Пальмира в Сирии

Пальмира — древний город в Сирии

Открытие Пальмиры история приписывает итальянцу Пьетро делла Валле. Долго, с большим трудом добирались до Пальмиры путешественники в XVII столетии, но, когда они возвратились в Европу, им попросту не поверили: город в сирийской пустыне? Разве такое возможно?

Однако спустя столетие художник Вуд привез в Англию рисунки, сделанные в Пальмире. Самую любопытную находку того времени сделал, петербуржец С.С. Абамелек-Лазарев. Он нашел и опубликовал греко-арамейскую надпись с подробным изложением таможенных правил (так называемый «Пальмирский тариф»). В наши дни этот документ хранится в Эрмитаже.

В древности местные жители называли (впрочем, и сейчас называют) Пальмиру «Тадмор». Переводится это слово как «быть чудесным, прекрасным». Красота Пальмиры тихая, естественная, город как бы продолжает окружающую природу. Из желтого песка долины, обрамленной лиловыми холмами, поднимаются колонны с капителями – кудрявыми, словно кроны пальм.

На золотистых, нагретых солнцем стенах высечены виноградные листья и гроздья, верблюды, орлы. До наших времен Пальмира сохранилась неперестроенной, поздние наслоения ее не заслоняют.

В истории существует множество удивительных парадоксов: Помпеи, к примеру, сохранила нам вулканическая лава, а Пальмиру – человеческое забвение. Она была заброшена людьми и позабыта.

А некогда все начиналось с Эфки – подземного источника с тепловатой водой, отдающей серой. Отчаянные путешественники, странники, купцы устраивали тут привал, поили усталых верблюдов, коней и ослов, разбивали на ночь шатры. С течением времени здесь вырос что-то вроде перевалочного пункта – бойкий перекресток купли-продажи. После он превратился в город таможен, постоялых дворов и харчевен, город менял, торговцев, разносчиков, коновалов, бродяг, воинов, жрецов самых различных религий, лекарей, беглых невольников, мастеров всех профессий.

Там продавали рабов и рабынь из Египта и Малой Азии. Высоко ценилась шерсть, крашенная пурпуром; купцы, расхваливая свой товар, утверждая, что по сравнению с пальмирскими другие пурпурные ткани выглядят блекло, будто посыпанные пеплом. Из Аравии и Индии завозили пряности и ароматные вещества. Постоянно был спрос на вино, соль, одежду, сбрую, обувь.

Под сводами Триумфальной арки совершались сделки, стоял многоязычный гул, но Триумфальной она была названа европейцами. В их представлениях арки и ворота ставят для прославления громких военных побед и в честь великих полководцев. Но пальмирские зодчие решили другую задачу: двойные ворота арки поставили под углом и как бы скрадывали излом улицы, спрямляли ее.

До наших дней сохранился второй важный перекресток города – Тетрапилон. Он сооружен из гранитных монолитов на четырех огромных пьедесталах. Тут также вовсю торговали, каменные перекрытия лавок сохранились до сегодняшнего времени.


В городе было много храмов. Жители Пальмиры были многоязычным народом, скитальцы пустыни, они не желали подчиняться одному богу. В своих религиозных ритуалах они более часто поминали Бэла – бога неба, ему посвящен один из самых интересных храмов на Ближнем Востоке (прообраз Баальбека). Храм выделялся из всех городских строений, имел центральный зал площадью в 200 м². Вот тогда-то и разлетелась по Древнему Востоку слава о красоте и совершенстве Пальмиры.

В храм вели три входа, украшенные позолоченными панелями. Сейчас их заменили дощатые ворота, через которые туристы попадают в святилище. Разбитую плиту венчают драконьи зубцы, что придает святилищу грозный вид. Сохранился особенный вход, который сделали для обреченных на заклание верблюдов, быков и козлов, а также сток для крови – бог Бэл требовал жертв.

В Пальмире был возведен храм в честь бога Набо – сына Мардука, повелителя вавилонского неба. Набо ведал судьбами смертных и был посыльным у богов разноплеменного пальмирского пантеона. Выходец из Месопотамии, он уживался с финикийским Баальшамином, арабской Аллат и олимпийским Зевсом.

