Семь чудес света

Семь чудес света: Колосс Родосский

Слова «колосс», «колоссальный» прочно вошло в русский язык его используют для обозначения чего-либо очень большого, гигантского. Но мы как правило не задумываемся о первоначальном их значении. Древние греки называли колоссами огромные статуи, в значительной степени превышавшие рост человека. Увидев гигантские статуи в Египте, они стали создавать их сами. Одной из первых соорудили статую бога Аполлона высотой 13 метров, в Амиклах. Но самой почитаемой в Греции была статуя бога Солнца Гелиоса на острове Родос, которая стала одним из чудес света.

Остров Родос в конце IV столетия до н. э. был одним из наиболее богатых и могущественных греческих государств. Главным источником благосостояния жителей острова была торговля. Будучи искусными мореходами, родосцы смело отправлялись по торговым делам в отдаленные края и страны. Они плавали в Африку, Сицилию и даже к северным берегам Черного моря.

Богатый и процветающий Родос не мог остаться незамеченным теми, кто жаждал власти. Тем более что после смерти Александра Македонского его полководцы начали борьбу за раздел державы. Каждый старался захватить более богатые земли. Селевк обосновался в Вавилонии, Птолемей – в Египте, Антигон – в Сирии и Передней Азии. А сын Антигона, Деметрий, ставший прославленным полководцем, обратил внимание на богатый Родос. Деметрий стал потребовать от жителей Родоса помощи в борьбе с Египтом. Однако те отказались, потому как с Египтом были налажены торговые отношения: именно там жители острова закупали большую часть хлеба.

Деметрий был возмущен отказом, им был направлен к острову флот, началась осада. Во время осады широко использовали стенобитные орудия и метательные машины. Под стенами Родоса впервые была применена гелепола.

Гелепола – осадная машина, которую изобрел афинский архитектор Эпимах. Она представляла из себя огромную башню 40 метров высотой и 15 метров шириной, которую обслуживало 3 400 человек. В нижней ее части был расположен таран для пробивания стен и ворот. А на верхних этажах размещались стрелки из лука и располагались метательные машины. Гелепола была обшита плотными листами железа, которые защищали воинов находившихся в ней. Из этого сооружения нападавшие были способны почти беспрепятственно вести обстрел города.

Гелепола наносила защитникам Родоса большой урон. Но родосцы продолжали обороняться ими даже предпринимались смелые вылазки, для уничтожения стенобитных машин. Ночами они восстанавливали разрушенные стены и снова занимали оборону. Египет и другие союзники оказывали им помощь, доставляя морем продовольствие и снаряжение. Осада Родоса длилась в течении года но успеха не принесла. Враги Деметрия, воспользовавшись тем, что он развязал войну на острове, начали нападать на захваченные им земли. И полководец в спешке заключить мир с родосцами, которые восприняли это как победу.

Согласно условиям договора они становились союзниками Деметрия, но отказывались от войны с Египтом. Осаду сняли, а гелепола досталась родосцам. В память о своей победе родосцы захотели создать гигантскую статую богу Гелиосу – покровителю острова.

По преданиям, бог Солнца Гелиос, не имея во всей Греции ни одного посвященного ему места, с согласия богов поднял из морской глубины остров Родос. Потому жители острова особенно почитали этого бога. Они чеканили его изображение на своих монетах и возводили в честь него храмы, в них устанавливали статуи Гелиоса. Но новая статуя бога-покровителя должна была превзойти все прежние красотой и величием. На народном собрании приняли решение продать полученные в результате победы осадные машины, а на вырученные деньги возвести новую бронзовую статую Гелиоса.


Бронзовые статуи создавали техникой литья. Само по себе возведение такой статуи требовало серьезных затрат и большого мастерства. Вначале копию будущей скульптуры лепили из глины. После на нее наносился слой воска. Толщина этого слоя соответствовала той, которую должна была составлять толщина бронзы. После этого поверх воскового слоя фигуру вновь покрывали глиной. Именно верхний слой и служил формой для будущей статуи: вверху оставляли отверстие для заливки металла и по сторонам – для выхода воздуха. Потом форму нагревали давая стечь воску. Для усиления прочности глиняную форму обжигали. И только после этого бронзу разливали в полученную форму. После остывания металла, глиняную форму разбивали, и получившуюся статую полировали специальными инструментами.

