Есть ли Судьба, от Судьбы не уйдешь

Существует ли Судьба или можно ли изменить Судьбу?

Есть ли Судьба, возможно ли изменить Судьбу, все ли предопределено – или человек сам строитель своей жизни, и лишь от него зависит, насколько счастлив и удачлив он будет? На такие вопросы люди пытаются ответить с незапамятных времен, но и по сей день ни философы, ни религиозные деятели, ни ученые не пришли к единому мнению.

Античная трагедия

В большей части культур древнего мира человек представляется только статистом, абсолютно бессильным перед властью судьбы. Так, древние египтяне верили, что судьба всех смертных предопределена с самого рождения, и годы жизни отмеряны заранее. Однако, боги могли вносить некоторые коррективы – как положительные, так и отрицательные, потому жители Древнего Египта всячески старались заслужить их благосклонность, понимая при этом, что кардинально изменить предначертанное (к примеру, продлить жизнь) все равно не получится.

Древние греки полагали, что судьбой «заведуют» три сестры – мойры. Лахесис – «дающая жребий», Клото – «прядущая» и Антропос – «неотвратимая». Лахесис еще до рождения человека определяет жребий – основное направление и события его судьбы. Клото прядет нить жизни, а Антропос ее обрывает. Некоторые считали, что даже Юпитер не может диктовать мойрам свою волю: они властны и над ним. Так на что же можно было рассчитывать простым смертным – оставалось лишь смириться и стойко сносить все испытания, достойно играя отведенную роль. Выходит, что самые главные гедонисты древности (ведь именно такими представляются нам эллины), в сущности, были фаталисты, люди с трагическим мироощущением – о чем, собственно, написаны все классические трагедии.


Похожая картина наблюдалась у древних скандинавов и германцев. У подножия Мирового Древа Судьбы сидели три норны: вырезающие на дощечках рунические тексты, в которых определялась продолжительность жизни каждого человека, испытания, уготованные ему судьбой, и характер смерти.
У римлян в мифологии так-же имелись такие сестрицы – парки. В начале всего две: Нона и Децима. Их называли богинями рождения, а имена были даны в соответствии с девятым и десятым месяцем после зачатия. Но позднее, наверно, под влиянием греков, к ним присоединилась третья сестра – Морта: богиня смерти. Нона, как и ее греческая коллега Клото, плела нить судьбы, Децима, подобно Лахесис, определяла жребий, наматывая нить на веретено, а Морта, как и Антропос, перерезала нить точно в назначеный срок, указанный жребием. Но римляне, несмотря на влияние греков, не отличались тотальным фатализмом. «Своей судьбою люди правят, не звезды, милый Брут» – эти слова были сказаны Юлием Цезарем, персонажем одноименной трагедии Шекспира. Однако что-то в этом роде мог произнести и реальный Цезарь: такого мнения придерживались и многие просвещенные современники императора. Еще за полтора столетия до эпохи Цезаря римский поэт Тит Макций Плавт говорил: «Мудрец сам творит свою судьбу». Даже простые римские граждане постоянно обращались с просьбами к богам с надеждой изменить собственную жизнь, умилостивить Фортуну.

Раб или господин?

А китайцы никогда не ставили знак равенства между роком и судьбой. Понятие судьбы в Древнем Китае обозначалось иероглифом ming, что можно трактовать как «предопределение, допускающее свободу выбора». Считали, что «благородный муж» вполне может повлиять на те или иные события, подкорректировав судьбу, уклониться от ее ударов. Древнекитайские философы рекомендовали «познавать все веления Неба, но следовать только правильным». Позднее к иероглифу ming добавился еще один – yun, обозначающий движение, перемены. То есть, само понятие судьбы стало включать в себя еще большую свободу. По мнению китайцев, человеческая жизнь во многом зависит от его собственных усилий и достижений: главное – не отклоняться от верного пути.