От храма Набо сохранился только фундамент, от храма Аллат – одни двери, зато храм Баальшамина (финикийского бога грома и плодородия) высится и по сей день.

А повседневными делами Пальмиры ведали вожди, жрецы, богатые купцы, заседавшие в Сенате. Их решения утверждались губернатором, назначаемым из Рима. Император Адриан, посетивший Пальмиру, дал городу некую самостоятельность – отозвав губернатора, снизив налоги, власть передал местному вождю.

Постепенно, с течением времени Пальмира превратилась в один из самых процветающих городов Ближнего Востока. Так же как и в Риме, там устраивали гладиаторские бои, юноши сражались с дикими зверями. Франтихи из высших слоев общества одевались по последней римской моде, а то и опережали ее. Детей называли римскими именами, нередко в сочетании с пальмирскими.

Древние пальмирцы любили ставить памятники друг другу. Почти все колонны Большой колоннады, храмов и общественные здания имеют посередине каменные полочки, на них стояли скульптурные изображения знатных и уважаемых людей. Некогда колонны Агары (пальмирский форум, окруженный портиками и уставленный бюстами) держали около 200 таких изображений.

Постепенно пальмирские вожди перестали слушать Сенат, начали проводить свою политику. Правитель Пальмиры Оденат разгромил войска самого персидского царя, но он хорошо понимал, что любая его попытка возвыситься вызовет в Риме страх и озлобление. Но вне зависимости от его воли и Пальмира, и он сам приобретали все большее влияние на Ближнем Востоке.

Тогда Рим прибег (как это довольно часто бывает) к проверенному средству – физическому устранению человека. Римские власти страны Сури в 267 г. (или в 266) пригласили Одената для обсуждения текущих дел в Эмессу (современный город Хомс). И там во время встречи он вместе со старшим сыном Геродианом пал от руки своего племянника Меона.

Согласно другим историческим сведениям, в убийстве Одената приняла участие его жена Зенобия, которая была мачехой Геродиану. Она якобы хотела устранить их обоих, чтобы расчистить дорогу к власти своему малолетнему сыну Вабаллату. Фактически же энергичная вдова правила самостоятельно. С ее именем связывают громкую славу Пальмиры, расширение границ государства. Она переносила тяготы военных походов не хуже любого из своих солдат.

На местном языке имя Зенобия звучало как Бат-Зобби. В переводе на русский это – дочь купца, торговца. Она была очень красивая женщина, это видно даже на монетах, сохранивших ее образ. «Матовая, смуглая кожа и черные удивительной красоты глаза, взгляд живой с божественным блеском. Она одевалась в роскошные наряды, умела носить военные доспехи и оружие».

Согласно свидетельствам древних летописцев, Зенобия была образованная женщина, ценила ученых, благожелательно относилась к философам и мудрецам.

Римский император Галлиен надеялся, что второй сын Одената не сможет по малолетству управлять Пальмирой. Но он не учел, что вдова, красавица Зенобия, умнейшая и образованнейшая женщина, была готова заниматься государственной деятельностью. Ее учитель, известный философ-сириец Кассий Лонгин из Эмессы, посоветовал ей возвести на престол Вабаллата и стать при нем регентшей. Она с большой осторожностью дожидалась часа изгнания римских легионов с Ближнего Востока, чтобы навеки утвердить в царстве, которое она создаст, власть своей династии.

До поры до времени Зенобия хорошо скрывала свои намерения в надежде, что ее сыну позволят унаследовать трон отца. Однако Рим остерегался усиления окраин и сохранил за правителем Пальмиры только титул вассального царька. И тогда Зенобия объявила войну могущественному Риму.

Римляне были уверены, что пальмирские войска не пойдут в бой под командованием женщины. И очень просчитались. Военачальники Заббей и Забда присягнули на верность Зенобии. Перешедшая на ее сторону армия в скором времени овладела Сирией, Палестиной, Египтом, а на севере достигла проливов Босфор и Дарданеллы.