Считается, что статуи из металла греки стали отливать в VII столетии до н. э. Первые скульптуры были довольно примитивными, но с течением времени мастера совершенствовали технику литья. Одним из знаменитых греческих скульпторов был Мирон из Элевфер. Именно ему принадлежит статуя юноши – метателя диска «Дискобол». До нашего времени дошла ее мраморная копия. Не менее известны были работы мастера-самоучки Лисиппа из Сикиона. Он создавал из бронзы огромные статуи и целые скульптурные композиции.

Согласно книгам древних авторов, на счету Лисиппа – около 1500 разных статуй. Именно скульптурные портреты работы Лисиппа Александр Македонский ценил больше других. Лисипп отлил гигантскую статую Зевса (около 20 м. в высотой), которая была самой большой в Греции до того времени, пока его ученик Харес из родосского города Линда не создал гигантскую статую Гелиоса.

Работа над статуей продолжалась 12 лет. Весть о гигантской статуе быстро разнеслась по всему эллинистическому миру. Побывавшие на острове купцы рассказывали об огромной статуе высотой в 70 локтей (примерно 35 м). После создания статуи Гелиоса родосские мастера тоже начали делать гигантские статуи. Всего их на острове было около 100. Однако Колосса Родосского, созданного Харесом, никто не превзошел. Правда, простоял Колосс весьма недолго, около 60 лет. В 220 году до н. э. на острове было сильное землетрясение, причинившее множество разрушений и унесшее много жизней. Оно же сокрушило и Колосса: переломившись в коленях, он рухнул на землю.

Беда, обрушившаяся на остров Родос, не оставила равнодушными соседей. Многие из государств, связанные с ним тесными торговыми и дружескими отношениями, пришли на помощь. Богатые дары поступили из Сирии, Македонии, Сицилии, Вифинии. Правители многих стран на время освободили родосцев от уплаты пошлин. А египетский царь Птолемей прислал средства и опытных мастеров для восстановления Колосса. Однако все усилия и затраты были напрасны: поднять статую не смогли. Не получилось это сделать и в более позднее время. Обломки гигантской статуи были оставлены на том же месте и по-прежнему привлекали внимание гостей и путешественников, пораженных ее размерами.

В I столетии н. э. римский писатель Плиний Старший, посетив Родос, не скрывал своего восхищения. Он отмечал, что большинство людей не могут обхватить даже двумя руками большой палец руки бронзового Гелиоса. Обломки статуи пролежали на земле более тысячелетия, до 977 года, когда арабы, к тому времени занявшие Родос, продали их какому-то купцу, который, по сообщениям одной из хроник, нагрузил их на 900 верблюдов. С того времени следы Колосса теряются.

Несмотря на имеющиеся у древних авторов сведения, статуя Гелиоса по-прежнему таит в себе много загадок. Во-первых, неизвестны ни ее внешний вид, ни место, на котором она стояла. А во-вторых – непонятно, каким именно образом она создавалась. Ведь ясно, что отлить такую огромную статую целиком было попросту невозможным.

Все же ученые пытаются отыскать ответы на все эти вопросы. К примеру, удалось выяснить с большой долей вероятности, как выглядела статуя Гелиоса. Во время археологических раскопок был обнаружен фрагмент барельефа с изображением Гелиоса, относящийся ко II столетию до н. э. Ученые склонны предполагать, что оно списано со статуи Колосса Родосского. Следовательно, легендарная статуя изображала бога Солнца в виде юноши с венцом из лучей на голове. Правая рука божества приложена ко лбу, будто он вглядывается в даль, а левая придерживает спадающее до земли покрывало.

