Крушение Титаника, Гибель Титаника

Гибель «Титаника»

Катастрофы происходят с завидной регулярностью, как плата за научно-технический прогресс. Но крушение «Титаника» была первая из великих и сенсационных катастроф ХХ столетия. И она не просто повлияла роковым образом на современников, но и определила кровавую сущность рождающегося столетия.
1912 год, 10 апреля, солнечное утро — самый большой в мире пассажирский морской лайнер – новый, только что с верфи, с блестящей темно-голубой обшивкой c оранжевой полосой, под которой белыми буквами было написано TITANIC, – гордо отчалил из Саутгемптона (Англия) в Нью-Йорк (Америка).

«Титаник» в 1912 году

Это был корабль мечта – самое мощное и оснащенное судно мира: водоизмещением 66 000 тонн, длиной – 264 метра, с неимоверной в то время скоростью – 25 узлов. Вся механика – последнее слово техники. Но основное достижение – водонепроницаемые отсеки, отсюда, по словам создателей, – полнейшая гарантия непотопляемости. Этот морской гигант мог брать 3 000 пассажиров (не считая команду), но в свое первое плавание принял на борт лишь 2207 человек, которые с гордостью прошествовали на его палубы. Они считали себя счастливчиками, ведь купить билеты на первый легендарный рейс было невероятной удачей.

«Рейс для избранных» был разрекламирован еще за три месяца, и уже тогда знать со всего света бронировала каюты по телетайпу, а менее знатные и состоятельные толкались и дрались в очередях, закладывали дома и занимали крупные суммы, чтобы купить билеты более престижных первого и второго классов. Теперь им предстояло оценить величественную красоту палуб «размером с невиданные танцплощадки», плавательные бассейны, спортивные залы и даже медицинский блок с операционной.

Но, несмотря на все эти ультрамодные штучки, внутри: на палубах, в каютах и салонах первого, второго и даже третьего класса – корабль был декорирован под старину: дубовые панели, картины на стенах, мебель a la antic с позолотой, хрустальные люстры и широкие деревянные лестницы с массивными округлыми перилами. Это был корабль — дворец, который предназначался для прекрасных дам и кавалеров. Не зря же один из рекламных слоганов гласил: «Билет на «Титаник» – билет в рай для избранных!» Хотя, может, это была не реклама, а предчувствие?

Провожали «Титаник» пышно и торжественно – с оркестром, цветами, речами, восторженными криками. Толпы людей были в порту, на набережной, любопытные поднимались на крыши домов, желая увидеть ошеломительное событие. Ведь «Титаник» не простой корабль, это – чудо современной техники, комфорта и безопасности. «Титаник» – наше будущее!» – выкрикнул кто-то, и толпа восторженно зааплодировала.
Но были и иные взгляды.

С 3 по 10 апреля продажа билетов неожиданно затормозилась, так что вместо ожидаемых 3 000 билетов, продали лишь 2 500. Да и то больше 200 человек вдруг вернули билеты, отказавшись ехать. Объяснения были странны. К примеру, банкир Морган, сдавая билет, заявил, что не желает ехать на первом рейсе, будто подопытный кролик. Известный бизнесмен Миддлтон из Лондона, рассказал родным, что ему приснился сон, словно «Титаник» пошел ко дну. Правда, бизнесмен был человек рационального склада ума и, вещий сон не принял в серьез, билет не сдал. Но как видно, от судьбы не уйдешь, и она решила, что ему еще надо пожить, потому что партнеры из Нью-Йорка телеграфировали Миддлтону, что переносят встречу на более поздний срок. Так что мистер Миддлтон все же был вынужден сдать билеты.

Словом, так или иначе, но почти четверть билетов осталась в кассе. Наверно, прочитав в прессе восторженные описания церемонии отхода «Титаника» из Саутгемптона, несостоявшиеся пассажиры жалели, что не отправились в путь – «в рай для избранных», но любопытно, что они сказали о своих предчувствиях спустя четыре дня?..

