Крестовые походы

Крестовые походы

В XI–XII столетиях, по призыву Ватикана и с одобрения Византийского императора, сотни и сотни тысяч европейцев покинув свои страны, двинулись освобождать гроб Господень, а по существу, завоевывать Азию, «освобождать» земли, которые когда-то принадлежали великой Византийской империи. Их целью были Палестина, Сирия, Месопотамия. Только малая часть (в основном руководители) возвратились домой. Традиционно принято считать, что остальные погибли, потому как нет об их судьбе никаких сведений.

В действительности, многие погибли в сражениях, или от голода и жажды, от эпидемий. Однако чтобы погибли все? Это невозможно. Человек — существо чрезвычайно живучее. Считаем, большинство крестоносцев, рыцарей и крестьян, остались живы и провели свою жизнь на Востоке, отдав ему свои знания и умения, навыки и культуру. Крестьянин и в мусульманской стране останется крестьянином, а воины в равной степени нужны и королям, и султанам.

Предлагая современную версию хронологии цивилизации, мы возвращаем истории сведения об их судьбе. Ищите пропавших без вести крестоносцев в «древних» странах Востока!

Ниже мы широко цитируем книгу Бернгарда Куглера «История крестовых походов», впервые изданную в России в 1895 г. и переизданную в 1995-м.

Куглер пишет:
«Цель крестовых походов была не просто освобождение Иерусалима, но, кроме того, вновь подчинить Восток христианскому западному господству. В этом смысле они представляются переселением народов, направленных на восток, но которое началось в век довольно скудных географических познаний и крайне неразвитых средств сообщения. Потому эти пилигримства могли быть совершены только при таком огромном расходе человеческого материала…

Великое германское переселение народов, которое стоит в начале средневековой истории, порой прославляется, правда, как самое блестящее и самое победоносное проявление германской силы, но временами указывалось и на то, что при этом переселении погибло сравнительно с достигнутыми результатами поистине ужасающее множество благороднейших племен».


1-й Крестовый поход, 1096–1099 годы

Первые отряды немцев с присоединившимися «несколькими итальянскими толпами» вторгаются на тюркские земли Малой Азии, ничего не ведая ни о географии земли, ни о силах противника. Смогли завладеть городом Ксеригордон. Тюрки попросту окружили их и отрезали им воду.

«На протяжении нескольких дней немцы переносили мучения жажды; в конце концов одна часть их перешла на сторону неприятеля, которому теперь не составляло труда справиться с истощенными остальными людьми», — пишет Б.Куглер. Прослышав об этом, новые крестоносные отряды, не слушая начальников, отправились на выручку и, конечно, нарвались на жестокий бой.

«Жалкие остатки были приняты на берегу (Босфора) византийским флотом и отвезены обратно в Константинополь. Там несчастные продали свое оружие и в жалком убожестве рассеялись во все стороны (октябрь 1096 год)».

Тем временем из Европы уже двинулась колоссальная сила, не менее 300 000 крестоносцев, «…хорошо вооруженных воинов, за которыми, разумеется, двигался еще длинный обоз слуг и монахов, женщин и детей, шпильманов и девок». Общего предводительства у этого воинства не было, потому как «каждый самостоятельный человек вооружался, предпринимал свое странствие к Святым местам, как, когда и в каком направлении желал».

То есть статистического учета, кто куда подевался, не велось.

В результате 1-го Крестового похода захватили Иерусалим и создали латинское Иерусалимское королевство. Крестоносцами также было основано несколько княжеств на территории Сирии, как правило по Средиземноморскому побережью.

Позднее примкнуть к сражающимся на Востоке решились еще тысячи людей. В 1100 г. двинулись ломбардцы, в 1101 — французы и немцы. В скором времени на азиатском берегу соединились войска маршала Конрада, Стефана Бургундского, Стефана Блуаского и других господ: «Так что еще до прибытия остальных немцев и аквитанцев, там — по преданию, конечно, мало достоверному — собралось не меньше 260 тыс. крестоносцев. У ломбардцев возникла мысль, что во славу Спасителя надо предпринять что-то необыкновенное и грандиозное, а именно… покорить Багдад и таким образом уничтожить самый халифат» (Б. Куглер).

В общем, чтобы не возиться с окраиной халифата, рыцари надумали взять столицу Ирака. Византийский император Алексей такую авантюру не одобрил и уговаривал идти в Сирию и Палестину, в поддержку королю Иерусалима, но разве благородных господ удержать? Не имея никаких карт, они отправились в путь и около двух недель шли прямо на восход Солнца, потом взяли город Анкиру, повернули на северо-восток, дошли до Гангры, но, не решившись напасть на этот укрепленный город, вновь направились на восток. И встретили воинов халифа Багдадского.

