Тайны Долины царей

Тайны Долины царей — Долины цариц

Отправимся в знаменитую Долину царей, куда ведет длинная прямая дорога. По ней некогда следовали процессии, провожавшие царскую мумию к жилищу вечности.

Название Долина может ввести в заблуждение. Тот, кто думал увидеть зеленый уголок, будет разочарован. Кругом только камни и выжженные солнцем скалы – одиночество и безмолвие царят над этим строгим пейзажем. Соколы кружат над нерукотворным холмом – Вершиной Запада.

Долина царей – некрополь Нового царства, место, где на протяжении 500 лет находили вечный приют египетские фараоны трех династий. Выбран этот участок был Аменхотепом I (1525–1504 г. до н. э.). Нарушая древний обычай, он первый отделил свою гробницу от заупокойного храма. Хотя ему и поклонялись как святому покровителю этих мест, его склепа там нет. Первым обитателем некрополя стал Тутмос I (1504–1492 г. до н. э.), чье имя означает «рожденный Тотом».

Долина царей называется так потому, что там в основном находятся гробницы фараонов. Но на западном участке, куда ведет извилистая дорога, лишь четыре захоронения, в том числе гробницы Аменхотепа III и Эйе, преемника Тутанхамона. Строго говоря, Долиной царей можно назвать только восточную ее часть.

Надо заметить, что там покоятся около десяти особ нецарской крови, заслуживших эту привилегию, а также множество мумифицированных священных животных.

Гробницы создавались строителями и ремесленниками, которые жили в деревне, сохранившейся до нашего времени. Она носит название Дейр эль-Медина, как и сама Долина.

Некрополь располагается на левом берегу Нила, напротив древней столицы – Фив, сейчас носящей название Луксор. По верованию древних египтян, западный берег великой реки символизировал загробный мир, тогда как на востоке, там, где восходило Солнце, царствовала жизнь. Практически все гробницы Древнего Египта расположены на левом берегу, в мире мертвых, в то время как люди жили на правом.

Последняя гробница некрополя принадлежит Рамзесу XI (1099–1069 г. до н. э.), последнему из Рамзесов. Египет переживал в те времена системный кризис: политический, экономический и общественный. Долина начала привлекать грабителей. Уже к началу первого тысячелетия до нашей эры в некоторых погребениях Долины царей остались только духовные сокровища. В эпоху правления Птолемеев некрополь посещали иноземные, в основном греческие и римские, путешественники. В начале новой эры некоторые христианские аскеты устраивали в склепах кельи. Потом вплоть до XVIII столетия Долина покоилась в забвении.

Когда пришло время раскопок, ученые стали соревноваться, кто первый отыщет нетронутое погребение фараона Нового царства. 1922 год — это произошло: проведший титаническую работу и уже почти отчаявшийся Говард Картер все-же осуществил свою мечту и обнаружил неразграбленное захоронение – это была гробница юного фараона Тутанхамона. Тщательно скрытая от посторонних глаз, она сохранила все свои богатства.

Эта гробница получила порядковый номер 62. Нумерацию ведут в соответствии с системой, предложенной англичанином Джоном Гарднером Уилкинсоном. 1827 год -, взяв банку коричневой краски и кисть, он написал номера при входе в каждую гробницу – к тому времени была обнаружена 21.

Все ли гробницы Долины царей исследованы? Конечно, нет, и это доказали начатые работы в большом захоронении сыновей Рамзеса (№ 5), хотя известно о нем было уже давно.


Долина цариц

В полутора километрах к юго-западу от Долины царей находится Долина цариц – крайняя южная часть фиванского некрополя. Она разительно отличается от Долины царей: та, зажата в узком ущелье, суровая и таинственная, а эта открытая и приветливая. Географическое положение принесло ей множество бед: сюда легко добраться, грабителями было многое разрушено и даже сожжено. В Позднюю эпоху некоторые здешние гробницы использовали как хранилища для саркофагов и мумий из других захоронений.

В эпоху Нового царства, главным образом при XIX и XX династиях, там хоронили цариц и их детей.

Египетское название Долины цариц – Та сет неферу, что переводится как «место красоты». Термин «нефер» означает «красота», «совершенство», он говорит, возможно, и о женской привлекательности, и о стремлении к совершенству, которое будет достигнуто в загробном мире.

