Кто такой Дон Жуан

Кто такой Дон Жуан и как появился этот образ?

Так хорошо нам известный по литературным и музыкальным произведениям Дон Жуан, коварный соблазнитель, разрушитель семей, искатель наслаждений и приключений, дерзкий и смелый – имел по крайней мере 2-х реальных прототипов, считает историк С.Первушин.

Легенда о Дон Жуане (хотя Дон Хуан именно так правильно звучит его имя) обязана своим появлением и существованием, как это ни парадоксально прозвучит, духовенству Испании. Надо было поддерживать в народе веру в неотвратимости наказания за грехи: не только после смерти ввергаются в ад нарушители Божьих заповедей. Это может случится и раньше, если карающая рука Господня настигнет превысившего меру смертных грехов.

«Вот смерть, удовлетворяющая все и всех. Оскорбленное Небо, поруганные законы, обольщенные девушки, разрушенные семьи, опозоренные родители, развращенные жены, осмеянные мужья – все должны быть довольны». Ужасная кара за безбожие – такой конец легенды.

Чтобы разобраться во всем, обратимся к историческим документам. Дон Жуан жил в XIV веке, во времена короля Кастилии Педро Жестокого, в просторечии называемого доном Педро.

Дон Жуан родился в Севилье. Его отец Алонсо Тенорио при короле Альфонсе XII был знаменит как боевой адмирал, одержавший много побед в сражениях с маврами. Погиб геройски во время морского сражения близ Трафальгара с мечом в одной и знаменем в другой руке. После смерти оставил несчастную вдову Эльвиру с четырьмя детьми.

Младший из них, Жуан, был сверстником и другом детства инфанта, который со временем станет королем Педро Жестоким.

Придя к власти в 1350 г., король назначил старшего брата Дон Жуана, Алонсо, альгвасилом в Толедо. Второй брат, Гарсия, поддерживал брата короля, Генриха, и потому впоследствии его казнили. Тереза, сестра Дон Жуана, жила в родовом дворце, который Тенорио взяли себе как военную добычу после изгнания мавров из Севильи. Дон Жуан, по необузданному нраву и устремлению к любовным авантюрам очень похожий на короля дона Педро, был с ним в дружеских отношениях.


Любовницей дона Педро была знаменитая Мария Падилья, приходившаяся близкой родственницей Дон Жуану.

Похождения короля и его друга служили постоянной пищей для сплетен при дворе.

Мужья красавиц, их отцы и матери пребывали все время в беспокойстве. Именно тогда и начал составляться список жертв страсти Дон Жуана, со временем подтвержденный документально усердиями въедливых историографов.

Не только молоденькие и неопытные севильянки, но и жены довольно родовитых дворян падали в объятия Дон Жуана. Красавицы попросту не представляли, что возможно противостоять его чарам. Множество похищений и дуэли сходили ему с рук благодаря дружбе с королем.

Как-то раз Дон Жуан задумал похитить дочь командора Гонсало Уллоа. Золото и собственная ловкость помогли ему пробраться в дом, проникнуть в комнату донны Анны. Туда внезапно вошел отец. Ссора перешла в схватку, и командор был убит. Дон Жуан, понимая серьезность произошедшего, на некоторое время уехал из Севильи.

Командор был похоронен в монастыре Святого Франциска, в фамильном склепе. Родственники убитого, несмотря на ненависть к убийце, не осмелились привлечь его к суду или пожаловаться королю, зная, что он будет не на их стороне. Они затаили жажду мести и решили ждать более подходящего случая. Неизвестно, сколько им довелось бы ждать, если бы не помогли монахи-францисканцы. Они послали Дон Жуану любовное письмо от имени красавицы и назначили ему свидание ночью в монастыре. Это якобы менее опасно, чем попытки пробраться в ее дом в Севилье.

Дон Жуан, конечно, прекрасно осознавал, какой опасности он подвергается в этом монастыре, но все-же отправился туда в назначенный час. И уже не возвратился оттуда…

Монахи обрызгали кровью статую командора, воздвигнутую на его могиле, и распустили слух, что Дон Жуан ночью проник в усыпальницу с намерением осквернить мраморную статую, но она ожила, схватила нечестивца и низвергла в ад. Ни один благочестивый испанец, конечно, не посмел бы усомниться в истинности этого рассказа. И на этом закончилась блистательная эпопея побед Дон Жуана в битвах любви, череда авантюр, смертей и растоптанных судеб…

Капелла со статуей командора погибла во время пожара в середине XVIII века. Но и в XIX столетии в Севилье близ Аламеда-Вьеха туристам показывали полуразрушенную статую, которую якобы собирался оскорбить Дон Жуан. Испанцы назвали ее «Каменный Гость».

