора зрительских мест имели клинообразную форму. Наверху лестниц находились двери, через которые зрители входили и выходили из амфитеатра.

Колизей — переживший века

В Риме первый постоянный амфитеатр построили в 29 г. до н. э., но это полудеревянное, полукаменное сооружение уничтожил пожар в 64 г. н. э. Через 8 лет очередной император Рима Веспасиан начал строительство нового амфитеатра. Его архитектурному сооружению было суждено стать самым большим на всей территории Римской империи: это был Колизей.

Как и все, связанное со зрелищами и бесплатными развлечениями в Риме, строительство Колизея преследовало цель подкупить избирателей и завоевать власть. Новый император, Тит Флавий Веспасиан, был военный офицер, который сделал карьеру в армии. Веспасиан и его семья происходили из страны сабинов. Флавии имели отношение скорей к провинциальным землевладельцам, чем к знатным аристократам.

Когда император Нерон совершил самоубийство, власть захватил в свои руки Гальба, который меньше чем через год был убит преторианцами, возглавляемыми одним из сторонников Нерона, ставшим поздней императором Отоном. Через 4 месяца Отон столкнулся возле границы Рейна с мятежными легионами, провозгласившими императором Вителлия, своего военачальника. Отон проиграл в битве близ Кремоны и покончил жизнь самоубийством. Так, менее чем через год Вителлий стал третьим римским императором.

По прошествии 4-х месяцев армии, располагавшиеся на востоке и вдоль реки Дануб, объявили Веспасиана новым императором и выдвинулись на Рим. Старший брат Веспасиана, находившийся в то время в Риме, решил укрыться в древнем храме Юпитера на Капитолийском холме. Вителлий приказал сжечь священный храм дотла. Помимо храма большинство зданий на Капитолии тоже были уничтожены. В декабре 69 г. н. э. войска Веспасиана прибыли в Рим, ворвались в город и убили Вителлия.

Перед Веспасианом была трудная задача — необходимость восстановления в Риме, после 18-ти месяцев хаоса и кровопролитий, закона и порядка. Ему надлежало не только восстановить государственную власть, но и практически построить Рим заново. Он захотел объединить обе задачи и начал глобальную программу реконструкции.

И в конце концов, Веспасиан решил направить свои усилия на задабривание простого народа. Новый император хорошо понимал, что удержать власть в своих руках он может лишь в том случае, если сможет завоевать уважение и расположение избирателей. По примеру Августа, Веспасиан узурпировал право раздачи общественных должностей и привилегий, из за чего его власть укрепилась и перешла впоследствии в руки его сыновей: Тита и Домициана. А как известно, доставить наибольшее удовольствие народу возможно было лишь при помощи одного-единственного средства: игр.

После пожара 64 г. н. э. Рим остался без амфитеатра. Веспасиан собрал самых лучших каменщиков и строителей, чтобы те придумали и построили величайший стадион, оснащенный по последнему слову техники. Это был откровенный подкуп низов римского общества со стороны Веспасиана, и это сработало блестяще. Веспасиан не только успешно правил до 79 г. н. э., но и смог передать власть сыновьям: вначале старшему сыну Титу, а после младшему — Домициану.

Веспасиан грамотно подошел к выбору места для возведения амфитеатра. Сооружение начали строить рядом с Форум Романум, между холмами Палатин и Эсквелин. С одной стороны Амфитеатр находился на краю торгового и религиозного центра, с другой — был недалеко от густонаселенных жилых кварталов. Однако самым важным, скорей всего, было то, что он располагался на месте Сада наслаждений, созданного Нероном для своего дворца, построенного на месте уничтоженных пожаром 64 г. н. э. домов. И опять Веспасиан дал недвусмысленно понять, что не хочет иметь ничего общего с Нероном. То, что когда-то Нерон забрал и присвоил себе, Веспасиан вернул народу.

Строительство было начато в 74 г. н. э. и продолжалось долгие годы. Проект включал не только возведение самого Амфитеатра, но и обустройство прилегающих территорий. Землю возле воздвигнутого здания выровняли и вымостили плитами застывшей лавы. И только одно творение из Сада наслаждений Нерона сохранилось — громадная статуя его самого, сделанная из позолоченной бронзы.

Статуя высотой 36 м 50 см была очень громадная, чтобы попросту снести ее. Веспасиан вышел из положения: удалив надпись с постамента, говорившую о том, что это император Нерон, добавил металлические остроконечные пики к голове, подобие солнечных лучей, и посвятил статую богу солнца.

В центре этого внушительного пространства медленно возводился великий Флавиев Амфитеатр. Современное название — Колизей — Амфитеатру дали лишь по прошествии нескольких веков после проведения в нем последних игр. Площадь сооружения была поистине огромна, гораздо большая, чем у любого из существующих амфитеатров, — 189 м на 155 м. Высота Амфитеатра также была немалой — 48 м. Казалось, что здание состоит из четырех ярусов, хотя на самом деле их было 5.

Первый ярус представлял из себя аркаду из восьмидесяти арок, каждая из которых служила пронумерованным входом в зрительный зал, разделенных мощными дорическими колоннами. Второй ярус тоже состоял из восьмидесяти арок, только тут арки служили рамами для изящных статуй, а колонны были выполнены в более утонченном ионическом стиле. Арки на третьем ярусе были несколько меньше, а колонны и статуи исполнены в элегантном коринфском стиле. Над третьим ярусом находилась сплошная стена, разделяемая коринфскими пилястрами и прорезанная квадратными окнами. Вершина фасада была облицована рядом бронзовых щитов и увенчана каменными столбами.

