Гении и безумство

Гении и безумство

Жизнь одаренных людей часто связана с очень большим риском для самого уязвимого в человеке – его сознания. Путь к славе зачастую сопровождается опасными заигрываниями с неизвестным, запретным или безумным. Вероятно, потому много известных люди в лучшем случае проявляют склонность к экстравагантному поведению, а некоторые из них подвергаются разным душевным недугам. Психологи полагают, что их безумие является обратной стороной одаренности – включается закон компенсации.

Падающего толкни?

Немецкий поэт и философ Фридрих Ницше – автор идеи сверхчеловека, а также идеи новой морали, призывающей моралью господ заменить мораль рабов. Вот ее основополагающие тезисы: здоровая мораль должна прославлять и укреплять естественное человеческое стремление к власти. Всякая другая мораль болезненна и упадочна, больные и слабые должны погибнуть, сильнейшие – победить («Падающего толкни!»). «Бог умер», – сообщал Ницше человечеству. Он еще множество чего успел сообщить, прежде чем сам умер. Ирония судьбы заключалась в том, что человек, который создал философию, наделявшую разум и дух человека максимальным величием, закончил свои дни, потеряв и то и другое.

Последние одиннадцать лет своей жизни Фридрих Вильгельм Ницше, который провозгласил человека богом, провел по большей части в доме для душевнобольных, будучи не в состоянии даже самостоятельно поднести ложку ко рту. Его одолевала мания величия, он рассылал записки вроде: «через два месяца я стану первым человеком на земле», требовал снять со стен картины, потому как его квартира есть «храм», страдал помрачением рассудка – обнимался с лошадью на центральной городской площади, мешая уличному движению.

В медицинской карте Ницше, в частности, было записано, что больной пил из сапога собственную мочу, испускал нечленораздельные крики, принимал сторожа больницы за канцлера Бисмарка, по-козлиному прыгал и гримасничал. Но как раз в эти годы появились наиболее значимые его произведения – например, «Так говорил Заратустра».
Врачами был поставлен однозначный диагноз – шизофрения.

Галлюцинации Гоголя

Николай Васильевич Гоголь – автор таких классических произведений как «Мертвые души» и «Ревизор» отличался специфической любовью к «маленькому человеку» (обывателю), сочетающей в себе и жалость и отвращение. Из-под его пера возник целый ряд удивительно точно найденных русских типажей. Разработанные Гоголем несколько ролевых моделей (к примеру, персонажи «Мертвых душ»), остаются актуальными и по сей день.

Страшной бедой Гоголя стал его душевный недуг. Его одолевали зрительные и слуховые галлюцинации, а периоды апатии и заторможенности вплоть до полной неподвижности и неспособности реагировать на внешние раздражители все чаще беспокоили его. Гоголь был убежден, что все органы в его теле смещены, а желудок вообще расположен «вверх дном». Те или иные проявления шизофрении сопровождали Николая Васильевича на протяжении всей его жизни, но в последний год болезнь в особенности прогрессировала. После того, как умерла его сестра и близкий друг Екатерина, у него начался сильнейший приступ ипохондрии. Великий писатель погрузился в непрестанные молитвы, практически отказывался от пищи, утверждал, что смертельно болен, хотя врачи никакой болезни у него не находили.

1852 год, 11 февраля – пребывая в тяжелом душевном состоянии, Гоголь сжег рукопись второго тома поэмы, а утром объяснил этот поступок происками лукавого. Впоследствии состояние его самочувствия постоянно ухудшалось. Кроме всего Николай Васильевич страдал тафофобией – боязнь быть погребенным заживо. Лечение – пиявки в ноздрях, обертывание холодными простынями и тому подобное — положительных результатов не дало. 1852 год, 21 февраля — писатель умер в своем последнем пристанище на Никитском бульваре. Истинные причины его смерти так и остались неясными.


Смертельное одиночество

Писателя, американца Эдгара Аллана По считают родоначальником двух популярных жанров в литературе: детектива и романа ужасов.