У славян отношение к судьбе так-же менялось – но в обратном направлении. Само русское слово «судьба» четко раскладывается на две составляющие: это не что иное, как суд Божий. «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божия не минути» – сказано в «Слове о полку Игореве». И удивляться тут, в принципе, нечему: «Слово» написано в конце XII столетия, в разгар эпохи Средневековья, которая, пусть и с заметным опозданием, добралась и до Руси. Однако древние славяне воспринимали судьбу совершенно по другому. По свидетельству византийского писателя, секретаря полководца Велизария (VI столетие нашей эры), «предопределения они (славяне) не знают и вообще не признают, что оно имеет какое-то значение, по крайней мере, в отношении людей, но когда смерть уже у них в ногах, охвачены ли они общей болезнью или выступают на войну, они дают обет: если избегнут ее, сейчас же совершить богу жертву за свою жизнь; а избежав смерти, жертвуют, что пообещали, и думают, что этой-то жертвой купили себе спасение». Как видим, никакого фатализма, присущего большинству древних европейцев. Наши предки верили в себя, в помощь Рода и поддержку богов – возможно, именно поэтому на протяжении веков они были практически не уязвимы? Но средневековая идеология постепенно изменила их отношение к судьбе и свободе воли – впрочем, как и во всем мире.

Не зря Средние Века называются мрачной эпохой: мир представлялся обителью зла, тело – вместилищем пороков и оковами души, красота – дьявольской ловушкой. «Сделай все земное для меня горьким, дай силы с терпением переносить все напасти», – просил Бога святой Фома Кемпийский. Мечты о лучшей жизни, любви, здоровье, благополучии неизменно объявлялись греховными. Ибо «смиренные радуются своему унижению», как писал папа Римский Григорий Двоеслов. Человек, который противился судьбе, пытался бороться за счастье, за жизнь, в конце концов, признавался порочным: ведь, по сути, он бросал вызов самому Господу! «На все воля Божья», – отвечали отцы церкви страждущим. Но как в таком случае объяснить войны и преступления, ложь и воровство, предательство и подлость? На то имелось иное объяснение: Бог наделил человека свободой воли, и когда люди отклоняются от своего предназначения, не желают принимать судьбу и волю Всевышнего, они становятся на путь греха, который прямиком ведет их в ад. А вот страдания и лишения, принимаемые с благодарностью, закаляют душу и делают человека праведником.

«Роковые» пророчества

Разумеется, чем сильнее закручивать гайки, тем больший риск сорвать резьбу: на смену мрачному тысячелетию пришла эпоха Возрождения, отличающаяся не только свободой нравов, но и довольно вольным отношением к судьбе. Наслаждение земными благами, воскрешение античных идеалов красоты – но при этом никакого фатализма, никакой обреченности, характерной для античных героев. Культ гедонизма, желание взять от судьбы по максимуму, устремление самостоятельно строить свою жизнь – такое мировоззрение актуально и в наши дни, но зародилось оно именно в эпоху Возрождения и несколько трансформировалось в последующие столетия. Человек Нового времени уж точно не стал бы полагаться на жребий судьбы или волю богов: вера в науку и безграничные возможности разума вселяли оптимизм, уверенность в том, что даже невозможное возможно. Человек – не пленник судьбы, но ее хозяин: такая позиция весьма популярна последние 500 лет. Смущает только одно: все это время люди, как и тысячи лет назад, пытались заглянуть в будущее, узнать свою судьбу. Выходит, они не так уж сильно отличались от своих древних предков? Или же наоборот: стараются использовать предсказания с пользой для себя? Давайте рассмотрим несколько ярких примеров.

