В поисках Ноева ковчега

В поисках Ноева ковчега

Легенда о Всемирном потопе, который уничтожил всех людей на планете, кроме одной семьи, пожалуй, один из наиболее распространенных мифов, а гора Арарат — далеко не единственное место, где люди спасались от потопов. В ранних вавилонских рукописях есть упоминания, к примеру, о горе Нисир в Месопотамии, в то время как мусульмане считают убежищем для Ноева ковчега другую гору — Джуди, находящуюся южней.

Разумеется в прошлом могло быть множество потопов и множество ковчегов, так что их вполне хватило бы для всех этих гор. Возможно и такое, что у того же Ноя под командой был не один ковчег, а целая флотилия.

Первое известное нам восхождений на гору Арарат было совершено в 1829 году французом Фридрихом Парро. Он не искал ковчег и не нашел его. Но он оставил свой след в науке, получившей название «ковчегология», нарушив древнее табу, которое запрещало местному населению подниматься на гору, и открыв тем самым путь для дальнейших исследований.

• 1876 год — лорд Брайс нашел на горном уступе на высоте 13 000 футов кусок обработанного дерева длиной около 4 футов (может быть, это было то самое сосновое или еловое дерево, из которого Ной построил свой ковчег). Лорд Брайс отрезал себе небольшой кусочек в качестве сувенира.

• 1892 год — архидиакон Нури, один из ведущих священников Халдейской церкви, отправился в Армению на поиски ковчега, 25 апреля он приблизился к вершине Арарата, и… в конце концов это свершилось! Как писал журнал «Английский механик» от 14 ноября 1892 года, Нури с замиранием сердца обошел «большое деревянное судно», которое имели также возможность наблюдать пять или шесть его спутников.

Журнал продолжает: «Он был почти в экстазе от обуревавших его эмоций. По словам Нури, вид ковчега наполнил его радостью и благодарностью к всевышнему: ведь подтвердилась истина священного писания, в которой он не сомневался, но которая нуждалась в подтверждении для убеждения маловеров».


Находка Нури, конечно, не являлась первым открытием Ноева ковчега на Арарате, так как в соборе монастыря в Эчмиадзине, резиденции армянского католикоса, хранится небольшой кусочек дерева — реликвия, которая была привезена из гораздо более ранней экспедиции, предпринятой одним монахом во времена св. Григория Просветителя. Говорят, что он предпринял несколько попыток взобраться на гору, но всякий раз, поднявшись на некоторую высоту, странным образом засыпал, а проснувшись, обнаруживал себя уже в монастыре внизу.

В конце концов глас свыше сообщил ему, что вершина Арарата, где лежит ковчег, — это запретная территория. Но в то же время в виде награды за его настойчивость ему был обещан небольшой кусочек дерева, из которого был построен ковчег. Этот кусок, впоследствии полученный им, сегодня является главной реликвией монастыря в Эчмиадзине.

Во время восхождения монаха на Арарат представления о том, что ковчег находится на вершине этой горы, было традиционное. Еще в 275 году до н. э. вавилонский историк, чье свидетельство сохранилось в трудах более поздних греческих авторов, написал, что ковчег Ксисутроса, этого вавилонского Ноя, все еще можно увидеть в курдских горах Армении и «люди отдирают смолу, чтобы использовать ее как противоядие или амулет».

• Большой стимул для развития «ковчегологии» дала авиация. Русский пилот В.Росковицкий в 1916 году сообщил, что увидел большое судно, находящееся на склонах Арарата. Царское правительство отправило на Арарат экспедицию, которая обнаружила то, что в официальных сводках именовалось «ковчегом». К несчастью, отчет экспедиции был утерян годом поздней, во время революции.

Такого рода потери не редкость для «ковчегологии».

• Статья в американском журнале «Крисчен геральд» (август 1975 год) содержит следующий рассказ об одном армянине и утерянной газетной вырезке. Этот армянин, умерший в США в 1920 году, рассказывал людям, что в 1856 году, когда он был молодым человеком и жил возле Арарата, «три безбожника-иностранца» наняли его и его отца, чтобы он провел их к вершине горы, — это была экспедиция с целью опровергнуть существование библейского ковчега.

К своему разочарованию, им удалось обнаружить ковчег. Вначале они пытались его уничтожить, но у них ничего не получилось, потому что он был чересчур большой. Тогда они поклялись и заставили своих проводников поклясться вместе с ними, что никогда и никому ничего не расскажут о своей находке. Утерянная газетная заметка, о которой упоминали несколько людей (ее видели, но никто так и не смог ее предъявить), сообщала о предсмертном признании одного британского ученого, который подтвердил рассказ армянина.

