Легенда о Чаше Грааля

Легенда о Чаше Грааля по Кретьену

Если вы хотите понять, что же такое Грааль, точней, что под Граалем подразумевали тысячелетие тому назад, то нет ничего разумней, чем заглянуть в эпоху Грааля. Именно это мы и сделаем.

Потому как материя мифа имеет, некоторым образом, иную структуру, чем научные исследования, то точных указаний получить нельзя. Или можно? Это уж зависит от того, как мы будем вчитываться в старинные тексты. И что мы, собственно говоря, из них сможем вычитать. Ведь за сказочными намеками встает замечательно далекая от нас жизнь, с ее географией, политикой и религией.

Мы пройдем тропами памяти и посмотрим, как и откуда явились к нам легенды о Граале.

Итак, что такое Грааль? Откуда вообще дошли к нам сведения о Граале и почему он — Святой? В целом, все наши сведения о Граале почерпнуты из средневековых рыцарских романов. Начиная с первого из них — «Персиваля» Кретьена де Труа — и пошла гулять по миру легенда о Граале. То есть, как бы это парадоксально ни прозвучало, в XII столетии жил популярный автор де Труа, который использовал какие-то одному ему ведомые легенды, чтобы создать приключенческий роман для своих современников.

А что, собственно говоря, назвал он Граалем? Что и где? Оба эти вопроса важны, и мы попытаемся на каждый из них ответить.

Однако перед тем как обратиться к тексту Кретьена де Труа, придется сказать немного о главном герое этого эпического действа. Именуют его Персиваль, он совсем еще мальчик и живет вместе со своей матерью в глуши, не зная ни других людей, ни другого мира. Весь его мир замыкается на доме, матери, слугах. Можно сказать, Персиваль — дитя, которое воспитанно в условиях строгой изоляции и потому находящееся в крайнем неведении обо всем, чего он не видел и не знает. То есть это по сути tabula rasa, «чистая доска», невинная душа.

И как всякое дитя, не подвергшееся общеобразовательному процессу, Персиваль растет среди густых лесов как трава, оставаясь в неведении даже сугубо обязательного в те времена предмета — веры. Точней — догматов веры. Потому как воспитан он с огромной любовью, не зная запретов, то это своего рода мальчик-Адам, проживающий в райском саду Эдеме. Из немногих известных ему книг он знает о Боге и ангелах, но не имеет ни малейшего представления о каком-либо зле. Попросту потому, что зла он не видел, потому и отличить зло от добра не может.

И вот как-то раз в этот райский уголок заносит несколько всадников, глядя на которых, наш неопытный герой приходит к мысли, что это ангелы. С глазами на выкате наш герой валится на колени с одним лишь вопросом, который он задает командиру этого конного разъезда: «Ты, наверное, Бог?» Чем, собственно, вызывает здоровый смех у чужих всадников. Но оказывается, ничуть это не Бог с Его ангелами, а простые рыцари. Те самые, от знакомства с которыми и мечтала изолировать его мать, потерявшая на разных войнах и своего мужа, и остальных сыновей — старших братьев Персиваля.

Уж лучше бы несчастная женщина избрала другой метод воспитания, не изоляцию, потому как теперь, познакомившись с рыцарями и получив от них минимальные сведения о рыцарском кодексе поведения, Персиваль осознает, какого счастья он был лишен на протяжении всех этих лет. Свобода, плащ, развевающийся по ветру, резвый конь, меч, щит, война — все это становится для него идеалом, затмившим ангелов и Бога. С этого времени наш герой пропал: он отправился в путешествие, от которого его не могло удержать ни материнская любовь, ни страх перед неведомым. Он увидал воплощение своей мечты — рыцаря, похожего на ангела. Потому он бросает дом и отчаявшуюся мать и начинает свой путь.

Кретьен де Труа, не завершив повествования, так и оставляет своего героя в поисках приключений. Впрочем, о самых первых приключениях Персиваля мы все-же узнаем.

