Д.Б. Купер

Д.Б. Купер — преступление на грани фантастики

Террористы — угонщики авиалайнеров – это постоянная головная боль правительств цивилизованных государств и причина страхов экипажей самолетов и их пассажиров. Как смог неизвестный американец захватить самолет, получить за него выкуп и исчезнуть, оставшись легендарным героем в памяти людей?

Немногие угонщики самолетов становились героями. Но именно это произошло с Дэном Купером — одним из наиболее таинственных преступников Америки, который смог получить выкуп за пассажирский самолет в размере 200 000 долларов наличными и за одну ночь стал народным героем!

Обожаемый миллионами людей, которые и сейчас не перестают восхвалять его, Дэн Купер, тем не менее, угрожал отправить на небеса больше 150-ти ни в чем не повинных мужчин, женщин и детей, если власти не явятся к нему с деньгами.

Однако отчаянная смелость угонщика и тот факт, что в конце концов никто при этом не пострадал, привлекли внимание всех американцев и сделала из таинственного маленького человека современного Робин Гуда.

В действительности, это было фантастически исполненное преступление. И в наши дни, никто так и не знает, что же произошло с Дэном Купером. Погиб ли он после своего отчаянного прыжка в ночь? Умер ли от неизлечимой болезни? Или по сей день жив и пользуется своей преступной добычей?

Никто не знает, как окончилась эта невероятная история, но очень многие знают, как она начиналась 24 ноября 1971 г. в аэропорту Портленда, штат Орегон.

Сотни пассажиров толпились у выходов на посадку, желая поскорей попасть домой или к друзьям, чтобы вместе отметить национальный американский праздник. И ни один из них не обращал внимания на спокойного невысокого парня с брезентовой сумкой. Посреди толкотни и праздничной суеты он держался подчеркнуто невозмутимо, спрятав глаза за темными очками.

Прошел час, пока 150 пассажиров рейса на Сиэтл в конце концов пригласили на посадку.

Короткая записка

Дэн Купер — это имя человек назвал, при покупке билетов, — встал с кресла в зале ожидания и пошел к ожидавшему пассажиров «Боингу-727». Его единственный багаж, это была все та же брезентовая сумка. Войдя в авиалайнер, мужчина сел так, что кресло стюардессы, которое она занимает при взлете и посадке, оказалось напротив.

В следующие 25 минут, пока самолет продвигался сквозь облака к Сиэтлу, этот человек продолжал изображать простого пассажира. А потом, приблизительно на середине 400-мильного маршрута, нажал кнопку над своим креслом и вызвал стюардессу.

Тина Маклоу, услыхав сигнал, решила, что пассажиру захотелось попить или ему понадобилось одеяло.

К ее ужасу, пассажир вручил ей короткую, но не оставляющую сомнений записку: «У меня с собой бомба. Если я не получу 200 000 долларов, разнесу всех на куски».

Ошеломленная Маклоу раз за разом перечитывала записку. Не отрывая от девушки взгляд, мужчина приоткрыл сумку как раз настолько, чтобы она убедилась: это не дурная шутка и не блеф. Девушка отчетливо увидала внутри сумки прямоугольные плитки динамита, провода и детонатор. Потом Купер закрыл сумку и проводил взглядом стюардессу, которая изо всех сил старалась идти спокойно.

Лишь только Маклоу передала угрожающее послание неприметного пассажира потрясенному экипажу, пилот тут же связался с наземным контролем в Сиэтле и сообщил о происходящем на борту. Уже спустя несколько минут группа лучших агентов ФБР, полицейские снайперы и даже несколько подразделений национальной гвардии заняли свои места в ключевых пунктах аэропорта. Власти были уверены, что предстоит долгая ночь переговоров.

Всем участникам событий, включая Купера, оставалось только одно — ждать. В ближайшие 35 мин самолет должен был совершить посадку в Сиэтле.


