Янтарная комната

Янтарная комната (история)

Янтарная комната (Янтарный кабинет; «Янтарная камора») — одно из крупнейших произведений искусства XVIII столетия, которое еще называют «восьмым чудом света». Основное убранство Янтарного кабинета изготовлено в начале XVIII века в Пруссии, в 1716 году подарено королем Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в 1746 году дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. 1755 год — перенесли в Царское Село (архитектор В.В. Растрелли).

Во время Второй мировой войны Янтарная комната была вывезена нацистами в Кенигсберг. Дальнейшая судьба неизвестна. 1979 год — были начаты работы по воссозданию интерьера кабинета под началом главного архитектора Екатерининского дворца Александра Кедринского. 2003 год, 31 мая — во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга состоялось торжественное открытие Янтарной комнаты.


История создания Янтарной комнаты

Фридрих I в скором времени после своей коронации пожелал – изготовить в Берлине праздничный зал и галерею из янтаря. Автор первоначального проекта янтарного кабинета считается А. Шлютер – главный архитектор прусского королевского двора. Янтарь – материал, который раньше не применялся в оформлении интерьера. Янтарный кабинет решили устроить в замке Шарлоттенбург, куда перевозили уже готовые янтарные фрагменты.

Слух о необычном кабинете дошел до России. Императору Петру 1 захотелось получить янтарную комнату для своей Кунсткамеры.

1716 год — по дороге во Францию Петр I встречался с Фридрихом Вильгельмом I. И вскорости он получает в качестве дипломатического подарка Янтарную комнату вместе с яхтой “Либурника”.

После вступления на престол императрица Елизавета Петровна захотела использовать позабытую Янтарную комнату для убранства одного из покоев своей официальной резиденции – нового Зимнего дворца. Собранный в 1746 г. Янтарный кабинет стал служить для официальных приемов, хотя в ходе реконструкции дворца его доводилось переносить с места на место. 1755 год — начали создание нового янтарного кабинета в Екатерининском дворце.

1763 год — императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов в комнате на янтарное панно и изготовление янтарных панелей нижнего яруса стен. К 1770 г. кабинет получил свой окончательный вид, запечатленный поздней на множестве фотографий.

Янтарная комната-1

Янтарный убор, занимавший три стены, располагался в три яруса. Центральный ярус состоял из 8 симметричных крупных вертикальных панно. Расстояние между большими панно занимали высокие зеркальные пилястры. Нижний ярус комнаты покрывали прямоугольные янтарные панно. В юго-западном углу вмонтировали небольшой янтарный столик на изящно изогнутых ножках. Убранство кабинета состояло из наборных янтарных комодов русской работы и китайского фарфора. В Янтарной комнате, в застекленных витринах хранилось одно из самых значительных европейских собраний янтарных изделий ХVII-XVIII вв. немецких, польских и петербургских мастеров.

Резкие температурные перепады, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. В XIX столетии три раза проводили реставрацию: в 1833, 1865, 1893-1897 гг. Серьезная реставрация была намечена на 1941 г.

Судьба Янтарной комнаты

В первые дни Великой Отечественной войны, сразу же после захвата Царского села нацисты с испанскими «Голубым дивизионом» занялись мародерством и грабежом. В Екатерининском дворце они штыками выбивали куски панелей Янтарной комнаты, складывая добычу в ранцы. Это дикое разграбление смогли остановить – граф Солмс-Лаубах и капитан Пренсген, которые действовали по приказу самого Адольфа Гитлера. Перед янтарным кабинетом выставили охрану. Мародерам приказали вернуть выломанные фрагменты, но, как уже выяснилось по окончании войны, возвращено ими было не все.

Когда в Екатерининском дворце начали эвакуацию музейных ценностей, из-за хрупкости панелей янтарного кабинета было решено не вывозить их как другие музейные экспонаты в глубь государства, а произвести их консервацию на месте, не снимая со стен. Панно оклеили вначале бумагой, потом марлей и ватой.

Вместе с гитлеровцами, ворвавшимися в Царское Село, прибыли специалисты из команды «Кунсткомиссион». Искусствоведами было установлено, что необходимо в срочном порядке спасать Янтарную комнату. За 36 часов ее демонтировали. Аккуратно снятые янтарные панели, зеркала и люстры упаковали в ящики, вывезли на грузовиках на железнодорожную станцию и 14 октября 1941 г. отправили в Кенигсберг (ныне Калининград). Так янтарный кабинет покинул Россию. Поразительно, почему такую «операцию» не могли осуществить советские специалисты, когда накануне войны эвакуировали музейные ценности из Пушкина.

