Гибель подлодки Курск

Гибель подлодки Курск, вся насквозь пропитана ложью

Атомная подводная лодка «Курск» потерпела аварию и затонула 12 августа 2000 г. в Баренцевом море. По официальной версии к гибели привел – взрыв торпеды в отсеке судна. Однако по сей день в этом деле остаются множество противоречий, такое количество деталей не стыкуется с утверждениями следственной комиссии, что возникает логичный вопрос: была ли официальная версия единственно верная?

Гибель Курска произошла во время учений в Баренцевом море. 12 августа атомная подводная лодка (АПЛ) засекла учебную цель. Капитан Лячин получил «добро» на атаку, после этого связь прервалась. Шум взрыва приняли на соседних судах за пуск торпед.

13 августа на командном пункте объявили «аврал». Эксперты указывали, что подводная лодка не выбросила аварийный буй – признак того, что беда обрушилась мгновенно.

14 августа командующий ВМФ доложил президенту об инциденте. Лишь по звукам со дна моря смогли установить, где находится АПЛ. Специалисты осмотрели лежащую на грунте подлодку при помощи спасательного аппарата «Колокол» и обнаружили большую рваную пробоину у торпедных аппаратов, а в корпусе – множество трещин и серьезные разломы.

Механизм спасательной катапульты заклинило. Но реакторы были заглушены. Пресс-служба ВМФ официально сообщила, что связь с субмариной установлена «методом перестука» и что «экипаж жив». Главком ВМФ Куроедов заявил, что в затопленной части есть жертвы, корпус АПЛ не поддастся подъему и единственное, что возможно сделать, – постараться спасти людей, хотя «надежд мало». 15 августа из штаба сообщили, что к 18 августа на подлодке закончится кислород.

16 августа спасательные работы продолжались, но безрезультатно. Связь с экипажем лодки по-прежнему поддерживалась. В море вышло госпитальное судно «Свирь», круглые сутки дежурили самолеты и вертолеты санитарной авиации. Наладить подачу кислорода на борт не смогли. Свою помощь предложила подлодка британской подводной спасательной службы. Тогда же российский президент выступил с официальным заявлением. К 16.00 стало известно, что отзываться на сигналы извне подводники перестали еще ночью…


На следующий день Норвегией были направлены 12 водолазов-глубоководников для участия в спасательных работах. Представители штаба говорили, что экипаж экономит кислород и ограничивает себя в движениях. На флагмане прошло закрытое совещание членов правительственной комиссии. Россия согласилась на предложение НАТО оказать содействие в спасении экипажа.

20 августа норвежцы спустились к спасательному шлюзу и отвернули вентиль. 21 августа был открыт внешний люк. А в 17.00 штаб флота официально сообщил, что экипаж «Курска» погиб. Военная прокуратура Северного флота подняла вопрос о возбуждении уголовного дела по факту аварии.

Что же на самом деле произошло с «Курском»? Столкновение с иностранной подводной лодкой, вызвавшее удар о дно и взрыв боекомплекта, – одно из наиболее правдоподобных объяснений гибели Курска. На субмарине проводили испытания «толстой» торпеды, но специальный стеллаж создать не успели. На борту присутствовали представители НИИ, которые использовали стеллажи от других торпед. Потому «толстушка» была недостаточно надежно закреплена и могла сдетонировать при ударе, который произошел в результате попытки предотвратить столкновение с другой лодкой.

На таран показывают вмятины по центру корпуса с правого борта в помещениях 2 и 1-го отсеков. Известно, что в районе учений находились две субмарины американцев и одна британская. Гидроакустики других кораблей «видели» иностранную подводную лодку в месте аварии, а радиоперехват показал, что американская подлодка экстренно запросила разрешение зайти в норвежский порт – для ремонта.

И.Клебанов, глава правительственной комиссии, расследующей причины катастрофы, заявил, что столкновение имело место. Но официальный представитель Пентагона отказался комментировать факт присутствия в районе учений подводных лодок ВМС США. Сразу же после аварии произошел разговор по «красной линии» между Путиным и Клинтоном, состоялись конфиденциальные переговоры американского президента с директором ЦРУ. Официального же заявления о непричастности подлодок США и НАТО к гибели «Курска» так и не последовало.

Версию о причастности к аварии одного из сухогрузов признали несостоятельной, так как речные суда здесь не ходят, а более крупные «грузовики» работают по контрактам лишь на Черном море. Кроме этого, были обследованы все гражданские корабли. Никаких следов тарана ни у одного из них не обнаружили.