• Другое свидетельство в пользу существования Ноева ковчега тоже имело не слишком счастливую судьбу. На сей раз речь шла о шести довольно четких фотографиях, снятых летом 1953 года с вертолета, летевшего на высоте каких-то 100 футов над горой Арарат. Пилотом был американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин; на снимке ясно видны очертания того, что казалось Ноевым ковчегом, наполовину ушедшим в горные породы и лед, покрывавший край горного уступа. После этого полета и получения фотографий Грин пытался собрать экспедицию на Арарат, но его замысел провалился. После его смерти в 1962 году снимки исчезли.

Наибольшее число попыток добраться до Ноева ковчега пришлось на период между концом второй мировой войны и 1974 годом, когда турецкие власти запретили восхождение на Арарат под тем предлогом, что это, дескать, угрожает национальной безопасности.

• Так, к примеру, летом 1949 года на гору отправились сразу целых две экспедиции. Д-р Смит, вышедший на покой миссионер из Северной Каролины, возглавил одну из них. Он отправился на Арарат с тремя другими спутниками после того, как «у него было видение». Газета «Монд» от 24 сентября 1949 года сообщила, что собрать средства для его экспедиции было делом не трудным, так как многие энтузиасты без колебаний продали свои предприятия, чтобы присоединиться к экспедиции. Ноев ковчег тем не менее ими не был найден.

• 31 августа французская «Франс-Суар» опубликовала сенсационное сообщение (речь шла уже о другой экспедиции) под заголовком: «Мы видели Ноев ковчег… но не на горе Арарат». Речь шла о горе Джуди, на которой нашли довольно впечатляющих размеров (500 футов длины, 80 футов ширины и 50 футов высоты) судно вместе с костями морских животных и неподалеку — могилу Ноя. Эта находка принадлежит двум турецким журналистам, которые упоминали также о местной легенде, согласно которой, временами Ноев ковчег появляется в тех краях в виде корабля-призрака, покрытого слоем грязи. Из сообщения газеты не вполне понятно, видели ли журналисты реальный ковчег или его призрак.

Экспедиции, отправляющиеся на поиски ковчега, в последнее время обычно начинаются у подножия Арарата, где находится отель в Догубаязите — в городке, населенном курдами. Владелец отеля Фархеттин Колан — настоящий знаток по части поисков ковчега и выступает как правило в качестве проводника.

• На его глазах происходила экспедиция Рикера в 1952 году, успешная попытка Наварры в 1955 году и 7 безуспешных попыток, предпринятых Джоном Либи за период до 1969 года. Бедняга Либи из Сан-Франциско впервые увидал точное расположение ковчега во сне и посвятил его поискам всю свою жизнь. Разочарованный, он сложил оружие в возрасте 73-х лет после целого ряда рискованных экспедиций, во время одной из которых, к примеру, за ним гнался швырявший камни медведь, — феномен в нашей коллекции поистине уникальный.

• Другое знакомое лицо на фоне араратского пейзажа принадлежит Эрилу Каммингсу, «великому патриарху «ковчегологии», человеку, который, начиная с 1961 года, совершил 31 восхождение. Самым успешным «ковчегологом» можно считать на сегодняшний день Фернана Наварру, чья книга под названием «Ноев ковчег»: я его трогал!» была опубликована в 1956 году на французском языке, а в 1974 году на английском языке. Из-под глетчера и из-подо льда замерзшего озера на вершине Арарата он извлек несколько досок обшивки судна и вытесанный в форме буквы «Г» брус.

В 1969 году он возглавил экспедицию, средства для которой собрала американская организация «Сёрч»; в результате обнаружили еще несколько досок, образцы которых экспедиция взяла с собой. Исследования радиоуглеродным методом показали, что возраст дерева составляет около 1400 лет, хотя другие эксперты в лабораториях Бордо и Мадрида оспаривали этот вывод, считая, что на результате сказалось «загрязнение» дерева инородным изотопом С-14. Полученный ими результат был близок к библейскому возрасту ковчега, т. е. около 5 000 лет.

В последние годы такие открытия стали довольно обычными событиями в «ковчегологии». Похоже, что каждое новое открытие опровергает предыдущее. Мистер Д.Бандеман, директор Археологического исследовательского фонда Нью-Йорка, заявил, как писал журнал «Древности», что обработанное дерево, доставленное объединенной англо-американской экспедицией с Арарата, когда-то в действительности было частью большой лодки. Еще сотни тонн той же самой древесины все еще покоятся подо льдом. Но эта древесина до такой степени тверда, что о нее ломаются даже электрические пилы. Мистер Бандеман подсчитал, что по своим размерам этот ковчег равен 2/3 размера знаменитого пассажирского лайнера «Куин Мэри», а это приблизительно соответствует размеру Ноева ковчега, если судить по описанию, содержащемуся в Библии.

