Конец света, предсказания пророков

О конце света в предсказаниях пророков

Пророк Иеремия

Иеремия, вероятно, родился в 645 г. до н. э. – умер в начале 6 в. до н. э. Еврейский пророк появился на свет в левитском городе Анатоте в семи километрах от Иерусалима. Пророческая деятельность Иеремии пришлас на самый бурный период истории Иудейского царства. Иеремия предсказал судьбы окружающих Израиль государств, предвещал гибель язычества и идолопоклонства и обращение всех народов к единому Богу. Уже в ранних проповедях Иеремия беспощадно обличает евреев за отступление от Завета, призывая их сосредоточить все усилия на нравственном совершенствовании, на осуществлении социальной справедливости и истинного правосудия. Он предрекает Иудее долю, постигшую Израильское царство, – полное разрушение «народом, который явится с севера».
В книге Иеремии также содержится информация о трубном звуке, и у него упоминается «знамя» – свечение атмосферы и интенсивные полярные сияния, сопровождающие этот катаклизм: «И было ко мне слово Господне… Беда за бедою; вся земля опустошается, внезапно разорены шатры мои, мгновенно – палатки мои. Долго ли мне видеть знамя, слушать звук трубы… Смотрю на землю – и вот она разорена и пуста, – на небеса, и нет на них света. Смотрю на горы – и вот они дрожат, и все холмы колеблются. Смотрю – и вот, нет человека, и все птицы небесные разлетелись. Смотрю – и вот, Кармил – пустыня, и все города его разрушены от лица Господа, от ярости гнева Его. Ибо так сказал Господь: вся земля будет опустошена, но совершенного истребления не сделаю» (Иер. 1:4, 4:20–27). После, согласно Иеремии, начнется война.
О всемирном потопе: «Так говорит Господь: вот, поднимаются воды с севера и сделаются наводняющим потоком, и потопят землю и все, что наполняет ее, город и живущих в нем; тогда возопиют люди, и зарыдают все обитатели страны» (Иер. 47:2).

Пророк Гесиод

Гесиод (VIII‑VII вв. до н. э.) в поэме «Труды и дни» рассказывал о 4-х поколениях людей: золотом, серебряном, медном и расе полубогов, которые существовали в давние времена и которые исчезли в результате природных катаклизмов и войн. Наша «железная» цивилизация тоже должна погибнуть, согласно Гесиоду, от беды, которая придет с неба, голода и чумы:
Землю теперь населяют железные люди. Не будет
Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,
И от несчастий, Заботы тяжелые боги дадут им.
Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.
Зевс поколенье людей говорящих погубит и это
После того, как на свет они станут рождаться седыми.
Дети – с отцами, с детьми – их отцы сговориться не смогут.
Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю – хозяин.
Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда‑то.
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;
Будут их яро и зло поносить нечестивые дети
Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет
Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.
Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.
И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,
Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею
Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.
Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые
Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся.
Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно
Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным.
Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,
Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,
Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды
Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет…
Беды великие сводит им с неба владыка Кронион, —
Голод совместно с чумой. Исчезают со света народы…

Пророк Ездра

В православной традиции Ездра (середина V столетия до н. э.) реформатор иудаизма. Из рода цадокитов – первосвященников Иерусалимского храма. В «Откровении» Ездры (апокриф) рассказывается о том, что бедствия для всех людей начнутся с разрушительного тектонического катаклизма: «И сказал Бог: «Прежде сотворю Я землетрясение, так что погибнут звери и люди. Когда же увидите вы, как брат предаст смерти брата, дети восстанут на родителей, а жена оставит собственного мужа, когда народы пойдут друг на друга войной – тогда вы поймете, что конец близок. Тогда уже ни брат не будет знать жалости к брату, ни муж к жене, ни дети к родителям, ни близкие к близким, ни раб к хозяину».
Ездра в подробностях описал бедствия, которые обрушатся на жителей Вавилона и страны Ближнего Востока: «Горе тебе, Вавилон и Асия (Азия), горе тебе, Египет и Сирия!