Не лишено основания утверждение, что подлодку отправил на дно тяжелый крейсер «Петр Великий», на борту которого есть секретная установка, которая оснащена девятитонными ракетами. Есть свидетельства, что ракета, выпущенная крейсером, упала в том районе, где был «Курск». Косвенным подтверждением этой мрачной версии могут служить утверждения специалистов о том, что с такими нестандартными и крайне серьезными повреждениями им еще не приходилось сталкиваться.

Одним из предположений комиссии, было засасывание старой мины в торпедный аппарат. Но автор этого предположения не учел одну деталь: диаметр торпедного аппарата подлодки составляет около 700 мм, а диаметр мины примерно 900 мм…

Любопытный материал для размышлений дают данные гидроакустиков: американские подводные лодки зафиксировали два подводных взрыва, при этом второй был мощней. Возможно, считают американские эксперты, торпеда взорвалась в пусковом аппарате, вызвав детонацию боезапаса. Эти же два взрыва зарегистрированы Норвежским институтом сейсмических исследований и сейсмологами других стран.

Координаты района подводных толчков, один из которых был аналогичен землетрясению в 3,5 балла, совпадают с местом гибели «Курска». Правда, норвежцы утверждают, что значительно мощней был первый взрыв. Записи субмарин американцев показывают, что интервал между взрывами – 136 сек., а через 240 сек. после первого последовал удар подлодки о грунт. Но из сейсмограммы станции следует, что интервал между импульсами – 180 сек., а других источников сейсмических колебаний не было. Таким образом, первый импульс мог быть вызван столкновением подводных лодок, а второй – детонацией торпед.

Вопреки уверению комиссии о том, что ВМФ сделал все от них зависящее для спасения экипажа Курска, британская команда спасателей обвинила российских военных в том, что они преднамеренно мешали проведению работ.

В Мурманске в скором времени после гибели Курска распространились нехорошие слухи о том, что работы военные вообще не проводили: не было специалистов, денег, оборудования. А все что сообщалось официально – не более чем фикция. Конечно, такие утверждения не соответствуют истине, но горькое зерно правды в них есть: поисково-спасательная служба Северного флота была ликвидирована в середине 1990-х годов в связи с нехваткой средств на содержание. А позвать с «гражданки» профессионалов-глубоководников командование то ли не сообразило, то ли не захотело.

Ложь о гибели Курска

Вся история гибели «Курска» насквозь пропитана ложью. Зачем на протяжении года на рейде прямо над субмариной стоял «Петр Великий»? Зачем понадобилось поднимать АПЛ? Ведь год назад провели погребение по морскому обряду, а родственники погибших просили не тревожить покой мертвых и не травмировать психику живых повторным прощанием.

Подъем попытались объяснить опасностью ядерного заражения. Но затонувшую раньше подлодку «Комсомолец» поднимать не стали…. Лгать о аварии начали с первого дня. 14 августа пресс-служба ВМФ России заявила, что подлодка легла на грунт 13 августа из-за «мелких неполадок», что связь с ней поддерживается и она в скором времени вернется на базу.

Официальные лица сообщали о стуках из АПЛ, о начавшихся спасательных работах, о сильнейшем придонном течении и 30° крене подлодки. Говорили о снабжении экипажа энергией и горячей пищей, о наличии на борту аварийного запаса воздуха, которого должно хватить до 21 августа. В действительности субмарина лежала на дне без крена, придонное течение было слабое, видимость была удовлетворительная. Никто даже не попытался протянуть к подлодке шланги для подачи воздуха и электрокабели.

Подлодка не сразу легла на киль. 12–18 часов она стояла под углом в 25–30°, уткнувшись в дно разбитым носом. При этом кормовой аварийный люк находился в 30–40 метрах от поверхности, откуда человек всплывает без дыхательных аппаратов и где могут работать легкие аквалангисты.

Все, что было необходимо в этот момент – зацепить «Курск» за гребные валы тросами с кораблей, что сохранило бы удобное для работы аквалангистов положение Курска на 2–3 дня. Вместо этого все силы бросили на подтасовку документов. Как видно, спасение подводников не входило в планы командования флота. Ведь на протяжении 2-х минут командир подлодки отдавал по системе громкой связи последние приказы экипажу, кратко сообщив причину катастрофы.