В нашем распоряжении имеется также фотография, сделанная со спутника и воспроизводимая здесь из лондонской газеты «Дейли телеграф» (13 сентября 1965 год). По этому поводу сенатор Франк Мосс из сенатской комиссии по космическим исследованиям заявил следующее: «И размер, и форма как раз подходят для ковчега». И наконец, перед тем как власти Турции в 1974 году закрыли этот район как стратегический, летом в том же году состоялось сразу по меньшей мере 8 экспедиций в поисках ковчега.

Один из руководителей соперничающих экспедиций Том Кротсер, ветеран 4-х предыдущих восхождений на Арарат, заявил следующее: «Да там этого дерева 70 000 тонн, клянусь своей головой» («Сан-Франциско экзаминер», 29 июня 1974 год). По его словам, возраст уже найденной древесины колеблется между четырьмя и пятью тысячами лет, как свидетельствуют данные, полученные при помощи радиоуглеродного метода исследования.

Говоря по другому, если судить по периоду времени после библейского потопа, то, как и в истории с лохнесским чудовищем или снежным человеком, существование ковчега является скорей феноменологическим, чем физическим. Как и обычно в такого рода ситуациях, явления эти обрастают множеством легенд, сомнительными реликвиями и фотографиями, сообщениями типа: «Я это видел своими глазами», — всем тем, что никак не тянет на серьезное научное доказательство.

И все-же люди не перестают мечтать найти Ноев ковчег, а некоторые все еще отправляются искать его. Что же касается самого Ноева ковчега, то он «отвечает» на этот энтузиазм, являя похожие на сновидение свидетельства своего существования, которые, однако, никогда не обретают вида физической реальности.

Притягательность этой темы для феноменологов в том, что «ковчегология» иллюстрирует одну из излюбленных нами тем — тенденцию эксперимента оправдывать ожидание экспериментатора. На восхождение архидиакона Нури на Арарат и последовавшее затем открытие ковчега Чарлз Форт откликнулся следующим довольно уместным, на наш взгляд, комментарием:

«Я допускаю, что всякий, кто уверен в том, что на вершине горы Арарат имеются реликвии, должен только подняться на гору, чтобы найти как раз то, о чем можно сказать: вот останки Ноева ковчега, пусть даже окаменелые. Если кто-то еще убежден, что тут совершена ошибка и подниматься следовало на другую гору, скажем Пайкспик, то ему необходимо лишь подняться на нее и сказать, что эта самая добродетельная из всех земель и была когда-то святой землей».

Комментирует доктор геолого-минералогических наук И. А. Резанова

К легендам и мифам, сохранившимся в устных преданиях или записанным (в том числе в Библии), надо относиться с полной серьезностью и в месте с тем с осторожностью, с тем чтобы реально оценить описанные там события и выявить, очистить от позднейших наслоений содержащееся в мифах «рациональное» зерно.

Существуют десятки примеров, когда, казалось бы, абсолютно невероятные мифы (предания) находили со временем точное научное подтверждение. К примеру, в конце XIX века мало кто верил в достоверность событий Троянской войны, описанной Гомером. Но любознательный немецкий юноша Г.Шлиман, прочитав «Илиаду», воскликнул: «Я верю, что Троя существовала, и я ее найду!» Посвятив поискам Трои большую часть своей жизни, он смог найти ее.

Другой пример: в Библии в Ветхом завете говорится, что в Египте на протяжении 3-х дней была ночь. Такое явление, казалось бы, противоречит здравому смыслу. Но исследования последних десятилетий показали, что в Восточном Средиземноморье (на острове Санторин) 3 500 лет назад, т. е. в ту эпоху, которую, как считают, описывает Ветхий завет, произошло грандиозное извержение вулкана, сопровождавшееся обильным пеплопадом. Известно, что во время катастрофических извержений пепел поднимается на высоту 30–50 км и сплошь застилает небо. В это время становится темней, чем в безлунную ночь. Очень возможно, что описанная в Библии темнота, длившаяся трое суток, была вызвана пепловой тучей вулкана Санторин. Кстати, с этой вулканической катастрофой многие современные исследователи связывают гибель Атлантиды.

Несомненно, что и сказание в Библии о потопе отражает реально произошедшее природное явление. Научное истолкование библейских записей о потопе было сделано более 100 лет назад ученым-геологом Эдуардом Зюссом. В 1883 году вышла из печати первая книга его многотомного издания «Лик Земли». В ней дается подробный и всесторонний анализ библейской легенды о всемирном потопе.

