Фараоны Древнего Египта

Фараоны Древнего Египта

Фараоны – земные божества

Лицезреть своего фараона простому египтянину приходилось нечасто, если он вообще когда-либо являлся народу. Фараон был существом таинственным, далеким, но не в меньшей степени значительным, чем вездесущие египетские боги. Был ли он для подданных грозным и милостивым земным богом, объектом поклонения? Фараон означал для египтян даже больше, чем боги. Современники давали характеристику фараонам — «божественные правители земли Кемет».

Сущность фараона была земной и в то-же время божественной, потому он считался посредником между людьми и богами. В своей земной жизни фараон олицетворял бога Гора, а после смерти преображался в Осириса. Его предназначением было поддерживать Маат (сложное понятие, которое совмещало в себе богиню справедливости и вместе с тем весь мировой порядок) и уничтожать Исфет, то есть хаос и несправедливость. Эти задачи, конечно, были способны осуществлять не обычные люди, а только необыкновенные, божественные существа. Потому фараоны строили величественные храмы и приносили богам ценные дары.

Смерть фараона всегда приводила подданных в страх и растерянность. Нет фараона — нет устоев. Некому поддерживать мировой порядок, некому побеждать надвинувшийся хаос! На 90 дней вся великая держава находилась в трауре. Закрывались школы писцов, не работали суды, никто не учинял суд и расправу, чиновники прекращали свои занятия, купцы не везли на рынок товары. Жизнь замирала, мир рушился, солнце тускнело. Но, к счастью, обычно, на опустевший престол вступал законный наследник — воплощение света и жизни, проводилась церемония коронации, и порядок восстанавливался. Новый фараон вновь символически объединял Верхний и Нижний Египет, жизнь продолжалась.

Стремление фараонов исполнить свое предназначение было очень сильным. Они хотели достичь Маат, чтобы после смерти не понести наказание за недостойные действия на земном поприще, чтобы обрести вечную жизнь в загробном царстве. Это желание было настолько сильным, что часто фараоны, которые, скорей всего, не принимали участия ни в одной битве, в надписях и рельефах представлены, по их воле, непобедимыми воителями. На саркофагах многих фараонов есть изображение сцен сражений, а сами фараоны предстают в виде великих триумфаторов, попирающих своих врагов, нарисованных в виде мелких и незначительных фигурок.

Это далеко не всегда означает, что фараон был великим полководцем и совершил множество победоносных военных походов. Историки выяснили, что во время правления многих из таких «великих воителей» в действительности не было войн, попросту фараону очень хотелось, чтобы он был запечатлен в виде храброго победителя всяческого зла.

В памятниках Древнего Египта многие знаки и находки, если их воспринимать буквально, могут привести к ошибочным представлениям. Имена и титулы фараонов также иногда расшифровываются с большим трудом.

Пять титулов фараона

Начиная с XI династии Среднего царства, фараон при коронации выбирал себе пять титулов, или тронных имен. Эти тронные имена (титулатура фараона) были не случайны, ими обозначались намерения фараона, будущие деяния правителя — то, что он хочет осуществить за время своего правления. Кроме этого, в перечне тронных имен было указание на бога, который был для этого фараона в особенности почитаем и важен.

Первым называлось «имя Гора», чем подчеркивали роль фараона в качестве земного воплощения бога Гора. Второе имя — «имя Небти», или «имя обеих владычиц», — подчеркивало, что фараон это повелитель Верхнего и Нижнего Египта. Богиня Нехбет, которая изображалась на гербе в виде коршуна, считалась покровительницей Верхнего Египта, а Ваджет — которая была представлена в виде кобры — была покровительницей Нижнего Египта. Третье имя — «золотое имя Гора». Его значение точно не установлено. Четвертое — тронное имя правителя Верхнего и Нижнего Египта, в котором подчеркивали единение двух частей страны. Пятым именем считалось личное имя фараона, данное ему во время рождения, снабженное необходимым указанием на его божественное происхождение — сын Ра.


В науке фараонов чаще всего называют по первому, четвертому и пятому имени. Все имена обозначались соответствующими иероглифами, и получался длинный ряд. Перечисление всех имен фараона трудно запомнить. Личное имя фараона, данное ему при рождении, зал только узкий круг приближенных и родственников. После коронации, когда фараон получал все свои имена, его вообще не называли по имени. На рельефах и живописных изображениях имя фараона помещали внутри картуша — овального обрамления, по которому ученые сразу определяют, что речь идет об имени.