Ожидание в Сиэтле

Когда на подходе к Сиэтлу авиалайнер стал снижаться, командир сделал краткое сообщение для пассажиров. Он предупредил, что высадка будет не некоторое время задержана. Причину объяснять не стал. И пассажиры восприняли новость с вполне понятным унынием.

Пока соседи Купера по салону сердито рассуждали о сорванных деловых встречах и омраченных праздничных обедах, он встал с кресла и, крепко прижимая к груди брезентовую сумку, прошел к кабине экипажа, где были командир и два его помощника.

«А сейчас, джентльмены, — спокойно произнес он, — прошу сидеть спокойно и не оглядываться».

Следующие 25 мин шли оживленные переговоры по радио. Мужчина объяснил вначале тем, кто находился на башне контроля за полетами, а потом старшему полицейскому офицеру, что его требования таковы: 200 000 долларов в подержанных купюрах и 4 парашюта в обмен на освобождение всех заложников.

Власти поняли, что выхода нет. Они не имели права подвергать риску жизнь ни в чем не повинных людей, которые могли погибнуть от взрыва при вооруженной попытке освобождения.

Конечно, с неохотой, но они все же направили к захваченному самолету двух агентов ФБР. В форме работников аэродромного обслуживания, они вкатили на борт авиалайнера тележку, на которой красовался мешок с пломбой. Раскрыв его, угонщик возликовал: внутри находились деньги и парашюты.

Дэн Купер сдержал слово и разрешил всем пассажирам выйти из самолета. Невероятно но факт: только оказавшись в главном зале ожидания аэропорта, встреченные толпой репортеров пассажиры узнали, что были в заложниках при захвате самолета преступником.

Под угрозой взрыва

Пока освобожденные пассажиры, узнав ошеломляющую новость, приходили в себя вначале от удивления, а после и от шока, Дэн Купер готовился приступить к осуществлению второго этапа своего тщательно продуманного плана.

Экипаж самолета под угрозой взрыва бомбы оставался на своих местах. Угонщик потребовал, чтобы лайнер дозаправили и выдали летчикам все необходимые данные для полета в Мексику.

Во время переговоров с наземными службами аэропорта и пилотами Дэн Купер проявил такое знание деталей воздушного сообщения и технических возможностей авиалайнера, что представители правоохранительных органов поняли, что имеют дело с опытным, умным и расчетливым преступником.

Как только его требования выполнили, угонщик приказал капитану Биллу Скотту поднять самолет в ночное небо. К хвосту «боинга» сразу же пристроился реактивный истребитель ВВС США.

Но Дэн Купер, человек осторожный и сообразительный, судя по его поведению, заранее просчитал все возможные варианты действий властей.

В скором времени после того как лайнер набрал высоту, угонщик приказал капитану Скотту взять курс на юг. Причем он проявил отличное знание не только летного дела, но и сложных вопросов аэродинамики.

«Летите с опущенными на 15% закрылками, — сказал террорист. Шасси пусть остаются выпущенными. Скорость – немногим меньше девяноста метров в секунду. Откройте заднюю дверь и не поднимайтесь выше 2000 м».

Капитан Скотт, пораженный такими точными инструкциями (ему также стало ясно, что угонщик — не обычный преступник), быстро просчитал ситуацию и сообщил Куперу, что при таком режиме полета у них может скоро закончиться горючее. Угонщик спокойно ответил, что капитан сможет приземлиться в Рино, штат Невада.

Выходя из кабины пилотов, Дэн Купер приказал экипажу замкнуть стальную дверь, отделяющую кабину от остальной част «боинга», до самого конца полета и привести в действие систему, открывающую заднюю дверь лайнера, как только он выйдет из кабины. Капитан подчинился, и салон «боинга» в мгновение ока заполнил поток холодного разреженного воздуха.