Огромное влияние на творчество По оказал Гофман со своим мрачным романтизмом, который По довел до консистенции истинного кошмара – безвыходного и изощренного (вспомним его «Сердце-обличитель» или «Падение дома Эшеров»). В жанре детектива По породил Огюста Дюпена – героя рассказа «Убийство на улице Морг» и других, задолго до Шерлока Холмса применявшего дедуктивный метод.

Эдгарду По не было еще и тридцати, когда его стали посещать мучительные депрессии, которые сопровождались галлюцинациями, провалами памяти, боязнью темноты.
Кроме того, он злоупотреблял спиртным, что крайне губительно сказывалось на его психике. К алкоголю в скором времени добавились и наркотики. Врачи не могли ни установить точного диагноза, ни помочь писателю. Однажды его нашли в дешевом балтиморском трактире после 5 дней пребывания в неизвестности. Эдгара По поместили в клинику, где он и умер, страдая от ужасных галлюцинаций. Один из главных его кошмаров – смерть в одиночестве – сбылся: он с многих взял клятву быть с ним в последний час, но ночью 7 октября 1849 года никого рядом с ним не оказалось.

Двойная жизнь Кафки

При жизни чешский писатель Франц Кафка не имел широкой известности, мало печатался, но после смерти его творчество покорило многих читателей и стало новым эстетическим направлением в литературе.
Кафкианский мир отчаяния и безысходности вырос из личной драмы его создателя и стал основой «литературы с диагнозом», характерной для XX века, потерявшего Бога и получившего взамен абсурд существования.

Писательство молодого Кафки семья не поощряла, и заниматься этим ему доводилось украдкой. «Для меня это ужасная двойная жизнь, – писал он в дневнике, – из которой, возможно, есть только один выход – безумие». Когда отец начал настаивать, чтобы сын стал работать в его лавке, Франц решился на самоубийство и написал прощальное письмо другу, который сумел в последний момент остановить его на краю пропасти. Но болезнь не отступала, и периоды глубокого спокойствия сменялись продолжительными периодами болезненного состояния. Он не мог спать, ужасные видения сотрясали его. Врачи поставили диагноз: выраженный невроз, психастения функционального характера, депрессивные состояния, необоснованные страхи, психосоматические трудности в интимной сфере. Скончался Кафка, едва перешагнув сорокалетие.

Паралич мозга

Ги де Мопассан, который подарил миру «Милого друга» и массу других персонажей и историй, проповедовавший в литературе физиологизм и натурализм, в том числе эротический, на протяжении всей жизни очень боялся сойти с ума. Писателю было только 34 года, когда у него начались частые нервные припадки и галлюцинации. В состоянии крайнего нервного возбуждения он два раза пытался покончить с собой: один раз при помощи револьвера, второй – с помощью ножа для разрезания бумаг. Спустя некоторое время Ги де Мопассан был помещен в психиатрическую клинику, где и прожил в полусознательном состоянии до самой смерти в 1893 году. Окончательный диагноз – прогрессирующий паралич мозга.

Якорь из бороды

Можно было бы вспомнить еще ряд литераторов и философов, которые имели серьезные проблемы с психикой. Среди них и Жан-Жак Руссо, и Эрнест Хемингуэй, и Вирджиния Вулф… К счастью, не у всех из них эти проблемы были столь трагичными.

Виктор Гюго настолько вдохновенно работал над своим бессмертным романом «Собор Парижской Богоматери», что, дабы не отвлекаться от рукописи, остриг себе наполовину волосы на голове и бороде, после этого выбросил ножницы в окно. Теперь в таком виде он уже не мог выходить на улицу и потому сидел безвылазно дома, пока не закончил книгу.

Есть, оказывается, еще и иные расстройства психики, мешающие великим писателям, – дислексия (неспособность к чтению) и дисграфия (то же самое – к письму). Ими в разной степени страдали многие выдающиеся люди, в том числе, как ни странно, и некоторые писатели. Так, признанная королева детектива Агата Кристи страдала от того, что не могла самостоятельно писать тексты. В детстве родителям пришлось забрать девочку из школы и перевести на домашнее обучение, так как в каждом слове будущая знаменитая писательница делала много орфографических ошибок. Но, начав литературную карьеру, Агата нашла выход из положения: все свои произведения она диктовала.

 


 

Константин Ришес

ред. shtorm777.ru