Приведения Бойницкого замка

Приведения Бойницкого замка

Немало странных событий с участием сущностей из потустороннего мира происходило (и происходит) в странах Центральной Европы — в частности, в Словакии. В этой преимущественно горной стране неплохо сохранились старинные замки, крепости, монастыри. Ну а такие древние сооружения — любимое место пребывания привидений, духов и прочих пришельцев из Тонкого мира, олицетворяющих собой их покойных хозяев и обитателей. Память о такого рода событиях сохраняется в форме легенд и преданий, а также в виде документально засвидетельствованных случаев.

Об одном из подобных случаев рассказывает д-р Милош Есенский — словацкий журналист и писатель, исследователь аномальных явлений и исторических загадок.

В ночь на 2 июня 1908 г. в Вене в возрасте 79 лет скончался граф Ян Пальфий. Нельзя сказать, что кто-то сильно скорбел по поводу его смерти. Граф, издавна слывший убежденным холостяком и женоненавистником, не был женат, детей у него не было, а родственников, ставших его наследниками, интересовало в основном имущество. И прежде всего — замок со всем его убранством, находящийся среди покрытых лесами живописных гор близ словацкого города Бойницы в верхнем течении реки Нитры.

Вскрытие тела покойного, которое в день его смерти произвели австрийские патологоанатомы, дало неожиданный и шокирующий результат: оно показало, что престарелый холостяк отнюдь не чурался женского общества, потому как, согласно заключению врачей, причиной его смерти стала последняя стадия сифилиса.

Готовя тело покойного к перевозке в Словакию, его уложили в цинковый гроб и заполнили консервирующим раствором. Через 4 дня траурный кортеж, состоящий из запряженного лошадьми катафалка и сопровождающих его конных факельщиков, прибыл в родовой замок графа, где уже давно по его приказу в одном из многочисленных подвальных помещений была приготовлена усыпальница в виде склепа. Через какое-то время в склепе установили привезенный из Инсбрука огромный саркофаг розового мрамора, в который и поместили цинковый гроб с телом графа.

Тем временем наследники, с нетерпением ожидавшие оглашения завещания, услышав его содержание, были до крайности раздосадованы и возмущены. Дело в том, что граф Пальфий был знатоком и ценителем произведений искусства — он в течении долгих лет выискивал и закупал полотна старых мастеров, скульптуры и декоративные изделия во многих европейских странах и в результате потратил на эти приобретения почти все свое состояние.

Но это полбеды — в своем завещании граф распорядился: все собранные им художественные ценности должны остаться в замке, чтобы их могли изучать в научных целях искусствоведы и музейные работники, а также чтобы они были доступны для обозрения всем желающим. Проще говоря, граф завещал превратить замок в богатый экспонатами общедоступный музей.


Наследников, уже подсчитывавших в уме барыши от продажи находившихся в замке произведений искусств, такое решение никак не устраивало. Они смогли получить медицинское заключение о том, что к моменту составления завещания у , графа уже развился прогрессивный паралич, то есть сифилитическое поражение головного мозга, характеризующееся прогрессирующим распадом психики вплоть до слабоумия. Им также удалось «организовать» нескольких свидетелей, согласившихся выступить в суде и привести примеры многочисленных странностей в поведении графа в последнее время его жизни.

На этом основании наследники смогли оспорить ряд ключевых пунктов завещания. В итоге многие художественные ценности перешли в их собственность и после бурной дележки были распроданы. И хотя замок открыли для осмотра туристам и прочим посетителям, солидным музеем и подлинным храмом искусства, как надеялся покойный граф, он не стал.

Со временем страсти, разгоревшиеся в связи со смертью графа Пальфия от «модной болезни» и последовавшей за ней борьбой наследников против правомочности его завещания, улеглись. Казалось, должна была обрести покой и душа графа. Но все сложилось по другому.

Почти через полвека в старинном Бойницком замке стали происходить загадочные события. В 1957 г. одна из служительниц сообщила, что из мраморного саркофага начала сочиться какая-то густая смолистая жидкость темно-красного цвета. Со временем ее набралось около двух литров. У работников и обитателей замка появились опасения, что в этой странной жидкости может таиться угроза для посетителей и для них самих. Анализы — химический и бактериологический — показали, что жидкость имеет сложный состав, содержит несколько видов бактерий, однако опасности для здоровья человека не представляет.

Предположили, что жидкость образовалась в результате реакции между введенным в тело графа консервирующим раствором и цинком, из которого был изготовлен гроб, а вытекать наружу она стала после того, как коррозия проела металл насквозь. Правда, ученых мужей несколько смущало то, что для этого понадобилось целых 50 лет.

Любопытный факт: выделение жидкости из саркофага прекратилось в сентябре 1995 г., в тот самый день, когда — в соответствии с соглашением между правительствами Чехии и Словакии о разделе культурного наследия бывшей Чехословакии — в Бойницкий замок был возвращен и установлен на прежнее место в замковой часовне алтарь работы флорентийского мастера XIV столетия.

Вероятно, что два события совпали случайно, но многие из нынешних работников и обитателей замка сочли это обстоятельство знаменьем свыше. Было известно, что при жизни Ян Пальфий все время приходил в часовню и нередко проводил перед алтарем долгие часы. По мнению людей, близко знавших графа, алтарь связывал его с иными мирами и предоставлял ему возможность черпать из окружающего пространства дополнительную энергию, которая и давала ему силы долгие годы бороться со своей ужасной болезнью.

Что касается художественных достоинств алтаря, то, как видно, граф не зря считал его своим самым ценным приобретением: с 1933 г. алтарь находился в Штернбергском дворце Праги и на протяжении 60-ти лет был украшением его экспозиции.

