с того света, монахи

История эта удивительна уже тем, что продолжалась на протяжении 10 лет и на протяжении всего этого времени главными действующими героями были не только люди, но и духи.
Началось все в 1907 году, когда англиканская церковь купила развалины Гластонберийского аббатства, у которого была богатейшая история и которое 7 веков назад процветало благодаря толпам пилигримов, которые со всех концов Англии устремились к месту захоронения короля Артура.
Но на момент приобретения аббатства никто точно не мог сказать, где располагаются главные его святилища. Для установления этого, необходимы были раскопки. Проведением и организацией раскопок церковь назначила руководить признанного авторитета в области готической архитектуры 44-летнего археолога Фредерика Блая Бонда.
Ему поручалось отыскать две часовни, чье нахождение к этому времени было для всех неразрешимой тайной. Из-за нехватки средств раскопки проводили намного медленнее, чем того хотелось бы археологу. И потому для скорейшего решения поставленной задачи Бонд, который был к тому же еще и горячим поклонником парапсихологии, решил прибегнуть к контакту с потусторонним миром посредством автоматического письма.
1907 год, 7 ноября — во второй половине дня Бонд и его друг Джон Аллейн Бартлет, у которого был солидный опыт занятий автоматическим письмом, в бристольском офисе Бонда сели за стол, чтобы впервые попытаться вступить в переговоры с давно усопшими.
Бартлет опустил остро отточенное острие карандаша на белый лист бумаги, а Бонд мягко коснулся его свободной руки. Какое-то время бесцельно проблуждав по бумаге, карандаш начал вычерчивать контуры, в которых Бонд узнал план Гластонберийского аббатства. Потом карандаш вывел прямоугольник в восточной части монастыря, и после просьбы сообщить подробности карандаш (а точнее дух, управлявший им через Бартлета) подтвердил, что это – построенная аббатом Биром часовня Эдгара. Чуть позднее карандаш обозначил вторую часовню к северу от главного здания аббатства.
На вопрос, кто все это пишет, последовал ответ: «Иоханнес Брайант, монах и вольный каменщик», то есть масон. Через 4 дня они установили, что Брайант был хранителем часовни во времена правления Генриха VII и умер он в 1533 году.
Кроме Брайанта, с Бондом и Бартлетом стали контактировать и другие монахи Гластонберийского аббатства, каждый из которых имел свой индивидуальный почерк, добросовестно воспроизводимый Бартлетом на бумаге. В продолжение тех нескольких месяцев спиритического общения давно умершие монахи сообщили археологу и его другу ряд довольно полезных сведений о старинных постройках монастыря.
В конце концов, в мае 1909 года Бонд приступил к раскопкам. Но перед тем как начать их, он еще какое-то время сомневался: то ли следовать указаниям монахов с того света, то ли просто положиться на удачу. И Бонд избрал первый вариант.
В назначенное время как раз в том месте, где карандаш начертил первый прямоугольник, землекопы вырыли траншею и обнаружили высокую, в 10 метров длиной, стену, о существовании которой никто ранее не подозревал. Раскопки продолжались и привели к появлению на свет остова архитектурного сооружения, которое не могло быть ничем иным, как часовней Эдгара.
Чем дольше проводили раскопки, тем больше Бонд убеждался в надежности автоматического письма. Так, к примеру, духи ему передали, что крыша часовни окрашена в золотой и малиновый цвета. И в действительности, рабочим начали попадаться арочные украшения со следами золотой и малиновой краски. Или еще: монахи утверждали, будто окна часовни выполнены из голубого мозаичного стекла. И в правду посреди руин отыскали соответствующие осколки. Это было тем более удивительно, потому что для того периода характерным являлось лишь белое и золотое стекло.
Еще более удивило Бонда утверждение монахов о существовании в восточной части часовни двери, которая вела на улицу. В это было трудно поверить хотя бы потому, что в большинстве церквей вообще отсутствуют двери позади алтаря. Но часовня Эдгара оказалась исключением.
Духи монахов аббатства сообщили Бонду даже размер часовни. Это уже превосходило все мыслимые ожидания археолога, и он, естественно, отнесся весьма скептически к этой информации. Но монахи и в этом случае были правы…
Целых 10 лет Бонд хранил в тайне источник своей поразительной способности буквально «видеть под землей». А проявлял осторожность он не потому, что боялся насмешек коллег. А причина этого была совсем иной: англиканская церковь довольно плохо относилась к занятию спиритизмом. И когда в 1918 году вышла в свет книга Бонда «Врата памяти», в которой он подробно описал историю своего общения с «очевидцами» исторических событий, все было кончено: карьера Бонда рухнула. Ассигнования на дальнейшие раскопки были урезаны. А в 1922 году археолога навсегда отстранили от раскопок в Гластонберийском аббатстве.
Остаток жизни Фредерик Блай Бонд провел в Америке, занимаясь, правда, не археологией, а спиритизмом. Умер он в 1945 году в одиночестве, бедности и озлобленности.

 


 

Анатолий Бернацкий

ред. shtorm777.ru