Рай и Ад

Представление о Рае, Аде и Чистилище разных народов

Загробная жизнь существует

Все основные мировые религии сходны в том что: загробная жизнь существует. И к переходу на тот свет необходимо готовиться уже сейчас, в этом мире, потому как именно здесь, в земной жизни, в конечном счете решается, в какое место попадает душа.

Во всех религиях Рай и Ад описываются по-своему, но в общих чертах эти рассказы сходны между собой, отличны только в некоторых деталях.

Согласно исследованиям ученых, представления о загробной жизни присутствуют совершенно у всех народов, живших или живущих ныне на нашей планете.

Несмотря на множество попыток, так и не удалось найти ни одного даже самого примитивного племени, начисто лишенного хоть какой-то веры в потусторонний мир.

В самых отдаленных уголках планеты у самых диких и первобытных народов все-же существовали обряды, так или иначе связанные с почитанием духов умерших предков.

Нередко в древних захоронениях рядом с телами умерших людей их соплеменники клали оружие, предметы роскоши или домашнего обихода, считая, что все это пригодится усопшим в потустороннем мире.

У всех народов похороны считаются чрезвычайно важным и серьезным ритуалом, который требует самого тщательного выполнения. Ведь если похоронить умершего не по правилам, то его душа непременно станет приходить в снах к родичам, мстя за проявленное невнимание и неуважение.

Именно в снах происходит связь между миром мертвых и миром живых людей. У всех народов имеются мифы и легенды, в которых души умерших людей так или иначе контактируют с живыми людьми.

Вера людей в мир духов свидетельствует не об отсталости тех или иных народов, а, напротив, показывает на то, что даже самые темные и необразованные дикари рано или поздно все-же задавались вопросами: как устроен этот мир, для чего и как мы появились на свет и какое место нам отведено в этой жизни?

Многовековой опыт общения с душами умерших людей в снах не прошел бесследно. Полученные таким способом знания постепенно складывались в одно общее учение о потустороннем мире.

Самое интересное заключается в том, что, несмотря на то, что каждый народ старается самостоятельно найти истину, в результате у всех получился практически одно и то-же. Разница заключалась только в названиях да в некоторых несущественных деталях.

Египтяне называли царство мертвых Дуатом; шумеры и вавилоняне — «страной без возврата», подземным царством Кур; греки полагали, что подземным миром правит бог Аид; этруски бога страны мертвых называли Эитом; римляне — Плутоном; ацтеки мир мертвых называли Миклтаном; народы Центральной Америки — страной теней; иудеи — геенной огненной; у индусов бог царства мертвых носил имя Яма; христиане считают, что после смерти все умершие попадают или в Рай, или в Ад.


Представления о Высшем Суде в разных религиях

Во всех религиях присутствует мысль, что в потустороннем мире души умерших людей находятся в разных условиях — праведники наслаждаются, а грешники мучаются.

В древности люди во время похорон своих царей и вождей возле тела умершего закапывали тела убитых рабов, слуг и жен, веря, что таким образом их господин прибудет в потусторонний мир не в одиночестве, а со свитой и слугами, которые и на том свете будут продолжать прислуживать ему, как и на этом свете.

Считали, что тот, кто при жизни был царем, и после смерти останется им же, а тот, кто был рабом, и на том свете будет страдать и мучиться.

Однако такое примитивное представление о ином мире существовало лишь у недостаточно просвещенных, отсталых народов. Например, древние шумеры и вавилоняне считали, что после смерти душа человека, попав в подземный город мертвых Кур, предстает перед судом, на котором председательствуют боги из верхнего мира. Они объясняли умершему, какие законы и порядки царят в потустороннем мире, и выносили ему приговор — где он будет жить дальше и чем будет заниматься.

Вначале шумеры считали, что все души умерших страдают в загробном мире одинаково — они попадают в «страну без возврата», откуда нет пути назад, и вечно страдают и мучаются в полном небытии.

В древнем тексте «Разговор господина с рабом» встречаются такие строки: «Поднимись, пройдись по руинам древним, чтобы увидеть черепа последних и первых: кто был злодей и кто благодетель?» Дескать, смерть всех уравняла и первых и последних.

В более поздних шумерских и вавилонских текстах потусторонний мир описывается уже по другому — появилось разделение на праведников и грешников.

Грешники попадали в темное, мрачное место, где они мучились без пищи и еды. Они были лишены многих человеческих радостей — не могли ласкать жен и детей, быть любимыми.

К праведникам, к которым относились те, кто вел на Земле достойную жизнь, имел большую семью или погиб на поле боя, было иное отношение — они получали еду и воду и в особых случаях могли на время «подниматься» наверх и общаться с живыми людьми.

Древние египтяне представляли себе сцену суда после смерти так: бог Анубис вынимает из тела умершего сердце, чтобы взвесить его на суде Осириса. Осирис — это бог мертвых и царь загробного мира.

Когда покойный предстает пред судом, то бог Осирис взвешивает сердце умершего на весах, где на одной чаше лежит изображение богини Маат, а на другой — сердце. Если умерший оказывался достойным человеком, то он попадал в Иару — загробный мир, поля Рая.