Препояшьтесь вретищем и власяницами, оплакивайте сыновей ваших, и болезнуйте, потому что приблизилась ваша погибель.
Содрогнулась земля и основания ее, море волнуется со дна, и волны его возмущаются и рыбы его от лица Господа и от величия силы Его. Ибо сильна Его десница, напрягающая лук, остры Его стрелы, пускаемые Им, не ослабеют, когда будут посылаемы до концов земли.

Вот, посылаются бедствия, и не возвратятся, доколе не придут на землю. Возгорается огонь, и не угаснет, доколе не попалит основания земли. Как стрела, пущенная сильным стрелком, не возвращается, так не возвратятся бедствия, которые будут посланы на землю. Горе мне, горе мне! Кто избавит меня в те дни? Начнутся болезни, – и многие восстенают; начнется голод, – и многие будут гибнуть; начнутся войны, – и начальствующими овладеет страх; начнутся бедствия, – и все вострепещут. Что мне делать тогда, когда придут бедствия? Вот, голод и язва, и скорбь и теснота посланы как бичи для исправления: но при всем этом люди не обратятся от беззаконий своих, и о бичах не всегда будут помнить.

Вот, на земле будет дешевизна во всем, и подумают, что настал мир; но тогда‑то и постигнут землю бедствия – меч, голод и великое смятение. От голода погибнут очень многие жители земли, а прочие, которые перенесут голод, падут от меча. И трупы, как навоз, будут выбрасываемы, и некому будет оплакивать их, ибо земля опустеет, и города ее будут разрушены. Не останется никого, кто возделывал бы землю и сеял на ней. Дерева дадут плоды, и кто будет собирать их? Виноград созреет, и кто будет топтать его? Ибо повсюду будет великое запустение. Трудно будет человеку увидеть человека, или услышать голос его, ибо из жителей города останется не более десяти, и из поселян – человека два, которые скроются в густых рощах и расселинах скал.

Как в масличном саду остаются иногда на деревах три или четыре маслины, или в винограднике обобранном недосмотрят несколько гроздей те, которые внимательно обирают виноград: так в те дни останутся трое или четверо при обыске домов их с мечом. Земля останется в запустении, поля ее заглохнут, дороги ее, и все тропинки ее зарастут терном, потому что некому будет ходить по ним. Плакать будут девицы, не имея женихов; плакать будут жены, не имея мужей; плакать будут дочери их, не имея помощи. Женихов их убьют на войне, и мужья их погибнут от голода. Слушайте это, и вразумляйтесь, рабы Господни!» (Езд. 16:1,2, 12–36).

Пророк Ездра предупредил своих соплеменников о надвигающемся разорении: «Вот, приближаются бедствия, и не замедлят… и люди того времени восстенают; боли охватят их. Слушай слово, народ мой: готовьтесь на брань, и среди бедствий будьте как пришельцы земли. Продающий пусть будет, как собирающийся в бегство, и покупающий – как готовящийся на погибель; торгующий – как не ожидающий никакой прибыли, и строящий дом – как не надеющийся жить в нем. Сеятель пусть думает, что не пожнет, и виноградарь, что не соберет винограда; вступающий в брак, – что не будут рождать детей, и не вступающие, – как вдовцы. Посему все трудящиеся без пользы трудятся, ибо плодами трудов их воспользуются чужеземцы, и имущество их расхитят, домы их разрушат и сыновей их поработят, потому что в плену и в голоде они рождают детей своих» (Езд. 16:38, 40–47).


Пророчество о звезде

В Книге Ездра неоднократно упоминает «страшную звезду», которая принесет во множестве бедствия грешному человечеству: потоп, бури, разрушения и в следствии голод, болезни, войны: «Говори вслух народа Моего слова пророчества, которые вложу Я в уста твои, говорит Господь; и сделай, чтобы они написаны были на хартии, потому что они верны и истинны.
Вот, Я наведу, говорит Господь, на круг земной бедствия: меч и голод, и смерть и пагубу за то, что нечестие людей осквернило всю землю, и пагубные дела их переполнились…

Восплачет Египет и основания его, пораженные казнью и мщением, которое наведет на него Бог. Восплачут земледельцы, возделывающие землю, потому что оскудеют у них семена от ржавчины и от града и от страшной звезды.
Горе веку и тем, которые живут в нем, ибо приблизился меч и истребление их, и восстанет народ на народ для войны, и мечи в руках их. Люди сделаются непостоянными и одни других одолевая, вознерадят о царе своем, и начальники – о ходе дел своих в пределах своей власти.
Пожелает человек идти в город, и не возможет, ибо, по причине их гордости, города возмутятся, дома будут разорены, на людей нападет страх.
Не сжалится человек над ближним своим, предавая дома их на разорение оружием, расхищая имущество их по причине голода и многих бед» (Езд. 1,2, 5,6, 12–19).