Когда немецкая армия победным штурмом проследовала через Литву, Латвию и Эстонию, и сделала укрепительный пояс вокруг Ленинграда, чтобы взять город в кольцо, Царское Село оказалось находящимся на первой оборонительной линии. Дворец сильно пострадал во время бомбардировок, а Большой Зал полностью взорвали.

Янтарная комната-2

Между тем кабинетом заинтересовались в Берлине. И не только там. Именно Альфред Кох, гауляйтер Восточной Пруссии, «положил глаз» на янтарное сокровище. Он по сути опередил министра «восточных территорий» рейхсляйтера Розенберга. Янтарные панели оказались в Кенигсберге в ведении профессора Альфреда Роде, являвшегося директором кенигсбергского музея. Именно он постоянно повторял Коху о том, что янтарный кабинет необходимо вернуть туда, где он создавался. Под руководством профессора кабинет был смонтирован в одном из залов Королевского дворца и в 1942 г. выставлен на обозрение посетителей. 1943 год, 13 января — в газете «Кенигсберг Альгемайне Цайтунг» было опубликовано официальное сообщение о том, что янтарный кабинет подарен Кенигсбергскому музею Германским государственным управлением дворцов и садов. Последний раз ее видели там в 1944 г.

Поиски Янтарной комнаты

1945 год, май — в Кенигсберг прибыл сотрудник московского Исторического музея профессор А.Я. Брюсов, которому было поручено установить, где находятся культурные ценности, которые были вывезены гитлеровцами из СССР. Брюсов встречался с немецкими экспертами, в том числе и с заведующим кенигсбергскими музеями профессором А. Роде. Разговор о янтарном кабинете у них не получился, потому как Роде всячески пытался убедить собеседника в том, что она погибла при пожаре в Королевском замке, и охотно сопроводил его на место происшествия. «Осмотр Большой залы показал, что, к сожалению, и янтарный кабинет, и мебель Кайзерлинга сгорели,— написал в дневнике Брюсов.— Были найдены подвески от царскосельских дверей (медные), обгорелая резная лепка Янтарной комнаты, железные пластинки с винтами…»

Отчасти такая версия вроде бы подтвердилась на следующий год, когда участники экспедиции, организованной Управлением культуры Ленгорисполкома, отыскали в Большой зале, оплавленные «мозаичные картины». Как видно, этого хватило, чтобы отказаться от ее поисков по горячим следам. У других же была другая точка зрения. К примеру, директор Екатерининского дворца А. Кучумов сделал такую запись: «Янтарная комната была сохранена и спрятана в безопасное место, которое, несомненно, знал Роде. Версия о ее гибели призвана отвлечь внимание от дальнейших поисков».

Янтарная комната-3

Такое поведение Роде объясняется различными причинами. Во-первых, несмотря на то, что Роде скорей всего не разделял взглядов нацистов, за 12 лет фашизма он, как и большинство немцев, стал жертвой пропаганды, и вряд ли он мог испытывать особые симпатии к русским. Может быть, Роде боялся расправы, в случае если он выдаст местонахождение янтарного кабинета.

Надо отметить, что в 1945—1946 гг. в Кенигсберге еще оставалось немецкое население, в том числе служащие местных музеев. Оставались и участники штурма города. Немцы в скором времени были переселены в Германию, а советские военнослужащие возвратились на Родину. Те и другие увезли довольно ценную информацию.

1945 год, май — в советскую военную комендатуру в Кенигсберге был доставлен служитель Королевского замка, уверявший, что знает, где находится Янтарная комната, и может показать это место. Офицеру, который допрашивал его, было не до исторических шедевров — тогда искали прятавшихся нацистов, и он посоветовал немцу прийти завтра. А утром служитель был найден убитым на пороге своего дома…

Из воспоминаний А. Максимова, участвовавшего в ее поисках в 1949: «Я обратил внимание на развалины одного из зданий. Сопровождавший нас немец утверждал, что эти руины не представляют интереса. В действительности это был Янтарный музей. Во время раскопок мы наткнулись там на бетонный бункер, вскрыли, а там — пусто. Разочаровались, а надо было копать дальше». В то время Максимову и его коллегам не было известно о «трехъярусном бункере».