Верующие в древнеиранского бога Митру считали, что после смерти душа человека вначале возносится на вершину горы справедливости Харе, а после она должна попытаться перейти в Рай по мосту Чинват.

На этом мосту бог Митра вместе со своими братьями вершил суд над каждым вновь прибывшим. На одну чашу весов помещались все добрые помыслы человека и его благородные поступки, а на другую чашу — все его черные и неблаговидные дела, поступки и мысли.

Если чаша с добротой перевешивала, то узкий мост Чинват расширялся и становился удобным для прохода — праведник, перейдя его, попадал в Рай.

Если же перевешивала чаша со злом, то мост, наоборот, сужался до тонкой линии, и грешник, не удержавшись, падал вниз и бездну.

В исламе роль судей исполняют два Ангела — Мун-кар и Накир, которые начинают допрашивать умерших прямо в могилах. Если покойный оказался истинно верующим человеком, то Ангелы оставляют его в покое до воскрешения. А неверных Ангелы начинали избивать столько времени, сколько пожелает Аллах. Вот как это описывается в Коране: «Если бы ты видел, как завершают жизнь тех, которые не веровали, Ангелы — они бьют их по лицу и по спинам: «Вкусите наказание пожара!» (8: 52).

Затем, когда по воле Аллаха наступит время последнего суда, все умершие воскреснут и предстанут перед Богом, который и определит, кого отправить в Рай (ал-Джанну), а кого в Ад (джаннахам).

В иудаизме суд над грешниками отодвигается до самого воскрешения. Вот как это описано в Книге пророка Даниила: «И многие из спящих в прахе Земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан 12:2-3).

По верованиям буддистов, душа человека вечна и после смерти, переродившись, снова и снова возвращается на Землю. Души грешников попадают в Ад, чтобы, приняв муки, очиститься от всего черного и скверного. Спустя некоторое время эти души снова возвращаются на Землю.

Праведники же после смерти попадают в нирвану, откуда уже не возвращаются. Нирвана — это особенное состояние души, вечное блаженство.

По христианскому учению, «в конце времен» над человечеством будет вершить суд Иисус Христос, который для этого вторично спустится на Землю. Под громогласные звуки ангельских труб Иисус сядет на престол, перед которым соберутся все народы, когда-либо жившие на планете.

И свершится суд — праведники в сопровождении Ангелов направятся в Рай, а грешники будут насильно унесены бесами в Ад на вечные муки.

Ад или геенна?

Следует заметить, в Библии есть четкое различие между понятиями «ад» (шеол) и «геенна». Шеол — это общее название загробного мира, гроб, могила, где находятся после смерти и грешники, и праведники. А вот геенна — это как раз то, что мы сегодня называем адом, то есть некая область, где грешные души страдают во льду и огне.

Изначально в аду пребывали даже души ветхозаветных праведников, но Иисус спустился за ними вплоть до последнего, самого нижнего круга ада, и забрал с собой в Царствие Небесное. Слово «геенна» пошло от реального географического названия долины поблизости Иерусалима, где сжигались тела павших животных и казненных преступников, а также приносили жертвы Молоху.

Чистилище

1439 год — на Флорентийском соборе католическая церковь официально пошла на сделку с богом и приняла догмат о чистилище — наверняка не без влияния Данте, в то время уже давно покойного. Оказаться сразу в аду и испытывать вечные муки без возможности искупления людям не хотелось.

Сказка о чистилище зародилась в народе (в ветхозаветные времена), папа Григорий I в конце VI столетия признал справедливость нововведения, Фома Аквинский и Данте его систематизировали, а церковь пошла навстречу людям и даровала им шанс на спасение.

По католическо-христианским представлениям, это промежуточное место в потустороннем мире между Раем и Адом. После суда все умершие делятся на три группы — праведники сразу попадают в Рай, грешники — в Ад, а остальные — в Чистилище.

В Чистилище попадают души, не отягощенные смертными грехами, и после горения в очищающем огне, искупающем их прегрешения, эти души получают доступ в Рай.

Средневековый поэт Данте Алигьери описал Чистилище в своей знаменитой «Божественной комедии» так: Чистилище находится на Земле, посреди океана. В Чистилище 7 кругов в каждом из которых душа умершего избавляется от одного из семи смертных грехов.

Грешники начинают свой путь с самого подножия Горы, и, дойдя до вершины, получив при этом полное очищение, они затем устремляются в Небеса.

Сначало вестник Бога мечом на лбу каждого пришедшего в Чистилище рисовал 7 букв «Р» (от латинского слова «peccatum» — грех). По мере прохождения кругов Чистилища эти буквы должны были стираться с лица, означая, что грех искуплен полностью.

У подножия горы Чистилища собираются те, кто умер под церковным отлучением.

На первом уступе Пред Чистилища находятся нерадивые.

Второй уступ Пред Чистилища — нерадивые, умершие насильственной смертью.

На первом круге Чистилища находились люди, страдавшие гордыней, — цари, правители, знаменитые художники, те, кто жаждал власти и славы и кичился этим.

