Ад в разных религиях

Ад в разных религиях и культурах

В равной степени распространены представления об аде или Чистилище — месте, где умершие подвергаются ужасным мучениям.

• В древнееврейской традиции страна мертвых — Шеол — изображена как огромная яма или окруженный стеной город под землей, «страна забвения», «мир безмолвия», где развоплощенные человеческие существа обитают во тьме, в грязи, покрытые личинками, и позабытые Яхве. Это страна теней, потому как людей покинул «дух», или «животворное дыхание», посредством которого Бог дарует им жизнь. После поздней иудейской формой места загробной жизни грешников была Геенна — глубокая впадина с пылающим огнем, где грешники подвергаются жестоким мучениям. Первоначально, Геенна представляла из себя долину на юго-востоке от Иерусалима, в которой древние евреи с X по VII вв. до н. э. сжигали детей, принося их в жертву аммонитянскому богу Молоху. Образы сжигаемых людей стали основой для представлений об «адском пламени» в иудейской и христианской эсхатологии.

• Христианский Ад включает в себя иерархию злобных чертей, которые подвергают грешников немыслимым пыткам физической болью, удушьем, жаром огня, и погружением в экскременты. Эти жуткие испытания соответствуют наказанию за 7 смертных грехов — гордыню, зависть, гнев, леность, алчность, обжорство, и похоть. Ад расположен глубоко под землей, и его вратами служат темные леса, кратеры вулканов, или разверстая пасть Лефиафана. В Книге Откровения упомянуто горящее озеро из серы, куда после смерти попадает «трус, неверующий, развращенный, убийца, прелюбодей, колдун, идолопоклонник, и лжец». В меньшей степени, в качестве адских орудий пыток упоминаются холод и лед.

• В Римско-католической вере тоже есть понятие Чистилища — промежуточного состояния после смерти, в течение которого можно искупить незначительные грехи, и восстановить добрые отношения с Богом. В некоторых формах христианства приведено различие между Чистилищем, как местом временного наказания и очищения, и Лимбо — местом ожидания для таких людей, как язычники и некрещеные младенцы. Христианские учения о Рае, Аде, и Чистилище получили замечательное и мощное выражение в «Божественной Комедии» Данте.

• Мусульманская картина Ада весьма похожая на картину иудео-христианской традиции, от которой она произошла. Мирадж Наме — Описание Чудесного Путешествия Мухаммеда, изображает мусульманский ад, Геенну, каким его увидел Мухаммед во время своего посещения вместе с Архангелом Гавриилом. Врата Геенны охраняются молчаливым ангелом Маликом, который при посещении Мухаммеда сделал исключение, и нарушил свое молчание, чтобы поздороваться с ним.

Природа Геенны безобразна и опасна; с утыканных шипами адских деревьев свисают ядовитые плоды в форме демонов. Грешников подвергают страшным пыткам: их вешают и душат, им отрезают языки, их погружают в гной и кипящую воду, их тела поджаривают на огне, при этом их кожа восстанавливается, и пытки огнем продолжаются, они переживают множество других видов мучений, в зависимости от характера своих проступков. Кроме этого, в исламской традиции есть промежуточное состояние для душ — барзах (буквально, «барьер»), место или состояние, в котором и праведные и грешные души пребывают в ожидании дня воскресения.

• Зороастрийская картина Ада, графически изображенная в Книге Арда Вирафа, имеет вид в особенности шокирующей и отвратительной. Ад расположен далеко на севере, в недрах земли; это жуткое, противное и вонючее место, кишащее демонами. Тут души грешников, «последователей лжи» пребывают после смерти в горе и страдании, пока не будет уничтожен сам бог тьмы Ариман. Обреченных мучают демоны, злобные твари (храфстары), змеи, и скорпионы. Их мучают голодом и жаждой, кормят отбросами, хлещут жалящими змеями, многократно рвут на части, и подвергают множественным другим кровавым и ужасающим пыткам.

К числу причин для этих жутких мучений относятся содомия, нарушение менструальных табу, прелюбодеяние, и осквернение воды и огня. По зороастрийской религии, ад не есть вечное наказание; мучения будут длиться только до победы Ахура Мазхды над Ариманом в Космической Битве, и последующего обновления мира (фрашегирд). В зороастрийской религии также имеется промежуточная область под названием хаместаган, которая предназначается для тех, кто не заслуживают ни Рая, ни Ада, потому как общий вес их благих мыслей, слов, и дел равен весу дурных. Эти души пребывают в своего рода чистилище — обители теней, где нет ни радостей, ни мучений.


• Древнегреческий загробный мир — Тартар или Гадес был подземельем, полным мрачной тьмы, которое Гомер описывал как «Владения Разрушения, повергающие в ужас самих богов». Главная река загробного мира была Стикс с вонючей болотной водой, через который умерших переправлял Харон за несколько монет. Мертвые в греческом загробном мире были бескровными копиями, тенями, которых приходилось оживлять вливаниями крови, меда, вина, и воды, чтобы они могли говорить. Вход в Гадес был под охраной громадного трехголового пса Цербера.

