История Древнего Китая

История Древнего Китая

Инь (или Шан) – раннее государство на территории Китая – основанное около 1400 года до н. э. иньцами в долине среднего течения реки Хуанхэ.

История Древнего Китая загадочна и таинственна, существует много легенд тесно связанных с реальными фактами. Образование китайской империи по традиции связывают с именами полумифических образцовых правителей Яо и Шуня, а также с именем Юя, министра императора Шуня, который был основателем первой династии императоров Древнего Китая. Согласно легендам, потомки мудрого Юя несколько столетий были правителями Китая, но в XVIII столетии до н. э. власть перешла к династии Инь.

Существуют списки императоров из этой династии и рассказы о некоторых их деяниях. Но ученые считают, что это скорей легенды, чем исторические сведения, считая достоверными данные об истории Древнего Китая лишь с XII столетия до н. э., когда к власти пришли императоры из династии Чжоу. Что до династии Инь, то реальность ее существования еще в начале XX столетия вызывала сомнения ученых.

Толчком к удивительным открытиям, связанным с историей Древнего Китая, послужил странный компонент одного китайского снадобья, применявшегося для лечения малярии, – так называемые «кости дракона». 1899 год — главный секретарь императорской Академии наук Ван Ижун, которому доктора прописали такой препарат, обратил внимание на то, что на неистолченных костях есть хорошо различимые знаки, чем-то напоминающие китайские иероглифы, применявшиеся в период правления династии Чжоу. Ученый сделал предположение, что эти иероглифы могут быть более древними, чем письменность эпохи Чжоу.

Ученый собрал коллекцию «костей дракона» с надписями и основательно изучил их. Ван Ижун нашел немало сходств некоторых знаков с современными иероглифами, имеющими значения «гадать», «счастливое предзнаменование» и т. п. Ученый выдвинул гипотезу, что так называемые «кости дракона» в действительности могли быть гадательными костями, которые использовали в глубокой древности. Эта версия ученого оказалась верной. На самом деле, китайцы в древности нередко применяли для гадания кусочки костей или черепашьих панцирей с нанесенными знаками, в надежде узнать волю духов и привлечь их помощь и расположение.

Такого рода кости весьма часто находили крестьяне, которые и принимали их за легендарные «кости дракона», которые считались в китайской медицине целебным средством. Ученые смогли установить, что кости были обнаружены в районе селения Сяотунь в провинции Хэнань, неподалеку от города Аньян.

Большая работа по расшифровке надписей на древних гадательных костях была проделана китайским ученым Ло Чжэньюй. Ему удалось прочесть на «костях дракона» имена правителей из династии Инь, которые были упомянуты и в древнейших китайских хрониках. По этим документам, столица государства Инь находилась именно там, где крестьяне обнаружили много «костей дракона», – поблизости селения Сяотунь. При дальнейшем исследовании, которые проводили несколько ученых, установили, что гадательные кости относятся к XIV–XII столетиям до н. э. – периоду правления полумифической династии Инь. Также ученые смогли соотнести каждую надпись со временем правления того или иного императора династии Инь.


На данный момент известно несколько сотен тысяч костей с надписями. Их содержание довольно разнообразно: люди обращались к духам с самыми разными просьбами и вопросами. Ценность этих находок заключена в том, что информация на костях была правдива – ведь она не была предназначена для прочтения людьми. Историки нередко обращаются к надписям на костях при анализе данных, почерпнутых из древних китайских хроник.

1928 год — в окрестностях Сяотуня ученые из Института истории и филологии Китайской академии наук начали раскопки. Археологи столкнулись с множеством трудностей, одной из которых был суеверный страх простых китайцев перед духами. Местное население считало, что духи погребенных в древних могилах, если их потревожить, разгневаются и отомстят живым. Кроме этого, политическая обстановка в Китае в те времена была сложная. Климатические особенности провинции Хэнань – сильные ветры – тоже затрудняли работу.

Однако археологические раскопки 1928–1937 годов увенчались успехом. Ученым удалось обнаружить развалины столицы государства Инь, или Шан, как оно именовалось в надписях на гадательных костях. Но из-за японской интервенции работа по изучению древнего города была прервана и возобновилась лишь в 1950 г.

Название столицы древнего государства, а также и всей империи повторяло фамилию правящей династии – Шан; название Инь было более поздним. Государство Шан располагалось на территории современной китайской провинции Хэнань. Согласно легендам, город Шан стал столицей в XIV столетии до н. э., после пятикратного перенесения столицы.

Шан занимал довольно обширную территорию, его окружала крепостная стена. Кругом лежали плодородные земли и тучные пастбища. Особенности ландшафта – река и горы – некоторым образом защищали город.

Археологами были обнаружены руины дворцов и ремесленных кварталов. Обычным жилищем простого народа и рабов были землянки с дерновой кровлей. Дворцы знатных шанцев воздвигали на специальных возвышениях из утрамбованной земли. Двускатная крыша покоилась на трех рядах деревянных колонн, основанием которым служили каменные или бронзовые плиты. Ученые пришли к выводу, что стены дворцов возводились из утрамбованной земли, а потом, как видно, покрывались яркой росписью. Деревянные конструкции украшались резьбой и инкрустировались кабаньими клыками.

