О Ку-клукс-клане

Интересные факты о Ку-клукс-клане

Начало пути

1865 год, 24 декабря — в Рождественский сочельник, шесть молодых людей собрались в маленьком городке Пьюласки на юге Америки, в штате Теннеси, и ради своего развлечения организовали тайное общество, что-то вроде клуба. У него очень скоро появились свои ритуалы и униформа, иерархия и устав, а главное – громкое имя, которое хорошо знали и многие десятилетия спустя, – Ку-Клукс-Клан. Как ни странно, Клан и эпоха которая его породила остается предметом политических споров и исторических сближений и в наши дни.

Есть те кто считает его первой террористической организацией США и первой так называемой hate-group, то есть сообществом, которое объединено ненавистью к определенной социальной группе. Кто-то видят в Клане пример героического сопротивления оккупантам, общенародного движения, которое пыталось поддерживать закон и порядок в условиях послевоенной разрухи и безвластия.

Другие напоминают, что Ку-Клукс-Клан, союзники Клана и самозванцы, пользовавшиеся его атрибутикой, в 1860-1870-е годы убили больше американцев, чем террористы «Аль-Каиды». Есть и такие кто охотно сравнивают использование регулярных войск северян для оккупации Юга после Гражданской войны с таким же не слишком удачным использованием американской армии против Ирака…

Ночные призраки

Артур Конан Дойль в своем рассказе «Пять апельсиновых зернышек» объяснил происхождение названия «Ку-клукс-клан» звукоподражанием: похожий звук издает ружейный затвор, когда его взводят.

Но общепринятая версия совсем не такая мрачная: шесть образованных молодых людей, ирландцы по происхождению и бывшие офицеры армии Конфедерации, использовали греческое слово «киклос», означающее «круг» (имелся в виду круг избранных), и английское «клан». После творческой обработки получился «Ку-клукс-клан», или три загадочных «ККК». Выбор названия оказался на удивление удачным: историки полагают, что стремительный успех Клана объясняется во многом именно удачным брендингом.

Вначале ничего злонамеренного в новосозданном обществе не было. Для развлечения, парни придумывали себе самые невероятные звания и должности, а вечерами разъезжали по окрестностям в масках и одеяниях из простыней. Униформу дополнял колпак в форме конуса, делающий человека выше. Для новых членов придумали сложные ритуалы посвящения: претенденту завязывались глаза, ему надо было произнести несколько бессмысленных клятв, давали пару тумаков, после этого приводили к «королевскому алтарю» и водружали «королевскую корону». Когда в конце концов разрешали снять с глаз повязку, то выяснялось, что алтарем служит зеркало, а вместо короны на голове имеются два больших ослиных уха.

Для непосвященных также устраивались розыгрыши. Всадник в маске подъезжал ночью к дому какого-то негра и просил дать ему воды. Когда ему приносили ведро из колодца, он выпивал его залпом и просил еще. В действительности у него под маской была резиновая трубка, через нее вода заливалась в большой кожаный мешок, невидный под балахоном. «Выпив» таким способом несколько ведер, всадник восклицал: «Я ведь не выпил ни глотка с тех пор, как пал на поле битвы!» – и скрывался в ночи, оставив суеверного хозяина дрожать от страха.

Утром все в округе, конечно, только и говорили о том, что гигантские белые призраки солдат Конфедерации разъезжают ночами по окрестностям. Негры еще очень хорошо помнили, как по тем же ночным дорогам разъезжали патрули белых, ловившие беглых рабов и учувствовавших в мятежах на плантациях. А белые еще помнили дух пионеров, которые были скоры на расправу, если видели несправедливость или угрозу своей жизни, и при этом обходились без долгих судебных разбирательств.

Обнаружив, какое впечатление они производят, Ку-Клукс-Клановцы начали сознательно пугать негров и грозить им всяческими карами, если те будут «плохо себя вести» (а вчерашние рабы были не прочь по злоупотреблять полученной свободой). Клан объявил себя «организацией, призванной защитить белых от возможных проблем с неграми». Забава возымела все шансы превратиться в что-то вполне серьезное.


