Что такое фетишизм

Фетишизм это…

Фетишизм (порт.feiticao – волшебство) — поклонение неодушевленным предметам, которым приписывают магические свойства.

Эта незамысловатая история, по сути — история начального этапа в становлении верований человечества, которое с колыбели, не будучи в состоянии обеспечить себе удачу — основную составляющую комфортного состояния, искало помощи в окружающем его мире.

Так появляются первые фетиши

Два малыша играют в простую детскую игру. Кидают игральную кость и в зависимости от того какое значение выпадет передвигают цветные фишки. Младшему не везет. После третьей кряду победы старшего он заплакал. Подойдя на горестные всхлипывания ребенка мать начинает утешать его: «Это же всего лишь игра! Сейчас выиграл Сережа, а в следующий раз выиграешь ты». Однако Алеша безутешен: «Нет, мама, я не смогу выиграть, мне не везет, мне всегда не везет, я невезу-у-учий!» Всхлипы сменяются рыданиями: «Мне все время не везет в садике, я потерял на прогулке варежку, и Алина потеряла, она нашла, а я не наше-е-ел».

На другой день в детской конфликт, в качестве третейского судьи призвали маму. Истцом выступает меньший. Он потребовал поменяться фишками: «Он постоянно зеленой играет, потому выигрывает. Она счастливая, а другие несчастливые. Пусть он обменяется со мной, тогда будет почестному!» Не став вдаваться в подоплеку детской философии, мама решает спор в пользу меньшего сына.

Спустя какое-то время ей вновь пришлось вмешаться. В этот раз в роли рефери. Младший начал выигрывать, а старший старается отобрать свою «счастливую» фишку. Вопрос решается вновь в пользу младшего. В этот раз по принципу: «Старший должен уступить». Сережа подчиняется, но из вредности играть дальше отказался. Зеленая, «счастливая» фишка перекочевывает в карман Алеши, где он теперь намеревается хранить ее от посягательств брата.

История эта получила продолжение уже спустя несколько дней. Захлебываясь от возбуждения и пылая щеками, вернувшийся из садика Алеша рассказывает: «Я отыскал свою варежку — ее дети в снег закопали!» А вечером на ушко маме: «Я счастливую фишку попросил мне помочь — и она помогла. Она волшебная. Ты только никому не говори — это тайна!»

С того времени судьба зеленого кусочка пластмассы стала складываться на зависть всем фишкам Москвы и Московской области. Алеша выпросил у мамы красивую коробочку от сережек, постелил в нее кусочек цветной бумажки и назвал все это «домиком для Везунчика». Он шепотом здоровался с фишкой утром и прощался на ночь, он брал ее в ладошку, крепко сжимал и с зажмуренными глазами просил о чем-то.

Родители начали волноваться. Высокообразованные папа и мама, не без учета всех правил воспитания детей проведя определенную работу с Алешей, отобрали у него «Везунчика».

А спустя несколько месяцев под его подушкой обнаружили невесть откуда добытый кусочек малахита.

Так появились первые фетиши. Их мир включал в себя все те же составляющие, что и мир, созданный пятилетним Алешей вокруг своей «волшебной» фишки: необходимость в помощи; обретение друга-помощника; вера в удачу; трактовка положительных событий через призму этой веры; трепетное отношение к тому, кто (или что) помогает; интимность отношений; таинственность, создаваемая вокруг этих отношений; приход к устойчивому состоянию дискомфорта при утрате поддерживающей силы и обращение к новой.

Есть в этой истории (как и в истории народов) и нарушающая внутренний комфорт воля сильных мира сего, и, как следствие, еще большая тайна вокруг фетиша.

Народы — «детство человечества», которые теперь принято называть «дикими», строили свои отношения с окружающим миром точно по такому же принципу. Он не менялся и по прошествии тысяч лет, приобретая только новые окраски и звучания.


Так что же такое фетишизм?

Что такое фетиши с точки зрения теперь уже просвещенного человечества?

В науке в качестве обобщающего термина это понятие впервые ввел в 1760 году де Бросс в книге «Du culte des dilax fetiches ou Parallete de lancienne Religion de Egypte aves la religion de Nigritie».

Под фетишизмом он понимал «все, что люди выбирают объектом поклонения, к примеру: дерево, гору, море, камень, львиный хвост, раковину, растение, рыбу, цветок, некоторых животных, как коров, козлов, слонов, овец и т. п.». В этом определении поклонение неодушевленным объектам представлено как поклонение им самим, а не присущим им разумным началам.

Со временем первую формулировку де Бросса расширили другие ученые до понимания анимистического воззрения на объекты материального мира (анимизм — представление о существовании духа, души у каждого человека, животного, растения, а в первобытных религиях — у каждой вещи).

Генезис фетишизма довольно не прост. На первом этапе фетиш воспринимался как самостоятельная, в нем кроющаяся, а не внешняя, вселившаяся в него сила. После он стал вместилищем духа-божества, пришедшего в него извне.

В каждом камешке, в каждом кусочке дерева первобытные люди видели живое. Достаточное основание для обращения за советом к кусочку коры дуба было, к примеру, то, что дубу много лет, и он видел и знает больше спрашивающего.