Персиваль уезжает из дома, находящегося в лесу. Перед отъездом он выспрашивает у смирившейся с бедой матери, что необходимо сделать, чтобы стать рыцарем, причем даже не просто рыцарем, а одним из рыцарей короля Артура (каковыми, собственно, и были встреченные им незнакомцы!). Вот и приходится матери популярно объяснять, как положено вести себя молодому человеку его происхождения в мире вне изоляции — то есть как подобает слушать и отвечать на вопросы, как подобает вести себя в обществе мужей и обществе дам, а также как положено верить в этом непостижимом внешнем мире. Конечно, наставления, не связанные с практикой и опытом, никакой ценностью не имеют. Вот почему наш Персиваль все время оказывается в ситуациях, где надо бы действовать от чистого сердца и где он действует по «указаниям матери», то есть неправильно.


B русской традиции есть несколько сказок, где герой до такой же степени неопытен или лишен умения связывать поступок (или слово) и его последствия, почему он в результате оказывается осмеянным или даже битым. Вот и наш Персиваль точно в таком же положении! Начиная свой путь, он заглядывает в шатер к прекрасной девушке и строго следует совету матери (из области «как вести себя с прекрасной дамой» — получить поцелуй и взять на память какой-то предмет, который даст ему право защищать эту даму). Он целует незнакомку и забирает у нее кольцо, чем и кладет первый камень в здание ошибок.

Оставив несчастную наедине с ревнивым возлюбленным, он отправляется дальше, ко двору Артура. Однако, прибыв к этому двору, Персиваль, конечно же, оказывается в неловком положении. Все над ним потешаются, а король решает придержать юношу при дворе, чтобы тот немного мог освоиться и заслужить честь посвящения в рыцари. Только наш герой ждать не хочет, а сносить насмешки не может, так что он уезжает из дворца, прослышав, будто бы один нехороший рыцарь в красном похитил из замка кубок, а тот, кто сможет этот кубок у него забрать и вернуть обратно, станет рыцарем!

Персиваль решает, что именно он и должен сразиться с похитителем, и он в действительности встречает этого красного рыцаря и требует отдать ему и кубок, и доспехи. Рыцарь, гораздо более опытный, не принимает мальчишку всерьез (ведь у того нет даже настоящего оружия!); это-то его и губит. Абсолютно не обученный военному искусству Персиваль попросту втыкает ему дротик прямо в глаз.

После чего он, тщетно попытавшись снять доспехи с мертвого рыцаря, волочит его за собой, покуда не встречает оруженосца из замка короля Артура, который и помогает ему решить эту проблему. Тому приходится объяснять юному победителю, как снимать и надевать доспехи, но на все уговоры возвратиться ко двору наш неуч отказывается — даже победив противника, он боится насмешек сенешаля, которого записал в свои враги. Именно так он и заявляет обескураженному оруженосцу: «Вернусь, когда Кай (его обидчик. — Авт.)попросит прощения за насмешки».

Так Персиваль и уезжает прочь, желая уехать подальше. На счастье Персиваля, у него на пути оказывается еще один замок, хозяин которого, старый рыцарь, берет Персиваля себе в ученики. Но, научившись владеть оружием и получив посвящение в рыцари, наш герой тут же оставляет гостеприимный замок. Он жаждет рыцарских подвигов. Разве не из-за них он некогда покинул свой дом?!

Следующий замок, в котором оказывается Персиваль, находится в беде. Его хозяйка, юная дама Бланшфлор (фр. — белая лилия), осаждена сенешалем своего жестокого поклонника, и Персиваль решает спасти ее и избавить замок от осады. Вначале он бьется с сенешалем и побеждает его, потом — с поклонником дамы. Обоих побежденных Персиваль в качестве пленников отправляет ко двору короля Артура. Но вместо того, чтобы остаться с прекрасной Бланшфлор, он вспоминает о матери и теперь уже изо всех сил спешит возвратиться домой, чтобы доказать, что он стал взрослым, и в то же время увидеть, как обстоят ее дела.

Тут же позабыв о Бланшфлор, он устремляется к родному дому, но доезжает лишь до реки. Река — увы — глубокая, а рыбачья лодка не может перевезти на ту сторону рыцаря и его коня. Оказавшись в сумерках без надежды на переправу или ночлег, Персиваль спрашивает рыбака, не знает ли тот хоть какое-то пристанище, где можно провести ночь. Рыбак отвечает, что Персивалю не обойтись одним ночлегом, и приглашает его в свой дом, дорогой к которому тут же и поясняет: путь к этому дому идет по тропке, теряющейся в скалах. С вершины его отлично видно. Персиваль поднимается по узкой тропе на вершину, но не видит ничего — только небо и землю, и он начинает подозревать старика в обмане. Однако, приглядевшись внимательнее, Персиваль неожиданно замечает башню. Это как раз и есть одна из башен потаенного замка, где хранится Грааль!