Из горного озера по деревянным желобам в дома богатых жителей подавали воду. Поблизости от дворцов располагался храм, на развалинах которого археологами было обнаружено множество гадательных костей с надписями.

Во главе государства был правитель «ван», который вместе с этим являлся главным военачальником и верховным жрецом. Ученые считают, что свои решения правителю было необходимо согласовывать с советом, состоявшим из представителей аристократии, и народным собранием. Власть вана переходила по наследству от старшего брата к младшему, сын мог наследовать отцу лишь при отсутствии у того братьев.

Сведений о политической истории Шана сохранилось немного. Ученые смогли установить, что государство вело постоянные войны. В XII столетии до н. э. с северо-запада вторглись чжоусцы, которые завоевали Шан и создали свое государство – Западное Чжоу.

Основные занятия населения Шана, это земледелие и скотоводство. В результате раскопок выяснили, что для сельскохозяйственных работ шанцы использовали орудия из камня и бронзы, также обнаружены останки простейших оросительных сооружений.

В Шане были хорошо развиты многие ремесла: ткачество и шелководство, гончарное дело, деревообработка и оружейное дело. Оружие изготавливали из бронзы, из нее же шанцы делали разные инструменты и высокохудожественные изделия, к примеру украшенные орнаментом сосуды. Керамические изделия древние китайцы тоже покрывали узорами, а после обжигали. Вещи постоянного обихода изготавливали из дерева.

Древние китайцы могли работать с мрамором – в гробницах было обнаружен большое количество скульптурных изображений людей и животных. Многие художественные поделки изготавливались из кости и нефрита. Костяные изделия часто покрывали искусной резьбой, а из нефрита шанцы любили делать миниатюрные фигурки зверей и птиц.

Археологами были обнаружены древнекитайские музыкальные инструменты, среди которых были ударные и духовые. Один из них был похож на флейту, а другой – на лютню.

Шанцы вели торговлю со многими государствами, в том числе и с весьма отдаленными. Во время раскопок археологи обнаружили кости кита, привезенного с морского побережья. Возможно, что медь и олово Шану поставляли из областей Южного Китая и с верхнего течения реки Янцзы. А в древних поселениях в Сибири были найдены шанские изделия из бронзы. В качестве денежной единицы в Шане применяли связки раковин каури.

У жителей Шана еще сохранялся древний культ животных-тотемов, в том числе и женских – Женщина-дракон, Западная и Восточная матери, но имелись и другие божества. Из стихий природы особо почитали ветер, который называли «Царь-ветер», а также «Посланец Ди». Возможно, этот Ди, или же иначе Шан-ди, являлся верховным богом в древнекитайском пантеоне. «Ди» означает «владыка, повелитель», поздней это слово стало титулом императора.

Большое значение в религиозных верованиях китайцев играл культ предков и духов. Им в жертву приносились домашние и дикие животные, а также пленные враги, которым отрубали головы.

Культ предков отразился в погребальных обрядах древних китайцев. Гробницы правителей и знатных людей представляли из себя что-то наподобие огромных перевернутых усеченных пирамид с лестницами с двух или четырех сторон. Стены зала-саркофага, находящегося на многометровой глубине, украшали резьбой и росписью. В центре помещали находился гроб с телом покойного. Тут же складывались многочисленные изделия из золота, бронзы, камня и керамики – скульптуры, оружие, сосуды и украшения.

По обычаям шанцев, в саркофаге обязательно хоронили воина или собаку, которые должны были защитить своего господина от злых духов. У входа в гробницу закапывали большое количество рабов, воинов, коней и собак. Сверху сооружали настил из бревен, по окончании церемонии гробницу засыпали землей.

Ученым удалось обнаружить гробницы, имевшие два яруса. В верхнем зале были погребены принесенные в жертву рабы, а вдоль стен были зарыты отрубленные человеческие головы. Временами захоронения тех, кто по верованиям древних китайцев должен был сопровождать покойного в иной мир, располагались вокруг основной гробницы.

Относительно захоронений простого народа, то они были гораздо меньшего размера и с незначительным количеством дорогой утвари. Тело покойника не помещали в гроб, а попросту заворачивали в циновку.

Археологические исследования Шана позволили сделать важные выводы о развитии китайской цивилизации. Раньше ученые предполагали, что древнейшее местное население не умело обрабатывать бронзу, и это ремесло появилось в Китае благодаря племенам, которые пришли из западных районов. Но при раскопках в Сяотуне были обнаружены предметы, принадлежащие к древней местной культуре, предшествовавшей цивилизации Шана. Ученые условно назвали ее «культурой чернолощеной керамики». Очевидно, что она была промежуточным звеном между неолитической культурой и цивилизацией Шана.

Антропологическое изучение останков в шанских погребениях дало возможность ученым прийти к выводу, что эти люди принадлежали к тому же антропологическому типу, что и их современники, проживавшие в Северном Китае. Следовательно, культура Шана имеет местные корни.

 

 


 

Л.Антонова

ред. shtorm777.ru