В религиозном мировоззрении древних египтян имя имело очень важное значение для жизни после смерти. Картуши с именами ненавистных фараонов скалывали с каменных плит саркофагов, храмов и гробниц. Людям было запрещено произносить их имена.

Жрец-историк Манефон называет первым фараоном царя Менеса. Согласно древним надписям, он был царь Верхнего Египта и звался Нармер или Аха. Этот царь объединил Верхнее и Нижнее царства в единое государство под своей властью и впервые надел бело-красную двойную корону. После него правили еще несколько царей Первой Династии — преемники Хора (бога-сокола).

Упоминание о правителе Менесе как о родоначальнике древнеегипетских царей повторяется в сочинениях греческих и римских историков, но не следует исключать, что это фигура легендарная — обобщенный образ царя-основателя и вождя-полководца. Считают, что Менес (Аха) родился в Верхнем Египте, в городе Тин. Согласно Геродоту, царь Менес провел большие земляные работы, чтобы возвести крепость, ставшую поздней городом Мемфисом — резиденцией фараона и столицей древнеегипетского государства.

Он построил к югу от крепости храм местного бога Птаха и в первый раз совершил символические обряды соединения папируса (символа Севера) и лотоса (символа Юга). Царь Менес увенчал себя двойной красно-белой короной, символизировавшей вечное единство Верхнего и Нижнего Египта. В торжественной процессии он обошел вокруг святилища и крепости. Такая церемония коронации стала традиционной, и так стали делать при восхождении на престол все египетские фараоны.

В тексте, который высечен на каменной стеле в храме бога Амона в Фивах, сказано о «проклятом Менесе», во времена правления которого египетскому народу жилось худо, тогда как он сам утопал в неге и роскоши. Из других надписей следует, что царь Менес установил новые культы и порядок храмовых ритуалов.

Диодор пересказал легенду о том, как царь Менес охотился в Файюме, и на него накинулись его собственные собаки. Находчивый Менес спрыгнул с берега в озеро, а там плавал нильский крокодил, который посадил его себе на спину и переправил на другой берег. В память о своем чудесном спасении царь Менес выстроил на этом месте город, а озеро посвятил крокодилу. У Диодора также написано, что царь построил себе пирамиду (хотя пирамиду изобрел визирь Имхотеп четырьмя столетиями поздней) и что этот премудрый правитель научил свой народ возносить молитвы богам и жить по-людски. Это утверждение, может быть, является смутным отголоском деятельности энергичного правителя в стране, в которой на протяжении долгого времени кипели распри и кровопролитные междоусобицы.

Согласно цитате из Манефона, приведенной Африканом, великий царь Менес скончался на 63-м году своего правления от ран, которые были получены во время охоты на бегемотов. Охота на бегемотов была излюбленным развлечением египетских фараонов, так что такой трагический исход кажется вполне правдоподобен, хотя, скорей всего, это такая же легенда, как и переправа через озеро при помощи дружелюбного крокодила. Хотя Менес считается первым фараоном объединенного Древнего Египта, он все же фигура в большей степени легендарная, чем историческая. Вряд ли историкам когда-то удастся добыть более достоверные сведения об этой загадочной личности.

Джосер Великолепный (Нечерихет, Тосорфрос у Манефона), который правил около 2635 — 2611 годов до н. э., — второй фараон III династии и эпохи Древнего царства. Надписи на каменной плите недалеко от Асуана сообщают о 7-ми летней засухе во времена правления фараона Джосера и о страшном голоде, поразившем страну. Премудрый Джосер подарил жрецам богини Исиды остров Филе, а жрецам бога Хнума — остров Элефантину. Всесильные боги сжалились над египтянами, и засуха прекратилась.

Джосер утвердил свою власть на Синайском полуострове, где занимались добычей бирюзы и медной руды. Новую границу Египта он установил по первому порогу на Ниле. Его военные походы принесли Египту множество рабов, которые пригодились при возведении монументальных построек, в первую очередь ступенчатой пирамиды, которая прославила Джосера в веках намного больше, чем его военные победы и территориальные приобретения.

Знаменитая ступенчатая пирамида Джосера и комплекс храмовых сооружений были возведены замечательным строителем, талантливым архитектором и выдающимся ученым Имхотепом, который был при Джосере визирем (чати) и верховным жрецом бога Ра. Предположительно, Имхотеп сам изобрел пирамидальную форму постройки. Он надстроил над прямоугольной каменной мастабой фараона еще три мастабы меньших размеров, и получилась четырехступенчатая пирамида, которую со временем надстроили до шести ступеней, так что пирамида достигла высоты 61 м. Может быть, что первую мастабу начали строить еще для фараона Санах-та, но пирамиду Джосера принято считать первым каменным сооружением Древнего Египта.