Оставшиеся в живых подводники стали неудобными свидетелями для виновников аварии. Уже после официального завершения спасательной операции вдруг заявили, что взрыв, пожар с выделением газов, затопление и повышение давления до 10–11 атмосфер привели к почти моментальной гибели экипажа. Возможно…

Однако в таком случае кто смог заглушить реактор и писать предсмертные записки, датированные отнюдь не 12 августа? Стуки же изнутри лодки пытались объяснить тем, что акустики перепутали звуки разрушения конструкций с ударами в борт. Вот только спутать регулярные сигналы со скрежетом переборок или падением механизмов этого попросту не может быть! И еще: подлодка была разделена на две части реакторным отсеком, и из расчета объемов воздуха, сохранившегося в отсеках, возможно утверждать, что вплоть до 18 августа здесь находились живые люди. А несколько моряков должны были дожить минимум до 20—21-го. В этом случае прекращение спасательной операции равносильно преступлению.

В официальной версии о взрыве боезапаса имеется целый ряд странностей. Гидразин и окислитель торпедного двигателя находятся в разных контейнерах с толщиной стенок больше 12 мм, что исключает их механическое повреждение. К самопроизвольному горению топлива мог привести лишь одновременный отказ трех внутренних систем торпеды, каждая из которых троекратно дублирована. Вероятность катастрофы при этом – одна на сотни миллиардов.

И даже на ткой фантастический случай имеется автоматическая система пенотушения, которая погасит пожар за 1 минуту. Для детонации же пожар должен был продолжаться не меньше 40 минут, на что не хватит объема топлива в двигателе торпеды! А командир подлодки при пожаре просто дал бы команду на всплытие, которое заняло бы 2–3 минуты. Может, субмарине подняться на поверхность помешал крупный надводный объект?

И в конце концов, утверждение о двух пиках сейсмических возмущений – результатах взрыва торпеды и детонации боезапаса. А где же удар о дно тела массой в 20 тыс. тонн? С точки зрения законов механики, подобный объект бесшумно упасть не может! Сейсмо-акустическая картина говорит за то, что второй пик возмущения – это столкновение носовой части корпуса со скальным грунтом. А первый – скользящий удар другой субмарины или тяжелого надводного корабля.

Может быть, в аварии «Курска» виноват «Адмирал Кузнецов»? Тем более, что заявление о непричастности авианосца к трагедии так и не поступило. Настораживает, что по сей день не обнародованы карты месторасположения кораблей флота на 12 августа 2000 г., не проведен мониторинг днищ крупных боевых судов. Почему?!

Даже тела подводников доставали почему-то малыми порциями, хотя ради их быстрейшего опознания это необходимо было сделать в первый же день. Почему-то из подлодки извлекли всего чуть больше трети общей численности команды. Не раз сообщали, что тела из 9-го отсека находились под страшными завалами. Но ведь Колесников писал в записке, что 23 человека перешли из 8-го в 9-й отсек, когда подлодка уже лежала на дне, а взрывов и ударов больше не было. Каким же образом тела могли оказаться в завалах?

На пресс-конференции подчеркнули, что о причинах аварии можно будет говорить лишь после подъема 1-го отсека. Но руководитель ЦКБ «Рубин» И.Спасский заявил, что поднимать его никто не собирается. Мол, нет гарантий, что разорвались все имеющиеся там торпеды. Но отсек не раз обследовали и такую гарантию давали. Не побоялись же поднимать подлодку, в которой находились 22 неразорвавшихся ракеты «Гранит» и атомный реактор! И почему во второй прощальной записке есть слова: «Нас убили»?

Семьи погибших обвиняют правительство в сокрытии фактов с целью избежать суда над высокопоставленными офицерами. Их адвокат Б.Кузнецов заявил, что «между детальным расследованием, проведенным независимым экспертом, и выводами официального доклада наблюдается однозначное несоответствие».

Адвокат оспаривает результаты экспертизы тел, указывает на отсутствие у защиты копий вахтенных журналов и журналов гидроакустиков, настаивает на исследовании писем моряков. Есть предположение о частичном уничтожении документов… Представители защиты убеждены, что моряки, перебравшиеся в 9-й отсек, жили там значительно дольше, чем это установили эксперты.

Формулировка официального закрытия дела говорит об отсутствии состава преступления… Почему же содержание 38 томов этого уголовного дела засекречено, как государственная тайна?

 

 


 

В.Скляренко

ред. shtorm777.ru