Следующие 4 часа Скотт и его товарищи летели навстречу неизвестности, в точности выполняя данные преступником инструкции. И только после того как они благополучно приземлились в Рино, выяснилось, что их единственный пассажир буквально растаял в ночи.

В последствии тщательное изучение показаний приборов «черного ящика» дало возможность установить чуть заметный, но несомненно ощутимый мгновенный подъем самолета в 8 часов 15 минут утра – спустя 32 минуты после взлета в Сиэтле. Под покровом темноты и облаков, которые скрыли его от сопровождающего «боинг» истребителя, Купер спрыгнул с авиалайнера, крепко привязав к поясу свою преступную добычу.

На первый взгляд этот угон самолета с точки зрения его исполнения казался безупречным. Еще бы! Дэн Купер не только смог успешно скрыться, но и обвел при этом вокруг пальца полицию, ФБР и ВВС США, которые вместе противостояли ему!

И все-же данные «черного ящика» показали, что он все-таки совершил ошибку — единственную, но довольно серьезную. В то время, когда угонщик прыгал с самолета, «боинг» летел над юго-западной частью штата Вашингтон. Это пересеченная местность, заросшая густым лесом.

Кроме этого, за бортом самолета температура воздуха была ниже нуля. Легкий костюм и плащ — слабая защита от холода. Таким образом, шансы угонщика выжить после прыжка были ничтожны. Преобладало мнение о том, что преступник должен был неминуемо погибнуть.

Район возможного приземления Купера был до такой степени неприветлив, что группы наземного поиска то и дело попадали в непроходимые болота. В этих условиях власти были вынуждены организовать поиск с воздуха. Это длилось две недели подряд. Но самолеты, снабженные чувствительными сенсорными датчиками, никого не обнаружили.

Газеты стали писать о том, что террорист объявится где-нибудь вновь. Словно в ответ на эти предположения спустя три недели после угона самолета в редакцию газеты «Лос-Анджелес тайме» пришло таинственное письмо.

«Я вовсе не современный Робин Гуд, было написано в нем. — К несчастью, мне осталось жить только 14 месяцев. Угон самолета был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради таких глупостей я никогда не пошел бы на такой огромный риск.

Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за то что я сделал, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не случится. С самого начала я знал, что меня не смогут поймать. Со дня того происшествия я уже несколько раз летал на разных маршрутах. Я не собираюсь забиваться в нору где-то в старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за всю свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку».

Сенсация или фальсификация?

Письмо вызвало сенсацию. Купер не считал себя героем, но общество сочло по другому.

В редакции газет и на радио хлынул поток писем, авторы которых с восхищением говорили о его ловкой проделке.

Майки с именем “Дэн Купер” на груди мгновенно стали такими же модными, как прежде одежда с надписью «Мир и любовь».

Сотни молодых женщин готовы были назвать себя его невестами, разумеется, если бы он объявился.

Но террористом были очарованы далеко не все. ФБР составило весьма убедительный психологический портрет преступника, но не стало предавать его гласности, чтобы не подливать масла в огонь общественного мнения.

Было немало и сомневающихся, что именно Дэн Купер написал письмо в газету.

Многие из жителей того района, над которым Купер выпрыгнул из самолета, прежде всего лесорубы, открыто говорили, что письмо — проделка ловкого жулика. Они были уверены, что угонщик погиб или во время прыжка, или чуть позднее, и продолжали в глухой местности настойчивые поиски полученных террористом денег. Тем же занимались по выходным дням сотни любителей приключений, которые отправлялись за «добычей Купера», хотя этих скорей привлекали нехоженые тропы, чем серьезный поиск сокровищ.

В то время как искатели — и люди подготовленные, и любители — наводнили район, где должен был приземлиться угонщик, власти продолжали попытки обнаружить с воздуха хоть какие-то следы угонщика-призрака или его добычи. Кстати, официальные лица также сомневались в подлинности письма в редакцию газеты и были уверены, что угонщик погиб после своего знаменитого прыжка.