Вот, облака от востока и от севера до юга, и вид их весьма грозен, исполнен свирепости и бури. Они столкнутся между собою, и свергнут много звезд на землю и звезду их; и будет кровь от меча до чрева, и помет человеческий – до седла верблюда; страх и трепет великий будет на земле.
Ужаснутся все, которые увидят эту свирепость, и вострепещут. После того много раз будут подниматься бури от юга и севера и частью от запада, и ветры сильные поднимутся от востока и откроют его и облако, которое Я подвигнул во гневе; а звезда, назначенная для устрашения при восточном и западном ветре, повредится. И поднимутся облака, великие и сильные, полные свирепости, и звезда, чтобы устрашить всю землю и жителей ее; и прольют на всякое место, высокое и возвышенное, страшную звезду, огонь и град, мечи летающие и многие воды, чтобы наполнить все поля и все источники множеством вод. И затопят город, и стены, и горы, и холмы, и дерева в лесах, и траву в лугах, и хлебные растения их; и пройдут безостановочно до Вавилона и сокрушат его; соберутся к нему и окружат его; прольют звезду и ярость на него. И поднимется пыль и дым до самого неба, и все кругом будут оплакивать его, а те, которые останутся подвластными ему, будут служить тем, которые навели страх» (Езд. 2: 34–45).

Махабхарата

В древне индийском эпосе Махабхарате, в книге «Мокша Дхарма» («Основа освобождения»), мудрец Щуки так описывает конец света, которая наступит в начале следующей юги (эпохи): «Я расскажу о поглощении, происходящем по завершении дня (Ману), в начале юги… Солнце и семиязычное пламя (может быть, нейтронная звезда) полыхает на небе, и Вселенная наполняется жаром – мир пламенеет. Подвижные и неподвижные существа, наполняющие землю, войдут в состояние землистости, предварительно распавшись. И когда все подвижное и неподвижное распадется, явится земля без травы, без деревьев, как спина черепахи. Когда же вода примет свойство земли – запах, тогда возникнут бурлящие, всюду проникающие воды, они пребывают в движенье, Вселенную эту наполнив. Когда же свойство воды свет в себя впитает, тогда, лишившись своего качества, вода успокаивается в свете. Когда же языки пламени скроют солнце, стоящее среди неба, тогда небо, преисполнясь этим огнем, запылает. А когда свойство света, образ, впитает ветер, тогда поднимется великий ветер, огонь же утихнет. Безликое, лишенное запаха, вкуса, касанья, весь мир наполняя гулом, звучное пребудет пространство».
В диалоге Джанаки и Яджнявалкьи (Махабхарата, XII, 298 – XII, 306) упомянуто о втором «непроявленном» Солнце, которое вызовет потоп и сожжет все живое на Земле:

«1. Выслушай же от меня и о поглощении миров.
2. Как поглощает существа, вновь и вновь <их> произрождая, Безначальный и бесконечный Брахма, вечный и неразрушимый.
3. Вот, заметив, что день кончается, и <погрузив> ум в ночной сон, Господин «Непроявленный» побуждает «эготичного» мужа.
4. Тогда побуждаемое «Непроявленным» стотысячелучное Солнце, разделившись на 12 частей, пылает, подобно огню.
5. Быстро сжигая пламенем 4 вида живых существ: рождающихся живыми, из яйца, из пота и из ростка, о царь!
6. Все это, неподвижное и движущееся, уничтожается как по мановению, и земля от начала до конца становится голой, как спина черепахи.
7. Тогда это Солнце, бесконечно могучее, спалив без остатка весь мир, мгновенно и до конца наполняет его стремительной водой».
В тексте Махабхараты (Мхб. 3.186) сказано, что на исходе последней юги 7 солнц высушат моря и огненные потоки с неба сожгут все живое; огонь пожрет вселенную, после ливень зальет ее потопом.

