Мистический Петербург

Мистика Петербурга

Таким местам, городские легенды приписывают различные «волшебные свойства». Во всем городском облике с его таинственными туманами и призрачными белыми ночами проступает что то мистическое. Загадочные существа — грифоны, мистические сфинксы, каменные львы и кони — на невских набережных и многочисленных мостах, величественная архитектура старого Петербурга в сочетании с богатым историческим и литературным наследием — все это продолжает жить рядом с нами, оказывая на людей неравнодушных некое мистическое воздействие, которое дает ощущение собственной причастности к городской магии.

Загадочны как сфинксы

Наверно, не найдется таких петербуржцев или гостей города, которые бы, прогуливаясь по Университетской набережной Васильевского острова, хоть ненадолго не останавливались перед знаменитыми сфинксами, возлежащими над Невой напротив здания Академии художеств. А ведь легенды говорят, что вокруг этих таинственных существ обитает «дух смерти». Они прибыли в Петербург в 1832 году из древних египетских Фив. Говорят, их лица схожи с обликом фараона Аменхотепа. Египтяне верили в то, что сфинксы имеют магическую силу и способны защищать храмы и гробницы фараонов. Но при этом они не терпят, чтобы кто-то нарушал их вечный покой, тем более вынуждал покинуть родину. Это пробуждает в сфинксах черные силы.

Потому-то и считают петербургские старожилы, что прогулки рядом со сфинксами, а тем более прикосновения к ним не принесет добра. Было подмечено, что выражение лиц сфинксов может меняться в течение суток: до полудня оно спокойно, а к вечеру — мрачное, зловещее. Век их долгий — 3 500 лет прошло с того времени, как родились они в Фивах, так что проведенные на берегах Невы 180 лет для них — только миг. И не дано нам знать, не утратили ли они еще надежду вернуться в край пирамид.

На том же Васильевском острове, на его 7-ой линии, есть еще один, гораздо менее популярный, но не менее таинственный объект. Здесь в одном из дворов стоит круглая кирпичная башня чуть больше десяти метров в высоту. Когда-то здесь располагалась известная петербуржцам аптека Пеля. Кирпичные стены буквально испещрены загадочными цифрами и знаками. Как гласит легенда, так записан ни больше ни меньше код Вселенной, скрывающий в себе тайну бессмертия. Та же легенда утверждает, что Вильгельм Пель днем занимался фармакологией, а вечером — черной магией. В принадлежащей ему башне он выводил мифических птиц — грифонов, от этого и пошло название — «Башня грифонов». Тот, кто рискнет прийти в этот двор темной ночью, может увидать (если повезет) силуэты сказочных птиц, слетающихся в свою башню.

А на улице Гороховой, что пролегла, прямая как стрела, через Петербург и уперлась в Адмиралтейство, существуют свои чудеса. Это таинственное место называют Ротондой, или «Лестницей дьявола». Трудно сегодня сказать, почему обычный жилой дом, который был построен без малого два столетия назад купцом Устиновым, стал притягательным местом для мистических явлений. Порой это связывают с тем, что в XIX-м столетии здесь проходили тайные собрания членов запрещенных в то время масонских лож. У подножия лестницы есть небольшая малоприметная дверь, которая ведет в подвал, в нем когда-то новообращенные члены ложи проходили обряд посвящения.

Чудеса в этом доме не прекращаются и по сей день. Говорят, что те, кто проникал в подвал, начинали быстро стареть, а то и лишались рассудка. В недавние времена место стало культовым среди молодежи — в Ротонде собирались хиппи и им подобные неформалы.

Проклятие Обводного канала

Мистические места встречаются не только в центре старого Петербурга, но и на его некогда далеких окраинах, к примеру на Обводном канале. Заметили это в скором времени после революции. Все началось с одного случая: в 1923 году рабочие, копавшие на набережной канала весьма глубокую траншею, наткнулись на необычное сооружение. Это был круг, выложенный из плит с нанесенными на них древними письменами и знаками. Под одной из плит обнаружили человеческие останки.

Работы приостановили, пригласили археолога, который сделал заключение, что захоронение относится к XI — XII векам и имеет, скорей всего, скандинавское происхождение. Вполне вероятно, что это было языческое капище — то есть место жертвоприношений. Ученый требовал прекратить работы, но это был глас вопиющего в пустыне.