Там найдено примерно 90 погребений, многие из которых разрушены или представляют из себя простые углубления в скалах. Раскопки еще не закончены, а значит, нас может ожидать еще немало сюрпризов.

Царицам, как и фараонам, были известны саху – формулы просветления, нужные для воскресения. Они могли выполнять любые превращения, которых желало их сердце-сознание.

Гробница царицы Сатры (№ 38), жены Рамзеса I и матери Сети I, напоминает царскую. Царица Тити (гробница № 52) разговаривает с великими богами (Атумом, Птахом, Тотом) и играет на систре. Став Осирисом, она под защитой Исиды, Нефтиды и Анубиса направляется к Западным горам, где ее встречает Хатор, предстающая в образе коровы.

Долина цариц чудесна. Начнем с гробниц царских сыновей Прахеруменефа II (№ 42), Хамэуаса (№ 44) и Амонхерхепшефа (№ 55), изображения в которых выполнены в ярких красках. Молодые люди с обритыми головами или локонами юности сопровождают фараона на дорогах загробного мира, помогая ему благополучно миновать стражей ворот и грозных демонов.

В конце концов царские сыновья встречаются с богами и совершают ритуалы приношений. В этих замечательных памятниках, в особенности в усыпальнице Амонхерхепшефа, сохранилось множество изображений, на которых мы видим богатые одежды, великолепные украшения, торжественное проведение обрядов.

Гробница царицы Нефертари (№ 66) справедливо считается самым красивым погребением фиванского некрополя. Эта женщина была первой великой супругой Рамзеса II, для которой он велел возвести малый храм в Абу-Симбеле. Тут, в ее жилище вечности, все действительно «нефер», то есть красиво и совершенно. Ба Нефертари, ее душа, изображается в виде птицы. Царица играет в священную игру сенет и выигрывает решающую партию, которая открывает двери в загробный мир.

У входа в гробницу ее встречают Осирис и Анубис. На стенах различных помещений ее усыпальницы показано, что Хапи протягивает ей пальмовый лист, Исида подводит великую царицу к скарабею Хепри, богу молодого Солнца, Нефертари стоит перед богом письма Тотом и богом-творцом, покровителем ремесленников Птахом, обращается с молитвой к Хатор. Каждая сцена и каждая деталь гробницы Нефертари заслуживают того, чтобы им уделили особенное внимание. Совершенство этого мира – только отражение величия богов.

«Последняя» загадка Долины царей

Ученые-археологи занимаются изучением этого некрополя с XVIII столетия. Однако найдено далеко не все! Уже в XXI столетии ученые обнаружили новое нетронутое захоронение.

Эта крохотная гробница была обнаружена в 2006 г. всего в 5-ти метрах от знаменитой усыпальницы Тутанхамона в Долине царей. Как это часто бывает в археологии, находка была сделана абсолютно случайно. Миссия Университета Мемфиса (Америка) только занималась расчисткой  участка перед входом в давно разоренную царскую гробницу, в которой проводились реставрационные работы. И во время работы вдруг проявились контуры никому не известной шахты, опускающейся на глубину 10 метров в массив скалы.

Резонанс был огромный: со времени открытия склепа Тутанхамона прошло 84 года, и никто не ожидал, что в Долине царей остались нетронутые погребения. Хотя, и до этого знаменитого открытия кое-кто говорил, что Долина царей исследована полностью.

Сегодня новая гробница получила название KV63 (KV от английского Valley of the Kings) и преподнесла египтологам и всем, кто неравнодушен к истории, куда больше вопросов, чем предполагалось вначале. Захоронение исследовали практически полностью, а мы так и не знаем, кто же в нем все-же находится.

Открывали гробницу вместе генеральный секретарь Высшего Совета по древностям Египта д-р Захи Хавасс и д-р Отто Шэден, глава американской миссии. В узкой щели, которая была проделана в верхней части каменной кладки, закрывающей вход в гробницу, была видна одна камера, заполненная саркофагами, сосудами для приношений, циновками, обломками скального массива, обвалившимися с потолка. Было хорошо видно маску первого саркофага, лежавшего ближе других к проходу: замечательно выполненное женское лицо, насыщенно желтое с черными контурами подведенных глаз и бровей, словно полускрытое в черном массиве «парика».