Авеста

Древние тексты предсказаний о конце света есть в Авесте – священной книге древнеиранской религии (зороастризм). Бог – творец Ахурамазда определил срок существования Вселенной в 12 тыс. лет. Первые 3 тыс. лет после сотворения духовного мира и света прошли для нашей планеты благополучно. Но затем явился злой дух Ангро – Манью, который сотворил змея Ами. Дьявол ворвался в наш мир вместе с созданным им чудовищем и убил первого человека Гайомарта, но он оставил свое семя, из которого снова возродились люди. Борьба добра и зла, по «Авесте», должна закончиться катастрофой. Над миром будет властвовать дракон Ажи – Дахака, и настанет чудовищно холодная зима, а затем после того как Земля погибнет и очистится в огне (причем грешников в течение последних трех дней будут пытать расплавленной бронзой, которая прольется с неба), мир вновь возродится и обретет незыблемое начало и порядок.
Великий Спаситель придет тогда, когда над планетой воссияет Свет двух Солнц. К небу будут приходить люди с Неба на сверкающих облаках.

Бундахишн

Согласно верованию зороастрийцев, перед концом света на Земле появится ужасный Змей, чтобы наказать людей, погрязших в грехах: «И Гочихар, змей небесной сферы, падет из пределов Луны на землю, и земля будет страдать от боли подобно овце, когда волк сдирает с нее шкуру.
Затем Бог Огня и Бог Айрияман (Ахриман) расплавят металлы в холмах и горах, и они потекут по земле подобно рекам. И они побудят всех людей пройти через этот расплавленный металл, и это сделает их чистыми. И тому, кто спасен, это покажется подобным прогулке через теплое молоко, но тот, кто осужден, ощутит его именно как расплавленный металл».

Эдда

В древней рукописи – «Старшая Эдда», в песне «Прорицание вельвы» (колдуньи), «Младшей Эдде» пишется о мировом пожаре, потопе и мраке, который будет сопровождаться «тремя зимами без лета». Конец Света (Рагнарек) наступит, когда зло проникнет в наш мир. Волк Фенрир проглотит Солнце, и начнется разгул стихий. В результате схватки между Волком и богом Одином, а также между мировым змеем Ермунгандом, что в переводе означает «Великанский посох», и богом Тором наступит конец мира, который будет возвещен трубными звуками рога Гьяллархорна (ядра Земли). Перед концом мира будет 3-х летнее владычество брани и убийств; брат поднимется на брата, отец на сына и сын на отца; жадность овладеет душами людей, правда исчезнет, и семейные узы рушатся. После настанет зима, подуют суровые ветры, наступит нестерпимый холод, и солнце будет светить тускло. К всеобщему ужасу, Волк проглотит Солнце, схватит Месяц и нанесет ему страшный вред; звезды сорвутся с небесного свода и падут на землю, загорится всемирная ясень, дрогнут горы и Земля, деревья будут вырваны вместе с корнями, скалы рухнут, море затопит сушу. Фенрир раскроет свою огромную пасть так широко, что верхняя челюсть коснется неба, а нижняя земли. Из его глаз и ноздрей пышет пламя. Гигантская змея выплюнет яд, воздух и море загорятся, и с треском рухнет высокое небо. Злые силы во главе с грозным Суртом (черный, огненный великан), который вооружен грозным оружием, сверкающим светлее самого Солнца, совместно со злобными сыновьями Муспелля ополчатся против светлых богов, и вселенная гибнет в великом пожаре.

