Мачу-Пикчу древний город

Каменный город Мачу-Пикчу (видео)

Инки (правильней «инка») — индейское племя, предки современных индейцев кечуа, жили, начиная с XI столетия, на территории современного Перу. Ими была создана одна из древнейших цивилизаций в Южной Америке.

1438 год — индейские племена, возглавляемые инка, создали государство Тауантинсуйю со столицей в городе Куско. Форма правления была теократическая деспотия. Подданным внушали, что правитель государства — Верховный Инка — это живой бог. До завоевания и уничтожения испанскими конкистадорами в 1532 — 1536 годах государство находилось на территории современного Перу, Боливии, Эквадора, занимало север Чили и северо-запад Аргентины.

Инками было изобретено узелковое письмо, для их архитектуры характерны циклопические сооружения, практически с полным отсутствием декора. Ювелирные произведения (в том числе «золотой сад» с растениями, птицами, бабочками, фигурами людей из золота и серебра) в основном погибли при испанском завоевании о них известно по описаниям. Согласно легендам инков, их предки прибыли с некоего погибшего в море государства.

На рубеже 20 — 30-х годов XVI столетия на территорию государства инков последовало вторжение испанских конкистадоров — авантюристов и головорезов под началом Франсиско Писарро. Они прошли по стране «огнем и мечом», грабя, убивая и обращая в рабов ее жителей. 1532 год – конкистадорами была взята штурмом столица государства, город Куско, был захвачен в плен и вероломно убит последний правитель инков Атауальпа, за освобождение которого был ранее уплачен огромный выкуп золотом. Но и после этого инки еще 35 лет продолжали с ожесточением сопротивляться безжалостным и вероломным заморским захватчикам.

Одним из оплотов «партизанской войны» инков был «Горный Город», который известен нам под названием Мачу-Пикчу, в который так и не смогла ступить нога испанского завоевателя. Величественные руины этого непокоренного города служат вечным памятником героической борьбы инков против заморских поработителей.

После того как испанцы все же сломили сопротивление инков, жители покинули оставшийся неприступным Мачу-Пикчу. В течение следующих веков люди позабыли его местоположение, разрушилась дорога которая вела к нему, и только в передаваемых устно из поколения в поколение легендах потомков инков — индейцев кечуа — рассказывалось о его славной истории.

Вновь открыл Мачу-Пикчу в 1911 г. историк и археолог из Иельского университета американец Хаерэм Бингем. Цель его экспедиции была поиски убежища последнего инкского вождя, который после неудачного восстания против испанских завоевателей в 1535 г. бесследно исчез в тропических лесах предгорий Анд. Вдохновленный удивительными преданиями, услышанными от туземцев, Бингем прокладывал себе путь по крутым склонам узких и глубоких каньонов, наполненных удушливыми испарениями, забирался на покрытые вечным снегом вершины, вновь спускался в душное пекло прибрежных лесов Амазонки. Он не отступил ни перед чем в стремлении достичь заветной цели и наконец достиг ее.

Перед ним лежали руины великолепного города, построенного в нескольких сотнях метров над яростной стремниной рекой Урубамбы в «орлином гнезде» между вершиной Мачу-Пикчу, что на языке индейцев кечуа означает «старая вершина», и пирамидальной «молодой вершиной» — Хауна-Пикчу, высота которой 2700 м над уровнем моря. Улицы, лестницы, дома, храмы и другие строения были тут искусно «вмонтированы» в великолепный пейзаж. На широком склоне Мачу-Пикчу размещается некрополь с камнем, на котором, вероятно, производили мумификацию усопших.

Разнообразные архитектурные сооружения и террасы поднимались вверх до самой, казалось бы, неприступной вершины, что свидетельствует о невероятно высоком уровне мастерства строителей этого единственного в своем роде города, в котором когда-то могли проживать до 10 000 человек.


Каким же было предназначение Мачу-Пикчу, чем был для своих жителей этот город? Его каменные строения составляют уникальный единый ансамбль. Ни одна цивилизация в мире не смогла с таким совершенством соединить друг с другом огромные каменные блоки. А каким образом инки, не применявшие в хозяйстве колеса, смогли перемещать и доставлять на свои строительные площадки эти невероятно тяжелые глыбы, по сей день остается неразгаданной тайной. Древние мастера обтесывали каменные заготовки при помощи каменных и бронзовых инструментов, а после притирали смежные грани так, чтобы они прилегали друг к другу по всей поверхности практически без зазора.

Ответ на вопрос о первоначальном предназначении Мачу-Пикчу дали результаты археологических раскопок. Из 173 мумий, найденных исследователями, 160 принадлежат женщинам, остальные — останки мужчин и детей. Основываясь на этих, а также и других находок исследователи пришли к выводу, что тут находилась воздвигнутая с невиданным размахом обитель «Дев Солнца», служительниц одного из самых почитаемых инками божеств.

Самые красивые девушки, отобранные из всех этнических групп, составлявших народ инков, жили тут в полной изоляции от всего остального мира. Им было запрещено выходить замуж или вступать в интимные отношения без разрешения правителя. Девушка, которая нарушала обет «чистоты», могла быть закопанной в землю живьем, ее родная деревня могла быть разрушена, а всех ее родных, так же как и остальных деревенских жителей, могли убить.

