Битва за Атлантику 1939—1945

История Битвы за Атлантику

Битва за Атлантику — борьба Америки и Великобритании против нацистской Германии и Италии за коммуникации в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях в ходе Второй мировой войны. Не имея возможностей уничтожить ВМС (военно-морские силы) союзников в прямом столкновении, немцы сосредоточились на их коммуникациях, как самом слабом звене.

Намереваясь прервать жизненно важные для Англии коммуникации в Атлантике и заставить ее выйти из войны, нацисты развернули ускоренное строительство подводных лодок в больших количествах и превратили их в главное средство борьбы с транспортными судами и военными кораблями Великобритании и Америки.

Предыстория

Для нанесения ударов в Атлантике немцы скрытно развернули и использовали крейсера «Адмирал граф Шпее», «Дойчланд» и 21 подводную лодку. Рейдовые действия германских крейсеров имели ограниченный эффект. «Адмирал граф Шпее», который уничтожил 9 английских кораблей, 17 декабря 1939 года был уничтожен у берегов Южной Америки. Крейсер «Дойчланд», отправив на дно три корабля, вернулся на свою базу в Северной Германии.


1940 год, октябрь — на морские коммуникации в Северной Атлантике вышел тяжелый немецкий крейсер «Адмирал Шеер», который после удара по крупному английскому конвою направился в Индийский океан, где смог потопить 16 кораблей, после чего возвратился в Германию. А тем временем в центральной Атлантике вели крейсерские действия германские линкоры «Шарнхорст» и «Трейзенау», которые уничтожили 22 английских транзита общим тоннажем 115 000 тонн.

1941 год, май — Великобритания потопила пытавшийся выйти в океан крупнейший немецкий линейный корабль «Бисмарк», после чего немецкое командование отказалось от дальнейших крейсерских действий с участием крупных боевых кораблей.

Битва за Атлантику 1939—1945 (1)

Подводная война. Тактика

В то же время шло наращивание масштабов подводной войны. Число нацистских подлодок в Атлантике к середине 1941 года достигло 170 единиц, а в конце года было уже — 280 единиц. Вместе с этим изменилась тактика их действий. Главнокомандующий подводным флотом Карл Дениц разработал тактику группового нападения подлодок на конвои судов, вместо одиночных атак начала практиковаться тактика групповых атак («волчья стая»), в ходе которой субмарина, обнаружившая конвой, вызывала в район обнаружения до 20-30 подводных лодок для совместной атаки конвоя с различных направлений. Такая тактика, а также широкое применение на море авиации привели к тяжелым потерям торгового флота Великобритании.

Три основных этапа Битвы за Атлантику

Борьба на коммуникациях в Атлантике проходила через три основных периода, обусловленных кардинальными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.

Первый период

• 1939 год, сентябрь — июнь 1941 года: характеризуется тем, что поначалу на атлантических коммуникациях с обеих сторон были задействованы незначительные силы. Со второй половины 1940 года Германия ввела в действие кроме подлодок и надводных кораблей также авиацию. Как результат было уничтожено транспортов и боевых кораблей (союзников и нейтральных стран) общим водоизмещением 7,6 млн. т. Из них на долю подлодок приходилось 53,4%, авиации — 18,7%, надводных кораблей — около 12%, мины — 11,8%, по невыясненным причинам — 4,1%. Немцы за это время потеряли 43 субмарины.

Битва за Атлантику 1939—1945 (2)

Второй период

• 1941 год, июль — март 1943 года: характерен тем, что главные силы фашистской авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против Советского Союза. Это дало возможность союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с вражескими подлодками.

К концу периода против 100–130 немецких подлодок, находившихся в океане, действовало около 3 000 кораблей и 2700 самолетов союзников. Хотя в отдельные этапы этого периода нацистам удавалось топить значительное количество транспортов (в 1942 г. — 7,8 млн. т), относительная эффективность подводных лодок немцев (в расчете на 1 действующую подводную лодку в море) снизилась в 3–4 раза по сравнению с 1-м периодом.

За время Второго периода союзные и нейтральные государства потеряли транспортов и боевых кораблей общим водоизмещением около 10 млн. т, из них 80% от подводных лодок. За этот же период немецкий флот потерял 155 подлодок.

Третий период

• 1943 год, апрель — май 1945 года: отмечается коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями Третьего рейха на советско-германских фронтах. Эти обстоятельства, а также высадка союзных войск в июне 1944 года в Сев. Франции, лишение неприятеля важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подлодок и блокада их в базах в резкой степени снизили эффективность действий немецких субмарин, их потери продолжали катастрофически расти.

За 25 месяцев немцы потопили корабли союзников общим водоизмещением 3 млн. т (из них от подлодок 73%), потеряв при этом более 600 подводных лодок, в среднем по 19 подлодок в месяц, в то время как в Первый период среднемесячные потери были меньше 2-х субмарин.

Участие Италии

1940 год, август — Италия направила в помощь немецким союзникам 27 субмарин, которые были размещены на базе в Бордо, чтобы атаковать союзническое судоходство в Атлантике. Техническая характеристика итальянских подлодок с трудом позволяли использовать их для конвойных атак. Всего до 1943 г. итальянским подводным лодкам удалось потопить 109 кораблей общим водоизмещением 593 864 тонны.

Потери сторон

Сравнительные потери сторон в конвоях, зима 1942—1943 гг.

Битва за Атлантику 1939—1945 (4)

Потери американского торгового флота

Битва за Атлантику 1939—1945 (5)

Для борьбы с немецкими подлодками англичанами с июля 1941 года была введена на северном маршруте от Ньюфаундленда до Великобритании система «сквозного конвоя». Вместе с этим флот США и авиация взяли на себя защиту коммуникаций, примыкающих к Исландии.

С конца 1941 года после вступления Америки во Вторую мировую войну подводный флот немцев переключил основные усилия на борьбу с американскими ВМС и американским торговым флотом. Причем значительная часть немецких подлодок начала действовать непосредственно у атлантического побережья США. Как результат, в январе 1942 года потери англо-американских кораблей в Атлантике превысили 500 000 рег. тонн, а в мае-июне 1942 года составили соответственно 704,673 000 и 823,656 000 рег. тонн.

Карл Дениц

1938 год — Карлу Деницу понадобились подлодки океанского типа для действий на коммуникациях противника…

Но со временем, потери союзников благодаря усовершенствованию системы противолодочной обороны, стали снижаться. Тем не менее, до октября 1942 года нацистам удалось потопить суда общим водоизмещением более 14 млн. рег. тонн.

Результат

Быстро расширялось судостроение в Великобритании и США. С лета 1943 г. ежемесячно в строй возвращалось больше судов, чем немцам удавалось потопить в море. В результате план Германии сорвать англо-американское судоходство в Атлантике потерпел крах. Господство в океане полностью перешло к Америке и Англии. И хотя до конца войны фашистам удалось потопить суда общим водоизмещением около 21 млн. рег. тонн, суммарные потери их подлодок превышали 800 единиц.

Вследствие этого в 1944-45 гг. эффективность действий немецкого подводного флота резко упала. Германии не удалось нарушить коммуникации союзников в Атлантике, помешать сосредоточению сил для операции «Оверлорд» и нанести существенный ущерб военно-экономическому потенциалу Великобритании и США.

 

 


 

ред. shtorm777.ru