Масонство, Мальтийский орден

Масонство, мальтийский орден…

Конспирологические версии истории часто сопровождают повествования о рыцарских орденах и других закрытых и полузакрытых организациях. Одна из тем подобных спекуляций – история иоаннитов. Связаны ли Мальтийский орден и масонство в современном мире? И каковы истоки представлений об их родстве?

Неразрешимые противоречия …

В литературе иногда можно встретить мысль о том, что госпитальеры и масоны никак не могут быть связаны в силу того, что Мальтийский орден создавался для того, чтобы противостоять деятельности вольных каменщиков. Это неверное высказывание. Более соответствует данной цели скорее Орден иезуитов. Однако, между Вольными каменщиками и членами Мальтийского ордена существуют очевидные противоречия. Связаны они с отношением к религии.

Современные исследователи говорят, что исторически существовали как прецеденты обращения в масонство членов Мальтийского ордена, так и посвящение в иоанниты бывших или действующих масонов. Однако, формально ни те, ни другие не имели права участвовать в деятельности друг друга. Для членов Мальтийского ордена это было недопустимо в силу католических предписаний. Масоны, в свою очередь, не обязательно должны были верить в бога в христианском понимании этого слова.

Для вольных каменщиков понятие веры также имело смысл, но у них существовала идея бога как Великого архитектора вселенной, которая отрицательно воспринимается католическими иерархами. У франкмасонов по современным кодексам чести (по крайней мере, формально) не принято обсуждать в ложе вопросы религии и политики, поскольку вероисповедание для них является личным делом каждого. Мальтийский орден, католический и миссионерский, вряд ли смог бы принять идеи свободы вероисповедания и отсутствия общего пути к спасению.

Мальтийский орден и масонство в России в конце XIX века …

Представления о совпадении интересов масонов и Мальтийского ордена в России связаны с личностью Павла I, который был членом масонской ложи в молодости, а затем де-факто – Великим магистром Мальтийского ордена. Протекторат Павла I над Мальтийским орденом во время гонений на госпитальеров стал судьбоносным и для него самого, и для истории отношений католического рыцарства с Россией.

Суть противоречий между Мальтийским орденом и масонством, которая заключалась в разном отношении к богу, неизбежно отражалась на российской идее православной государственности. Тогда как по всей Европе совершала победоносное шествие армия Наполеона, а в названиях улиц вместо имен апостолов появлялись революционные даты, в Российской империи святым оставалось понятие государя как божьего наместника. Согласно правительственным документам, в пору волнений Павел I  собрал представителей главных масонских лож в Москве и повелел им прекратить собираться без его позволения.

В 1798 году изгнанный с Мальты Наполеоном Мальтийский орден был фактически слит с системой российского дворянства. Российский император стал Великим магистром иностранного католического ордена (что само по себе являлось нонсенсом, поскольку человек православного вероисповедания не мог стать даже членом этой организации). При этом официального разрешения на сборы масонов от Павла I так и не последовало. По документам ни одной новой ложи при нем открыто не было. Все это значительно обострило отношения между Мальтийским орденом и масонами.

По одной из версий, убийство Павла I связано именно с масонами, которым якобы помогли англичане, возмущенные поворотом внешней политики российского императора. После того, как Мальта оказалась во владениях Англии, Павел I собрался с помощью казачьего атамана ответить на этот вызов захватом Индии. Данные планы еще не успели начать осуществляться, как английским масонам, якобы, удалось устранить Павла I с помощью русских «собратьев по идеям», недовольных его правлением.

Мальтийский орден — «остерегайтесь подделок» …

Какова бы не была истинная причина смерти российского покровителя бежавших с Мальты госпитальеров, противоречия между Мальтийским орденом и масонством вполне очевидны. Они актуальны не только для России, но и для всего мира. Тем не менее, даже сегодня существуют организации, члены которых причисляют себя одновременно к тем и другим. Католическая церковь и сам Мальтийский орден отрицают их легитимность. На официальном сайте ордена даже есть официальное обращение-предупреждение о возможном столкновении с «клонами».

Большинство из мнимых рыцарских орденов, которые задействовали в своей символике и идеологии атрибуты Мальтийского ордена, располагаются в США. По Йоркскому уставу, например, Орден рыцарей Мальты является одной из ступеней посвящения масонов- тамплиеров . Но это пример скорее официально несогласованного с католической церковью использования атрибутики мальтийских рыцарей. Существуют и другие организации открыто спекулятивного характера.

Одна из них – Суверенный Орден госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского – появилась в Новом свете перед Первой Мировой и сразу стала позиционировать себя как возрожденный православный Мальтийский орден. Его Великим магистром вплоть до 1933 года якобы являлся потомок последних русских царей Великий князь Александр. Но уже в середине XX века выяснилось, что это мистификация. Однако до сих пор титулы «князей», «принцев», да и просто «рыцарей» великих орденов являются своеобразной нишей для бизнеса и предметом многочисленных исторических спекуляций.

В России новый виток хождения конспирологических идей наметился еще при Горбачеве. Но кульминацией стало публичное «посвящение» Бориса Ельцина в члены Мальтийского ордена Джуной. Сама целительница не была ни членом Мальтийского ордена, ни тем более его рыцарем (по уставу, женщина вообще не может им являться). Она принадлежала к другой организации на Мальте, которая использует в наименовании название «Мальтийский орден», но которую вряд ли можно считать сколь бы то ни было причастной к «оригиналу».

 

Тайны истории