А между тем таинственные события в Бойницком замке продолжаются и по сей день. Свидетелями этих событий регулярно становятся сотрудники сыскного и охранного агентства, круглосуточно обеспечивающие безопасность замка и находящихся в нем художественных произведений.

Вот что рассказывает начальник одной из смен охраны: «Представьте себе гладкую и ровную поверхность стола, на которой стоит чашка кофе. Никто до нее не дотрагивается. И эта чашка вдруг начинает подпрыгивать. Или вот еще: сам собой поворачивается ключ в замке огромного старинного сундука. Я ни за что не поверил бы этому, если бы не видел и то и другое собственными глазами! Охранники мне говорят, что нередко слышат приглушенные голоса или неразборчивое бормотание в пустых, запертых снаружи комнатах. Однажды служебная собака яростно залаяла и начала кидаться на дверь одной из таких комнат. Дверь открыли, в комнате — никого…»

Некоторые работницы замка утверждают, что часто видят в коридорах и переходах полупрозрачные силуэты призраков, появляющиеся там в предрассветной мгле. «A одна из них как-то раз увидала в зеркале отражение фигуры в черном тюрбане, конец полотнища которого спускался вниз, на грудь. В ужасе оглянувшись назад, она обнаружила, что комната позади пуста…

В связи с этими странными происшествиями для обследования замка пригласили парапсихологов и экстрасенсов. Они подтвердили, что ощущают присутствие неких потусторонних сил, но-заверили, что, по их убеждению, никакой опасности для окружающих эти силы не представляют. А один из приглашенных, известный «охотник за привидениями» д-р Йонаш, посоветовал: «Призраков не надо беспокоить».

По поводу состояния и места пребывания духа самого графа Яна Пальфия мнения специалистов по аномальным явлениям разделились. Одни считают, что он еще окончательно не покинул пространства саркофага и остается привязанным к этому пространству. Другие же полагают, что в стенах замка по сей день сохраняется часть биополя графа, но его распад протекает нормально, и при этом никакой опасности для окружающих не возникает.

Поскольку информация о нынешних таинственных происшествиях в Бойницком замке является документально подтвержденным фактом, имеются все основания считать достоверными и сведения о подобных событиях, происходивших здесь в далеком прошлом.

Есть старинная легенда о бойницких «каменных дукатах». В ней говорится, что в те времена, когда владельцем замка был местный магнат по имени Ян Корвин, некий хромой бондарь — мастер по изготовлению бочек — наложил проклятие на управляющего замком Петра Пака за то, что тот не позволил ему обмыть больную ногу водой из находившегося около замка целебного источника. После этого ключ с целебной водой забил прямо у дома бондаря, а источник рядом с замком иссяк. Мало того: все деньги высокомерного и жадного управляющего превратились в мелкие округлые камешки. А бондарь выздоровел…

Немало тайн хранят в себе и подземелья Бойницкого замка. Каменные фундаменты замковых строений были заложены в XIII столетии на поверхности плато, образованного известковым туфом. В этой легкой и пористой горной породе нередко встречаются обширные пустоты естественного происхождения, которые нетрудно расширять, углублять и соединять между собой, прорубая тоннели в податливом природном материале.

Вход в один из таких тоннелей открывается из подвальных помещений Бойницкого замка. По этому наклонному тоннелю, уходящему на глубину 27 м., возможно попасть в просторную почти круглую пещеру диаметром около 22 м. с двумя небольшими озерцами. Купол и стены пещеры покрыты удивительно красивыми натеками разных цветов — от золотисто-желтого до малиново-красного.

Существуют достоверные сведения, что граф Пальфий любил уединяться в этой пещере и вглядываться в освещенную светом факела водную гладь. Говорят, что отнюдь не страсть к романтике влекла графа в пещеру, что он совершал там какие-то тайные ритуалы, позволявшие ему проникать в иные измерения реального мира, а идеально ровная поверхность одного из подземных водоемов играла при этом роль магического зеркала. Вероятно, эта пещера и драгоценный алтарь в часовне были теми «воротами» в иные измерения, которые было дано посещать Яну Пальфию и в которых он черпал для себя дополнительную жизненную энергию.

По устройству магическая пещера является как бы проходным помещением — из нее ведут несколько тоннелей дальше в глубь горного массива. Это довольно узкие и низкие проходы. Частично они засыпаны обрушившейся породой. Какова их протяженность и куда они ведут, точно не известно. Согласно легенде, один из таких тоннелей имеет длину более 400 м. и выходит на поверхность вблизи костела, находящегося за городскими стенами Бойниц.

В наши дни Бойницкий замок притягивает к себе разного рода искателей приключений и любителей всего таинственного и загадочного. Дело в том, что каждый год в замке проводится своеобразный фестиваль, на который собираются участники из многих стран Европы. Все они наряжаются в красочные одеяния, позволяющие им изображать духов, вампиров, чертей, ведьм и прочую нечисть. Апофеозом фестиваля считается Большой Бал Ужасов, во время которого в такт музыки раскачиваются и кружатся в диких танцах десятки страшилищ и сказочных персонажей.

Основными мероприятиями фестиваля являются гадание на картах и предсказание будущего по хрустальным шарам, сообщения и консультации парапсихологов, концерты медитативной музыки и выступления ансамблей в исторических рыцарских костюмах. Перед глазами участников и зрителей оживает история Бойницкого замка, переплетенная красочными легендами, яркой хореографией и зрелищами, основными составляющими которых являются «свет и звук».

 


 

В.Ильин

ред. shtorm777.ru