Эта несколько необычная для солнечного божества поза нашла свое объяснение у исследователей. Они считают, что скульптор не стал изображать Гелиоса с торжественно простертыми вперед или вверх руками, так как понимал, что без дополнительной поддержки руки просто обломились бы под собственной тяжестью. Покрывало, спадающее на землю за спиной статуи, выполняло роль своеобразной опоры, придающей ей дополнительную устойчивость.

Что до месторасположения, то исследователи исходили из того, что такая гигантская статуя требовала большого пространства вокруг. Причем она не должна была заслонять собой другие архитектурные сооружения. Потому наилучшим местом для нее была, как видно, гавань, откуда бронзовый гигант издали приветствовал всех мореплавателей.

Первоначально предположили, что Колосс Родосский был литой. Однако после это стало вызывать сомнения, так как отлить такую огромную скульптуру целиком при том уровне техники было попросту немыслимо. К тому же, даже если бы это удалось сделать, статуя была бы до такой степени тяжелой, что установить ее на выбранном месте было бы довольно проблематично.

Английский скульптор Мэрион попытался выяснить, как же создавалась статуя Гелиоса. Вначале он тщательно изучил все сведения о Колоссе Родосском из античных источников. Большая часть из них содержит только упоминания, но в некоторых есть и более подробные сведения. К примеру, Филон Византийский рассказывает, что для того что бы изготовить статую понадобилось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа, что в пересчете на привычную нам меру веса составляет 13 тонн бронзы и почти 8 тонн железа.

Основываясь на этих сведениях, Мэрион смог вычислить толщину бронзового листа, покрывавшего Колосса, и пришел к выводу, что он не был литым. При его создании использовали листы бронзы толщиной в 1,5 миллиметра.

Мэрион предположил, что на месте, выбранном для установки Колосса Родосского, были вкопаны три каменных столба, от которых отходили железные брусья. На брусья были нанизаны железные ободья. Эта конструкция являлась каркасом статуи, на котором и крепились бронзовые пластины. Выходит, скульптура монтировалась постепенно, снизу вверх, ярус за ярусом. Когда было надо вести работы на высоте, превышающей человеческий рост, вокруг статуи начали насыпать земляной холм, который скрывал уже созданные ярусы и давал возможность подниматься на необходимый для работы уровень.

На склонах холма сооружался настил из досок, и шло монтирование соответствующего яруса статуи. Сама статуя в это время находилась в земляной яме, облицованной досками, которые предохраняли уже готовую часть от насыпанной вокруг земли. Каменные столбы, железные прутья и ободья, служившие каркасом, также постепенно росли ввысь. К ним добирались по шатким мосткам. Работа была довольно опасной и трудоемкой. Рабочие рисковали сорваться и покалечиться о металлические прутья. Сложная была и задача у скульптора, которому приходилось собирать отдельные участки, как пазлы или кубики в детской головоломке.

Для того чтобы не перепутать и правильно состыковать фрагменты, Харес, возможно, вначале создал модель статуи в рост человека из гипса или глины. При помощи этой модели он, скорей всего, продемонстрировал родосцам свой замысел и ее же использовал во время создания Колосса Родосского. Все детали фрагмента переносились с глиняной модели на гипсовую поверхность в натуральную величину, а потом уже с гипсовой модели изготавливали деревянные шаблоны, по которым и чеканили бронзовые листы, добиваясь соответствия гипсовому слепку. Остывшую и отполированную бронзовую деталь поднимали и закрепляли в нужном месте на железном каркасе, потом заделывали швы.

После того как статуя Колосса Родосского была полностью смонтирована, земляной холм убрали, а помост, на котором она располагалась, облицевали мраморными плитами. Нет ничего необычного в том, что на изготовление Колосса ушло столько лет. В создании статуи принимали участие около 100 ремесленников разных специализаций и несколько сотен рабов. Даже в наши дни, при современном уровне техники, статую Гелиоса можно считать гигантской. Ведь по высоте она в три раза превосходит Медного всадника в Санкт-Петербурге. Неудивительно, что в древние времена ее причисляли к семи чудесам света.

 


 

Л.Антонова

ред. shtorm777.ru

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Blogger