Тайны истории, крейсер «Эдинбург», Неразгаданные тайны

Подводные клады — золото крейсера «Эдинбург»…

Удивительные и загадочные подводные клады . Их тайна и судьба , всегда будоражили воображение …

Опасные конвои судов …

В Заполярье, ближе к весне 1942 года сложилась весьма серьезная обстановка. На Мурманском направлении шли тяжелые бои . В этих местах у фашистов была расположена целая эскадра больших боевых кораблей. Все это серьезное скопление силы использовалось для того, чтобы не пустить в Мурманск конвои транспортных судов. На них приходили из Америки и Англии военные материалы, техника, продовольствие и лекарства . Конечно же, конвои были под защитой , их сопровождали боевые корабли как британские так и советские . Конвои прорывались,  и без потерь не обходилось . Благополучно прошли в 1941 году  11 конвоев, а в 1942-м лишь  только за 2 первых месяца — 9 конвоев .

К концу апреля 1942 года направился в обратный рейс из Мурманска , в Англию, конвой, который выполнил свою миссию, во главе был британский крейсер «Эдинбург». Это был новый (прошло только 3 года, после его спуска на воду), хорошо вооруженный корабль водоизмещением 10 000 тонн. На его борту было 730 человек — команды и моряки из Англии с других кораблей, которые возвращались к себе  на родину.
У «Эдинбурга» была  чрезвычайно важная и секретная миссия: на крейсере в пороховом погребе находился драгоценный груз — 465  золотых слитка весом по 11-13 килограммов каждый! Эти слитки были платой СССР для Великобритании за военные поставки. Имея большую скорость, «Эдинбург» вырвался вперед, оставив позади корабли сопровождения и 30 апреля его атаковала немецкая подводная лодка U-456.

 


Гибель крейсера …

В корабль попала первая  торпеда , но он оставался на плаву и только получил крен на левый борт. Субмарина немцев успела выстрелить по «Эдинбургу» и второй торпедой . В этот раз попадание пришлось на кормовую часть крейсера. Мощный взрыв вывел из строя винты и руль. От взрыва торпед на крейсере погибли шестьдесят моряков. Крейсер потерял ход.
Защиту подбитого корабля приняли на себя два английских эсминца. Представлялась реальная возможность взять его на буксир и отвести в безопасное место в Кольском заливе. Так наше командование и предлагало сделать. Но командир «Эдинбурга» контр-адмирал Бонхэм-Картер этого предложения не принял. Люди с крейсера были спешно эвакуированы на другой корабль и доставлены в Мурманск.
Момент был упущен. Тем временем в районе боя появились немецкие миноносцы. Заговорили орудия. Боясь, что золотой запас может достаться врагу, командир крейсера приказал английскому эсминцу потопить «раненый» корабль. Прогрохотали три взрыва, и крейсер, оседая набок, стал быстро погружаться в холодную воду.
Через несколько минут все было кончено. Вместе с огромным кораблем ушли в морскую пучину и слитки золота, упакованные в деревянные ящички.

Выгодный договор …

Шли годы, но как и прежде золотой груз оставался на дне Баренцева моря. Крейсер затонул на глубине 260 метров. Такая глубина долгое время оставалась недоступной для водолазов. Но подводная техника совершенствовалась, и поднять золото стало возможным.
По прошествии 39 лет после гибели «Эдинбурга» вышло в рейс английское поисковое судно «Дамматор». Как предписывалось советско-английским соглашением, британская фирма, специализировавшаяся на подводных работах, взялась поднять на поверхность золото, находившееся в чреве затонувшего крейсера.
Договор гласил, что после успешного окончания операции золото следовало разделить между его совладельцами в следующей пропорции: две трети получала наша страна, одну треть — английское министерство торговли. Фирме же, поднявшей золотые слитки, каждая сторона должна была выделить по 45 процентов своей доли.
10 мая 1981 года поисковое судно прибыло в район, где почти сорок лет назад произошел жестокий морской бой. В море был спущен робот с телекамерой. По командам сверху он начал осматривать морское дно в поисках затонувшего крейсера. Осмотр продолжался несколько дней. И вот, наконец, на экране появились очертания затонувшего корабля. Он лежал на левом боку. В борту зияла огромная пробоина. Несомненно, это был именно «Эдинбург».
Как было известно, пороховой погреб с золотыми слитками соседствует с другим помещением, которое загружено зенитными снарядами, минами, гранатами и патронами. И конечно такое » соседство «, весьма затрудняло дело. Поисковое судно к тому моменту исполнило свою роль и могло покинуть Баренцево море. Место «Дамматора» заняло другое, специально оборудованное судно «Стефанитурм», с 25 квалифицированными водолазами на борту.