Замок Грааля, по Кретьену де Труа, состоит из трех башен и примыкающего к ним строения. Башни имеют квадратное сечение и сложены из серого камня. Возблагодарив судьбу и пославшего его сюда рыбака, Персиваль подъезжает к спущенному мосту. Проехав по этому мосту, он оказывается во дворе замка, где им тут же начинают заниматься слуги. Двое помогают ему спуститься с коня и забирают доспехи и оружие, третий ведет коня в стойло, четвертый накидывает на него алую мантию, и потом все четверо сопровождают молодого господина в отведенные ему покои. Через какое-то время за ним приходят двое слуг и сопровождают в квадратную залу.

Посреди залы установлено ложе, на котором восседает седой и благообразный муж в собольей шапке, подбитой атласом цвета тутовых ягод, и в такого же цвета одеянии: Этот человек подзывает Персиваля к себе и приказывает ему сесть рядом, после чего начинает выспрашивать о путешествии. Персиваль отвечает на вопросы, и в это время входит слуга и приносит меч. Хозяин немного выдвигает меч из ножен, и наш герой видит клеймо на мече, понимая, что это дорогой и очень хороший меч. Тут слуга сообщает, что этот меч прислала племянница хозяина, которая надеется, что столь отличный длинный и широкий меч попадет в достойные руки, поскольку это последняя работа одного великого мастера, а тот за всю свою жизнь выковал лишь три подобных меча. По какой-то причине хозяин тут же решает, что именно Персиваль — самый достойный, и вручает ему этот меч.

Если судить по описанию меча, он византийской или арабской работы — по крайней мере, его эфес сделан из восточного золота, но ножны украшены венецианской вязью. Заполучив меч, попробовав и ощутив его силу, Персиваль тут же передает его слуге, которому ранее сдавал оружие, и сидит рядом с хозяином, наслаждаясь беседой. Со стен льется яркий свет, Персивалю уютно и спокойно.

Тут боковым зрением он замечает, что в зал входит слуга, держа за середину древка белое копье. Он проходит точно между очагом и сидящими поближе к теплу людьми. С конца копья ниспадает кровь — капля за каплей. Алые капли на белоснежном наконечнике. Одна из капель попадает на руку Персивалю. Наш герой понимает, что столкнулся с неким чудом, и ему хочется спросить, что бы все это могло значить. Но старый рыцарь, учивший его владеть оружием, на прощание сказал, что необходимо быть вежливым и терпеливым и не задавать лишних вопросов, а потому как Персиваль чувствует себя обласканным в этом доме, он делает вид, что ничего не замечает. Копье уносят.

Следом зашли два юных оруженосца с подсвечниками из червленого золота в руках, в каждом горит по 10 свечей. За ними шествует прекрасная юная дева с Граалем в руках. Кретьен де Труа более ничего не говорит о Граале, указывает только, что когда дева вошла в залу, то от Грааля исходил такой чистый и яркий свет, что свет свечей моментально меркнет, и был этот Грааль сделан из чистого золота и обильно украшен драгоценными камнями. Грааль пронесли мимо Персиваля также, как и копье, но, хотя ему очень хотелось узнать, кому служит этот Грааль, он вновь ничего не спрашивает, снова следуя совету старого рыцаря.

Потому как нужных вопросов задано не было, слуги вносят полотенца и подают воду, чтобы приготовить гостя к трапезе. Двое юношей устанавливают резной костяной стол, который также поражает Персиваля, ибо тот замечает, что он сделан из цельного куска. Еще двое слуг вносят пару козел из эбенового дерева, на которые укладывают столешницу.

Стол накрывают богатой белоснежной скатертью, потом подают блюла. Сначала идет оленья ножка со специями, разного рода сладкие вина в золотых кубках, поджаренные ломтики хлеба, и все это прекрасно сервировано. Во время трапезы перед Персивалем вновь проносят Грааль, и тут Кретьен де Труа уже упоминает его как чашу: Персиваль задается вопросом, кто же пьет из этой чудесной чаши, но вновь не решается спросить. Любопытство мучает его все сильнее и сильнее, но, стараясь показать себя человеком воспитанным, Персиваль превозмогает себя, надеясь поздней расспросить о Граале слуг. Пока же он попросту наслаждается едой и вином.

