Гении идиоты

Идиот-гений– загадка и вызов науке

Вы наверняка слышали, что границы между гениальностью и идиотизмом едва различимы. Тут будут приведены примеры, где такой границы попросту нет, где две крайности уживаются в одном и том же уме.

• Вот картина жалкого существа, нарисованная доктором А.Тредголдом в монументальной работе «Умственная недостаточность». Имя идиота Флери, и вся его жизнь прошла в психиатрической больнице в французском городке Армантьер.

Флери появился на свет в семье сифилитиков. родился он слепым и слабоумным. Родители в скором времени отказались от него, и он оказался в стенах психушки, где и подметили его необычный дар решать арифметические задачки в уме. Попытки обучить его прописным истинам ни к чему не привели – Флери почти ничего не усваивал. Сутулый, с шаркающей походкой, с затуманенными глазами, робкий, он дни напролет слонялся по залам и площадкам учреждения, ставшего ему родным домом.

Но бывали периоды, когда Флери как бы выходил из своего кокона идиотизма и удивлял ученых. В такие дни собирались специалисты, чтобы проверить, в действительности ли Флери обладает какими-то уникальными способностями. За ним ходила слава молниеносного счетчика. И что же? Действительно, ученые уходили с этих встреч как будто более мудрыми и не менее обескураженными. Флери производил в уме расчеты со скоростью и точностью, не поддающимися объяснению.

Как-то Флери показали группе из 12 ведущих европейских ученых и математиков, для демонстрации его таланты. Его привели в комнату, а он от испуга прижался к стене и глупо ухмылялся, совсем растерявшись от присутствия стольких незнакомых лиц. Сопровождающий его человек прочитал ему вопрос, который подготовили ученые: у тебя 64 коробки, в первую коробку ты положил одно зерно, а в каждую последующую – вдвое больше, чем в предыдущую, сколько всего зерен окажется в 64 коробках?

Флери не переставал хихикать, пряча лицо от профессоров. Сопровождающий спросил его, понял ли он вопрос. Да, понял. Знает ли он ответ? Не прошло и полминуты, как Флери сообщил правильную цифру: 18 446 734 073 709 551 615.

Флери, идиот из клиники Армантьера, проделывал такого рода расчеты и для астрономов, архитекторов, банковских служащих, сборщиков налогов, кораблестроителей. И всякий раз он давал точный ответ в течение нескольких секунд. Такие расчеты никто не мог производить до наступления эры электронно-вычислительной техники, десятилетия спустя после смерти Флери.

• В некоторой мере случай с Флери напоминает другой, связанный с именем Тома Уиггинса, дебила, родившегося от рабыни в поместье Бетьюнов в 1849 году, штат Алабама. Том тоже уродился слепым, а потому как за слепым ребенком требовался усиленный уход, хозяева разрешили матери держать его при себе в доме. Дом был огромный, но Том быстро научился ориентироваться во всех закоулках, мог пройти куда хотел без помощи взрослых. Больше всего он любил стоять неподвижно под парадной лестницей и слушать тиканье часов, принадлежащих деду хозяина дома.

Как-то раз, прекрасным весенним вечером 1855 года, когда Тому было уже шесть лет, к Бетьюнам приехали гости из Монтгомери. Устроили некоторое представление. Свекровь и невестка Бетьюн исполнили на пианино две пьесы. Обе были отличными пианистками с дипломами Бостонской консерватории.

Когда гости уже пошли спать, младшая Бетьюн была очень удивлена, когда услышала звуки музыки, доносившиеся из зала. Неужели свекровь в такой поздний час решила еще раз сыграть пьесу? Однако скоро молодая Бетьюн убедилась, что свекровь крепко спит. Еще более удивившись, невестка на цыпочках спустилась в зал, где находилось пианино.

При лунном свете, струившемся через высокие окна, она увидала слепого Тома, сидевшего за инструментом и проходившегося короткими пальцами по клавиатуре пианино. С паузами, но без единой ошибки он проигрывал одну из мелодий, исполненных дамами вечером. Пройдя по клавишам один раз, как бы осваиваясь с пианино, он внезапно заиграл быстро и вдохновенно, в точности следуя мелодии и темпу пьесы, услышанной за несколько часов перед этим.

Как потом выяснили, ребенок попал в зал через открытое окно, подошел к пианино, до которого он ранее мог лишь дотрагиваться, и повторял ноту за нотой, пока не закончил всю мелодию, сыгранную опытными пианистками.

Том Уиггинс, слепой недоумок, стал Слепым Томом – музыкальным вундеркиндом. Бетьюны открыли, что у него был замечательный дар безошибочной имитации. Какой бы сложной ни была пьеса, он тут же повторял ее в точности делая те же ошибки, что и пианисты.

Слух о его таланте быстро распространился по всей стране, и Бетьюны начали устраивать представления вначале в южных городах, а потом в Нью-Йорке, Чикаго, Цинциннати и других.

25-ти летний Слепой Том разъезжал по США и странам Европы с концертами и поражал публику тем, что, прослушав знаменитых музыкантов, тут же повторял услышанное с тончайшими оттенками экспрессии. Деньги потекли рекой. Молодая миссис Бетьюн благоразумно организовала специальный фонд, позволивший Тому прожить безбедную жизнь.