1912 год, 14 апреля — была замечательная погода и сам Атлантический океан куда спокойней, чем всегда. Пассажиры только что вкусно отужинали в ресторанах и вышли на палубы – на вечерний променад. Но было холодно, к тому же надвигался туман, и все разошлись по каютам и развлекательным салонам. Так что в плотном кольце темноты и тумана никто не заметил огромного надвигающуюся глыбу льда. В 23.40 все ощутили толчок, послышался резкий звук. «Титаник» врезался в айсберг, пробив сразу 5 хваленых водонепроницаемых кают. Котлы взорвались. Машины стали. Лайнер стал крениться. Началась паника. Ужас. Вопли.


Команда попыталась посадить женщин и детей в шлюпки. Но их было только 20! Кто отправил корабль с таким ничтожным количеством спасательных средств: 20 шлюпок на более 2 200 пассажиров?! Люди обезумели: мужчины выкидывали детей из шлюпок, чтобы занять их место; пассажиры в спасательных жилетах и без них бросались в море. «Гарантированно непотопляемый» «Титаник» тонул!
В 2.20 ночи лайнер мечты под острым углом уже уходил в воду, затягивая за собой несчастных и оставляя барахтающихся в ледяной воде, которые еще молили о помощи.

Услыхав сигналы SOS, на помощь ринулись все суда, кто был в том морском квадрате. Первым подошел лайнер «Карпатия». Он и спас 705 пассажиров. 1502 «избранных» утонули, отправившись по рекламному назначению – прямо в рай…
Но история «Титаника» на этом не закончилась. Гибель «Титаника» стала не конечной точкой, а лишь точкой отсчета, от которой в будущее покатились волны…

Только сообщение о трагедии появилось во всех газетах мира, началось невиданное. Люди осаждали редакции, научные учреждения и официальные организации, требуя объяснений, почему никто не предпринял никаких мер, ведь были же предупреждения!
Оказалось, еще задолго до выхода «Титаника» в злополучное плавание тысячи людей отправляли письма, телеграммы, звонили во все мыслимые инстанции.

Простые люди, никаким образом не связанные с оккультизмом, в страхе объясняли, что видели вещие сны, слышали голоса, предупреждающие о крушении «Титаника». Многим наяву мерещились ужасные картины, которые, как потом стало понятным, описывали в деталях гибель лайнера и людей. Задолго до случившегося пресса получала предупреждения о крушении «Титаника» и от известных парапсихологов: англичанина У. де Керлоу, француза В.Н. Терви, немца Х. Кримана. Но ни пресса, ни другие инстанции не вняли никаким предостерижениям.

В Нью-Йорке припомнили, что одно из городских издательств еще в 1898 году напечатало роман Моргана Робертсона «Гибель «Титана», где рассказывалось, как только что построенное самое большое в мире судно «Титан» (корабль длиной 240 м, скоростью 25 узлов, 3 000 пассажиров – почти точный «Титаник»!) в тумане напоролся на айсберг.

Что это – предчувствие за четырнадцать лет? Или предостережение писателя-моряка: «Количество шлюпок соответствовало правилам, но никто не учел, что никогда еще ни один лайнер не возил 3 000 пассажиров. Так что шлюпок не хватило на всех». Невероятно, но о шлюпках рассказывал и другой писатель – и так-же задолго до постройки «Титаника». 1889 год — в «Пэлл-Мэлл газетт» появилась взволнованная статья молодого автора – Уильяма Стеда. Он писал о том, что кораблестроители должны принимать все меры предосторожности и особо заботиться о достаточном количестве шлюпок.

Морская тема прошла через всю жизнь Стеда. Он и прославился как поборник безопасности и писатель-маринист. Удивительно, что в 1892 году Стед опубликовал рассказ о том, как огромный пароход сталкивается с айсбергом в Атлантическом океане. И лишь один человек спасается, его подбирает судно «Маджестик». Феномен рассказа еще и в том, что этот корабль реальный. Он принадлежал компании «Уайт Стар лайн», которая ровно через 20 лет и построит трагический «Титаник». К тому же капитаном на реальном «Маджестике» в 1892 году ходил Эдвард Смит. И именно он стал первым и последним капитаном погибшего «Титаника». Но самое поразительное, что через 20 лет сам Стед оказался на злополучном судне. В качестве пассажира он отплыл в Америку на конференцию по проблемам мира и погиб. Воистину неразрывная связь. Но может, это невероятно острое предчувствие, прошедшее через всю жизнь Стеда?