Отряд бесстрашных …

Фирма пригласила водолазов , можно так выразиться, со всех концов света: из Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Африки. Многие из них служили в военно-морском флоте и умели обращаться с минами и снарядами. Спасатель «Стефанитурм» еще шел к нашим берегам, а водолазы уже начали готовиться к погружениям. Находясь в барокамерах, они заранее насыщали свой организм искусственным «воздухом» — гелиево-кислородной смесью (обычный воздух на такой большой глубине был бы гибельным для людей).
Начали спуски. Водолазы, по трое в каждую смену, перебирались в глубоководную камеру, своего рода водолазный колокол, оборудованный по самому последнему слову техники. Камера зависала на тросе над поверженным кораблем. Двое водолазов выходили наружу и подплывали к крейсеру, третий оставался в камере, готовый, в случае необходимости, прийти на помощь своим товарищам.
Одетые в черные, плотно облегающие тело гидрокостюмы, с ластами на ногах и маской на лице, они плавали почти свободно. Только жгуты тонких кабелей и гибких трубопроводов связывали их с камерой и далее с судном. По кабелям поддерживалась телефонная связь, а по гибким трубкам подавались дыхательная газовая смесь, кислород для резки металла и теплая вода для системы обогрева водолазов.
Но увы, войти внутрь через пробоину в корпусе крейсера  не получилось . Этот путь оказался настолько загроможденным кусками металла, что было решено прорезать новое отверстие.

Счастливый финал …

Отверстие было прорезано , но и здесь наткнулись на завалы обломков. С трудом пробрались через них, вскрыли переборку порохового погреба с золотом. Там все было покрыто мазутом, наносами ила, кругом лежали развороченные трубы. Где же слитки?
Около полумесяца продолжалась расчистка завалов. Нередко приходилось работать на ощупь, в облаках ила. И вот, наконец, в полдень 16 сентября 1981 года австралийский водолаз Джон Росси обнаружил первый слиток. Что началось, когда слиток этот был поднят наверх! Каждый стремился дотронуться до тяжелого желтоватого бруска, хотел непременно подержать его в руках.
К началу октября из 465 слитков удалось поднять 431. Непогода приостановила работы. Да и водолазы уже заметно устали. Поиски оставшихся слитков планировалось продолжить весной следующего года. Но так случилось, что новая экспедиция состоялась лишь пять лет спустя, ранней осенью 1986 года.
В Баренцевом море теперь действовало поисковое судно под названием «Дипвотер-2». Водолазы снова и снова обследовали помещения погибшего корабля. Были подняты еще 29 слитков общим весом 345 килограммов. Слухи о том, что золота на корабле было намного больше, оказались неверными. Однако уже никто не мог пожаловаться на результаты поисковых операций. Было спасено 460 слитков, или почти 99 процентов всего золота, затонувшего в Баренцевом море! Пять слитков, находившиеся в носовой части порохового погреба, особенно пострадавшей, остались лежать на дне. По-видимому, они никогда уже не будут подняты. Это — дань Нептуну, богу морей.

Удивительные,загадочные подводные клады или золото крейсера «Эдинбург» — Тайны истории


 

«Тайны ХХ века. Золотая серия»