В 1949-1969 гг. поисками янтарного кабинета занималась Комиссия Калининградского обкома партии, которой помогали сотрудники КГБ. Члены Комиссии расспрашивали жителей, расчищали развалины, осматривали подвалы. Работали по сути бессистемно, как говорится «методом тыка». Но сам факт появления Комиссии, как видно, насторожил кое-кого. Иначе не объяснить появления за границей новых версий, согласно которым Кабинет если не сгорел в Королевском замке, то спрятан в другом месте.

Янтарная комната-4

Где находится Янтарная комната. Версии

Имеется несколько версий местонахождения Янтарной комнаты, основные из них:

Первая версия

Согласно этой версии, Кабинет сгорел при пожаре, который возник по вине английских пилотов, бомбивших Кенигсберг. Но эти утверждения опровергаются очевидцами, которые утверждали, что пожар в действительности был, но после него комната была разобрана, упакована в ящики и припрятана в подвалах замка, как говорится «от греха подальше».

Вторая версия

Тайник с янтарным кабинетом оказался на территории, оккупированной после окончания войны союзниками (американской, британской или французской армиями). Кабинет был обнаружен специальными подразделениями американских войск, которые занимались поиском похищенных гитлеровцами предметов искусства, и тайно вывезен в Америку, после чего оказался в руках частных коллекционеров.

Третья версия

По этой версии нацисты смогли тайно вывезти Комнату в Южную Америку и она по сей день находится в руках потомков нацистов, которым удалось скрыться после краха Третьего рейха. Потому как о владельцах «всплывших» предметов практически ничего неизвестно, этот факт может служить подтверждением и этой версии.

Четвертая версия

Житель Мюнхена Корнелиус Гурлитт, в квартире которого было обнаружено 1,4 тыс. конфискованных нацистами полотен художников-модернистов, мог знать, где находится янтарный кабинет, вывезенный из России во времена Отечественной войны. Об этом сообщало немецкое издание Bild. Свои предположения оно основывало на словах двоюродного брата Гурлитта Эккехарта. В интервью изданию Эккехарт, в частности, заявлял, что около 30-40 лет назад отец Гурлитта Гильдебранд перед смертью рассказал своему сыну тайну нахождении Янтарной комнаты.

Но Корнелиус не стал рассказывать брату о том, где находится сокровище. Эккехарт опасался иметь дело с полицией и откровенно боялся мафии. Эккехарт не давал никаких комментариев по поводу нахождения двоюродного брата. «Он хотел, чтобы на старости лет его оставили в покое», — так он прокомментировал ситуацию немецкому изданию. Раньше в квартире Гурлитта были найдены полотна, конфискованные фашистами в 1930-х и 1940-х гг. В коллекцию входили работы Матисса, Пикассо и Шагала. Стоимость обнаруженных картин составляла около одного миллиарда евро.

Янтарная комната-5

Янтарная комната сегодня

С 1981 г. были начаты работы по реконструкции шедевра камнерезного искусства (в период с 1981 по 1997 гг. проводились под руководством А. Журавлева).

Над научной реконструкцией янтарного кабинета трудились эксперты специально созданной «Царскосельской янтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Несколько лет пошло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива.

Так если бы Янтарная комната не исчезла во времена Отечественной войны, то в 2001 г. мы отмечали бы 300-летие ее истории. К судьбе «восьмого чуда света», связанной с драматическими событиями и тайнами, оказались причастными короли Пруссии и императоры России, архитекторы и художники, вожди нацистской Германии и лидеры СССР, меценаты и бизнесмены, кладоискатели и видные ученые, и, конечно, мастера-камнерезы, которые стояли как у истоков создания янтарного кабинета, так и возродившие его.

2003 год, 31 мая — состоялось официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Ее музейная жизнь вызывает неизменный интерес тысяч туристов, каждый день посещающих Царское Село. Окажется ли она копией, максимально приближенной к оригиналу, станет ли репликой былого шедевра или будет восприниматься как новое произведение изящного искусства?

Конечно, восприятие янтарного кабинета не может быть однозначным. Но одно неоспоримо: воссоздание Янтарной комнаты Екатерининского дворца – одно из наиболее значимых достижений в истории мировой реставрации.

 

 


 

А. Фомичев

shtorm777.ru