Нижняя часть превосходного произведения древних мастеров почти превратилась в труху, сильно поврежденная паразитами. В глубине камеры были видны силуэты других саркофагов, покрытых черной смолой, с масками, смотрящими в потолок, и руками, скрещенными на груди. Один из саркофагов был полуоткрыт, и из него свешивались коричневатые отрезы погребальных пелен.

Саркофаги вскрывали один за другим и разочарование нарастало: в них не было мумий! Лишь ткани, льняные подушки, смолы и натрон, который использовали для бальзамирования. Гробница будто не хотела выдавать своих тайн.

Разочарование, конечно, чувствовали все, хотя египетские реставраторы, пытаясь спасти ситуацию, заявили, что замечательно сохранившиеся погребальные венки – это чудо, «намного лучшее, чем чьи-то останки».

KV63 оказалась тайником, в котором хранились предметы погребального инвентаря и саркофаги, не понадобившиеся при захоронениях неких царственных персон или их родственников. Кого же? То, что новая гробница как-то связана с погребением Тутанхамона, ни у кого не вызывало сомнений. Это подтверждается расположением новой камеры буквально напротив гробницы Тутанхамона, стилем найденных саркофагов, формой найденных 20-ти керамических сосудов с приношениями, обломками печатей царского некрополя. На одном из осколков сосуда сохранилась надпись: «Год пятый, вино Чару», то есть из района знаменитой крепости, находящейся у западной оконечности Синая в дельте Нила.

Только вот имя фараона, на пятом году правления которого сделали вино, вновь не указывалось. Прекрасный алебастровый сосуд, обнаруженный в одном из пустых саркофагов и очень похожий на один из сосудов гробницы Тутанхамона, также сохранил едва различимые следы надписи – и снова без имени.

Были высказаны две основные гипотезы: предметы из KV63 связаны или с царицей Кийа, матерью Тутанхамона, или с Анхесенпаатон, его женой. Сторонники первой гипотезы утверждали, что Анхесенпаатон не может быть претенденткой на таинственную гробницу, потому как подземная камера чрезвычайно маленькая и скромная для царицы.

Вдова Тутанхамона, всеми силами пытавшаяся остаться на престоле и в итоге вышедшая замуж за престарелого вельможу Эйе, может быть, собственного деда, ставшего в результате этого брака фараоном, успела бы приготовить для себя более достойное погребение. Кроме этого, маска первого саркофага, самого совершенного по уровню исполнения, поразительно напоминает черты лица Тутанхамона, и, стало быть, он может оказаться предназначенным для его матери. Царица Кийа, умершая, скорей всего, при родах, могла бы быть перезахоронена в таком скромном тайнике, который позже по каким-либо причинам, нам не известным, так и не был закончен.

Все это было бы логичным, если бы не некоторые значимые факты. Во-первых, роскошный саркофаг, изначально подготовленный для погребения царицы Кийа еще при жизни ее мужа, знаменитого фараона-реформатора Эхнатона, был обнаружен в 1907 г. в другом тайнике здесь же, в Долине царей. Саркофаг царицы, деревянный, обитый золотом и инкрустированный полудрагоценными камнями и стеклом, был переделан для погребения другого лица. Здесь же были найдены канопы – сосуды для внутренностей, изъятых во время бальзамирования, с поразительным искусством выполненные из полупрозрачного алебастра.

Три из них хранятся сейчас в собрании Египетского музея в Каире, там же, где и саркофаг, а одна была подарена Теодору Дэвису, американцу, профинансировавшему раскопки, и находится в данное время в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Скульптурный портрет царицы, которым завершается каждая канопа, абсолютно не похож на маску женского саркофага из KV63. Да и к чему было бы делать второй, скромный саркофаг, когда царские мастера уже сделали основной, покрытый не только золотом, но и словами любви, исходившими, по-видимому, от самого Эхнатона.

Куда больше маска саркофага похожа на голову статуи принцессы Анхесенпаатон, когда она была еще юной девушкой, найденную в мастерской Ахетатона – столицы фараона Эхнатона и его семьи. Памятник, хранящийся в Берлинском музее, сделан из известняка; те же самые пухлые губы, щеки, специфический разрез глаз, полностью отличный от черт узкого, удлиненного лица царицы Кийа. Сходство с Тутанхамоном не должно удивлять, если вспомнить, что он и его жена были братом и сестрой (по отцу).