Греческая мифология изображала архетипические фигуры, переживавшие поистине эпические вечные страдания за проступки против богов. Тех, кто нанес личное оскорбление Зевсу, заключали в бездонную яму Тартара, где они подвергались мучительным пыткам. Сизиф, который пытался обмануть смерть, должен был на самом дне Тартара бесконечно закатывать в гору огромный камень. Татал, пытавшийся проверить всеведение богов, подав им в качестве трапезы их разрезанного на куски сына Пелопса, был помещен по шею в бассейн с чистой водой под большой спелой гроздью винограда, и вечно мучим голодом и жаждой, не будучи способен дотянуться ни до одного, ни до другого. Иксиона, пытавшегося соблазнить Геру, распяли на огненном колесе, бесконечно кружившимся по Гадесу. Прометей — титан, похитивший у Зевса огонь и отдавший его людям вместе со знанием ремесел и технологии, был прикован цепью к скале в горах Кавказа, где на него периодически нападал орел Зевса, клевавший и пожиравший его печень.

• Древнескандинавский загробный мир — носивший название Нифлхейм или Хелхейм, и находившийся под одним из корней Мирового Древа Иггдрасил. Им правила свирепая и беспощадная богиня Хел. Это был холодный, темный, и туманный мир мертвых, находившийся к северу от Пустоты (Гиннум-гагап), в которой был сотворен мир. Нифлхейм, также называвшийся Миром Тьмы, разделялся на несколько частей, одной из которых был Настронд — берег трупов. Тут стоял обращенный на север замок, наполненный ядом змей, в котором мучили убийц, прелюбодеев, и клятвопреступников, в то время как дракон Нидхогг пил кровь из их тел.

В Нифлхейме находился источник, Хвергелмир, из которого вытекало много рек. Отважные воины, павшие в битве, отправлялись не в Нифлхейм, а к богу Одину, в Валгаллу — Чертог Убитых. В мировой мифологии существуют и картины холодных адов. Они встречались в христианстве, а также составляют часть Тибетского загробного мира. Данте использовал средневековый образ холодной преисподней для самого нижнего круга Ада, и изобразил Сатану, сидящего в центре земли в озере из своей замерзшей крови.

• Многочисленные виды и уровни ада есть в индуизме и буддизме. Наподобие разнообразных райских садов, они представляют из себя не места вечного пребывания умерших, а только переходные стадии в цикле рождения, смерти, и возрождения. В буддизме Ады считаются творением ума, полным самообмана и эгоцентризма, и переживаемые там мучения, по крайней мере, настолько же многообразны, жестоки, и изобретательны, как те, что описывают другие традиции. Кроме адских областей, где наказания включают в себя физическую боль и удушье, в буддистской мифологии описываются горячие Ады со стенами огня, реками расплавленного железа, и опаляющей вулканической лавой. Не менее красочно описаны холодные Ады, где обреченные страдают от ледяного холода и болезненных обморожений.

Длительность прохождения через эти Ады соответствует количеству плохой кармы, которую надо уничтожить. В пользующемся дурной славой Аду Авичи (буквально, «без пространства»), грешники испытывают ужасные мучения в течение бесчисленных кальп (Брахманических эонов). При выходе из Ада, грешники вырождаются в животных, к примеру, собак или шакалов, покрытых нарывами и струпьями. В буддистских Адах есть судьи, которые определяют судьбу умерших. К примеру, Эмма-О — персонаж из одного из горячих адов японского буддизма — судит при помощи двух отрубленных голов: красная сообщает ему о всех дурных деяниях умершего, а белая — о всех добрых деяниях. Он судит души мужчин, в то время как его сестра судит души женщин. В Адах китайского буддизма есть 4, или, иногда, 10 судей.

• Загробный мир ацтеков — Миктлан — страна полного мрака, которой правит ужасный Повелитель Мертвых Миктлантекутли. Его лицо закрывает маска в форме черепа человека, его черные курчавые волосы усеяны глазами, подобными звездам, а в его ухо продета человеческая кость. В ацтекской традиции судьбу умершего определяло не его поведение, а его занятия и то, как он умер. Те из умерших, которые не были избраны для одного из Раев, подвергались в Миктлане ряду магических испытаний, в ходе которых им было необходимо пройти через девять адов, прежде чем достичь своего окончательного места упокоения. Эти Ады не были местами, куда грешники попадали для наказания, а рассматривались как необходимые этапы перехода в цикле творения, потому как в космическом процессе ацтекской традиции, все сотворенные вещи неизбежно окунались в материю и возвращались обратно к свету и своему творцу.

 


 

Гроф Станислав

ред. shtorm777.ru