Призраки

Призраки умерших

Когда шла первая империалистическая война профессор физики Н., материалист, жил летом в украинской деревне. Вечером, когда он вышел на крыльцо, хозяйка хаты подошла к воротам, для того чтобы впустить корову. Вдруг она будто остолбенела, всплеснув руками, воскликнула: «Петро!» — и упала в обморок. Позднее она рассказала профессору, что увидала своего сына, который был на войне, улыбающегося и радостного. В этот день он был убит.

Призраки приходят в момент смерти — общеизвестный и несомненный факт. Рише в своей книге привел множество примеров такого рода. Упомяну лишь немногие из них:

1.  Полковник Н. спал у себя в комнате в Лондоне. На рассвете он неожиданно проснулся и увидел Пооля, своего товарища по армии, в костюме хаки, каске, с густой черной бородой, которой у него не было, когда его знал Н.

Н. знал, что Пооль был в Трансваале, на фронте. Видение было таким отчетливым, что Н. почти принял его за реальность — он видел лицо, живые глаза, костюм хаки, каску. Н. сел на кровати, смотрел на Пооля и говорил с ним. Пооль сказал: «Я убит сквозным ранением в грудь». И, сказав это, медленно поднял руку к груди: «Генерал приказал мне идти».

Н. рассказал о таком явлении своим товарищам и на следующий день узнал, что Пооль был убит в бою. Он носил форму цвета хаки и бороду, был убит сквозным ранением в грудь.

2.  Панччи, который жил в Пизе, ночью увидел своего отца бледным и умирающим со словами: «Поцелуй меня в последний раз, ибо я ухожу навсегда», и почувствовал холодное прикосновение его губ к своим губам. И хоть не было никаких оснований думать о несчастии, он отправился во Флоренцию и там узнал, что его отец умер прошлой ночь, в тот час, когда явился ему призрак.

Прибавлю к этому подобный случай в моей семье. Моя сестра умерла во флигеле дома, в котором жил старший брат. Он вздремнул, сидя на диване, и в час ночи проснулся, явно почувствовав какое-то дуновение возле своего лица и поцелуй на щеке. В этот момент умерла сестра.

3. Д-р Мари де Тиле, жившая в Лозанне, в шесть часов утра услыхала стук в дверь. Вошел кто-то в черном платье, окутанный, точно вуалью, белой прозрачной тканью. Кошка, которая была в комнате, выгнула спину, ее шерсть поднялась, она страшно урчала и дрожала. Через некоторое время мадам де Тиле узнала, что одна из ее лучших подруг, о которой она, однако, не думала в момент появления призрака, умерла от острого перитонита в Индии.

Еще пример такого рода. Мисс К. ласкала кошку, которая лежала у нее на коленях. Неожиданно кошка в ужасе поднялась, выгнула спину и, подняв дыбом шерсть, стала судорожно дышать. Тогда мисс К. увидала, что в кресле близ нее сидит старая мегера с бледным лицом и пристально смотрит на нее. Кошка, точно обезумевшая, бросилась огромным прыжком в дверь. Мисс К. в панике закричала о помощи. Вошла ее мать, и призрак исчез. Мисс. К. видела его минут 5. Как ей рассказывали, в этой комнате повесилась старая женщина.

Рише привел множество ярких примеров коллективного видения призраков. Вот только один из них.

1896 год — мадам Телешова находилась в своей гостиной в Петербурге со своими пятью детьми и собакой Мусташ. Внезапно собака громко залаяла, и все присутствующие увидали маленького мальчика примерно 6 лет, в рубашке, в котором они узнали Андрея, сына своего молочника, который был болен. Призрак явился из печи, прошел над головами присутствовавших и исчез в открытом окне. Это продолжалось секунд 5. Мусташ не переставал лаять и бегать за движущимся призраком. В этот момент маленький Андрей умер.