Все против всех

В конце 1865 года, когда был создан Ку-Клукс-Клан, обстановка в южных штатах была, мягко говоря, сложной. Всего несколько месяцев назад Гражданская война закончилась поражением Юга. Города и плантации были в руинах. Солдаты побежденной армии, оборванные и голодные, возвращались домой. «Мы покоренный и униженный народ, – писал редактор одной из газет Южной Каролины в апреле 1865 г. – Без прав, без привилегий, без собственности…»

Между тем освобожденные негры ждали, когда правительство будет выдавать им по 40 акров земли. Различные дельцы и авантюристы с Севера направились на Юг в надежде разбогатеть. Местные сторонники северян горели желанием отомстить за все притеснения. Создавали многочисленные вооруженные отряды добровольцев, которым надо было следить за соблюдением законности и общественного порядка, а на деле они защищали белых от черных, богатых – от бедных, демократов – от республиканцев, победителей – от побежденных и наоборот. А федеральные власти никак не могли решить, как им обустроить жизнь в побежденных штатах.

Вначале довоенная аристократия осталась у власти, но очень быстро выяснили, что она ничего не хочет изменять в традиционном укладе. Один за другим штаты приняли так называемые black codes – «законы о черных», по которым положение негра мало чем отличалось от довоенного, только в роли хозяина теперь выступало государство. Негры имели возможность работать только на фермах или быть слугами; для получения любой другой работы, им надо было заплатить налог. Они должны были работать «от зари до зари», не имели права покидать плантацию без разрешения, не могли иметь оружия или употреблять спиртное.

Любого безработного бывшего раба могли арестовать и осудить за бродяжничество. В Миссисипи межрасовые браки карали смертью (этот закон был отменен лишь в 1970-е годы). В Луизиане демократическая конвенция (а аристократы южных штатов были демократами) приняла заявление, по которому «люди африканского происхождения не могут считаться гражданами США». Обязанность обеспечивать новый (а по существу старый) порядок взял на себя Ку-клукс-клан.

В течении 1866 г. Клан приобрел известность на Юге. Во многих штатов появились его ячейки. Все чаще Ку-клукс-клан от слов переходил к делу: избивал, поджигал дома, грабил и убивал тех, кого считал правонарушителем. Проступки могли быть различные: непочтительное отношение негра к белым, связь чернокожего с белой женщиной, поддержка федеральной армии или помощь неграм в получении образования или приобретении земли.

Одним из самых распространенных «преступлений», в особенности возмущавших Ку-клукс-клан, было желание негров реализовать свое избирательное право. Получил распространение суд Линча, когда группа людей без суда и следствия расправлялась с «обвиняемым»: избивала, порола, калечила, вздергивала на ближайшем дереве или бросала в воду с камнем на шее.

Конечно, северяне не для того выиграли Гражданскую войну, чтобы смириться с таким положением. В знак протеста конгресс отказался принять в свои ряды сенаторов из южных штатов. Результат активности Клана оказался противоположным задуманному: радикальные республиканцы, настаивавшие на более жестком обращении с побежденными и на обеспечении равноправия бывших рабов, одержали уверенную победу.

Для южан это было очередное напоминание о том, что права штатов больше не существуют и что им необходимо подчиниться. Но бороться открыто, когда на их территории находилась армия победителей, они не могли. Зато могли воспользоваться подвернувшимся под руку Кланом, где лица были спрятаны под масками, а вид и без оружия внушал страх. Но для этого необходимо было превратить клуб молодых повес, «воспитывавших» негров для собственного удовольствия, в военную организацию с железной дисциплиной и четкими политическими целями.

Защитники женщин

В начале 1867 г. начался новый этап «реконструкции» Юга. Южные штаты отказались ратифицировать 14-ю поправку к конституции, в которой было сказано, что «штат не имеет права принимать и проводить в жизнь законы, ограничивающие права граждан США…». В апреле 1867 г. в Нешвиле представители Ку-клукс-клана из различных штатов собрались, чтобы обсудить план действий в новой обстановке и решить ряд организационных вопросов. Главой Клана стал генерал-кавалерист армии Конфедерации Натан Бедфорд Форрест, известный тем, что в 1864 г. в форте Пиллоу перебил 300 пленных чернокожих солдат и их белых командиров.

Вначале на эту роль Ку-клукс-клан пригласил знаменитого генерала Роберта Ли; тот не согласился, сославшись на плохое здоровье, но пообещал оказывать Клану «невидимую поддержку». Узнав, что Ку-клукс-клан возглавит Форрест, Ли заметил: «На Юге нет человека, который мог бы успешно руководить такой огромной организацией. Но передайте генералу мое почтение и скажите, что я надеюсь, ему это удастся».

Великий маг Форрест был главой всего Клана, или «Невидимой империи». Подведомственная ему территория делилась на «царства», соответствующие отдельным штатам, потом шли «доминионы» (несколько округов штата), «логова» и первичные ячейки – «пещеры».