Младшая Эдда

В «Младшей Эдде» («Видение Гюльвы») пишется, что конец света наступит от пламени черного Сурта, живущего в стране Муспелль: «И сказал Равновысокий: «За многие века до создания земли уже был сделан Нифльхейм. В середине его есть поток, что зовется Кипящий Котел, и вытекают из него реки: Свель, Гуннтра, Фьерм, Фимбультуль, Слил и Хрид, Сюльг и Ульг, Вид, Лейфт. А река Гьелль течет у самых врат Хель». Тогда сказал Третий: «Всего раньше была страна на юге, имя ей Муспелль. Это светлая и жаркая страна, все в ней горит и пылает. И нет туда доступа тем, кто там не живет и не ведет оттуда свой род. Суртом называют того, кто сидит на краю Муспелля и его защищает. В руке у него пылающий меч, и когда настанет конец мира, он пойдет войною на богов и всех их победит и сожжет в пламени весь мир».
Нифльхейм – переводится – «темный мир». Этот топоним можно интерпретировать как внутреннее ядро Земли.
Муспелль – страна огня (также – Муспелльсхейм). В одном древнем верхненемецком произведении X столетия это слово значит «конец мира, Страшный суд».

Берос

Халдейский жрец и астролог Берос (III век до н. э.) считал, что последний цикл времени существования человечества продлится 25 872 года. Берос описывает подробности космической катастрофы, вызванной Сатаной, и ее воздействие на прецессию земной оси. Он живописует земную жизнь и объятый пламенем край земного диска в момент «парада планет», которые выстроятся в один ряд в июле. Катастрофа будет сопровождаться пожарами, опустошительным наводнением, которое начнется в октябре, когда, по его расчетам, все планеты сойдутся в созвездии Козерога: «Я, Берос, утверждаю, что все земное будет поглощено огнем, когда пять планет соберутся под знаком Рака, выстроившись в ряд так, что через них пройдет прямая линия».
«Бедствия произойдут, тогда земля потрясется, горы рухнут и будут рассеяны в пыль… когда услышите звук трубы, земля и горы поднимутся вверх от одного удара, а затем в тот день все сбудется. И небо должно быть разделено, ибо оно в тот день будет очень хрупким…»

Пророчества Еноха

Енох – ветхозаветный патриарх допотопных времен, прадед Ноя. Его почитают как основателя письменности. Он был первым человеком, которого Бог взял на Небо. Согласно пророчествам, он возвратиться на Землю во времена антихриста. Его книги, содержащие повествование о путешествии Еноха на небо, его видениях и пророчествах, считаются апокрифом (греч. apokryphos – тайный, сокровенный) – тексты иудейской и раннехристианской литературы, которые не вошли в библейский канон.
В Книге Еноха неоднократно упоминается о будущих тектонических катаклизмах, которые предстоит пережить человечеству: «…и от них (ангелов) я слышал все, и уразумел, что видел, но не для этого рода, а для родов отдаленных, которые явятся.
Об избранных говорил я и об них беседовал со Святым и Великим, с Богом мира, который выйдет из своего жилища.
И оттуда он придет на гору Синай, и явится со своими воинствами, и в силе своего могущества явится с неба.
И все устрашатся, и все стражи содрогнутся, и великий страх и трепет обоймет их до пределов земли.
Поколеблются возвышенные горы, и высокие холмы опустятся, и растают, как сотовый мед от пламени.
Земля погрузится, и все, что на земле, погибнет, и совершится суд над всем и над всеми праведными (Енох 1: 2–7).
И в те дни горы будут скакать, как овцы, и холмы будут скакать, как агнцы, насытившиеся молоком; и все они сделаются ангелами на небе (Енох 8: 42).
Возможно, в книге пророка указывается причина будущего тектонического катаклизма, вызванного смещением («колебанием») внутреннего железоникелевого ядра Земли («огненной металлической лавой»): «И я видел ту бездну, в которой было великое колебание и волнение вод… все это случилось из‑за той огненной металлической лавы и от колебания, которое их (воды) колебало. В том месте явился серный запах, и он соединился с теми водами; и та бездна ангелов, которые прельстили людей, разгоралась все далее под той землею.
И через бездны этой самой земли проходят реки огня – именно там, где осуждены пребывать те ангелы, которые соблазнили живущих на тверди (Енох 11: 21–23).
В Книге Еноха так описываются изменения в движении небесных светил, которые должны произойти перед наступлением Конца Света: «Годы станут короче, а луна изменит свое движение и не появится в назначенный час… И в те дни Солнце взойдет вечером, и его великая колесница будет двигаться на запад, навлекая бедствия, и оно будет светить более ярко, чем положено. И многие главные звезды изменят свой путь, а также свои орбиты и направления, и не появятся в назначенное для них время года». А затем Енох увидел знамение: «…небо содрогнулось, и наклонилось, и упало на землю. И когда оно упало на землю, я увидел, как земля разверзлась огромной пропастью, и горы громоздились на горы, и холмы обрушивались на холмы, и высокие деревья вырывались с корнем и валились в эту пропасть».