Вот как высказался Рише о явлении призраков: нельзя думать, что эти образы, эти шумы, эти призраки, которых видят несколько человек, не представляют собой объективную реальность (механически объективную). И тем не менее мы не можем доказать это абсолютно и бесспорно, как и в отношении всех знаний, основанных на наблюдениях. Если бы нельзя было объяснить явления материализованных фактов иначе, как только коллективными галлюцинациями, то вследствие странности этих феноменов следовало бы говорить об их нереальности. Но данные материализации довольно убедительны. Призраков можно наблюдать. Это наблюдение может не быть точно таким, как в экспериментальных методах, потому как в распоряжении наблюдающих может не быть ни фотографических пластинок, ни микрофона, ни весов, ни гальванометра. Единственным доказательством действительной материализации, имеющей механическую и световую реальность, может быть одновременное восприятие такого феномена несколькими лицами и притом абсолютно одинаковое. Если двое нормальных, разумных людей точно описывают одно и то же видение, одновременно восклицают, сообщают друг другу свои впечатления еще в присутствии фантома, то было бы абсурдно думать о совершенно идентичной галлюцинации у обоих.

Несколько отличаются от явлений призраков, но очень близки к ним призывы живых умершими, являющимися в виде призраков только тем, кого они призывают к себе, но никем другим не видимыми. Такого рода призывы воспринимаются в иных случаях как голоса, без явлений призраков. Факты подобного рода чрезвычайно многочисленны и несомненно достоверны.


Вот несколько ярких примеров.

1. Случай, сообщенный Боццано, относится к ребенку двух лет и семи месяцев по имени Рей. Только что умер его восьмимесячный брат. Он неоднократно является маленькому Рею, который видит его сидящим на стуле и зовущим его. «Мама, — говорит он, — маленький братец зовет Рея. Он хочет, чтобы Рей был с ним». В другой раз он сказал: «Не плачь, мама, маленький братец улыбается. Рей пойдет к нему» Рей, не по возрасту умный ребенок, умер через два месяца и семь дней после своего брата. Этот случай тем более удивителен, что в таком раннем возрасте дети не понимают, что такое смерть.

2. Луиза С. сорок пять лет умерла от чревосечения. Во время болезни она постоянно просила, чтобы после ее выздоровления к ней в деревню привезли ее трехлетнюю племянницу Лили, которую она очень любила. Маленькая Лили, очень умная, вполне здоровая, спустя месяц после смерти своей тети неоднократно внезапно прерывала свои игры, подходила к окну и пристально смотрела куда-то. Мать спрашивала, на что она смотрит. «Тетя Луиза протягивает ко мне руки и зовет меня». Испуганная мать пыталась развлечь ее, но девочка, не обращая внимания, притащил к окну стул и несколько минут не отрывал глаз от тети, зовущей ее. Свою сестренку она спрашивала: «Как ты не видишь Тагу? («Тата» было уменьшительным именем их тети). Но та ничего не видела. Спустя несколько месяцев это прекратилось. Двадцатого мая маленькая Лили заболела и, лежа в кроватке, смотрела на потолок и говорила, что видит свою тетю, окруженную маленькими ангелами. «Как это прекрасно, мама», — говорила она. День ото дня ей становилось все хуже и хуже, но она постоянно повторяла: «Вот моя тетя. Она пришла за мной и протягивает мне руки». А своей плачущей матери она сказала: «Не плачь, мама, это прекрасно, ангелы вокруг меня». Она умерла 3 июля 1896 года, через 4 месяца после Луизы.

3. За 3 месяца до смерти митрополита московского Филарета ему явился во сне покойный отец сказав: «Помни девятнадцатое число». Митрополит умер девятнадцатого ноября.

4. В Индии миссис Моррисон, лежа в постели, неожиданно услышала голос: «Когда настанет тьма, придет смерть». Моррисон в страхе села на постели. Тот же голос медленно повторил те же слова. Через два дня ее дочурка тяжело заболела. В течение недели не было ни облачка на небе, но на восьмой день внезапно разразилась ужасная буря. За несколько минут до одиннадцати часов в доме стало совсем темно. Маленькая дочка умерла в 13 часов.

К призракам умерших людей близко стоят явления так называемой экстериоризации живых людей. Их много можно найти в житиях святых. В католической агиологии известен случай Альфонса Лигуори, который семнадцатого сентября 1774 года стал неподвижным и немым в своей келье. Он не принимал никакой пищи и ни с кем не говорил. Потом двадцать второго сентября утром он очнулся и рассказал, что он был при папе, который только что умер. В эту самую ночь с 21 на 22 сентября папа Климент XIV умер, и при нем находился Альфонс Лигуори.