Пирамиду Джосера строили в качестве фамильной усыпальницы для всей его семьи. Поздней в пирамидах хоронили только фараонов, а не их родных. В пирамиде Джосера нашлось место для всех его жен и детей. В просторном сооружении было 11 погребальных камер. Пирамида сохранилась до наших дней, только стала ниже на несколько метров.

Усыпальница самого фараона располагалась не в одной из погребальных камер внутри пирамиды, а была высечена в скале под фундаментом пирамиды. С этой целью в скальной породе была пробита квадратная шахта площадью около 7-и метров и глубиной в 27,45 метров. На дне построили усыпальница из гранитных плит, доставленных из Верхнего Египта. В крыше усыпальницы предусматривалось отверстие для укладывания мумии. После погребения крыша была закрыта гранитной плитой весом в 3,5 т. Вход в шахту располагался далеко за пределами пирамиды, в узком туннеле к северу от нее. Туннель вел глубоко вниз под пирамиду и обрывался в шахте. Этот подземный ход и шахту до самой гранитной крыши засыпали щебнем.

От большого центрального колодца отходили во все стороны подземные коридоры. Стены некоторых из них покрывали синие изразцы, имитировавшие тростниковые циновки, — они напоминали легкие перегородки во дворце фараона. Общая длинна подземных переходов составляла не менее километра. Все высеченные в скале туннели с их неожиданными изгибами и тупиками вели в конце концов к множеству тайников, где находились тысячи каменных ваз и кувшинов, выточенных из алебастра и из порфира, очень твердого, трудного в обработке камня. Некоторые сосуды подписаны именами фараона Джосера и его предшественников.

Вокруг ступенчатой пирамиды группировался ансамбль каменных зданий. Раньше вокруг усыпальницы фараона строили стену, внутри которой совершали жертвоприношения, В планировке всего поминального комплекса Имхотеп показал настоящее новаторство и размах: он выстроил каменную стену высотой около 10 метров и протяженностью 1650 метра. В стене было 15 ворот, при этом лишь одни ворота были настоящие, все остальные — ложными. Внутри крепости Имхотеп возвел каменные здания, облицованные резными известняковыми плитами. Такой отделки наружных стен зданий в Египте нигде больше нет.

Некоторые из рельефов на стенах, возможно, были связаны с празднеством Сед — ритуалом настолько древним, что содержание его давно позабыто. На стене одного из туннелей в скале под оградой пирамид сохранился каменный рельеф, представляющий бегущего фараона Джосера в двойной короне. Быстрый бег, предположительно, был частью церемонии, то есть фараон показывал свою силу и выносливость, которые были необходимы правителю страны.

Кроме пирамиды в Саккара, в Бет-Халлафе, в южной части некрополя в Абидосе, по приказу Джосера построена громадная символическая гробница. Длина кирпичной мастабы составляла 100 м, а высота — 10 м. Длинная лестница вела в подземное помещение, разделенное перегородками на 18 комнат, одной из которых была погребальная камера.

В течении скольких лет правил Джосер, точно неизвестно, все даты правления предположительны, во всяком случае, это был золотой век Древнего Египта. При фараоне Джосере началось строительство прославленных египетских пирамид, составлен первый египетский солнечный календарь.

Аменемхет III Немаатра (в греческих источниках — Лахарес) был сын фараона Сенусерта III. Во времена его правления власть фараона была сильней, чем при любом другом фараоне в эпоху Среднего царства. Ученые заметили, что при Аменемхете III не строили роскошных гробниц номархов. Значит, ему удалось создать опору среди новой знати, выдвинувшейся из чиновников и военных, и в значительной мере ограничить власть номархов. Военных походов при Аменемхете III было сравнительно мало, потому что границы Египта были установлены и надежно укреплены при его предшественниках. Но в надписях, относящихся к его правлению, все же встречаются указания на «разгром Нубии» и «открытие стран Азии».

Правление Аменемхета III отмечается интенсивной созидательной деятельностью. Он улучшил устройство египетских поселений на Синае, позаботился о водоснабжении и обеспечил Синай постоянной охраной. Эти меры принесли скорые плоды: увеличилась добыча руды на медных рудниках, а разработка месторождений бирюзы стала давать большую выгоду.