Каким образом слепой слабоумный пианист впервые познакомился с клавиатурой пианино, до сих пор остается загадкой. Ребенком его не впускали в зал, где находилось пианино, и впоследствии он даже не мог припомнить, пытался ли когда-то играть до той ночи.

Том достиг зрелого возраста, весил 250 фунтов (113 кг) и, имея ум ребенка, доставлял массу хлопот окружающим, в особенности во время поездок. За едой он разбрасывал пищу как капризное дитя, а после спектаклей, довольный аплодисментами, становился на голову посреди сцены – номер вовсе не для музыканта.

Слепой Том Уиггинс, пианист-идиот, со временем стал утрачивать свой невероятный талант. В среднем возрасте он вновь превратился в сопливого беспомощного дебила (и умер таковым в 1907 году), живя на средства, оставшиеся после фантастической карьеры.

• В богатой семье в Берне, Швейцария, в 1768 году появился на свет мальчик, окрещенный Готфридом Майндом. Признаки умственной отсталости, отмечавшиеся у ребенка, в скором времени переросли в явную дебильность.

Семья была состоятельной, потому для интеллектуального развития ребенка делали все, но все напрасно. С рождения и до самой смерти, наступившей в 1814 году, в возрасте 46 лет, Готфрид Майнд был умственно отсталый человек, был не способен следить за собой, потому во время прогулок его сопровождал телохранитель.

Еще в детстве Готфрид познакомился с красками, мелками и грифельной доской. Скоро он начал рисовать удивительные картинки, некоторые из них были выполнены акварелью. Погожими днями страж уводил его куда-то в чудесный уголок природы в поместье родителей, и часами Готфрид сидел там, счастливый, бормоча себе что-то под нос, рисуя все, что привлекало внимание этого взрослого младенца.

К 30-ти годам этот жалкий молодой человек прославился на всю Европу своими картинами. Особо удавались ему картины с домашними животными и детьми, к которым он стоял ближе всего по умственному развитию. Картину «Кошка с котятами» купил английский король Георг IV, и на протяжении долгого времени она висела в королевском дворце.

• Такая странная смесь художника и идиота наблюдается в современном двойнике Готфрида Майнда в лице Киоши Ямашита из Кобе, Япония. Как в свое время Готфрид Майнд, Ямашита нуждается в защите и опеке, как ребенок, но его картины приобрели всеобщую известность. Они выставлялись в универсаме Кобе в 1957 году, и, по оценке специалистов, на выставке-продаже побывало больше 100 000 человек.

Рожденный в трущобах, Киоши до такой степени отставал в развитии, что в 12 лет появилась необходимость поместить его в психдиспансер. По линии родителей и родственников никто не был художником, у самого Киоши в детстве подобное призвание не проявлялось, как вдруг он стал делать аппликации: рвал цветную бумагу и кусочки приклеивал на холст.

Талант продолжал развиваться и крепнуть. Медперсонал всячески поощрял Киоши. Начали приносить ему краски, но он их стал есть как конфеты, потом освоил кисти и начал рисовать красками. Теперь он национальный любимец Японии. Журналы спорят между собой за право помещать его рисунки на обложках. Необыкновенный успех в Японии имела книга цветных рисунков Киоши Ямашита, изданная в 1956 году, а сам Киоши в это время бродил по улицам города и просил милостыню, не в состоянии ответить, кто он такой и откуда.

Правительство Японии приставило к Киоши телохранителя, потому как художник может пойти на улицу голым и забрести куда угодно. Однако подчас ему удается улизнуть, и тогда он шатается по улицам, грязный, оборванный, живя подаянием, пока его снова не отыщут.

Доктор Рюзабуро Шикиба, ведущий психиатр Японии, так говорил о Киоши Ямашита: «Идиот-мудрец – загадка и вызов науке».

• Случай с Джеффри Джанетом, родившимся в 1945 году в английском Илфорде, слепым калекой, лишний раз подчеркивает эфемерность границы между идиотизмом и гениальностью. Медики осмотрев скорченного младенца сказали родителям: «Он будет слабоумным и протянет от силы два года».

Джеффри Джанет не только «протянул», но и стал замечательным парнем с талантами настоящего гения. В 16 лет, слепой, не в состоянии передвигаться самостоятельно, Джеффри демонстрировал ошеломляющие способности.

Врачи и журналисты были свидетели того, как Джеффри повторял наизусть все программы британского радио и телевидения за целую неделю, прочитанные ему один раз.

Этот идиот, «который от силы мог протянуть два года», делал сложные математические расчеты, за секунды давая правильные ответы. Каким-то ему только доступным способом он за несколько секунд мог абсолютно точно узнать, на какое число придется любой день передачи в будущем или приходился в прошлом, даже с учетом изменений в календаре.

Его феноменальный талант просто игнорировал все данные медицинской практики, лишний раз утверждая, как мало мы знаем о стране чудес, которой является мозг человека.

 


 

 Ф.Эдвардс

ред. shtorm777.ru