В Испании по сей день сохранились народные предания и обычаи, связанные с Дон Жуаном. И сейчас туристам показывают в Севилье дом, где он предавался разврату и где его в конуе концов задушил дьявол. Дом этот расположен на Пласа-де-ла-Фериа и уже 200 лет принадлежит графскому роду Монтихо-и-Теба. Большая часть его сохранена в том виде, каким он был при Дон Жуане, однако туристов владельцы внутрь не пускают. В городских кафе и сельских трактирах частенько поют душещипательные романсы о «бесконечном любовнике», чья блистательная жизнь оборвалась так трагично; о безутешных возлюбленных, сохранивших до последнего вздоха воспоминания о пылких лобзаниях Дон Жуана; о неотвратимости возмездия за нарушение библейской заповеди…

Левальдес в «Мадридских письмах» рассказывал: «Мы знаем, что Дон Жуан Моцарта, Мольера и Байрона происходит из Испании, но немногие, вероятно, могут представить, что память о его делах так глубоко укоренилась в народе. Ежегодно на Масленицу во вторник устраивают многотысячную процессию, во время которой несут изображение Дон Жуана, одетого во все белое, стоящего на коленях на белой подушке. Вначале его обносят вокруг площади, где происходит бой быков, а потом несут на Прадо. Это должно означать, что знаменитый севильский грешник при жизни не успел покаяться и только теперь всенародно делает это.

Другую церемонию проводят в среду на первой неделе Великого поста. Дон Жуана, одетого во все черное, со связанными ногами укладывают на спину на носилки. В сложенные накрест руки ему вкладывается сарделька. За носилками шествует огромная толпа народа и духовных лиц с зажженными свечами. Процессия с большой пышностью продвигается к отдаленному предместью, где на берегу канала уже накрыты пиршественные столы.

Там Дон Жуан воскресает и начинается веселье. Эта церемония называется „enterrar la Sardina“ („погребение сардельки“). Знатоки говорят, что в руках знаменитого любовника находится „многогрешное мужское естество“, имитируемое сарделькой. Но простые испанцы на мой вопрос, что означает этот обычай, отвечали: „У нас так принято“, или попросту: „Потому!“»

Но знатоки, уточняют что этот обычай относится к другому народному герою, Дон Жуану де Маранье. Он, как и Тенорио, прославился в те времена любовными похождениями, наводя страх на добродетельных мужей и отцов семейств, но закончил несколько иначе своего легендарного предшественника.

Отправившись как-то ночью на любовное свидание к некой даме, желающей украсить лоб мужа ветвистыми рогами, он повстречал в глухом переулке погребальную процессию. Монахи с лицами, закрытыми капюшонами, безмолвно несли роскошный гроб. Другие шли с зажженными свечами.

Неурочное для погребения время, мрачная торжественность процессии привлекли внимание Дон Жуана и он спросил одного из монахов: «Кого хоронят?» – «Великого грешника и распутника Дон Жуана де Маранью». – «Так он уже там, в гробу?» – «Нет еще, но в скором времени будет там», – отвечал монах. Все это до такой степени подействовало на молодого повесу, что он тут же, не заходя домой, отправился в монастырь. Строгим постом и долгими молитвами искупил он свои бесчисленные грехи.

В течении долгого времени легенда о Дон Жуане Тенорио оставалась почти неизвестной вне Испании, где она сохранялась только в устных преданиях. Но в письменную литературу этот любопытный сюжет не проник. Известностью своей он обязан, как ни странно, духовному лицу.

Габриель Теллес, более известный под именем Тирсо де Молина, монах и писатель, первым воспользовался историей Дон Жуана для своей драмы «Севильский обольститель». Очередная поездка по делам монашеского братства привела его в Севилью, в тот самый монастырь францисканцев, где великий грешник закончил свои дни.

Там он услыхал рассказ монахов, потом ознакомился с записями в хрониках. Но не ограничился этим – собрал народные легенды, беседовал с потомками родов, которым Дон Жуан нанес тяжкие обиды своим буйным темпераментом; добрался и до некоторых документов, оставшихся доселе неизвестными.