Несмотря на многолетнее правление Аменемхета III, от него осталось очень мало надписей. Но во всех записях отзывы об этом фараоне — благоприятные.

При Аменемхете III завершили большие ирригационные работы в Фаюмском оазисе, которые были начаты задолго до его правления. При Аменемхете III возвели огромную насыпь (длиной 43,5 км), чтобы осушить большую часть Фаюмского оазиса и сделать ее пригодной для земледелия. Из сочинений греческих авторов известно, что египтяне соорудили шлюзы и плотины, с помощью которых избытки воды от разлива Нила отводили в Фаюмское водохранилище (у греков — Меридово озеро).

Современные вычисления показывают, что таким образом возможно было запасти достаточно воды, чтобы во время низкого уровня воды в Ниле в продолжение 100 дней увеличивать в два раза проток воды в реке вниз по течению реки от Фаюма.

На осушенной земле Фаюмского оазиса были построены город Крокодилополь (или Арсиноя) и храм, посвященный местному богу-крокодилу Собеку (или Себеку). На северной границе осушенной части оазиса установили два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой больше 6 м. На постаментах возвышались громадные (11,7 м) статуи Аменемхета III, высеченные из желтого кварцита. Во время разлива Нила постаменты иногда почти полностью уходили под воду, а статуи выступали прямо из воды — непоколебимые, массивные, величественные.

Там же в Фаюме Аменемхет III создал интересное каменное строение, вызывавшее восхищение у греков. Это обширное здание с многочисленными коридорами и залами греки назвали Лабиринтом. Лабиринт имел в действительности впечатляющие размеры: длина — 305 м, ширина — 244 м. Он насчитывал 3 000 помещений, в том числе 1 500 подземных комнат. Греческий географ Стробон писал, что потолок каждой комнаты был из цельного камня, а все коридоры были покрыты отшлифованными каменными плитами необычайно больших размеров, причем ни дерево, ни другие материалы при строительстве не применялись — только камень. Здание, которое произвело неизгладимое впечатление на греческих путешественников, вероятно, строилось в качестве заупокойного храма Аменемхета III.

Возможно предположить, что Лабиринт имел другое предназначение, и в каждом зале должны были стоять статуи многочисленных богов — общих египетских и местных номовых. Единое для всех святилище могло бы послужить духовному объединению народа всего Египта под властью правящей династии. От храма-Лабиринта сохранились лишь фрагменты рельефов, украшавших стены здания, да несколько кусков разбитых колонн.

Аменемхет III возвел для себя две пирамиды. Такое бывало очень редко: после правления Снофру в эпоху Древнего царства никто из египетских фараонов не строил себе сразу две пирамиды. Одна пирамида Аменемхета III построена в Дахшуре из сырцового кирпича. Гранит использовался только для укрепления перекрытий камер и для пирамидиона — камня пирамидальной формы, венчавшего вершину пирамиды. В этой пирамиде фараон повелел сделать два входа.

Один из них находился по традиции на северной стороне пирамиды и вел в лабиринт коридоров, заканчивавшийся тупиком. Второй вход был устроен в юго-восточном углу и также вел в длинный лабиринт, но по коридорам этого лабиринта возможно было попасть вниз, в погребальную камеру с красным саркофагом. Аменемхета III в этой пирамиде не похоронили. Вблизи ее найдена гробница другого фараона, возможно, из следующей XIII династии. Почему фараон не использовал полностью готовую, специально для него возведенную пирамиду, остается тайной.

Вторая пирамида Аменемхета III построена в Хаваре. Эта пирамида находилась в центре вновь основанного царского некрополя, частью которого, возможно, был и знаменитый Лабиринт. Сейчас от нее остался только приплюснутый глиняный конус диаметром около 100 м и высотой 20 м. Вход в погребальную камеру находился с южной стороны пирамиды. Сама камера сделана великолепно и является прекрасным образцом древнеегипетских архитектурных традиций.

Просторная погребальная камера вытесана из цельной глыбы твердого желтого кварцита весом более 100 т. Толщина стен составляет 60 см. Крышка из кварцита имеет толщину 1,2 м и весит около 45 т. Сверху камера перекрыта двускатной крышей из двух известняковых блоков весом по 50 т каждый. В камере находятся два саркофага. Судя по надписям, в одном был похоронен сам Аменемхет III, в другой — его дочь Птахнефру. Для дочери предназначалась небольшая пирамида рядом с главной. Аменемхет III правил около 45 лет и так же, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы.

 


 

В.Пименова

ред. shtorm777.ru