Откушав, он вновь беседует с хозяином, но ни единого вопроса о копье и Граале не срывается с его уст. Слуги приносят необычайные заморские фрукты, которых наш герой никогда не видел, а в довершение этого чревоугодия — золотой александрийский мед, имбирь, сладостные вина восточного происхождения. Наконец, поняв, что молодой человек так ни о чем и не спросит, хозяин предлагает ему отправиться спать: сам он жалуется, что не чувствует ног, потому его отнесут в опочивальню слуги, а юноше предлагает или лечь в его покоях, лил остаться в зале. Персиваль остается в зале.

Хозяина уносят на простыне, как на носилках. Слуги раздевают Персиваля, укладывают его и накрывают белоснежным льняным покрывалом. Он засыпает. Утром, хотя и не слишком рано, он пробуждается и видит, что никого вокруг нет. Персиваль пытается позвать слуг, но никто из них не отзывается. Он хочет пройти к хозяину в соседние покои, но все двери заперты.

Как пишет Кретьен де Труа, накричавшись вволю, Персиваль вынужден одеваться самостоятельно. Свои одежду и доспехи он находит лежащими на столе. Когда он выходит на двор, двор пуст, но к стене прислонены его оружие и щит. Подъемный мост опушен. Персиваль посчитал, что слуги пошли в лес, чтобы проверить, не попалась ли дичь в силки, потому он седлает коня и выезжает со двора гостеприимного замка. Про себя он думает, что, как только этих слуг увидит, сразу же расспросит их и о копье, и о Граале. Но что-то заставляет его обернуться, и, обернувшись, он вдруг видит; что мост снова поднят!

Конь Персиваля, сделав чудовищный прыжок, буквально зависает в воздухе, стремясь преодолеть пустоту под ногами. Персиваль, понимая, что мост не мог подняться сам по себе, взывает, но тщетно, ибо никто так и не показывается и не откликается на его зов. Персиваль неожиданно осознает, что поступил неправильно: он должен был спросить, но так и не спросил, а значит, не исполнил своего долга! Хозяин замка, король, ждал от него участия и помощи; не задав нужного вопроса в нужное время, Персиваль обрек его на страдание. Все это Персиваль уже понимает, так сказать, задним числом. Возвратиться в прошлое и изменить ход событий он не может, остается лишь стремиться вперед, положась на волю случая.

И случай этот не заставляет себя ждать, потому как опять сталкивает его с несчастной дамой (Бланшфлор), которую из-за него обвинили в неверности, и с сенешалем, который его высмеивал. Персиваль получает шанс исправить допущенные ранее ошибки: даме он возвращает злополучное кольцо, а в поединке с сенешалем ловко выбивает того из седла.

При дворе короля Артура он немного позже встречает некую деву, которая открывает, точней, приоткрывает ему тайну Грааля и замка Грааля. Она сообщает: из-за того, что Персиваль не задал нужного вопроса, Король-Рыбак, хозяин замка, будет испытывать страдания и не сможет полноценно управлять своими землями, из-за чего пострадает народ: рыцари погибнут, дамы лишатся мужей, дети — отцов, а сами земли придут в запустение. Причиной этому — рана, которую король получил в честном бою и от которой Персиваль мог избавить его, если бы задал нужный вопрос. Странная дева обращается с просьбой к королю Артуру, чтобы его рыцари пришли на помощь леди Монтеклер, а практически в то же время приехавший гонец обвиняет племянника Артура сэра Говейна в предательстве.

Рыцари отправляются с Артуром на подвиги, Говейн — восстанавливать свою репутацию, а Персиваль дает обет не ночевать два раза под одной крышей и не вступать ни с кем в поединок, пока не откроет тайны Грааля и не узнает тайны копья.