«Поражение было ужасным и решительным для всего войска. Только слабые остатки его смогли достичь берега, и лишь немногие из этих спасшихся счастливо добрались до Константинополя, а именно Стефан Бургундский и Стефан Блуаский, Раймунд Тулузский, маршал Конрад и архиепископ Ансельм Миланский. Последний скончался однако вскорости после этой катастрофы 31 октября 1101 года»

В последующие годы крестоносцы не только отбивались от турок-сельджуков, но и стали «прижимать» своих верных союзников армян, и даже враждовать между собой.

Следующая катастрофа произошла в 1119 г., когда мусульмане наголову разгромили войска князя Рожера, а самого князя убили. Едва не пала Антиохия, на волоске держались Эдесса (Новгород по-еврейски), Телль-Башир и мелкие армянские владения.

«Собственными силами северо-сирийские христиане были не в состоянии долго держаться. Если они могли быть спасены и обеспечены от нападения сельджуков, это могло произойти теперь только благодаря усилившемуся тем временем могуществу королевства Иерусалимского».

Как видим, довольно слабые и неорганизованные войска европейцев завоевали-таки себе восточные земли, потому как и войска Востока были довольно слабы. Прошло каких-то 20 лет, и вот уже возросло могущество королевства Иерусалимского, но значительно усилились и мусульманские войска.

2-й Крестовый поход, 1147–1149 годы

Минуло немало лет, подросло новое поколение европейского, прежде всего германского рыцарства. Войска собирали и немецкий король Конрад, и король Франции Людовик. Кроме рыцарей в их войсках были легкая конница, пехота и обоз.

«Интересно, что греки, когда захотели потом сосчитать немецкое войско при его переходе через Босфор, находили более 900 тыс. человек», — пишет Б.Куглер.

Не станем вдаваться в подробности, как они с бесчинствами прошли по Европе до Константинополя, а византийские греки тем временем заключили мир с турками, и немцы чуть не передрались с греками. Не суть важно. Важно, что и эту (немецкую) армию разбили, остатки бежали, да еще 30 тыс. умерли от голода и болезней.

Когда с немцами уже покончили, подоспели французы во главе со своим королем. В скором времени они оказались в еще худшем положении и запросили у греков суда, чтобы убраться из этой Сирии подальше. Корабли-то греками были присланы, но их было мало; на них смогли разместиться лишь самые знатные господа. Людовик, разумеется, уплыл, а «оставшиеся отряды, конечно, в скорости все погибли», сообщает Б.Куглер. Неужто ВСЕ погибли? «Не надо нас дурить», как с присущим ей остроумием заметила бы Е.Ермилова.

Вот что любопытно. В результате 1-го Крестового похода на неподвластных христианам территориях Ирака, Сирии, Палестины, Египта остались сотни тысяч молодых европейских мужчин призывного, условно говоря, возраста. Зная мужчин по личному опыту, мы не будем даже предполагать, что они прожили жизнь холостяками и не пустили гулять по мусульманскому Востоку сотен тысяч детей. А для их детей родиной стал уже тот самый Восток. Кто обучал мальчиков воинскому искусству? Вместе с мусульманскими учителями также их отцы, вчерашние европейские рыцари.

Между первым и вторым крестовыми походами минуло 50 лет. Сменились два, даже три поколения. Европейская культура, пришедшая в Месопотамию с крестоносцами (которых ученые принимают за древних ассирийцев и хеттов), начала свое своеобразное развитие здесь и продолжила движение на восток — в Иран, Индию и Китай.

С крестоносцами 2-го похода воевали потомки крестоносцев 1-го похода. При этом коренное население мусульманских земель, в особенности тех, что не были затронуты войной непосредственно, рвения к боям не испытывало. Отвоевывавший Сирию и Палестину султан Саладин неоднократно попросил о помощи халифа Багдадского, царей Ирана, Аравии и даже Марокко. Они воевать не желали. «Есть ли хоть один мусульманин, который следует призыву, который приходит, когда его зовут? —жаловался Саладин. — Мусульмане вялы, лишены мужества, равнодушны, утомлены, бесчувственны, не ревностны к вере».

У людей, родившихся в XX столетии, сложились определенные стереотипы, понимание того, что такое война, какова она. Однако это понимание не следует прилагать к крестовым войнам.