Крушение «Титаника» и по сей день будоражит умы. Потомки тех, кто плыл в том рейсе, до сих объединены в своеобразном клубе. Они общаются и помогают друг другу, будто родственники. Их породнила катастрофа, после которой многие потеряли близких, но приобрели новых верных друзей. История «Титаника» до сих пор продолжается в книгах, спектаклях, фильмах, факты гибели «Титаника» исследуются в научных работах, создавая множество версий. Конечно, все сокрушаются, отчего никто не обратил внимания на массовые предупреждения о возможном крушении. Основной вопрос: кто виноват? – находит множество ответов. Одни полагают, что виноваты синоптики, которые не предупредили о возможности появления айсберга, другие считают, что виновен капитан, который почему-то отклонился от ранее намеченного курса и тем самым оказался в зоне возможных айсбергов. Конечно, все сходятся на том, что виноваты проектировщики корабля, не снабдившие его достаточным количеством спасательных шлюпок.

Однако в последнее время стала известна и еще одна версия. Оказывается, компания «Уайт Стар лайн» построила два корабля типа «Титаник». Но денег не хватило. И тогда, по уверению исследователей, застраховав «Титаник», судовладельцы пустили его в заранее гибельное плавание. Они решили получить страховку, чтобы заплатить за второй корабль. Версия чудовищная по своей бесчеловечности… Но тогда становится понятно, почему было всего 20 шлюпок – только для команды. Люди должны были погибнуть – свидетели не нужны.

Становится ясным и изменение курса, которое осуществил капитан лайнера, войдя в заведомо опасные воды, кишащие айсбергами. Компания даже запрашивала морские ведомства различных стран, ожидаются ли в тех водах другие корабли. И получила ответ: никого не будет. И только чудом там оказался корабль-спаситель.

История «Титаника» продолжилась и дальше. 1992 год — (спустя 80 лет после гибели!) на сейнере норвежских рыбаков в море сломался двигатель. Корабль лег в дрейф, начав починку. Но тут случилось невероятное. Моряки увидели неизвестно откуда появившийся огромный корабль. Он тонул. Люди метались по палубам, спрыгивали в воду, моля о помощи. Крики были ужасные, но еще больший ужас закрался в души норвежцев, когда они разглядели название корабля: «Титаник». Моряки послали SOS, ведь сами они из-за поломки не могли помочь тонущим. Через пару часов в район бедствия прибыл военный корабль ВВС США. Норвежцы видели, как американцы спасли около десяти человек, прежде чем «Титаник» вновь погрузился в воду. Но больше они ничего не узнали, ВВС хранили молчание. Но факты просочились в прессу. Вот отрывок из статьи морского эксперта Ф. Старнеса:

«Могу только подтвердить, что 14 декабря 1992 года «Титаник» возник на поверхности, а на его борту были живые люди».
Что это – перемещение во времени или неослабевающая вера людей в то, что кроме 705 выживших счастливчиков должен же был и еще хоть кто-то спасти?! Важно другое: мир до сих пор не может смириться с давней трагедией, пережить ее и шагнуть дальше – вот и возникают реминисценции. Но почему трагедия «Титаника» оказалась столь определяющей? Да потому, что крушение Титаника – это гибель целой эпохи, которую называли «белль эпок», то есть прекрасной эпохой – с ее старинным бытом, мебелью a la antic, дамами в длинных платьях, неспешными моционами по прелестным палубам; это резкий слом спокойного, «позолоченного» XIX столетия на «ревущий», «железный» ХХ век.

Кровавая волна войн и диктаторских режимов надвигалась на планету. Люди предчувствовали ее, но, как и в случае с «Титаником», не предотвратили. Корабль мечты погрузился на дно океана, как и надежды человечества. «Титаник» оказался предчувствием грядущего ужаса. Но ведь ХХ столетие кончилось! Или его несчастья потянулись шлейфом в век следующий?..

 

 


 

Елена Коровина

ред. shtorm777.ru