Призраки в музее

Призраки в музее

О том, что ночами может происходить в музеях, сняли не один фильм: «Призрак Лувра», «Ночь в музее» и «Ночь в музее-2»… Конечно, их сюжеты — фантазии авторов. Но не только. Ночами в музеях в действительности происходят весьма странные вещи, которые нельзя объяснить с научной точки зрения и все же вполне реальные. И мы говорим не о популярных в последнее время ночных экскурсиях, а о таинственных явлениях и посетителях. Научные работники, дабы их не обвинили в мракобесии, подобного рода факты комментируют с неохотой, а то и вовсе отрицают. Но если удается разговорить старушек-смотрительниц, можно услыхать много любопытного. Пальму первенства по привидениям в музеях, впрочем, как по привидениям вообще, держат Великобритания и Чехия, точней, ее столица Прага. Вот несколько историй из жизни призраков.

Сотканное из света

Не так давно 30-ти летний журналист Би-би-си Крис Сэндис сфотографировал известного в XIX столетии иммунолога Эдварда Дженнера — английского врача, который прославился изобретением вакцины против оспы. Уже давно ходят нехорошие слухи о том, что в доме Дженнера, где он проживал с 1785 по 1823 год, живут призраки. И хоть сам журналист отнюдь не намеревался охотиться за мистическими сенсациями, встретиться с чем-то необъяснимым ему все же довелось.

Это произошло в одной из комнат музея в Беркли (графство Глостершир, Британия). Знаменитый доктор стоял в дверном проеме дома, откуда съехал в 1823 году. Пораженный Крис Сэндис говорил коллегам: «Это было причудливое создание, будто сотканное из света… Я убежден, что это явление не было вызвано солнечным светом или пылью в воздухе… Я слишком дорожу своей репутацией, чтобы создавать подделки…».

Нарушитель спокойствия

В странах бывшего СССР также хватает легенд о музейных призраках. Например, сотрудники квартиры-музея Максима Горького в Нижнем Новгороде на полном серьезе считают, что там живет призрак покойного писателя. Правда, его никто не видел, но ночью слышно, как кто-то ходит по лестницам. Порой предметы обстановки и книги сами собой перемещаются в другие места. В особенности часто это происходит с букетом полевых цветов, который писатель подарил своей жене, Екатерине Павловне Пешковой.

Ночные сторожа, перепуганные непонятным шумом, часто вызывали МЧС и ОМОН. Но спасательные службы были не в состоянии обезвредить невидимого нарушителя спокойствия.
Особо часто призрак безобразничает в дни различных торжественных мероприятий, которые проводят в честь пролетарского писателя. Нижегородский парапсихолог Эдуард Ермилов полагает, что в эти дни музей посещает множество людей, которые подпитывают призрак воспоминаниями о Максиме Горьком. Кроме этого, в музее много личных вещей писателя, которые хранят память о нем. Как отметил исследователь, не стоит бороться с полтергейстом, потому как при слишком пристальном интересе он может представлять опасность для людей. Лучше оставить все без изменений и смириться с появлениями сущности из потустороннего мира.

Призраки Эрмитажа

Поговаривают, что по количеству призраков на один квадратный метр первое место уверенно занимает петербургский Эрмитаж. В его темных коридорах можно повстречать Николая I — прямая осанка, золотые эполеты, пристальный взгляд. Призрак считают необщительным — по крайней мере, за все время своего существования он еще ни разу не пытался с кем-то заговорить.

Еще один призрак Эрмитажа — молодой симпатичный фантом в спецовке, который назвали пьяный водопроводчик. Как правило он появляется в три часа утра, подходит к водопроводной трубе и начинает безобразничать. Еще там есть забавные веселые старушки: они шастают по залам, громко топая, опуская и поднимая шторы и дергают ручки дверей. Порой устраивают представления — играют в «живые картины», оживляя старинные экспонаты. Больше всего они почему-то любят полотна Рубенса и Рембрандта.

Еще один представитель потустороннего мира в Эрмитаже — дневной призрак, правда, довольно безобидный: ходит по залам, приставая к иностранным туристам, на ломанном английском просит денег. Но чаще всего он просто спит в разных уголках музея и при этом громко храпит.

Наиболее экзотический призрак — «хранитель» — толстый старик, похожий на сатира. Ночами он бродит по музею, ворует картины и экспонаты, прячет их в потайных местах. Подчас его лицо появляется в виде маски на стенах: старый шутник развлекается тем, что передразнивает посетителей.

Много легенд связано и с залом искусства Древнего Египта. Известна история, когда одна из смотрительниц жаловалась другой: «Моя-то снова ночью ходила. Утром пришла, начала пыль вытирать, смотрю: крышка сдвинута. Значит, опять ночью гуляла». Речь шла об одной из статуй великой древнеегипетской богини Мут-Сохмет — львиноголовая богиня войны и палящего зноя. Раз в году, в полнолуние, на базальтовых коленях богини появляется красноватая лужица, похожая на кровь. К утру, незадолго до появления первых посетителей, она исчезает.


Легенды Останкино

Есть немало преданий и о музее-усадьбе в Останкино. 1558 год — владельцем этого села был знатный боярин Алексей Сытин. Когда он решил строить новые хоромы, явилась к нему сгорбленная старуха, три раза стукнула клюкой о порог боярского дома и пригрозила: «Не тревожь землицу, не распахивай. Она на останках древнего люда, потому и зовется Останкино». Боярин старуху не стал слушать, а спустя несколько дней по повелению Ивана Грозного был схвачен и казнен.

