Будущая реальность, во сне

Реальность будущего творится спящим разумом

«Ты умрешь от удара копья»

Порой драма, разыгравшаяся в сновидениях, предлагает нам решения проблем, мучивших нас в реальности. К писателям, изобретателям и художникам нередко приходят во сне идеи и творческие планы. Таким образом будущая реальность творится спящим разумом.
В течении многих лет изобретатель Элиас Хоу безрезультатно старался изобрести швейную машинку. Как-то ночью ему приснилось, что его поймали разбойники и привели к своему главарю. Главарь выдвинул ультиматум: если за 24 часа Хоу не создаст швейную машинку, он будет убит копьем. Как Хоу ни старался, ничего не получалось. Назначенное время закончилось, и к нему уже начали приближаться бандиты, лязгая посверкивавшими копьями. Они медленно подняли копья, и он увидал, что острия нацелены на него.
Неожиданно, при виде зловещих наконечников копий, он позабыл о страхе: в них были отверстия в форме глаза. Хоу тут же проснулся, и его осенило, что у швейной машинки ушко должно находится на конце иглы, а не наверху и не посередине. Быстро собравшись, он прибежал в лабораторию, сделал иголку подходящего размера, просверлил на конце отверстие и вставил ее в машинку. И проблема была решена. Значит ли это, что находчивые бандиты из сна Хоу решили судьбу швейной машинки?

Джеймса Ватта тоже мучила проблема, которую он смог разрешить при помощи некого вневременного разума, способного заглянуть в будущее. Свинцовую дробь делали стандартным методом — путем нарезания металла, что было дорого, и Ватт считал, что есть более простой способ. Как-то ночью он увидел сон, повторявшийся несколько раз. Он попал в бурю, но вместо градин на него сыпались мелкие свинцовые шарики. Проснувшись, он понял, что расплавленный свинец, упавший в воду с некоторой высоты, застынет в форме маленьких ядер.
Ватт пошел к близлежащей церкви, возле которой находился ров с водой. Там он расплавил несколько килограммов свинца и начал сбрасывать его с колокольни. После он спустился вниз и подобрал крошечные шарики со дна рва. Этот «революционный» сон оказал влияние на будущее всей оружейной промышленности.

В случае с натуралистом Жаном Луи Агассисом, спящий разум преобразился в художника, писавшего на одном полотне сцены из прошлого и будущего. Агассис на протяжении двух недель изучал отпечаток ископаемой рыбы на каменной плите, но изображение было настолько нечетким, что он не мог определиться, что это за вид. Наконец он бросил это занятие, но спустя несколько дней ему приснился сон, будто он увидел эскиз той самой ископаемой рыбы. Наутро он бросился в музей, но набросок в сознании померк и стал неразличим. На другую ночь таинственный художник вновь нарисовал ему эскиз восстановленной рыбы, но Агассис опять позабыл его проснувшись.
На третий день, перед тем как лечь спать, Агассис положил рядом с кроватью листок бумаги и карандаш. На рассвете в сновидении вновь появился художник. Агассис тут же проснулся и сделал набросок, виденный им во сне. После он снова лег спать, а наутро изучил рисунок. Эскиз был абсолютно законченным и четким. Агассис отправился в Ботанический сад и стал отсекать куски камня, руководствуясь своим рисунком. Отпадали слой за слоем, и в скором времени его взору предстала ископаемая рыба в отличном состоянии, идентичная той, что он видел во сне.

«Маленькие человечки» из будущего

Если композитору во сне слышится новая мелодия, значит ли это, что сон воссоздает сцены из будущего, в которой композитор напишет и исполнит музыкальное произведение? Гении, такие как Моцарт, и Бетховен, обладали способностью слышать в воображении целые симфонии, которые они после записывали на нотных листах. Слышали ли они оркестр, который исполняет законченное произведение перед аудиторией?
Джузеппе Тартини, итальянскому композитору, жившему в XVIII столетии, приснился сон, что он заключил сделку с дьяволом, который обещал оказывать ему поддержку. После Тартини решил проверить музыкальные способности Люцифера и передал ему скрипку. Мелодия оказалась «необычайно красива, сыгранна абсолютно непогрешимо, мастерски, она затмила все, что он когда-то слышал или сочинял в своей жизни».
Утром Тартини вскочил с кровати, схватил скрипку и попытался наиграть мелодию, услышанную во сне. Но, к его сожалению, он ничего не смог вспомнить, кроме повторяющейся трели. Используя эту трель в качестве музыкальной темы, Тартини позднее сочинил одно из своих лучших произведений — скрипичную сонату «Трель дьявола».

Писателей и поэтов также посещала муза в снах и пограничных состояниях сознания. Томас де Куинси принял опиум и прибывая в наркотическом опьянении написал знаменитый автобиографический роман «Исповеди англичанина-опиомана». Де Куинси писал о своих фантазиях: «Казалось, в моем мозгу зажег огни театр, в котором давали ночные представления с неземным блеском».
Английский поэт Колридж, принявший тот-же наркотик, в 1797 году заснул в своем кресле, успев прочитать следующие фразы из «Паломничества Пурчаза»: «Здесь хан Кубла велел построить дворец и величественный сад вдобавок. И тогда 16 километров плодородной почвы было обнесено стеной». Колридж спал на протяжении 3 часов и за это время сочинил две-три сотни строк на основе прочитанного отрывка. Позднее он написал свою знаменитую поэму «Кубла-хан».
Другой англичанин писатель Роберт Льюис Стивенсон приглашал будущих героев в свои сны, где они предлагали ему сюжеты для книг. Его сны населяли «маленькие человечки», каждой ночью представавшие перед ним. В одном из снов ему явился звероподобный бандит, которого преследовала полиция, но он сумел скрыться, выпив снадобье, которое изменило его внешность. Этот герой послужил прототипом для двуликого персонажа из романа «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда».

Птицы

Короткий рассказ Дафны дю Марье, возможно, представляет собой наиболее удивительный и устрашающий пример сотворения будущего литературой.
Альфред Хичкок поставил по этому рассказу известный фильм «Птицы», в котором полчища птиц атакуют и убивают людей.
Действие рассказа Дафны дю Марье происходит на западном побережье Англии. 1960 год, май — спустя какое-то время после выхода фильма, группа школьников из Лестершира играла на улице, когда на них налетела стая сорок, точно как в фильме и рассказе. Дети получили глубокие раны в голову и руки, прежде чем птиц удалось отогнать. Так как сороки считались безобидными существами, их поведение было необъяснимое.
Может ли быть, чтобы эмоциональный эффект, созданный фильмом, вызывал психические вибрации, повлиявшие на птиц и заставившие их однажды изменить привычному образу поведения? Или такие психические вибрации исходили от рассказа дю Марье, действие которого также происходили в Англии?
Не исключено, что и дю Марье, и Хичкок своими произведениями «творили» будущую реальность, в которой ополоумевшие птицы напали на детей. С другой стороны, писатель и режиссер могли подсознательно чувствовать, что такое происшествие может случиться, и драматизировали этот инцидент в своем творчестве.

 


 

Н.Непомнящий

ред. shtorm777.ru