Заместители Великого мага назывались Гениями, главы царств носили титул Великих драконов, главы доминионов были Великими титанами, главы логова – Великими циклопами. Другие члены организации в зависимости от функций именовались не так величественно, но не менее устрашающе: гидрами, фуриями, ночными ястребами, вампирами. Как положено всякой серьезной организации, у Клана был свой флаг: полотнище треугольной формы с желтым фоном и красной каймой. На нем был изображен черный крылатый дракон и написан латинский лозунг «Quod semper, quod ubique, quod ab omnibus», который можно перевести как «То, во что верят всегда, везде, все».

Сам Форрест формулировал цель Клана как «защиту женщин Юга». Подразумевали, конечно, белых женщин, а защищать их надо было в основном от черных мужчин. Практически все южане мужского пола не только полностью разделяли эту цель, но и приняли самое деятельное участие в ее достижении. К примеру, в одном из округов Южной Каролины в конце 1860-х годов из 2 300 взрослых белых мужчин 1 800 были активными членами Клана. Для террористической организации это, пожалуй, слишком много. Скорей речь шла о партизанской армии.

Бойцы невидимого фронта

1868 год — угроза, которую представлял Ку-клукс-клан, стала очевидна и для властей южных штатов, и для центрального правительства. В газетах писали о жестокостях, которую совершали люди в масках и белых балахонах. Тысячи пасторов, врачей, чиновников, торговцев, политиков, бывших офицеров превращались ночами из мирных граждан в боевиков, убивавших и калечивших не только негров, но и сочувствовавших им белых, и ненавистных северян. По данным Форреста, в Клане состояло более 0,5 млн человек, по другим данным – 2 млн. В разных районах Ку-клукс-клан действовал под различными названиями, чтобы его члены могли в случае необходимости дать клятву в суде, что они не состоят в Ку-клукс-клане.

Стало ясным, что ситуация вышла из-под контроля. Когда губернатор Теннеси Уильям Браунлоу пытался внедрить в Ку-клукс-клан своих шпионов, все три попытки окончились трагически: Клан слишком много знал про намерения губернатора. Негры были в отчаянии: «Повстанцы хвастаются, что у негров теперь не будет даже столько свободы, сколько было при рабстве. Если дело пойдет так дальше, наша участь решена. Господи, Ты знаешь, что это хуже, чем рабство».

Считается, что в 1869 г. вновь избранный президент Улисс Грант тайно встречался с Великим магом Форрестом. Грант пообещал Форресту начать выводить федеральные войска и постепенно восстановить права Юга в составе США в обмен на прекращение мятежа. Форрест в действительности в 1869 г. распустил Ку-клукс-клан, заявив, что тот перестал отвечать поставленным раньше целям, но есть подозрения, что он это сделал исключительно для виду, чтобы снять с себя ответственность за зверства Клана.

Как бы то ни было, после официального роспуска активность и жестокость Клана лишь увеличилась. Тем более что представители аристократии не хотели выглядеть в глазах общества убийцами и покидали его ряды, зато на их место приходили настоящие головорезы.

Между тем в 1870 г. приняли 15-ю поправку к конституции, в которой прямо говорилось, что «право граждан США избирать не должно быть отнято у них или ограничено США или любым штатом на основании расы, цвета кожи или предшествующего статуса раба». Видя, что положение на Юге не меняется к лучшему, конгресс в 1871 г. провел слушания по поводу деятельности Ку-клукс-клана, после чего были приняты весьма жесткие акты, объявлявшие Клан вне закона и санкционирующие применение силы для пресечения его деятельности. Южане потеряли юрисдикцию над преступлениями против личности, а президент получил право объявлять военное положение. Ночные рейды и ношение масок отныне были под запретом.

Период реконструкции Юга подходил к концу. Последним из законодательных актов этого времени стал закон о гражданских правах 1875 г., признававший «равенство всех людей перед законом» и «долг правительства… обеспечивать равное и точное правосудие независимо от национальности, расы, цвета кожи, религиозных и политических убеждений». Но воплотиться в жизнь этим благим намерениям было суждено еще довольно нескоро.

В ходе президентских выборов 1876 г., вошедших в историю как самые продажные, претендент-демократ Резерфорд Хейс в обмен на спорные голоса южных штатов пообещал им вывести все оставшиеся федеральные войска. В результате Хейс стал президентом, а южные штаты возвратили себе самостоятельность.