Все эти впечатления воодушевили Тирсо де Молину создать драму, далеко опережавшую пьесы тех времен. Он был современником Лопе де Веги и талантливейшим предшественником Кальдерона и Шекспира.

К сожалению, теперь он почти позабыт. Монастырское бытие, конечно, отразилось на его пьесах. Он кажется тяжеловесным и старомодным, но если подойти к его драмам без предубеждения, то найдем в них глубокое понимание жизни и человеческих характеров; многие мысли автора созвучны нашему времени. Канва действительных событий передана полностью. Отец Дон Хуана, пытаясь отвлечь его от беспутной жизни, посылает сына в Неаполь к дяде, посланнику при тамошнем королевском дворе. Но это только придает его похождениям, так сказать, интернациональный характер, увеличивая длинный ряд любовных побед.

В скором времени после прибытия в Неаполь, Дон Жуан влюбляется в герцогиню Изабеллу. Похитив плащ Октавио, ее жениха, наш герой ночью проникает в покои Изабеллы. Она, увы, узнает Дон Жуана по голосу и громко кричит. Являются король и Октавио. Разгневанный король приказывает отдать Дон Жуана дяде, чтобы тот примерно наказал его. Тот готов отдать беспутного племянника под суд, но ему удается избежать когтей правосудия и бежать в Испанию. Все эти перипетии имели место в жизни.

Его сопровождает верный слуга Каталиной, прообраз будущих Сганареля и Лепорелло, смышленый, но трусливый, увертывающийся любыми способами от рискованных поручений своего хозяина и читающий ему при случае мораль.

Далее в драме – романтическая вставка (правда, имеющая в своей основе одну из легенд о великом обольстителе): корабль терпит крушение у берегов Испании, беглецов удалось спасти, и рыбачка Тизбея влюбляется в Дон Жуана, находящегося без сознания. Придя в себя, восхищенный красотой девушки, он остается верен себе: говорит ей о своей безумной любви, быстро овладевает ею и убегает в Севилью. Несчастная бросается в волны, но ее успевают спасти.

Возвратившись в Севилью Дон Жуан продолжает романтические похождения и встречается с давним приятелем, маркизом де ла Мотой, расхваливающим свою невесту, донну Анну. Дон Жуана раздражает ставший «на путь истинный» маркиз – он решает отбить у него невесту.

Случайно в руки Дон Жуана попадает письмо, в котором Анна назначила свидание маркизу. Придя туда, коварный обольститель неожиданно встречает ее отца, командора Дон Алонсо, который выхватывает меч, чтобы защитить дочь. В короткой схватке Дон Жуан смертельно ранит командора. Когда его хотят схватить, он сваливает вину на де ла Моту, пришедшего на свидание с опозданием и оказавшегося у тела убитого, когда явилась стража.

Преступления Дон Жуана начинают раскрываться, и его жертвы решают действовать против него сообща. Вначале в Севилью приезжает Изабелла, и король Испании предлагает Дон Жуану жениться на ней, тем самым восстановив ее поруганную честь. Встретившись с ней, он вновь влюбляется и уже готов закончить бурную жизнь законным браком.

Неожиданно на пир к Дон Жуану является командор и берет с него слово, что тот, в свою очередь, придет к нему.

В назначенную ночь Дон Жуан является в церковь, ощупью пробирается вперед, пока не натыкается на статую, которая вышла к нему навстречу. После «могильного» ужина, до которого никто не дотрагивался, настает расплата. Каменный хозяин берет за руку Дон Хуана и влечет его за собой. Отчаянный идальго выхватывает шпагу и пытается заколоть командора второй раз. Клинок пронзает только воздух. Дон Жуан обращается к Богу, клянется, что честь донны Анны не была запятнанной, и требует духовника. Поздно: земля разверзается и оба проваливаются в ад.

В документах тех времен иногда встречаются удивительные для нас пассажи. Летописец Гвидо де Бонифацио был очевидцем краткого пребывания Дон Жуана в Неаполе.

Возвратившись в родное Палермо, Гвидо пишет довольно свободно о череде «подвигов во славу Венеры»: «Стараниями разгневанных отцов некоторые опечаленные девицы очень быстро приобрели мужей. В скором времени в их семьях появятся прелестные отпрыски, и, хотя никто не посмеет назвать их бастардами, род Тенорио продолжится в Неаполитанском королевстве.

