Происхождение добра и зла

Происхождение добра и зла

1. Бог является первоисточником всего существующего, есть наивысшая премудрость, благость и правосудие. Все происходящее от Него, должно отличаться теми же свойствами, потому как мудрость, благость и справедливость не могут производить ничего неразумного, злого и несправедливого. Выходит, зло которое мы видим должно происходить не от Него.

2. Если бы зло было специальной принадлежностью какого-либо существа, как бы его ни называли, Ариманом или Сатаною, то было бы одно из двух: либо это существо было бы равное Богу и, как следствие, настолько же могущественное и вечное, как Он, или оно было бы ниже Его.

Взяв первый случай — было бы два соперничающих могущества, находящихся в непрестанной борьбе и стремящихся каждое, со своей стороны, к разрушению того, что сделано другим и, в таком случае, находящихся в постоянном взаимном противодействии. Однако такого рода предположение несовместимо с единством цели, проявляющемся во всем порядке мироздания.

Взяв второй случай — это существо, будучи ниже Бога, было бы в Его подчинении. А так как, не будучи равным Богу, оно не смогло бы быть вечным, то оно должно было иметь начало. Если же его создали, то, конечно, это был бы не кто иной, как Бог и, стало быть, Бог создал духа зла, что стало бы отрицанием бесконечной Его благости.

3. Но зло существует и имеет свою причину. Осаждающие человека физические и нравственные страдания разного рода могут делиться на две категории, а именно, те, которых люди могут избежать, и те, которые не зависят от их воли. К числу последних относятся все стихийные бедствия.

Люди, способности которых ограничены, не могут проникнуть и понять совокупность целей Провидения. Человек судит о вещах с точки зрения своей личности и тех искусственных, условных интересов, которые он для себя создал и которые не совпадают с законами природы; вот по какой причине он часто находит плохим и несправедливым то, что счел бы праведным и прекрасным, если бы мог понять его причину, цель и конечный результат. Отыскивая причину и пользу любого явления, он должен будет признать, что все несет печать беспредельной мудрости, и преклониться перед этою мудростью даже в том, чего еще не может понять.

4. Людям достался в удел разум, при помощи которого они способны отвращать или, в крайнем случае, в значительной мере ослаблять последствия стихийных бедствий. Чем больше человек познает и подвигается в просвещении, тем меньше разрушительными становятся эти бедствия; а с предусмотрительной и мудрой общественной организацией он сможет парализовать, если не вполне избежать их. Ради этих бичей, которые приносят определенную пользу в общем распорядке природы и в будущем, но и поражающих в настоящем, Бог и дал людям способности, которые дают им возможность бороться с ними.

Так, люди улучшают нездоровые местности, устраняют вредные миазмы, удобряют бесплодные земли и предохраняют их от наводнений; так, они строят для себя здоровые жилища, которые способны противостоять ветрам, столь необходимым для очищения атмосферы, и учатся защищаться от непогоды; в конце концов, они мало-помалу, в силу необходимости, создают науки, при помощи которых улучшаются условия существования на Земле и возрастает сумма общего благосостояния.

5. Люди должны прогрессировать, и поэтому страдания, которыми они подвергаются, служат стимулом для упражнения их способностей, как физических, так и духовных, и побуждают их к изысканию средств для избежания этих страданий. Если бы им нечего было опасаться, то ничто и не побуждало бы их для стремления к лучшему, и ум их заглох бы в бездействии. Человек не стал бы ни изображать, ни открывать ничего нового. Страдание – это острие, побуждающее людей продвигаться вперед на пути прогресса.


6. Но самые многочисленные страдания создает сам человек, его собственные страсти, которые происходят от его гордости, эгоизма, честолюбия, корыстолюбия и разного рода излишеств: в этом причина войн и порождаемых ими бедствий, раздоров, несправедливости, притеснения слабого более сильным, и, в конце концов, в этом же причина большинства болезней.

Богом установлены полные мудрости законы, которые ведут лишь к добру, и человек находит в себе все, что необходимо, чтобы им следовать; путь указывает ему его совесть, так как законы эти начертаны в его сердце. Кроме того, Бог все время напоминает ему о них через Своих пророков и мессий, через всех воплощенных духов, получивших миссию его просвещать, наставлять и совершенствовать, а в последние времена и через всех бесплодных духов, проявляющихся со всех сторон. Если бы человек строго придерживался этих Божественных законов, то, вне всякого сомнения, избежал бы самых острых страданий и жил бы счастливо на Земле. А если он этого не хочет делать в силу своей свободной воли, то и испытывает последствия своих поступков.