Персиваль странствует, причем он так углубился в свои поиски Грааля, что забыл буквально обо всем. Со слов Кретьена де Труа мы знаем, что дальше проходит пять лет. Персиваль за все эти годы ни разу не зашел даже в церковь. Известно только, что, несмотря на обещание не сражаться, он взял в плен 60 рыцарей и всех их отправил ко двору Артура. И так бы ему не помнить времени и дальше, то есть жить ради одной только цели, если бы по прошествии этих пяти лет он вдруг не повстречал знакомых рыцарей, которые в сопровождении десятка дам шли босыми, совершая паломничество. Рыцари весьма удивились, что Персиваль в такой день вооружен. На что сам Персиваль спросил: «А какой сегодня день?» Оказалось — канун Пасхи, Страстная пятница, то есть день крестной смерти Христа!

Встреченный Персивалем рыцарь, уязвленный отсутствием у молодого человека благочестия, прочел ему целую лекцию о крестной смерти Спасителя, но не пробудил в нем большого интереса. Выслушав всю эту тираду, Персиваль только поинтересовался, откуда идут паломники, и узнал, что от святого отшельника, который напрямую общается с Богом. Вот к нему-то Персиваль, вмиг пробудившись от сплина, и поспешил. Возле жилища отшельника он снял доспехи, оружие, привязал коня и смиренно, рыдая, вступил под своды часовни.

На вопрос отшельника, чем он так расстроен, юноша ответил, что повинен в страшном грехе. На исповеди он поведал отшельнику, что заночевал однажды в замке у Короля-Рыбака, где видел престранные вещи: копье, которое кровоточило, и чашу Грааля, но не решился спросить, кто вкушает из чаши и почему кровоточит копье. С того времени, добавил Персиваль, он ни разу не обращался к Богу и не просил у Него прощения, к тому же и не совершил он ничего такого, чтобы это прощение заслужить.

Услышав столь странный рассказ, отшельник спросил имя юноши. Тот назвал себя. И тогда отшельник вздохнул и сообщил ему, что задать нужного вопроса он не смог не по причине сомнения, а потому, что его отъезд из дома принес огромный вред: мать Персиваля, не выдержав обрушившегося на нее горя, сразу же, как он отъехал, упала и умерла подле моста, где они простились. Именно этот поступок и не позволял Персивалю в должный момент задать свои вопросы. И только молитва матери хранила его на протяжении всего этого времени.

Отшельник также добавил, что на вопросы Персиваля он вполне может ответить: из Грааля дано было вкушать лишь немногим избранным, среди них были брат отшельника и сама мать Персиваля, а также Король-Рыбак и его отец. Но, заметил отшельник, Грааль не предлагает вкусить щуки, лососины или баранины, в нем содержится гостия (облатка), которая способна поддерживать жизнь в теле. Король-Рыбак, по его словам, целых 12 лет вкушал только гостию из Грааля, другая пища стала ему ненужной. Поскольку Персиваль — с точки зрения церкви — нарушил все мыслимые и немыслимые правила, отшельник наложил на него епитимью и объяснил, как следует ему впредь исполнять свой долг верующего. Два дня юноша должен был оставаться вместе с отшельником питаясь только хлебом и водой.

Поскольку Персиваль был не приучен молиться, отшельник научил его одной правильной молитве, в которой «звучали многие из имен Господа Нашего, в том числе и самые величайшие и грозные, которые язык человеческий не должен произносить, за исключением страха смерти!» Отшельник об этом особо упомянул, запретив ему использовать такую молитву, за исключением особых случаев, когда он окажется в крайней опасности.

Наш герой честно выдержал двухдневный пост, питаясь вместе с отшельником водой и простой растительной пищей, а затем получил Святое причастие. На этом месте история Персиваля завершается, зато теперь ему на смену приходит другой герой — рыцарь Говейн, который отправился, как вы помните, доказывать свою невиновность. И далее в книге идет речь лишь о его похождениях. Грааль в тексте также больше не появляется.

У Кретьена де Труа Грааль — это богато украшенная чаша, в которой покоится гостия и которая излучает волшебный свет, потому как отмечена высшей благодатью Неба. Копье же источает не просто кровь, а кровь Иисуса Христа! Оба предмета в совокупности очень сильно напоминают элементы Святого причастия: гостию, дарующую божественное насыщение, говоря по другому — тело Христа, и сладкое вино для причастия — саму кровь Христову. В первоначальном изводе никаких других христианских мотивов не фигурирует. Все остальное — продукт абсолютно иных временных пластов.

 


 

В.Пименова

ред. shtorm777.ru