На втором ярусе находились завистники.

На третьем — гневные.

На четвертом — унылые.

На пятом — скупцы и расточители.

На шестом — чревоугодники.

На седьмом — сладострастники.

Устройство загробного мира

В царство мертвых, по верованию древних египтян, возможно было попасть на лодке по реке Нил, которая одновременно являлась и рекой загробного мира. Поначалу плавание проходит спокойно, но потом начинается крутой спуск в глубины Дуат, вода в реке внезапно исчезает, и дальше лодка при помощи магических божественных чар скользит прямо по песку.

Шумеры и вавилоняне считали, что в подземное царство Кур возможно попасть, только переправившись через реку при помощи лодочника — проводника душ в потусторонний мир.

Переплыв реку, усопший оказывался перед городом, который был обнесен семью высокими стенами. Чтобы попасть в город, надо было пройти через 7 ворот. Привратник Нету держал врата на запоре, чтобы никто не мог зайти в загробный мир и не мог его покинуть.

Чтобы попасть в город мертвых, усопший должен был принести дары и жертвы 7-и подземным божествам. Перед каждыми воротами надо было снять с себя какое-то украшение или одежду, потому, достигнув цели, путник оставался полностью обнаженным и в таком виде представал перед Эрешкигаль — Супругой правителя подземного царства Нергала.

Древние греки считали, что попасть в подземное царство Аида возможно, преодолев реку Арахент. Мрачный перевозчик душ Харон, пришедший в греческую мифологию из вавилонских и шумерских сказаний, на своей ладье перевозил души усопших на тот берег.

Для того чтобы покойный мог рассчитаться с Хароном, при погребении ему в могилу клали монетку.

У скандинавов считалось, что всего миров 9, одним из них, срединным, является Мидгард — наша Земля. Умершие делятся на две категории — герои и все остальные. Никаких других принципов нет, никаких грешников и праведников. У остальных всего один путь: умер — отправляйся в ад, Хельхейм.

Сам Хельхейм — это только часть большего мира, Нифльхейма, одного из первомиров, давших начало Мидгарду. В Нифльхейме холодно и неуютно, там царствуют вечный лед и туманы, а его самую неприятную часть, собственно Хельхейм, возглавляет богиня Хель, дочь хитроумного Локи.

Хельхейм очень похож на греческий Аид. Разве что в последнем правитель — мужского пола. Аналогии провести нетрудно. В Аид можно переправиться на ладье Харона через реку Стикс, в Хельхейм — через реку Гйоль. Через последнюю, правда, построен мост, бдительно охраняемый великаншей Модгуд и четырехглазым псом Гармом. А какое имя носит Гарм в древнегреческой мифологии…правильно, Цербер.

Устройство Ада

По верованиям индусов, в царстве бога смерти Ямы есть от 7-и до 28-и адов, в каждом из которых наказываются грешники за особые дела и поступки.

В Аду тамиера мучаются грабители и прелюбодеи.

В Аду андхатамиера находятся эгоисты.

В Аду раурава «животное более жестокое, чем змеи», заживо разрывает на куски тех, кто при жизни мучил других живых существ.

Жестоких людей кипятят в масле в Аду кумбхипака.

Негостеприимных и жадных людей превращают в червей и помещают в Ад кримибходжана, наполненный червями, которые поедают все и всех. И т.п.

Самое впечатляющее описание ада для последователей христианства дано в бессмертной «Божественной комедии» Данте Алигьери. Автор описывает свое путешествие по Аду, Чистилищу и Раю. Провожатым Данте в этом невероятном путешествии становится античный поэт Вергилий.

Ад, по описанию Данте, находится в огромной глубокой воронке, дно которой достигает центра Земли. На стенках воронки располагаются 9 ярусов, 9 кругов ада, в каждом из которых томятся грешники определенного рода.

В самом первом верхнем круге отбывают наказание некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане, вина которых состоит в том, что они по различным причинам не смогли последовать учению Иисуса.

В этом круге Данте встретил многих выдающихся деятелей античности, которые умерли задолго до появления Иисуса Христа на Земле и, естественно, потому никак не могли стать христианами.

В первом круге Ада Алигьери встретились поэты и писатели.

Во втором круге Ада содержатся сладострастники.

Третий круг — прибежище чревоугодников.

Четвертый круг — место для скупцов и расточителей.

В пятом круге Ада находится зловонное Стигийское болото, в котором казнятся гневливые.

Шестой круг — место пыток для еретиков, отрицавших существование Бога.

И седьмом круге Ада карается насилие во всех его проявлениях.

Восьмой круг — место казни обманщиков: сводников и обольстителей, святокупцов, прорицателей, мздоимцев, лицемеров, воров, лукавых советчиков…

Девятый — самый нижний круг Ада. Там мучаются те, кто совершил самый страшный грех — обманул доверившегося ему: предатели родных, предатели родины и единомышленников, предатели друзей и сотрапезников, предатели благодетелей, предатели величества Божеского и человеческого.

 

 


 

Р.Гарифзянов

ред. shtorm777.ru