7. Но Бог, полон милосердия, даровал помощь рядом с болезнью, т. е. Он из самого зла извлекает добро. Наступает минута, когда избыток нравственного зла становится невыносим и подводит человека до потребности изменить свои пути: наученный опытом, он начинает искать исцеление в добре, и, когда становится на лучшую дорогу, то делает это по своей воле, потому что сам сознает неудобства прежних путей. Необходимость вынуждает его совершенствоваться нравственно, чтобы быть более счастливым, точно так, как та же необходимость заставила его совершенствовать условия своего материального существования.

8.Можно сказать, что зло есть отсутствие добра, как холод есть отсутствие тепла. Зло не составляет какого-то определенного свойства, так же как холод не есть специальный флюид: одно есть отрицание другого. Там, где нет добра, необходимо существует зло; не совершать зла есть уже начало добра. Бог хочет лишь добра, а зло происходит исключительно от человека. Если бы в творении было существо, предназначенное для зла, то никто не смог бы избежать его; но человек, в самом себе имеющий причину зла и притом обладающий свободой воли и руководящийся божественными законами, избежит зла, когда этого захочет.

К примеру: землевладелец знает, что в конце его поля есть опасное место, где проходящий может пострадать или даже погибнуть. Что же он сделает для предупреждения несчастного случая? Он разместит в соседстве с опасным местом предупреждение, в котором говорится о возможной опасности и запрещающее дальнейшее движение. Таков и закон; он мудр и предусмотрителен. Если, несмотря на него, неосторожный человек последует дальше и с ним произойдет несчастье, то он не может пенять ни на кого, лишь на самого себя.

То же происходит и с любым злом: человек смог бы избежать его, если бы соблюдал божественные законы. К примеру, Бог постановил границы удовлетворению человеческих потребностей: они определены пресыщением; а если человек преступает эту границу, то делает это по своей доброй воле, и болезни, немощи, даже смерть, которые могут произойти от этого, составляют плод его неосторожности, а не воли Божией.

9. Но нам могут сказать, что если зло происходит от человеческого несовершенств, а человек создан Богом, то в результате выходит, что Бог создал, если не зло, то хоть причину зла: если бы Он создал человека совершенным, то не было бы и зла.

Если бы человека создали совершенным, то он роковым образом увлекался бы к добру. Однако, имея свободную волю, он не вынужден неизбежно стремиться ни к добру, ни к злу. Бог повелел, чтобы он был подчинен закону прогресса и чтобы совершенствование было его личная заслуга и плод его собственного труда, подобно тому, как он несет ответственность за зло, совершаемое по его воле. Итак, весь вопрос сводится к тому, чтобы узнать, в чем кроется источник наклонности человека ко злу.

10. Если изучить страсти и даже человеческие пороки, то увидишь, что все они происходят от инстинкта самосохранения. Этот инстинкт во всей силе своей присутствует у животных и у первобытных существ, близких к животному состоянию. Там он царит безраздельно, потому что не встречает у них противовеса в нравственном чувстве: эти существа не родились еще для умственной жизни. Но инстинкт ослабевает по мере того, как развивается разум, господствующий над материей.

Назначение духа есть жизнь духовная; но на первых ступенях своей телесной жизни он имеет только материальные потребности; для удовлетворения их, необходимо действие страстей, служащих средством для сохранения рода и индивидуума, в материальном смысле слова. По выходе из этого периода у него появляются другие потребности, вначале полуматериальные и полунравственные, а после исключительно нравственные. Тогда дух получает преобладание над материей и, когда стряхнет иго ее, то подвинется по провиденциальному пути своему и приблизится к конечной своей цели.

Но если, наоборот, он допустит преобладание материи и подчинится ей, то остановится и уподобится животному. В этом состоянии то, что было некогда добром, потому что было потребностью его природы, превращается во зло, не только потому, что это уже не необходимость, но потому, что это вредит одухотворению существа. Так многое, бывшее достоинством для ребенка, является недостатком для взрослого человека: зло относительно, и ответственность пропорциональна степени развития.

Все страсти приносят некоторую пользу и имеют провиденциальную цель; иначе Бог создал бы нечто бесполезное и даже вредное. Зло же заключается в злоупотреблении, а злоупотребляет человек вследствие свободы своей воли. Позднее, когда он просветится и лучше поймет свои интересы, он будет свободно выбирать между добром и злом.

 


 

А.Кардек

ред. shtorm777.ru