Гибель Лузитании

Гибель «Лузитании». Как и почему это произошло

Крушение «Титаника», самого большого и технически оснащенного судна своего времени, стало величайшей трагедией начала XX столетия. Его мрачную славу ничто уже не сможет затмить, его название стало нарицательным, а он сам превратился в символ.

Но судьба одного английского пассажирского лайнера не менее трагична. Всего через три года после кораблекрушения «Титаника», 7 мая 1915 г., «Лузитания», один из самых быстроходных судов того времени, «гордость Атлантики», была потоплена немецкой подлодкой поблизости ирландского побережья. Катастрофа забрала с собой 1 198 человеческих жизней. Гибель «Лузитании» вошла в историю как одно из наиболее трагических событий Первой мировой войны. Ее называли второй по величине катастрофой столетия после «Титаника».

Началось все в 1902 г., когда английские судовладельцы получили заманчивое предложение от банкира Моргана из Америки о субсидировании строительства нескольких огромных для того времени кораблей. Эти лайнеры должны были монополизировать пассажирские перевозки через Атлантический океан. Но проект осуществлялся несколько иначе. Английское правительство готовилось к войне с Германией, все средства направлялись на увеличение государственного ВМФ.

В начале войны в качестве транспортных судов планировали использовать пассажирские корабли, потому Адмиралтейство тайно субсидировало частные английские пароходные компании. Переговоры с американцами по настоянию правительства прервали, а компания «Кунард Лайн» получила большие средства на осуществление проекта. Спустя несколько лет на воду были спущены знаменитые лайнеры-близнецы – «Мавритания», «Лузитания» и «Олимпик».

Суда представляли из себя чудо судостроения. Своей грандиозностью и величием они поражали воображение не только рядового обывателя. Именно этим новым лайнерам посвятил Редьярд Киплинг строки: «Капитану только стоит взять штурвал – в море город в девять палуб уплывет…»

«Лузитания» стала курсировать между Нью-Йорком и Ливерпулем в 1907 г. Корабль водоизмещением в 32 000 тонн было способно принять на борт до 2 600 пассажиров, причем его команда состояла из 700 человек. Современники назвали его плавучий дворец. Корабль поражал  своей роскошью и комфортом. Создателями судна были предусмотрены практически любые требования пассажиров: там были не только лазарет, библиотеки и детские комнаты, но и – для тех, кто мог это оплатить, – специальные помещения для домашних животных, зимние сады, концертные залы, рестораны и даже магазины.

Пассажиров привлекал не только комфорт. Паровые турбины давали возможность развивать небывалую по тем временам скорость в 25 узлов. 1907 год — «Лузитания» стала обладателем Голубой ленты Атлантики за быстроходность, преодолев океан всего за 116 ч. Двойное дно корабля и водонепроницаемые отсеки создавали ощущение надежности. Скорость стала основной причиной популярности «Лузитании» после начала Первой мировой войны, потому как считали, что судно в состоянии уйти от немецких подлодок. Тем более что в самом начале войны он смог избежать нападения германского крейсера, хотя для этого и пришлось развить максимальную скорость.


Все отплытия этого океанского лайнера из Нью-Йорка становились ярким общественным событием. Тем днем, 1 мая 1915 г., ставший началом конца для 1 198 человек и для самого корабля, на борт «Лузитании» поднялись 1257 пассажиров и 702 члена экипажа. Среди пассажиров был и миллиардер из Америки Альфред Вандербилт. То, что один из богатейших людей в мире плывет на лайнере, внушало другим уверенность в полной безопасности плавания.

Перед началом посадки на лайнер среди пассажиров возникло некоторое замешательство и беспокойство. На причале повсюду сновали репортеры, пытаясь выяснить настроение отплывающих. Все потому что, в утренних нью-йоркских газетах в рубрике платных объявлений было размещено предупреждение германского посольства: «Всем путешественникам, намеревающимся отправиться в рейс через Атлантику, напоминается, что Германия и ее союзники находятся в состоянии войны с Англией и ее союзниками.