Однако в том случае, если маска саркофага изображает Анхесенпаатон, то почему на нем не заметно никаких царских регалий? Ответа на этот вопрос нет. Хотя, существует еще один факт, который свидетельствует в пользу последней гипотезы: в KV63 был обнаружен оттиск печати с надписью, сохранившей часть царского имени, в которое входили знаки «па» и «Атон», то есть, скорей всего, «Анхесенпаатон» – «жива она для Атона», – как звали Анхесенпаатон в первые годы царствования.

Другие оттиски печатей, аналогичные тем, что были обнаружены когда-то в KV55, на самом деле никак особенно не подтверждают связь двух гробниц: KV55 и KV63 были выполнены почти в один и тот же отрезок времени, и печати стражей Долины царей не успели измениться.

В конце концов, следует вспомнить еще один любопытный факт. Сторонники «царицы Кийа» уверяют, что гробница Тутанхамона (KV62), была специально вырублена поблизости от KV63, так как фараон якобы хотел быть погребенным поблизости от матери, чье тело он перенес в Долину царей из гробницы в Ахетатоне.

Но известно, что изначально гробница для Тутанхамона, куда более пышная и просторная, готовилась совсем в другой части царского некрополя; позднее ее узурпировал преемник юного царя Эйе. Именно при нем мумия Тутанхамона и все сопутствующие ей сокровища были перенесены и втиснуты в то скромное подземное помещение, находка которого увенчала усилия Говарда Картера. Не логичней ли предположить, что как раз рядом с миниатюрной гробницей, которую вначале готовили для Эйе, начали строительство усыпальницы для Анхесенпаатон, ставшей его супругой? Да и возможно ли говорить что-то о связях KV63 с царицей Кийа, если среди найденных в гробнице-тайнике предметов нет ни одного, связанного с ней хотя бы косвенно?

Почему же вещи, которые как-либо связаны с царицей Анхесенпаатон, были брошены в KV63 с такой небрежностью? Не объясняется ли это тем, что под конец жизни фараон Эйе абсолютно позабыл о той, которая привела его к престолу, и приказал изобразить на стене своей гробницы (KV23), а также в храмах города Ахмима в качестве «великой супруги царской, царем любимой» не Анхесенпаатон, а Тии, свою первую жену, которая некогда была кормилицей Нефертити, матери Анхесенпаатон.

Впрочем, нет ничего удивительного в том, что в гробнице KV63 мумии не оказалось. Незавершенные гробницы весьма часто использовали работники некрополя как тайники для мумий из разоренных усыпальниц или для реставрации поврежденных саркофагов и мумий. Проблема заключается в другом: итогов исследования KV63 ждали довольно долго и эмоционально, чтобы получить такие скромные, хотя и очень любопытные с профессиональной точки зрения результаты. Не было пресловутого золота фараонов.

Обнаруженный же в одном из пустых саркофагов великолепный миниатюрный гробик, длиной 42 см, выполненный из редкого для египетского искусства красного золота, только добавил множество вопросов. Версия о том, что он предназначался для ушебти, то есть ритуальной статуэтки умершего, не выдерживает критики. А вот гипотеза о том, что золото просто не положили в погребение Тутанхамона, где, как известно, кроме фараона были похоронены два мертворожденных ребенка, кажется довольно убедительной. Золотой гробик был словно намеренно завален подушками и другим хламом, чтобы его не заметили, а тельца младенцев в царской гробнице положили в деревянные, хотя и позолоченные гробы.

Весьма любопытное заявление сделал Захи Хавасс, сказавший, что по завершении полной расчистки гробницы будут опубликованы иероглифические надписи, обнаруженные на семи саркофагах. Это первое упоминание в СМИ текстов, которые явно были оставлены американскими египтологами до полной публикации материалов гробницы, и без их интерпретации любые предположения относительно истинного содержания тайника останутся только предварительными гипотезами.

Только после перевода надписей на саркофагах, которые по неизвестным нам пока причинам были в древности замазаны слоем черной смолы, мы может быть сможем узнать, еще одну подлинную историю, которая прольет хотя бы некоторый свет на смутное время правления Тутанхамона и его династии.

 


 

С.Реутов

ред. shtorm777.ru