Так по крайней мере выглядел фасад амфитеатра в 80 г. н. э., когда Тит закончил его строительство. В честь открытия император устроил грандиозную серию игр, продолжавшихся без перерыва на протяжении 100 дней. И опять этот шаг императора имел политическую подоплеку, так как Тит, который пришел к власти недавно, хотел заручиться поддержкой народа. За многие годы своего существования Флавиев Амфитеатр подвергался переделкам и усовершенствованиям, в особенности после 217 г. н. э., когда в здание попала молния и на ликвидацию разрушений ушло 12 лет.

Внутри Колизея строители применили ряд новшеств. Во-первых, они установили напротив первой трибуны вторую трибунал эдиторис. Эта трибуна, получившая название пульвинар, являлась чем-то наподобие королевской ложи для императора и его гостей. Она находилась прямо напротив мест, занимаемых организатором игр. Зачастую устроителем игр был сам император, который желал прославить удачливого полководца или близкого родственника. В таких случаях император занимал пульвинар, а человек, в честь которого устраивались игры, трибунал эдиторис.

В первое время места в Колизее распределяли в индивидуальном порядке для каждого конкретного мероприятия или серии игр. Император сам решал, кто получит зарезервированные места, а кто отправится стоять в длинную очередь, чтобы занять свободные. Нет сомнений в том, что лучшие места распределяли по принципу «ты мне, я тебе», то есть на базе системы взаимоотношений клиент — патрон, доминирующей в римском обществе и правительстве. Поздней распределение мест стало более формализованным. Места возле арены отводили для сенаторов, их родственников мужского пола и знатных всадников, впрочем, некоторое число мест оставляли и для весталок.

За местами, которые предназначались для сенаторов, находились места для римских граждан, которые не могли похвастаться большим богатством или аристократическим происхождением. Эту секцию занимало большинство зрителей. Места были пронумерованы и тщательно распределялись, хотя, как это делали, остается загадкой. Арки первого яруса, служившие входами, были пронумерованы, как, впрочем, и ряды зрителей, о чем свидетельствуют найденные в Риме жетоны-номерки. Предположительно глиняные номерки раздавали горожанам в преддверии представления.

Позади и над сидячими местами находились крытые галереи, откуда женщины, иностранцы и рабы стоя следили за событиями происходившими на арене. Находясь довольно далеко от места действия, они могли прекрасно видеть все, происходящее на арене, и отчетливо слышали каждый вздох, вскрик или рык благодаря поистине уникальной акустике римского Колизея.

Вопрос о вместительности Колизея спорный. По свидетельствам древних летописцев, в дни особо зрелищных представлений в римский Колизей набивалось больше 70 000 человек. Современные подсчеты, основанные на размерах Колизея и сравнительных анализах с современными футбольными стадионами, уменьшают эту цифру до более скромной — 45 000. Может быть, римляне не очень беспокоились по поводу комфорта и втискивались в любое свободное пространство.

Возводя столь массивное сооружение, римские строители использовали все архитектурные приемы, которые им были известны. Нижний ярус римского Колизея формировался из массивных колонн и арок, сделанных из травертина, белого известняка из Тиволи. Только он был способен выдержать столь внушительный вес здания, но при этом отличался высокими декоративными характеристиками. Средние ярусы делались из бетона, в те времена сравнительно нового строительного материала. Он был легче и мог заливаться в формы, что давало возможность создать сложную систему проходов, по которым зрители могли попасть на свои места.

Верхние ярусы амфитеатра были сделаны из кирпича и вулканической породы. Эти строительные материалы были довольно легкие, но в то же время крепкие, чтобы выдержать толпы людей, собирающихся на верхних ярусах. Для придания зданию величественного вида, фасад был полностью облицован травертином.

На самой вершине, над сидячими и стоячими местами стадиона, находился ряд каменных столбов и деревянных шестов, которые поддерживали гениальное творение мастеров — крышу Колизея. Крыша, или велариум, представляла из себя гигантский тент, сделанный из парусины или кожи, который поддерживался при помощи веревок и деревянных шестов. Как функционировал велариум, точно не известно.

Им управляли команды моряков, набранных специально для этой цели из флота, которые, как видно, умели управляться с парусами, принцип действия которых также был основан на системе веревок и парусины. Вероятно, тент натягивали над большей частью амфитеатра, при наступлении жары. Если становилось слишком жарко, на зрителей распыляли воду. Несчастные участники представлений, конечно же, не имели такого рода привилегий.

Непосредственно сама арена подвергалась многочисленным модификациям в течении существования римского Колизея. Вначале это была твердая почва, которую покрывал песок. В дни, когда это место занимали сады Нерона, тут находилось искусственное озеро. Веспасиан сохранил трубопровод, посредством которого озеро наполняли и осушали. В первые годы существования Колизея арену порой заполняли водой как для представлений с участием дельфинов, крокодилов, тюленей или других водоплавающих животных, так и для морских сражений, происходивших между маленькими боевыми кораблями, под управлением лишь нескольких гребцов.

Во II столетии н. э. водопроводная система была убрана из-под арены и замещена целым лабиринтом подземных ходов и комнат, в которых были спрятаны сложные механизмы: подъемники, потайные люки и лазы, благодаря которым гладиаторы или дикие животные имели возможность внезапно появляться на арене. Некоторые секции арены были подвижны. Так, в самый разгар представления, к дикому восторгу толпы, прямо из-под земли мог вырасти целый лес деревьев или появиться башня.

Именно эти подземелья позволяют понять, что римский Колизей и подобные ему амфитеатры были только видимой верхушкой огромного айсберга — целой индустрии, поставленной на службу кровавых развлечений Рима.

 

 


 

М.Руперт

ред. shtorm777.ru