Военная зона включает воды, примыкающие к Британским островам, и в соответствии с официальным предупреждением, сделанным германским имперским правительством, корабли, которые несут флаг Великобритании или любого из ее союзников, подлежат в этих водах уничтожению. Лица, намеревающиеся отправиться в военную зону на судах Великобритании или ее союзников, делают это на свой страх и риск». Объявление было помещено рядом с рекламой компании «Кунард» и расписанием судов, которое сообщало, что в следующий рейс «Лузитания» выйдет из Нью-Йорка 29 мая.

Корабль казался до такой степени надежным, что только немногие пассажиры решились отменить поездку и возвратили билеты. Несмотря на персональные рекомендации отказаться от рейса на «Лузитании», которые получили тем утром по телеграфу мультимиллионер Альфред Вандербилт и «король шампанского» Джордж Кесслер, они все таки поднялись на борт. Их присутствие на лайнере создало иллюзию надежности путешествия.

Так начиналсяя 202 рейс «Лузитании» через Атлантический океан. В 12.30 судно отошло от причала нью-йоркского порта и взял курс на Ливерпуль. Капитан лайнера — Уильям Тернер, самый известный капитан в Северной Атлантике, суровый и даже грубоватый человек, знаменитый своим бесстрашием и профессионализмом.

Путешествие проходило нормально, «Лузитания» развила скорость 20 узлов. Капитан приказал изменять курс корабля каждые 5 мин. на 10 ° вправо и влево. Это в некоторой степени замедляло ход корабля, зато можно было быть более уверенным, что подлодка его не сможет обнаружить. Кроме этого, капитан надеялся на то, что даже если «Лузитанию» обнаружат, она сможет уйти.

После шести дней сравнительно спокойного плавания вечером 6 мая капитан «Лузитании» получил радиограмму от командира противолодочной флотилии адмирала Коука: «У южного берега Ирландии находится немецкая подводная лодка». Всего от английского Адмиралтейства Тернер получит в этот и следующий день несколько предупреждений, последнее из которых было отправлено 7 мая в 11.25, за три часа до гибели «Лузитании».

Остается тайной, почему эта информация дошла до капитана лайнера так поздно, ведь немцы действовали в этом районе уже давно и отправили на дно несколько британских гражданских судов. Три месяца тому назад Германия объявила английские территориальные воды зоной военных действий, и к маю там потопили 66 судов Великобритании и союзников. Только 6 мая немецкая подлодка U-20 под командованием капитана Вальтера Швигера, находившаяся в британских водах, без предупреждения торпедировала и затопила пассажирские лайнеры «Центурион» и «Кандидат».

7 мая — «Лузитания» подошла к Ирландским островам и вошла в пролив Св.Георгия. Именно это место представляло наибольшую опасность для британских кораблей – здесь даже в мирные времена, даже опытному капитану было трудно пройти, а теперь пролив стал еще и местом охоты немецких подлодок. В этот раз все осложнялось появившимся на рассвете густым туманом. Уильям Тернер отдал приказ замедлить ход корабля до 18 узлов, а потом и до 15 узлов из-за ограниченной видимости.

Капитан ожидал появления британских конвойных крейсеров, которые как правило сопровождали лайнеры у берегов Ирландии, и приказал подавать сигналы сиреной военным кораблям Королевского флота о своем приближении. Но на этот раз эскорт не появился. Изменить курс судна было невозможно без приказа Адмиралтейства. Единственное, что можно было сделать, – подготовиться к возможному нападению. На «Лузитании» были приведены в готовность спасательные шлюпки, задраены иллюминаторы и водонепроницаемые переборки.

Лишь к полудню туман рассеялся. Капитан приказал изменить курс и на несколько градусов повернуть влево, чтобы по береговым очертаниям точней определить местонахождение лайнера, и вновь увеличил скорость. В 13.40 на горизонте показался мыс Олд-Хед оф Кинсейл. Корабль продолжал движение прежним курсом в пределах видимости берега. Море было до такой степени спокойным, что казалось – все тревоги уже позади.