Зюсс показывает, что непосредственным источником библейской легенды является ассирийский миф о Гильгамеше, записанный клинописью на глиняных табличках в XXI веке до н. э. Ассириец Утнапиштим, который спасся в ковчеге с разными животными, так рассказывает об этом событии Гильгамешу:

«…нагрузил его (ковчег) всем, что имел я. Нагрузил его всем, что имел серебра я, нагрузил его всем, что имел я злата, нагрузил его всем, что имел живой я твари, поднял на корабль всю семью и род мой, скот степной и зверье, всех мастеров я поднял… Утром хлынул ливень, а ночью хлебный дождь я увидел воочию. Я взглянул на лицо погоды — страшно глядеть на погоду было… У горы Ницир корабль остановился. Гора Ницир корабль удержала, не дает качаться…»

В описаниях потопа в Библии и в мифе о Гильгамеше нетрудно найти различия. Если в Библии ничего не сказано о ветре, сопровождавшем потоп, то в ассирийском источнике указание на ветер самое прямое. По-иному выглядит и продолжительность потопа. По Библии, он длился почти год, по ассирийским источникам — только 7 дней.

В то же время описание строительства ковчега, а также способ, при помощи которого Утнапиштим и Ной определяли уровень падения воды, совпадают. Первый выпускал из ковчега вначале голубя, который вернулся, не найдя места для отдыха, потом — ласточку; Ной с той же целью выпускал ворона и два раза — голубя.

Удивительное сходство ассирийской легенды с библейской, доходящее до полного тождества отдельных выражений, указывает на то, что библейская версия есть лишь пересказ халдейского (ассирийского) предания.

Халдейская история низводит потоп до скромных и вполне правдоподобных размеров — дождь идет лишь 7 дней, вода не покрывает даже горы Ницир, высота которой около 400 метров. Остановка ковчега у горы Ницир в то время, когда потоп достиг максимума, дает нам представление о высоте поднятия воды: эта гора находится в пределах Месопотамской низменности и достаточно подъема воды всего на 5— 10 метров, чтобы вся низменность была залита водой, исключая названную «гору». Э.Зюсс пришел к выводу, что под потопом нужно понимать произошедшее в низовьях Евфрата опустошительное наводнение, вызванное циклоном, пришедшим с юга.

Ну а как же быть с библейской версией, что Ноев ковчег пристал к вершине Арарата и что на этой горе находят обломки легендарного судна? Нетрудно заметить, что на библейской версии потопа лежит печать преувеличения последствий произошедшего природного явления. Так, продолжительность потопа растянута на целый год. Авторы библейской версии потопа, желая усилить его последствия, перенесли место действия с небольшого холма Ницир на самую высокую гору Малой Азии — Арарат.

Позвольте, скажет читатель, ведь это только ваше предположение! А какие тому доказательства? Доказательства есть. Как известно из геологии, если в каком-то районе возник морской (озерный, речной) бассейн, то после ухода воды на том месте, где она была, остаются отложения, образовавшиеся в процессе осаждения из воды (глины, карбонатные илы, а в прибрежной зоне — пески и галечники).

Ближайшими к горе Арарат морскими бассейнами являются Каспийское и Черное моря. В Каспийском бассейне самый высокий уровень моря был в эпоху хвалынской трансгрессии (приблизительно 10 000 лет назад). Тогда уровень Каспия достигал 46–48 метров абсолютной высоты (около 75 метров над современным уровнем Каспия). Примерно на такую же высоту поднимался и уровень Черного моря. Таким образом, не только гора Арарат, но и все Закавказье не покрывались морем на протяжении последнего миллиона лет. В районе горы Арарат известны морские отложения с возрастом не моложе 20-ти миллионов лет, образовавшиеся тогда, когда горы Арарат еще не существовало.

Потому как очевидно, что море к Арарату в исторический период даже близко не подходило, нет оснований искать там Ноев ковчег. Доски и другие обломки дерева на вершине Арарата, может быть, и есть, но занес их туда не потоп. Это могут быть остатки культовых построек древних людей, поскольку гора с незапамятных времен была объектом особого почитания окружающих народов.

Надо заметить, что в Библии говорится о горах Араратских, а в ветхозаветные времена термин «Арарат» обозначал не горы, а область, соответствующую территории Армении. И только традиционные толкования более позднего времени связали местонахождение Ноева ковчега именно с горой Арарат.

Упоминаемая в тексте гора Джуди (точней, Джебель-Джуди) находится юго-восточней озера Севан. Она расположена на территории библейского Арарата. Потому понятна причина возникновения легенд, связанных с этой горой и ковчегом. Другое дело — сообщение о «судне впечатляющих размеров» и могиле Ноя неподалеку. Это, несомненно, изложение местной легенды.

Что касается сообщения о «сотнях тонн древесины», покоящихся подо льдом, то как удалось автору сообщения взвесить дерево подо льдом? Эта загадка остается на его совести.

И еще. В соборе Эчмиадзина хранится не только кусочек дерева, но и копье Судьбы, которым якобы проткнули грудь Христа. Но установлено, что «возраст» их не больше 10-ти столетий…

 

 


Р.Рикард

ред. shtorm777.ru