На набережной построили теплотрассу. Найденные останки просто выкинули на свалку, а плиты использовали при обустройстве тротуаров на Лиговке. Но в скором времени на этом месте начали происходить странные трагедии — то несчастные случаи, то самоубийства. За год 89 людей здесь покончили жизнь самоубийством. Потом будто все стихло, но спустя ровно десять лет история повторилась, количество самоубийств еще и возросло. И поныне в каждый третий год десятилетия в районе Обводного отмечается рост числа самоубийств.

Призраки не покидают город

Не перевелись в Петербурге и призраки. И, наверно, самый печальный из них надолго обосновался в Инженерном (Михайловском) замке. В этом дворце в 1801 году был зверски убит император Павел I. Народу сообщили: скончался от апоплексического удара. По роковому стечению обстоятельств император, правнук Петра Великого, погиб в той самой цитадели, которую строил для того, чтобы укрыться в ней от заговорщиков.

На строительство замка ушло четыре года, а прожил в нем Павел только 40 дней. И вот что было замечено: надпись над главными воротами замка состоит из 47 букв, и император был убит на 47-м году жизни. Бедный Павел был покинут и предан даже близкими, и, возможно, долго еще будет бродить по проклятому замку его неприкаянный призрак. Ведь и по сей день ночами можно порой увидеть тень убиенного императора в освещенном окне второго этажа.

Неподалеку от Инженерного замка на месте убийства другого императора — Александра II был воздвигнут храм Спас-на-Крови, с которым связаны свои легенды и байки. В свое время, чтобы спасти убранство храма от большевиков, с его куполов сняли позолоченные кресты, опустили их на дно протекающего рядом канала и… забыли о них. Когда начали реставрировать храм, кресты никак не могли найти, пока случайный прохожий не посоветовал реставраторам поискать реликвии в воде. Те усмехнулись, но все-же решили попробовать. Отправили в канал водолазов, и, к всеобщему удивлению, вскоре кресты подняли на поверхность.

Еще одна любопытная история (скорей анекдот) связана с этим храмом. Дело было в 1990-1991 годах. До этого на протяжении лет десяти храм стоял в строительных лесах, что породило множество досужих шуток и баек. Возникло даже поверье, что как только со Спаса снимут леса, рухнет и Советский Союз. Вы будете смеяться, но факт остается фактом: летом 1991 года храм освободили от лесов. Что было дальше — известно: ГКЧП и развал Союза.

«Пиковая дама» прописана на Малой Морской

Нам всем знакомо магическое сочетание «тройка, семерка, туз», которое пришло из пушкинской «Пиковой дамы». Но история трех карт не выдумана Александром Сергеевичем, она взята поэтом из жизни. На Малой Морской, в доме № 10 жила когда-то известная всему Петербургу княгиня Наталья Петровна Голицына, по молодости красавица, фрейлина императрицы. Она-то и стала прототипом главной пушкинской героини — старой графини, посвященной в тайну трех карт.

Какое-то время Пушкин проживал неподалеку от Голицыных. Если верить легенде, племянник княгини рассказал поэту, что как-то после его очередного крупного проигрыша старуха поведала ему тайну «трех карт», которую, в свою очередь, рассказал маг и чародей граф Сен-Жермен. Пушкина вдохновили как этот рассказ, так и история смерти Голицыной.

Молва утверждала, что под конец жизни суеверной княгине стал являться призрак черного офицера, который и увел ее в могилу. Умерла Голицына в Германии, почти на год пережив Пушкина. После смерти дух княгини вернулся и продолжал обитать в доме на Малой Морской. Он был замечен другим гением русского искусства — Петром Ильичом Чайковским. Свою знаменитую оперу по пушкинской повести он создал во Флоренции, но последние дни жизни провел в Петербурге на Малой Морской, у брата, в доме как раз напротив особняка Голицыных. Здесь он и умер. И вот что замечено: оба гения умерли спустя ровно три года (первая цифра из магического сочетания) после того, как их одноименные произведения увидели свет. Совпадение или месть старой княгини?

 


 

Константин Ришес

ред. shtorm777.ru