Военные победы Зенобии встревожили Рим. Император Луций Домиций Аврелиан решил выступить против ее армии. После поражения при Хомсе, Зенобия надеялась отсидеться в Пальмире, но выдержать продолжительную осаду не удалось.

Оставалось лишь вывезти все богатства города и отступить за Евфрат – а там будет спасительной ширина реки и меткость прославленных пальмирских лучников. Однако конница Аврелиана шла по пятам, и у самой реки Зенобию взяли в плен. Пальмира пала.

Это было XVII столетий назад. Дальнейшая судьба Зенобии таинственна и порождает множество догадок и предположений: будто своевольную царицу убили, будто ее в золотых цепях провели по Риму, будто выдали замуж за римского сенатора и она прожила до самой старости.

Взяв Пальмиру, римские войска сбили статую Зенобии, но город не стали трогать. При императоре Диоклетиане там даже возобновили строительство: резиденция Зенобии была превращена в римский военный лагерь, там расширили казармы, улучшили водопровод, возвели христианскую базилику.

Несколько раз пальмирцы поднимали восстание за независимость, однако неудачно. Со временем городская знать покинула город, лишенные связей с Востоком ушли купцы, а вслед за ними без дела остались водители караванов, чиновники, искуснейшие ремесленники. И Пальмира стала чахнуть, превратилась в заурядный пограничный пост, место ссылок…

Арабы взяли ее без боя, горожане даже не смогли оказать сопротивления. После на долгие годы пришли турки, которые сами не имели понятия о культуре подвластных им народов и другим не давали ее изучать.

…Пальмиру пришлось открывать заново. В ХХ столетии ею заинтересовались всерьез. Постепенно возрастал интерес России к Пальмире. Русский археологический институт в Константинополе отправил экспедицию, исследователи сделали множество фотографий, рисунков, схем, планов, топографических карт города. Основываясь на этих материалах профессор Ф.Успенский издал потом обстоятельный труд.

Другим русским ученым, внесшим вклад в изучение истории и культуры Пальмиры, был Б.Фармаковский.

В последнее время стали известны фрески пещеры Мегарет Абу-Сахель. Эта пещера служила в древние времена, как и римские катакомбы, местом для погребения умерших. В росписи пещеры в основном присутствуют эллинистические мотивы: там сюжеты из греческой мифологии – похищение Ганимеда орлом Зевса, Ахилл среди дочерей Ликомеда, крылатая богиня победы Ника. Все они украшают простенки между отдельными погребальными камерами. Тут же перед нами проходит целая галерея жителей Пальмиры. Портреты в медальонах сделаны тщательней, чем остальные росписи катакомбы. Число лиц на медальонах – 9, все они примерно одного возраста.

Среди портретов встречаются лишь два женских – на пилястрах, которые образуют вход в комнату, расписанную фресками. Их изображения сделаны в натуральную величину…

У входа в пещеру стоят два пилястра, и на них вверху изображены разводы винограда, фигуры животных, меч, два гвоздя, воткнутые в центр круга. По обе стороны от круга видно две птицы, а в нижней части круга находятся петух, змея, тарантул и два скорпиона. Круг обозначал дурной глаз, на который нападают эти животные, чтобы лишить его силы.

Возвышающиеся в пустыне колоннады легендарной древней Пальмиры манят к себе путешественников, которые с удивлением открывают для себя две соседствующие Пальмиры – два Тадмора. Одна из них – древняя, другая – новая, молодая. В одной из них уже давно не проживают люди, она стала вечным музеем, в другой с 1928 г. начали селиться бедуины, бедный народ. Именно в этом году сирийское правительство издало закон о строительстве новой Пальмиры.

Город начали благоустраивать, построили новые улицы, провели электричество. Трудолюбивые жители заложили там пальмовые рощи, сады, огороды, вспахали поля, развели скот. По традиции пальмирцы занимаются торговлей, ткут ковры, платки, шьют национальные одежды и продают все это туристам. Новая Пальмира не конкурирует с древней, потому как сама является ее продолжением.

 

 


 

Н.Ионина

ред. shtorm777.ru