Мы можем привести случай экстериоризации Оптинского старца Амвросия (умер в 1891 году). Крестьянка Авдотья, больная ногами, пошла пешком в Оптину Пустынь, ожидая исцеления от старца Амвросия. Не дойдя семи верст до монастыря, она сбилась с дороги, заблудилась и в слезах упала на сваленное дерево. В скорости к ней подошел старичок в подряснике и скуфье, спросил, о чем она плачет, и указал клюкой ей дорогу в монастырь. Придя в скит, в котором жил Амвросий, она села в толпе женщин, которые ожидали приема у старца. Через несколько минут на крыльцо вышел келейник Амвросия и громко сказал: «Где тут Авдотья из Воронежа?» Авдотья была настолько поражена, что откликнулась только на второй зов келейника. Минут через пятнадцать она вышла вся в слезах от старца, в котором сразу узнала старичка, указавшего ей дорогу в лесу.

Амвросий по своей болезненности выходил из келий только летом и часто засыпал, постоянно лежа на диванчике. Ни в скиту, ни в монастыре не было никого, похожего на него. А наружность у него была очень примечательной, и Авдотья не могла ошибиться.   Экстериоризация человеческого духа нередко наблюдается в гипнотическом сне.

Д-р Пьер Жане, находясь в Гавре, усыпил Леони Б. и внушил ей отправиться (в гипнотическом сне) в Париж, в его квартиру. Уснув, Леони вдруг заволновалась и воскликнула: «Горит, горит!». Пьер Жане начал ее успокаивать. Она проснулась, потом заснула опять и проснулась со словами: «Жане, я уверяю вас, что там горит». И в действительности, в тот день, когда это происходило, пожар уничтожил в Париже лабораторию д-ра Жане. Вспомним, как Василий Блаженный на пиру у Ивана Грозного трижды выливал на пол наливаемый ему кубок вина и на окрик рассерженного царя ответил: «Это я тушу пожар в Новгороде». В это время действительно бушевал страшный пожар в Новгороде!,

Что же невероятного в том, что просветленный дух святых в полной мере всегда обладает теми трансцендентальными способностями, которые у простых людей проявляются только в состоянии сомнамбулизма? Чрезвычайно важные выводы можем мы сделать из этих таинственных и абсолютно необъяснимых фактов. Они не только необъяснимы при нынешнем состоянии науки, но вряд ли когда-либо будут объяснены психофизиологическими методами. Ибо, конечно, эти явления совершенно особого порядка, коренным образом отличающиеся от тех, которые доступны научному изучению. Это не явления психофизиологического порядка, а действия духа, временно или окончательно отделившегося от тела. Экстериоризация духа живых при нормальном их состоянии (старец Амвросий) или гипнозе (Леони Б.), конечно, отличны от явлений умерших в виде материализованных призраков или таинственных голосов, предвещающих смерть или несчастье. Но при всем их различии эти необъяснимые явления свидетельствуют о том, что связь духа с телом не безусловна, и дух может иметь существование отдельно от тела.

Явления умерших служат, вместе с тем, очень важным, даже неоспоримым доказательством существования духа. Что дух может существовать отдельно от души и тела, доказывается также передачей по наследству духовных свойств родителей детям. Я говорю о наследственности именно духовных свойств, а не душевных, как обыкновенно говорят, потому что наследуются только основные черты характера, их нравственное направление, склонность к добру или злу, высшие способности ума, чувства и воли, но никогда не наследуются воспоминания о жизни родителей, их чувственные или органические восприятия, их частные мысли и чувства. Это свидетельство о разделении духа от души и тела. Факты наследственности духа известны и несомненны. В 20-х годах прошлого столетия в Америке жила молодая, чрезвычайно развращенная женщина. Приговоренная уже в ранней молодости к повешению, она избежала наказания — вышла замуж и имела много детей. Через шестьдесят лет число ее потомков по прямой линии достигло 80. Из них двадцать подвергались карам закона за преступления, а остальные шестьдесят состояли из пьяниц, помешанных, идиотов, нищих.

В известном семействе Лемуанье из Франции уже в конце XVII столетия заметили наследственную передачу самых благородных свойств. Это одно из тех семейств, в которых рождаются, кажется, только для справедливости и милосердия, в которых добродетель передается с кровью, поддерживается советами и возбуждается великими примерами (Флешье).

История древних римских императорских родов, испанских и французских королевских родов представляет много общеизвестных ярких примеров нравственного и умственного вырождения.

 


 

Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович

профессор медицины

ред. shtorm777.ru