Сей идальго благороден и храбр, приятен лицом и, если бы не приверженность к плотскому греху, был бы желанным мужем и отцом в любой семье. Его кончина была предопределена свыше. Гибель в объятиях каменной статуи за необузданную многогрешность есть предостережение для иных нарушителей Божьих Заповедей».

Несмотря на порочность своей натуры и бесконечный эгоизм, Дон Жуан по-прежнему остается одним из популярнейших героев прошлого. Почти четыре столетия назад его имя впервые прозвучало по всей Европе в пьесе благочестивого монаха и с того времени стало нарицательным. Его образ повторялся в множестве литературных и музыкальных произведений.

В конце XVIII столетия в архиве Саламанкской епархии было обнаружено письмо, в котором упоминается Тирсо де Молина («брат Габриель»). Даты нет, но по содержанию возможно предположить, что оно было написано в 40-х годах того столетия, когда «Севильский обольститель» стал широко известен в Европе.

Картахена де Альмейда, кордовский лиценциат, посетил Севилью спустя 50 лет после гибели Дон Жуана. Среди его воспоминаний об этом путешествии была обнаружена в 1522 г. запись, касавшаяся последующих событий. Она оставалась почти неизвестной до времени Тирсо де Молина, который отыскал ее в собрании манускриптов некоего знатного рода. Но она не привлекла внимания любознательного монаха, потому как не вписывалась в сюжет его повествования о Дон Жуане. Повторно эти воспоминания были извлечены на свет только в конце XVII столетия.

Де Альмейда посетил монастырь Св. Франциска, и один из монахов в доверительной беседе под великим секретом сообщил, где покоится прах легендарного обольстителя, душа которого была ввергнута в ад. Монах показал ему могильный холмик без надгробия в глубине при-монастырского сада вне стен обители. Он также пояснил, что душу многогрешного идальго дьявол унес, вселившись в статую командора, а бренное тело бросил у гробницы.

Дон Жуан продал душу давно, но не спешил выполнить обещание и находил все новые и новые увертки. Вдобавок он умудрился носить на себе реликвию святого Яго Компостельского. Одна из возлюбленных Дон Жуана, умирая у него на руках от смертельной раны, нанесенной ревнивым мужем, заставила совратителя поклясться, что до самой смерти он не расстанется с реликвией, которую та одела ему на шею слабеющими руками. Дон Жуан пожаловался своему слуге, что ладанка все время жжет его, как раскаленный металл. Приписав сие своей греховности, он не нарушил слово, данное умирающей.

Монахи решили похоронить Дон Жуана тайно. Один из монахов увидел на шее мертвеца цепочку и хотел снять ее, чтобы не оставлять священную реликвию в могиле грешника. Но с криком отдернул руку – цепочка была раскалена. Другой инок решил снять ее с помощью ветки, но приор запретил это. Реликвия осталась на груди нечестивца.

Некоторые из любовниц Дон Жуана, затратив большие деньги на подкупы, смогли узнать, где он похоронен. Они приходили безутешно рыдать, приносили цветы на его могилу. Сила греха была такова, что цветы быстро рассыпались в прах.

А потом наступило вековое забвение (неполное, потому как Дон Жуан продолжал жить в народных сказаниях и романсах) хроники упрятаны под замок, неутешные возлюбленные постепенно ушли в мир иной, за ними последовали (или опередили их) родители и неотмщенные мужья и женихи. Понадобилась любознательность необычного монаха, его удача в поисках, талант драматурга – и перед восхищенными читателями и зрителями Дон Жуан воскрес. Полный жизни, жажды чувственных наслаждений, безудержной храбрости, изощренного коварства.

Когда он признается в любви – это чувство сильное, истинное для данного момента, страстное, и потому его очередные жертвы так бурно откликаются на его призыв. Но так же быстро наступает разочарование: сегодняшняя избранница уже не привлекает больше, он стремится к другой, новой, надеясь найти в ней тот идеал, к которому напрасно стремится.

Недаром у Пушкина Дон Жуан в последние мгновения жизни вспоминает Анну – ту, к которой стремился всю жизнь, стремился, напрасно растрачивая духовные силы в калейдоскопе любовных приключений.

 

 


 

Н. Непомнящий 

ред. shtorm777.ru