Катастрофа произошла в 14.10. Крик впередсмотрящего: «Торпеда справа по борту!» уже ничего не мог изменить. Капитан не успел сделать и шагу, как торпеда врезалась в борт судна на три метра ниже ватерлинии позади мостика. Сразу же вслед за взорвавшейся торпедой прозвучал второй, гораздо более мощный взрыв в трюме, погубивший «Лузитанию». Была полностью разрушена носовая часть корабля. Вода хлынула в пробоины. Облако дыма и пыли поднялось выше труб.

С напавшей немецкой подлодки U-20, наблюдали за катастрофой, о чем оставили запись в бортовом журнале: «Мостик и часть судна, куда попала торпеда, были вырваны, и начался пожар. Корабль остановился и очень быстро повалился на правый борт, в то же время погружаясь носом. Похоже было на то, что он в скором времени перевернется. На борту наблюдалось большое смятение. Были изготовлены шлюпки, и многие из них спущены на воду». Когда корабль накренился, 20-ти метровые трубы обрушились на палубу, полопались паропроводы.

Спаслись немногие. Шлюпки с людьми, спускаемые в спешке, «падали в воду носом или кормой, а потом опрокидывались». Спустить шлюпки с левого борта оказалось невозможным из-за большого крена лайнера. Капитан постарался вывести лайнер поближе к берегу, но не успел: «Лузитания» потеряла ход, резко накренилась и ушла под воду всего за 18 мин. Возможно, помочь могли бы корабли, находившиеся в гавани, но они не очень торопились на помощь тонущему судну: где-то поблизости находилась подлодка противника, и никто не хотел рисковать.

Только несколько небольших рыбацких шхун, находившихся неподалеку от места кораблекрушения, пришли на помощь потерпевшим. Потом к месту трагедии подошли тихоходный английский танкер «Наррагансетт», сухогруз «Этониан» и греческий грузовой пароход «Катарина». Спасли лишь 761 человека из числа пассажиров и членов экипажа. Остальные 1 198 человек погибли. Из 159 американских граждан погибло 124. Среди тех кто спаслись было очень мало женщин и почти не было детей. В числе погибших оказались американский писатель Форман, миллиардер Альфред Вандербилт, драматург Клейн, англичане – режиссер Фрохман и океанограф Стэкхауз. Весь мир был потрясен этой трагедией, гибелью «Лузитании» — мирного пассажирского корабля.

Можно сделать предположение, что судьба корабля была предопределена мировой политикой. Великобритания просто не рассчитывала вести войну с подлодками. Ее потери, вызванные войной, росли весьма быстро. Армия и военный флот требовали боеприпасов и вооружения, а британская военная промышленность не успевала произвести его в необходимых объемах. Правительство было вынуждено идти на союз с США, приняв решение о военных поставках из Америки.

Переправлять военные материалы через Атлантический океан на грузовых судах было небезопасно, они в первую очередь попадали под прицел немецких подводных лодок. Возможно, именно в этот момент Адмиралтейство решило использовать «самые большие и быстрые» лайнеры для перевозки груза, который имел «особое значение для Британии». Вероятно, что именно наличием взрывчатых веществ на судне был вызван второй мощный взрыв, послуживший основной причиной того, что «Лузитания» так быстро пошла в воду.

Гибель «Лузитании» была выгодна как англичанам, так и американцам. По одной версии, катастрофу подстроили правительственные круги Англии, которым было крайне необходимо втянуть в войну на своей стороне США: Америка до нападения на «Лузитанию» поддерживали нейтралитет. Гибель американских граждан вызвала бурю негодования в стране. После катастрофы Америка потребовала объяснений от Германии, в результате чего удалось избежать блокады Британских островов. Берлин был вынужден вывести отсюда свои подлодки.

В этой трагедии остается очень много неясностей и тайн – персональные предупреждения финансовых магнатов, отсутствие кораблей сопровождения, второй взрыв, который был вызван детонацией, стремительное погружение. Все ее подробности остаются тайной и в наши дни, и возможно лишь предполагать, как все было в действительности.

 

 


 

В.Скляренко

ред. shtorm777.ru