В XVIII столетии во владение имением вступил граф Николай Шереметьев — он и выстроил дворец, в котором сейчас находится музей. Но и ему Останкино счастья не принесло. После скоропостижной смерти его любимой, актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой (она умерла спустя три недели после рождения сына), в знаменитом крепостном театре графа началась череда самоубийств. Как правило актрисы топились в расположенных рядом Останкинских прудах. Говорят, их призраки и по сей день можно встретить в залах музея — они скользят по роскошному наборному паркету, словно исполняя какой-то затейливый танец.

Неспокойно и в находящемся неподалеку телецентре. Ночами охранники слышат там странные звуки, а сотрудники чаще, чем в других местах, жалуются на усталость и головную боль. А порой поздно вечером является зловещая старуха с клюкой, которая норовит прошмыгнуть мимо охраны. Рассказывают что, именно после ее визитов в Останкино случились невероятные происшествия — пожар и штурм телецентра.

А вот в музее изобретателя радио Александра Попова призраки давно умерших людей просто охраняют свое земное жилье. Там обитает дух сестры ученого Марии Левицкой, которая была замужем за священником и скончалась в возрасте 20 лет. Призрак шуршит шелковым платьем, перекладывает с места на место предметы, играет с детским заводным танком, пульт от которого находится в запертом шкафу. Порой, если резко оглянуться, ее даже возможно увидеть: Мария приветственно взмахивает рукой и исчезает.

Видение Дамы в белом платье

Есть на территории Киево-Печерской лавры музей театрального, музыкального и киноискусства, именуемый Театральным. В его залах смотрители и ночные сторожа частенько встречают призрак Дамы в белом платье. Кто она такая, доподлинно никто не может сказать, однако есть предположение, что это — актриса Линецкая, кружевное платье которой выставлено в одной из витрин. Даже те, кто никогда не встречался с призраком Белой дамы, чувствуют себя не совсем уютно, в особенности пребывая в зале в одиночестве.

Не меньший страх наводят на сотрудников и фонды музея — помещения, в которых хранятся не выставленные экспонаты. Это несколько комнат, находящихся в подвале здания бывшей лаврской больницы. В годы сталинских репрессий там были камеры пыток, и ночью оттуда доносятся стоны и крики. А в одной из комнат якобы была расстреляна целая семья. Хранители фонда не однократно испытывали леденящий душу и кровь ужас, который словно исходит от замкнутого пространства хранилища.

Дух Пушкина

Следующая история связана с музеем А.С.Пушкина, открытого в Гурзуфе, в 1989 году. В абсолютно пустом здании, еще некоторое время назад бывшем водолечебницей близлежащего санатория, в течение полутора месяцев была создана выставка, которая рассказывала о пребывании поэта в Крыму. И в начале июня, в день его рождения, музей торжественно открыли. А через короткое время ночные сторожа начали жаловаться на то, что ночами на втором этаже здания… кто-то ходит. При этом вышагивает довольно громко, причем сигнализация, которая должна реагировать на посторонних, не срабатывает. Больше того, на одном из рабочих столов были обнаружены липкие пятна от варенья и влажные следы от чашки чая. Все были в недоумении: кто мог пить чай в запертом на ночь и сданном на пульт охраны кабинете?

Несмотря на сугубо материалистическое воспитание сотрудников, версия о призраке возникла одной из первых. Дело в том, что за свою долгую историю дом принадлежал разным хозяевам. В свое время имением владели новороссийский губернатор герцог Арман де Ришелье (он и построил дом), князь Воронцов, киевский градоначальник Иван Фундуклей, железнодорожный магнат Губонин, как гласит легенда, мазавший свои сапоги черной икрой… Так что призраком мог быть кто угодно. Но все сошлись на том, что это наверняка был дух Пушкина. Тем более что на то есть прямое указание в его стихах, написанных после путешествия в Крым:

Так, если удаляться можно
Оттоль, где вечный свет горит,
Где счастье вечно, непреложно,
Мой дух к Юрзуфу прилетит…

Фантомные любители искусств

Петербургская Академия художеств — это не музей, но все же относящееся к искусству заведение. Она располагается в старом здании, построенном в XVIII столетии. И конечно, о нем имеется достаточно мистических преданий. Одно из них связано с преподавателем А.М.Козловским, известным скульптором, автором памятника Суворову и композиции «Самсон, разрывающий пасть льва». Скульптор умер в 1802 году, а похоронен был на Смоленском кладбище.

Согласно легенде, в ночи больших наводнений, когда вода попадает в подвалы Академии, можно слышать громкий стук в ее ворота, а затем крик: «Это я — Козловский, пришел со Смоленского кладбища, весь измок в могиле и обледенел. Отворяйте!» В 1930-х годах М. Козловского перезахоронили в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской лавре. Но его призрак продолжает приходить в Академию художеств, в особенности в ненастные ночи, — об этом до сих пор рассказывают ночные сторожа достопочтенного учреждения.

Восковые призраки

Однако самое большое количество аномальных явлений связано с музеями восковых фигур. Так, во время выставки этих изделий, привезенных из Санкт-Петербурга в один из городов России, охранники вдруг услышали стук каблуков княгини Голицыной, прототипа графини из пушкинской «Пиковой дамы». Вызвали даже экстрасенса, чтобы он избавил музей от потусторонних звуков. Но после недолгого разбирательства тот заявил, что ничего не может поделать с незримыми посещениями высокопоставленной гостьи.

Во время очередной выставки музея в Миассе (Челябинская область) директор местного краеведческого музея отчетливо слышал шаги на лестнице, хотя по ней в тот момент никто не спускался. А когда без постороннего вмешательства упала и разбилась фигура актрисы Марлен Дитрих, директор музея предположил, что, может быть, выставка не нравится бывшему хозяину дома, в котором размещен музей, — Егору Симонову, золотопромышленнику и меценату, почетному гражданину города Миасса.

 


 

Ю.Пернатьев

ред. shtorm777.ru