Всем известно, что Пушкину предсказали гибель на 37-м году жизни: так и случилось. Поэт не поверил предсказательнице или же решил, что от судьбы не уйдешь? По воспоминаниям современников, Пушкин был весьма суеверным человеком и часто вспоминал то пророчество, которое звучало следующим образом: «Ты можешь прожить очень долго, но на 37-м году возраста берегись белого человека, белой лошади и белой головы». Как мы знаем, именно белокурый Дантес, приехавший на Черную речку в белом мундире и на белом коне, убил Пушкина. Поэт прекрасно помнил о пророчестве и знал, что эта дуэль окажется для него роковой. Он вполне мог отказаться от поединка и прожить долго, как и было предсказано, – но поэт сам выбрал такую судьбу: задетая честь оказалась дороже долгой жизни.

В начале ХХ века последнему русскому императору многие предсказывали страшную гибель в 1918 году. Среди предсказателей был и Серафим Саровский, к чьим словам Николай II всегда прислушивался. Почему же на сей раз не поверил? Поверил. И не раз говорил: «Для себя и своей семьи я ничего не боюсь до 1918 года». Когда близилась революция, царская семья могла избежать гибели. Но Николай II не эмигрировал из России: выходит, он сделал свой выбор. Это было делом его чести и не имело ничего общего со смирением перед фатальной предопределенностью.

Что на роду написано?

Вопрос о существовании судьбы и возможно ли изменить судьбу, за последнее столетие поднимался множество раз – психологи разных школ и направлений, социологи, астрологи, маги высказывали по этому поводу самые различные мнения. Но, по большому счету, все сходятся в одном: судьба существует – и ее можно изменить. И с такой позицией сложно не согласиться.

Даже отъявленный скептик вряд ли будет возражать, что некая предопределенность имеется в жизни любого человека. Скажем, в одной семье рождается долгожданный ребенок. Пусть это будет девочка. С первых дней жизни она окружена заботой, вниманием и любовью близких. Родители стараются дать дочке все самое лучшее: сильная школа, музыка, танцы, языки, модная одежда, курорты… А в другой семье на свет рождается мальчик, которого тоже любят по-своему, однако родители слишком заняты, чтобы заниматься воспитанием ребенка – им бы свои проблемы решить… Не будем рассматривать крайние случаи – и так понятно, что на определенные обстоятельства мы повлиять не в состоянии. А вот как сложатся судьбы этих детей в дальнейшем – во многом зависит от них. Наверняка им придется столкнуться с испытаниями – сумеют ли они их преодолеть и если да, то как: самостоятельно или при помощи специалистов? Здесь уже все зависит от человека, от его осознанного выбора.

Астрологи конечно заметят, что ребенок рождается в той или иной семье не случайно, его характер, склонности и пристрастия, окружение и некоторые события предопределены положением звезд. Благодаря астрологии, можно посчитать, в какие моменты нужно ловить удачу, а когда – подстелить соломку, как сделать жизнь лучше, избежать неприятностей и не упустить свой шанс.

Интересный взгляд на судьбу предлагается генетической психологией. Не так давно ученые доказали, что на генетическом уровне передается не только информация о цвете волос и форме носа, не только определенные способности и наследственные заболевания – но и судьба. А вернее– проблемы, с которыми не справились предки. Например, если дед в тридцатилетнем возрасте развелся, то его внуку в те же годы предстоит пережить кризис семейных отношений. Если он не повторит ошибок деда, значит, справится с испытанием и сможет двигаться дальше – а главное, избавит от подобных неприятностей своих детей и внуков. А если человек обратится с проблемой к грамотному психологу, то специалист найдет для него оптимальный способ решения этой наследственной проблемы.

Эзотерики назовут родовые программы негативной кармой ( что такое карма?) и помогут быстрее избавиться от «нехорошего наследства» – при помощи определенных ритуалов, заговоров, талисманов они просто удалят проблему из вашей жизни…

В общем, друзья, не нужно бояться судьбы – что бы там ни написали на роду, вы способны изменить свою жизнь по собственному желанию. А уж во что вы превратите свою жизнь – вам решать.

 


 

Ирина Бирюкова

ред. shtorm777.ru