Что такое войны в начале и середине XX столетия? Армии, подчиненные общему командованию, захватывают громадные территории. Войска противников противостоят друг другу по фронтам.

Но еще в XIX столетии война была совсем иной! Вспомните знаменитую Отечественную войну с Наполеоном Бонапартом. Было ли противостояние войск по фронту? Нет, был военный поход: французская армия по двум дорогам двигалась от границы России к Москве (которая, кстати, столицей государства не была). Уже в 30-ти км от этих дорог никакой войны вроде бы и не было! Барышни окрестных городов давали балы заезжавшим отдохнуть гусарам, расспрашивали о ходе кампании. Это эпоха книгопечатания, газет, развитой географии, стратегии и тактики.

А за 600–700 лет до Бонапарта не было не только линии фронта, но также общего командования, географических планов местности, надежных средств сообщения.

Многие летописи (по большей части датируемых более ранними, чем эпоха крестовых походов, временами) упоминают о проходе на восток больших масс конных людей с железным оружием. Прошли, и все. Кто? Куда? Традиционно эти сообщения считают за письменные подтверждения так называемого «великого переселения народов», а это переселялась культура. Это шли крестоносцы.

Отдельные отряды могли забраться довольно далеко от Сирии или Ирака.

Не надо также думать, что во все время крестовых войн на всей этой территории гремели сплошные бои и Передняя Азия была в развалинах. Ничего этого не было! Люди продолжали жить, земля плодоносила. В боях мусульмане и христиане соревновались в ловкости и жестокости, в перерывах между битвами солдаты дружелюбно сходились для совместных игр и забав. Христианские земли Сирии постепенно стали центром всемирной торговли. Лимоны, апельсины, фиги и миндаль, тонкие масла, тяжелые вина и фрукты, шелковые ткани, пурпур и стекло — все было предметом торгов:

«В больших портовых городах различные товары Запада встречались с произведениями греческой техники и сокровищами Персии, Индии и Китая. На рынки Аккона и Бейрута доставлялись, например, произрастающий в восточной Азии ревень, добывавшийся в Тибете мускус, затем перец, корица, мускатный орех, гвоздика, алоевое дерево, камфора и другие продукты Индии или ее островов, слоновая кость также оттуда или из восточной Африки, жемчуг из Персидского залива, а также ладан и финики из Аравии».

Королевства и княжества крестоносцев — прообраз исторического Ассирийского государства. Оно находилось на севере Месопотамии с центром в городе Ашшур, там же держались крестоносцы. Это одна и та же история, записанная разными летописцами. Ассирийская политика НАСАХУ, вырывание с корнем, на самом деле есть заселение Северной Месопотамии пленными и свободными немцами, французами, итальянцами.

Известно немало описаний боев и походов, в которых воины и монахи прославляли себя, своих командиров и Божью помощь. А вот пленные крестьяне и ремесленники воспоминаний не пишут. Отсюда и перекос в восприятии событий.

3-й Крестовый поход, (1189–1192) годы

1187 год, 2 октября — султан Саладин взял Иерусалим, и это стало прологом 3-го Крестового похода. Европу раздирали политические страсти, как всегда пикировались папство и германский (святой римский) император. Папа Урбан III получил печальное известие о падении Иерусалима 18 октября и, не вынесши удара, 20 октября умер. Его преемник Григорий VIII отложил в сторону все политические дрязги и призвал европейских монархов начать приготовления к новому походу.

Поход лично был возглавлен императором Священной Римской империи Фридрихом I. Наученные горьким опытом, немцы решили создавать войско только из пригодных для войны людей. Никаких бедных пилигримов, никаких фанатствующих религиозных толп! Собрали 100 000 или немногим больше человек, «но это сплошь были князья, рыцари и закаленные воины» (при этом на каждое знамя, то есть на каждого знатного господина, полагалось 20 человек обслуги).

Дисциплину в воинстве поддерживали образцовую. В походе император Фридрих проявил себя выдающимся полководцем!.. Если бы он остался жив, может быть, политическая карта мира была бы сейчас совсем другой, но с ним произошло несчастье: на одном из переходов он утонул в азиатской речке. Дисциплина упала, в армии начались разброд и распри. И чем же, вы думаете, закончилось дело? Б.Куглер, основываясь на документах той поры, сообщал: «На рынке в Галебе пленных немцев продавали целыми толпами, как рабов».

 

 


 

Д.Калюжный

ред. shtorm777.ru