Земли, возделанные под посевы, были расположены вокруг города в виде сотен узких террас не больше 2-х м шириной. На них в течении веков возделывали кукурузу, картофель, помидоры и даже выращивали роскошные тропические цветы. Кроме своего сельскохозяйственного назначения, террасы выполняли функцию естественных оборонительных сооружений.

Мачу-Пикчу со всех сторон окружен неприступными склонами Кордильер Вилкабамба. В сам город, как это было принято у инков, можно было попасть по единственной дороге с единственными же воротами. Отдельные кварталы города связаны между собой каменными лестницами, выполняющими роль улиц. Одно из самых высоких сооружений среди построек которые сохранились — Храм Кондора. В центральной части Мачу-Пикчу, в непосредственной близости от Храма Солнца, располагается прямоугольная площадь. Именно тут находится знаменитая Интихуатана, что на языке индейцев кечуа дословно означает: «место, где привязывается Солнце». Это в своем роде комбинация солнечных часов и астрономического прибора. Тут во время зимнего солнцестояния, когда людей охватывал страх от того, что Солнце хочет их покинуть, жрецы проводили магический обряд, цель которого была «привязать» светило к священному камню, чтобы оно не могло исчезнуть навсегда.

В наше время по решению правительства Перу обширную территорию вокруг Мачу-Пикчу объявили национальным парком. Он является, пожалуй, самой посещаемой туристами достопримечательностью не только в Перу, но и во всей Южной Америке. Во время туристского сезона тут каждый год бывает больше 10 000 посетителей. Приехать в Перу и не увидеть Мачу-Пикчу — все равно что побывать в Египет и не увидеть египетских пирамид.

Среди туристов, посетивших этот памятник истории, был и российский журналист В.Весенский. Вот как он описал свои впечатления от Мачу-Пикчу: «Поражает удивительный план застройки города. В архитектурный ансамбль органично вписывается площадь для собраний, спортивных игр и воинских упражнений. Над ней находятся трибуны, выше — казармы, склады. На одной стороне — дома для правителей, на другой — для крестьян. Все клочки земли на близлежащих склонах гор искусно превращены в террасы для посевов…

В каменном городе есть водопровод и канализация, храмы и тюрьма. Сохранился и камень «Интихуатана». Конкистадорами были уничтожены эти камни, сочтя их за некую чертовщину, а инки использовали их для наблюдения за светилами. Ровно сточенные углы камня указывали на место, где поднимается Солнце, и на место, где оно будет в полдень, а ночью по граням камня жрецы вели наблюдения за Луной и звездами».

Исследователи из Америки обнаружили, что в то время, когда в Египте строили пирамиды, на Перуанском побережье уже процветала высокоразвитая цивилизация, и появилась она на тысячу с лишним лет раньше, чем было принято считать до сих пор. Новая радиоуглеродная датировка волокон тростника, обнаруженных в Карале, в долине реки Супе, на 120 миль севернее Лимы, показала, что древний город был там возведен еще в 2600 году до н. э., и это делает его древнейшим поселением городского типа на территории обеих Америк. Волокна были взяты из плетеных мешков, применявшихся рабочими для транспортировки строительного камня и оставленных внутри построек. А потому как тростник — растение однолетнее, то его возраст определили точно: он рос в 2627 году до н. э.

Находки, о которых было сообщено в апрельском (2001 г.) выпуске журнала «Science», дают возможность предположить, что прежде значение Каральской цивилизации было очень сильно недооценено археологами и антропологами. Жители каменного города применяли технику и технологию, которая по своему уровню в большей степени соответствовала используемой в Древнем Египте приблизительно в то же самое время. Они могли орошать поля и строить монументальные пирамиды; правда, так и не смогли научиться изготавливать керамические изделия.

Руководитель исследований д-р Джонатан Хаас, куратор отдела антропологии в чикагском «Филд Мьюзиум», сообщил, что первоначально время существования Карала относили к 1600 году до н. э. «Но наши находки, — сказал он, — показывают, что обширное, сложное сообщество людей появилось на Перуанском побережье на много столетий раньше, чем считалось раньше».

В Карале доминирует центральная зона, в которой вокруг обширной городской площади диаметром больше полукилометра расположены шесть плоских возвышенностей искусственного происхождения. Самая большая из них, известная как Пирамида Майор — Главная Пирамида имеет высоту 18 метров и основание размером 120 х 150 метров. Все шесть центральных возвышенностей были возведены или за один раз, или всего только в два этапа, что является очевидным свидетельством комплексного планирования, централизованного принятия решений и привлечения к строительству большого числа рабочих. Лестницы, помещения, внутренние дворы и другие архитектурные элементы сооружались как на вершинах пирамид, так и на боковых террасах.

В скором времени археологами планируется проведение новых раскопок, чтобы выяснить, находились ли внутри возвышенностей комнаты или гробницы. Некоторые архитектурные детали построек центральной зоны показывают на высокий уровень и сложность культуры древнего народа. В частности, открытие трех оказавшихся затопленными круглых площадей свидетельствует о существовании высокоорганизованной религии, предусматривающей проведение массовых публичных церемоний. Для других перуанских поселений, в которых люди жили раньше 2600 года до н. э., характерны гораздо меньшие по размеру общественные площади.

 

 


 

В.Пименова

ред. shtorm777.ru