Основанием для фетишизации тех или иных объектов вполне могли послужить и необыкновенная форма или окраска или не соответствующее привычному местонахождение. Ну а если уж присутствие какого-то предмета сопровождалось неким экстраординарным обстоятельством — удачей или, напротив, неудачей, то он безоговорочно становился фетишем.

Признав неординарность объекта, его способности быть полезным, человек прикладывал все усилия, чтобы вызвать его доброе расположение к себе.

Итак, задача привлечение удачи при помощи фетиша в древности решалась следующим образом: надо умело его выбрать, окружить заботой, не раздражать — и нет такого чуда, которого он не мог бы совершить.

Но одним-единственным фетишем наши предки не ограничивались. Практиковали «разделение обязанностей». Природа такого явления не имеет четкого толкования. То ли человек «берег» своего «друга» от перегрузок; то ли им владело стремление «расширить круг друзей»; то ли человеческая натура не позволяла ему пройти мимо предмета, вызвавшего его интерес; или другие причины побуждали его порой собирать вокруг себя все увеличивающееся количество предметов фетишизации.

Исследователь Ремер, изучая африканский фетишизм, описывал дом, в котором было собрано больше 20 000 самых разных предметов. Наряду с перьями попугая, волосами человека, камнями разнообразных форм и цветов, кусочками дерева, самородками металлов и многим другим в описании присутствовали довольно экзотические вещи, такие, к примеру, как обмотанные шерстью деревянные колья, обрывки одежды, завязанные затейливыми узлами, и даже горшок, заполненный красной глиной с воткнутым в нее петушиным пером, — все, что когда-либо поразило воображение хозяина этого дома и его родственников. Среди всего этого изобилия присутствовал маленький стул, маленький матрас и бутылка со спиртным напитком, чтобы фетиши могли отдохнуть и глотнуть веселящую жидкость.

В этот своеобразный дом-музей приходил его хозяин, чтобы посидеть в кругу «друзей» и выпросить у них различные милости. И хотя по своей чудодейственной силе «покровители» иерархически отличались, но общим для них было благосклонное, по мнению хозяина, отношение к нему.

Фетиши это…те же идолы

С течением времени культ фетишей приобрел высшую форму. Силу объекта приписывали не ему самому, а духам божеств, вселившихся в него или даровавших ему эту силу. Это, в первую очередь: боги неба, дождя, гор, рек и т. д. Потому предметы фетишизации добывались в «местах пребывания» этих божеств или «призывались» в предложенные для их «жилища» предметы.

К фетишизму очень близко примыкает идолопоклонство: идол отличается от фетиша лишь тем, что он представляет из себя материальный объект, которому дана та или другая животная или человеческая форма. Раз имеется на лицо материальное изображение, оно, по воззрению анимиста, обязательно или обладает собственной, самостоятельной душой, или может стать обителью того или другого духа (смотря по форме идола), по тем или другим соображениям решившегося поселиться в нем.

Психология идолопоклонства — та же, что у фетишизма: вера, что в идоле есть могущественная душа или что в него вселился дух божества, который, в награду за хороший уход или за красивую форму, ему данную, помогает человеку.

Фетишизм, начиная с де Бросса, на протяжении долгого времени считали самой низшей и первобытной формой религии; но это воззрение явилось только результатом неверного представления о фетише, как о мертвом объекте, поклонение которому могло иметь место только на самой низшей ступени умственного развития.

В действительности фетишизм появляется только в период полного развития анимистического мировоззрения, гораздо позже возникновения родовых и общих божеств, а некоторые формы его, как например поклонение инструментам, орудиям труда и т. д., являются непосредственным результатом крайнего развития политеизма, с его особыми божествами для каждого занятия, для каждого отдельного рода предметов.

Фетиши — не всегда носители духа божеств, временами в них «вселяются» души умерших людей и животных. Обычно, для этого души выбирают свои собственные останки или их фрагменты. Это можно проследить в поклонении мумиям у египтян; в обычае первобытных народов все время иметь при себе кости своих предков; в жертвоприношениях этим останкам; в обычае хранить череп врага, для обладания его душой; в обрядах, связанных со святыми мощами.

Дальше, вследствие поверья, что души предков могут вселяться в деревья, камни, песчинки, зерна, листья и т. д., образуется культ подобных предметов, опять-же связанный с высшими представлениями о душах, а не с самой материей объектов. Гамары в дни жертвоприношений сажают за стол палки, которые были срезаны от деревьев или кустов, посвященных умершим, и угощают их яствами; австралийцы поклоняются своим предкам в образе палок и камней и т. п.

Есть, далее, фетиши, не обладающие ни самостоятельным, ни вселившимся духом, а получают силу только вследствие близости их или отношения к тому или иному божеству или священному предмету и приобретаемого таким образом табу. Вещь, которая взята из храма, гробницы шамана, местопребывания какого-то божества и т. д. мест, в силу своего табу, может стать могучим средством против врага или божеством-хранителем.

В конце концов, есть фетиши, происхождение которых связано с той своеобразной логикой первобытного человека, которая создала симпатическую магию. Достаточно указать на такие примеры, как талисманы халдеян с именами богов, обычай египтян класть в могилу картины, которые изображают покойника за любимым его развлечением, лечение настоем из-под бумажки, исписанной заклинаниями и т. п. Этот род фетишизма в своей основе опять-же имеет анимистическую подкладку…

 


 

«Интересная газета»

ред. shtorm777.ru