Пророк Исайя

Исайя (ок. 765–685 г. до н. э.) – великий библейский пророк, родившийся в Иерусалиме около 765 года до н. э. Ревностный поборник религии Яхве и обличитель идолопоклонства. Пророк Исайя, за 2 500 лет до этого события предсказал ужасный тектонический катаклизм: «Все вы, населяющие вселенную и живущие на земле! Смотрите, когда знамя поднимется на горах (свечение атмосферы и полярные сияния в южных широтах. – Примечание В. С.), когда загремит труба, слушайте! Вот Господь опустошает землю и делает ее бесплодной, изменяет вид ее и рассеивает живущих на ней… Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышающиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет… Разрушен опустевший город… В городе осталось опустение, и ворота развалились. А посреди земли, между народами, будет то же, что бывает при обивании маслин, при обивании винограда, когда кончена уборка… Ужас и ямы и петля для тебя, житель земли! Тогда побеждавший от крика ужаса упадет в яму; и кто выйдет из ямы, попадет в петлю; ибо окна с небесной высоты растворятся, и основания Земли потрясутся. Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена. Шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет и больше не встанет… И покраснеет луна, и устыдится солнце…» (Исайя 18:3, 24:1–20, 23).
«Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающей яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. Я накажу мир за зло, и нечестивых за беззаконие их и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи дороже золота Офирского. Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его» (Исайя 13.9–13).
«Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! Да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и все рождающееся в ней! Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание. И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их. И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы. Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию. Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома. И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьется земля их кровью, и прах их утучнеет от тука. Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней…» (Исайя 34, 1–10).

Пророк Софония

Софония – библейский пророк, один из 12-ти Малых пророков. Возможно, он был потомок в четвертом поколении царя Хизкияху и дальним родственником царя Иошияху (640–609 гг. до н. э.). Информация о личности, жизни и деятельности пророка Софонии в исторической пророческой письменности Ветхого Завета не сохранилась.
Книга Пророка Софонии содержит многочисленные сведения о бедствиях, которые обрушатся на Землю, при этом упоминается трубный звук – предвестник приближающейся катастрофы: «Все истреблю с лица земли, – говорит Господь: Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских… И будет в тот день, говорит Господь, вопль у ворот рыбных и рыдания у других ворот и великое разрушение на холмах… Близок великий день Господа, близок – и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня. Горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы. День трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен. И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их – как помет. Ни серебро, ни золото не сможет спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли» (Софония 1:1, 14–18).

Пророк Амос

Амос – библейский пророк, пастух. Рожден под Вифлеемом, около 850 г. до н. э. Пророк, в предсказаниях о грядущих событиях, описывает в своей книге огонь с неба, смещение оси вращения Земли и потоп от приливных волн: «Такое видение открыл Господь Бог: вот произвел для суда огонь, и он пожрал великую пучину, пожрал и часть земли… И опустошены будут жертвенные высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы, и восстанут, с мечом против дома Иеровоамова… Песни чертога в тот день обратятся в рыдания, говорит Господь Бог; много будет трупов, на всяком месте будут бросать их молча… Не поколеблется ли от этого земля, и не восплачет ли каждый, живущий на ней? Взволнуется вся она, как река, и будет подниматься и опускаться, как река Египетская. И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня… Ибо Господь Бог Саваоф коснется земли, – и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимется вся она как река, и опустится как река Египетская. Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле, призывая воды морские, и изливает их по лицу земли… От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: «не постигнет нас и не придет к нам бедствие!» (Кн. Амоса 7:4, 8:3,9, 9:5–7,10).

 


 

Виталий Симонов

ред. shtorm777.ru