Необходимость в кровавом терроре отпала. Штаты весьма быстро приняли местные законы, по которым негры не могли принимать участия в выборах. Для этого использовались различные методы: избирательные налоги, проверка грамотности или даже поправка, по которой в выборах принимать участие только те, чьи деды голосовали на предыдущих выборах. Формально в этих оговорках не упоминался цвет кожи, но они реально исключали для большинства бывших рабов право на голосование. Что касается законодательного запрета Клана, то в 1882 г. он был признан антиконституционным и отменен, но к тому времени Ку-клукс-клан уже был историей, как казалось, навсегда.

Второе рождение

1915 год – через 50 лет после исторического Рождественского сочельника в Пьюласки, Ку-клукс-клан пережил второе рождение. В этот раз он родился на горе Стоун-Маунтин в штате Джорджия, а его отцом стал неудачливый пастор методистской церкви, уроженец Алабамы Уильям Джозеф Симмонс. Симмонс состоял в полудюжине различных клубов, но всю жизнь мечтал создать свое «братство».

Накануне Дня благодарения Симмонс собрал в Атланте 15 будущих братьев, посадил в автобус, отвез на гору и там поднес спичку к кресту, сколоченному на скорую руку из сосновых досок. Рядом на ветру реял американский флаг, а свет горящего креста освещал страницы Библии, открытой на Послании к римлянам. В этой торжественно-романтической обстановке присутствующие принесли клятву верности «Невидимой империи рыцарей Ку-клукс-клана».

Новый Клан провозгласил своей основной идеей «всеобъемлющий американизм» и вдохновлялся романтическим представлением об отважных рыцарях, которые еще остались у многих южан и в тот момент были подхлестнуты грандиозным фильмом «Рождение нации», снятым по роману «Клансмен». Когда фильм появился на экранах в Атланте, Симмонс поместил рекламу Клана в местной газете рядом с рекламой фильма. Именно из этого фильма Симмонс позаимствовал горящий крест как один из самых ярких символов новой организации; в действительности Ку-клукс-клан времен Реконструкции сожжения крестов не практиковал, зато методистскому проповеднику христианский символ охваченного пламенем креста был близок.

Скорей всего, вначале Симмонс попросту хотел подзаработать (членский взнос составлял $10) и покомандовать в своем «братстве», хотя сам он формулировал свои приоритеты по другому: «Добрая воля и братская доброта – свойства моей души. Самоотверженная патриотическая служба людям была неизменной целью моего ума и сердца. Жить „не для себя, а для других“ (Non silba sed anthar) – мой жизненный девиз, моя высшая цель и моя царственная слава. Я поистине люблю моих собратьев и всю жизнь хотел служить им самозабвенно и ради их блага».

Но в условиях массовой иммиграции в Америку «чужаков», а также на волне патриотизма, вызванного вступлением Америки в Первую мировую войну, Клан, как и в первый раз, быстро превзошел самые смелые ожидания его создателя. «Чисто благотворительная организация», которая в различные периоды собиралась заняться созданием университетов, издательств, бесплатного жилья для молодоженов, программы поддержки сирот, медицинскими исследованиями и строительством больниц, одновременно была настроена решительно бороться с «внешними врагами, бездельниками, забастовщиками и аморальными женщинами». Члены клуба исповедовали стопроцентный американизм, протестантизм и превосходство белой расы, так что в число врагов автоматически попадали негры, католики, евреи и вообще иностранцы.

Политическая сила

1920 год — Ку-клукс-клан насчитывал 5 000 членов, в основном в Джорджии. К концу 1921 г. «Невидимая империя» насчитывала уже 100 000 человек. И тут на помощь Симмонсу пришла пресса: после серии публикаций о жестокостях клановцев и инициированного ею расследования в конгрессе число членов превысило миллион. На слушаниях Симмонс отрицал всякую связь со «старым» Кланом и заявил, что ничего не знал о беззакониях отдельных членов его организации и не несет за них никакой ответственности. Конгресс в результате оставил Клан в покое, зато слушания, как признавал довольный Симмонс, стали «бесплатной и очень нужной рекламой», после которой о новых рыцарях «Невидимой империи» узнали по всей Америке.

Множество полицейских, судей, пасторов и городских чиновников вступили в ряды Ку-клукс-клана, потому рассчитывать на их защиту жертвам не приходилось. В отличие от первого Клана, второй вербовал своих сторонников в основном не на Юге, а на Среднем Западе, был в особенности многочисленным в городах, а не в сельской местности и опирался не на богатых землевладельцев-аристократов, а в основном на бедных белых, для которых принадлежность к белой расе была единственным поводом для гордости.