Однако все поиски окончились неудачей.

Спустя год после угона самолета ФБР заявило в печати, что уверено в смерти преступника.

А еще по прошествии 4-х лет, 24 ноября 1976 г., дело Купера официально закрыли.

С этого момента, если, конечно, допустить, что террорист все-же жив, ему формально могли предъявить только обвинение в уклонении от уплаты налогов.

После этого многие решили, что услышали имя Дэн Купер, в последний раз. И они оказались правы… на несколько лет.

Однако в 1979 г. охотник, преследовавший оленя, наткнулся в лесу на тронутую ржавчиной табличку с надписью: «Люк во время полета должен быть плотно закрыт». Это оказалась предупредительная табличка с задней двери злополучного «Боинга-727». Новость вызвала такой ажиотаж, что тысячи искателей кладов снова бросились в глухие леса, где она была найдена.

Добыча Купера

Но, несмотря на отчаянные усилия искателей сокровищ, пропавшая добыча долго оставалась ненайденной. И вот в 1980 г., ровно через 9 лет после того, как Купер выкинул свой номер, отец и сын Гарольд и Брайан Ингрэмы шагали по грязному берегу Колумбия-ривер, к северо-западу от Портленда. Вдруг 8-и летний мальчик заметил пачку старых, выцветших на солнце двадцатидолларовых купюр. Когда их собрали, всего оказалось 6 000 долларов.

Представители властей пришли к выводу, что купюры эти принесены течением сверху, с севера. Эксперты сверили их серийные номера с номерами на банкнотах, которые в свое время были выданы угонщику. Никаких сомнений не было — найденные деньги оказались частью «добычи Купера».

Для многих эта находка стала доказательством того, что Дэн Купер в действительности погиб во время прыжка с самолета.

Случайная находка Ингрэмов послужила искрой для очередного взрыва интереса к деньгам террориста со стороны как местного населения, так и приезжих, которые снова потянулись в этот район в надежде разбогатеть в одночасье.

И опять их надеждам не суждено было сбыться. Больше никто никаких денег не нашел.

Но в 1989 г. один водолаз-любитель в поисках следов «добычи Купера» нашел в реке, приблизительно на милю выше того места, где Ингрэмы обнаружили деньги, маленький парашют.

К великому разочарованию тех, кто взволновался в связи с этой находкой (несмотря на то, что прошло много лет, искателей удачи не уменьшилось), было установлено, что парашют этот никакого отношения к Куперу не имеет.

Эрл Коссей, человек, который в свое время укладывал парашюты, предназначенные для угонщика самолета, заявил, что найденный нельзя даже сравнивать с теми, что получил Дэн Купер. Скорей всего, сказал Коссей, найденный парашют применялся при пуске осветительной ракеты.

Водолаза, нашедшего парашют, нанял калифорнийский юрист, бывший агент ФБР Ричард Тосо. На протяжении десяти лет каждый последний четверг ноября День благодарения он проводил в поисках следов Купера.

Тосо, написавший книгу под названием «Д.Б. Купер, мертвый или живой», утверждает, что угонщик самолета утонул и его останки непременно должны были застрять между свай, которые вбиты в дно реки через каждые полмили на случай наводнения.

«Купер понятия не имел, где находится, когда прыгал с парашютом, пишет Тосо. — Он упал в воду спиной с пачками денег, привязанными к поясу, и пошел ко дну. Он и сейчас где-то там, на дне. И остальные деньги также там, зацепившиеся за острый камень или занесенные илом».

Несмотря на ежегодно предпринимаемые поиски, Ричард Тосо, как и сотни других искателей кладов, так ничего и не обнаружил.

Выжил ли Дэн Купер, куда подевались остальные деньги — все это и по сей день остается такой же тайной, как и много лет назад.

И как видно, загадка так и останется неразгаданной.

 

 


 

ред. shtorm777.ru