В период расцвета в рядах Ку-клукс-клана состояли, по разным подсчетам, от 3 до 5 млн американцев, а некоторые даже называют цифру 8,9 млн. Разумеется, не все участвовали в насилии, но зато все голосовали на выборах за своих кандидатов. В Техасе член Клана стал представителем штата в американском сенате; в Алабаме, Джорджии, Калифорнии, Орегоне Клан добился, чтобы губернаторами избрали тех, кто разделял его взгляды, во многих других с ним попросту нельзя было не считаться.

Дантист из Техаса Хайрэм Эванс, сменивший Симмонса на посту Имперского мага, даже надеялся повлиять на исход президентских выборов 1924 г. и потому перенес штаб-квартиру Клана из Атланты в Вашингтон. Самой невинной демонстрацией силы Ку-клукс-клана были грандиозные парады. 1925 год — в шествии по улицам Вашингтона приняли участие 40 000 клановцев в полном облачении.

Бесславный конец

Передача власти от Симмонса к Эвансу сопровождалась чередой громких скандалов, судебных процессов и даже стрельбой. Речь шла о миллионах долларов: именно столько стоила тогда принадлежавшая Ку-клукс-клану собственность. В конце концов в 1924 г. Эвансу удалось откупиться от Симмонса, после чего он правил ККК до 1939 г. Но начиная со второй половины 1920-х годов популярность Клана начала падать. Денежные дрязги, о которых знала вся Америка, аморальное поведение многих лидеров организации, защищавшей традиционные моральные ценности, и многочисленные случаи избиений и убийств на почве расовой ненависти постепенно подмочили репутацию рыцарей «стопроцентного американизма».

Последней каплей стал суд над Великим драконом Индианы и других штатов Дэвидом Стивенсоном, который был осужден за то, что зверски искусал, изнасиловал и убил Мадж Оберхольцер. Приблизил конец Ку-клукс-клана и журналист Стетсон Кеннеди, проникший в организацию и показавший общественности всю ее неприглядную кухню. В частности, он сообщил тайные коды и пароли создателям серии радиопередач для детей «Супермен», после чего эти сверхсекретные сведения с упоением повторяли все американские дети. После такого мало кто мог воспринимать Клан всерьез.

Государство добило Клан в 1944 г. – налоговая служба стала требовать, чтобы Клан заплатил более $685 000 налогов на доходы, полученные в 1920-е годы. «Нам пришлось продать то, что у нас было, передать всю выручку правительству, и после этого с бизнесом было покончено», – вспоминал тогдашний Имперский маг Джеймс Коулскотт. После войны врач из Атланты Самуэль Грин попытался возродить движение, но безуспешно. Он скончался в 1949 г., оставшись в истории последним общепризнанным Имперским магом. После этого бренд «Ку-клукс-клан» перестал быть торговой маркой и превратился во всеобщее достояние. Спустя полтора десятилетия он снова оказался востребованным.

Ку-клукс-клан — попытка возрождения

Последний раз Ку-клукс-клан заставил говорить о себе в 1960-е годы, когда негритянское население Юга боролось против сегрегации, за равные права с белыми. Максимальная численность Клана в середине 1960-х составляла 17 000. Клан действовал в основном на Юге: во Флориде, Алабаме, Миссисипи.

В этот раз никаких благовидных предлогов никто даже не пытался придумать: это был в чистом виде террор против чернокожих, намеренных воспользоваться своим избирательным правом, и помогавших им белых активистов. Однако и сочувствовавших такой тактике в этот раз было в значительной степени меньше, чем в предшествующие исторические периоды.

В особенности всех потряс взрыв в Бирмингеме в сентябре 1963 г., когда бомба убила на ступенях церкви четырех негритянских девочек 11-14 лет, учениц воскресной школы (самая младшая из них была подругой Кондолизы Райс)…

В наше время существуют несколько организаций, которые озабочены сохранением исторического наследия южных штатов и с восторгом отзываются о патриархальном, благородном Юге, где все были счастливы, хозяева заботились о рабах, а рабы отвечали им преданностью и где рабство со временем было бы преодолено само по себе.

Однако даже в условиях навязанного Севером ускоренного освобождения рабов для достижения равноправия рас понадобилось больше ста лет. Так что рассуждения о безвозвратно утраченных добрых старых временах выглядят не очень убедительными; вид людей в белых колпаках, масках и балахонах у большинства почему-то ассоциируется не с галантными аристократами и не с защитниками вдов и сирот, а с горящими крестами и безжизненными телами на фонарных столбах.

 

 


 

А.Фролова

ред. shtorm777.ru