Бернар Клервоский

Святой Бернард

Бернард Клервоский — (рожд. предп. 1091 г. — смерть 20 августа 1153 г.) — французский теолог-мистик, богослов. Из знатного рода бургундских феодалов. 1112 год — вступил в цистерцианский орден. 1115 год — основал монастырь в Клерво и был его аббатом (с 1117 г.) до конца жизни. Оказывал значительное влияние на церковно-политическую жизнь Западной Европы, выступал советником пап и государей, инициатор монастырских реформ.

Поспособствовал победе папы Иннокентия II над антипапой Анаклетом II и созданию духовно-рыцарского Ордена тамплиеров. 1146 год — проповедь Клервоского в Везлэ стала решающим импульсом ко Второму крестовому походу. Был ярым сторонником суровых мер против рационалисти­ческого инакомыслия в теологии. 1174 год — Католической Церковью был причислен к лику святых, с 1830 года — «учитель Церкви».

Происхождение. Ранние годы

Родился в аристократической, хотя и не слишком родовитой семье в Бургундии, в местечке Ле-Фонтэн, где был широко распространен культ Черной Мадонны. Его отец был рыцарем и вассалом герцога Бургундского. Бернардом было получено хорошее образование, он с ранних лет проявил склонность к размышлениям и наукам.


Биография

1113 год — в возрасте 22-х лет Бернард удалился в цистерцианский монастырь (аббатство Сито), где с радостью принял тяготы сурового монашеского существования.

Он до такой степени страстно и красноречиво живописал благочестие такой жизни, что его примеру в скором времени последовали его 4 брата, овдовевший отец и еще 30 родственников.

До наших дней дошли свидетельства того, что проповеднический дар Бернарда был так велик, что «матери прятали от него своих детей, жены мужей, друзья своих товарищей», чтобы те не поддавались на его уговоры и не отправились за ним в монастырь.

Бернар Клервоский-1

Монастырь в Клерво

Монастырь Сито был очень бедным, а жизнь в нем до крайности сурова и аскетична, что в особо привлекало Бернарда, который стремился вести простую жизнь, преисполненную благочестивых размышлений. Он вел очень скромный образ жизни, ел и спал так мало, что практически постоянно пребывал на грани обморока. Но слава о его самоотречении и благочестии быстро распространялась по всей стране. 1115 год — Бернард был удостоен чести во главе группы других монахов основать новый монастырь близ местечка Клерво, в Шампани. Через несколько месяцев этот монастырь обрел небывалое могущество. В скором времени по инициативе его настоятеля было учреждено 163 новых монастыря.

Именно в Клерво святой Бернард начал писать свои духовные творения и, еще будучи довольно молодым аббатом, написал ряд проповедей о Благовещении. В них он прославлял доблести пречистой Девы Марии, в особенности ее миротворчество. Многие из проповедей Бернарда посвящены его искренней любви к ней; он уверял, что возлюбил Деву Марию с детских лет, когда на него снизошло божественное откровение. Это произошло после того, как он принял три капли молока из сосцов статуи Черной Мадонны в Шатильонском соборе. Именно этим и объяснялась его приверженность культу Черной Мадонны. Святым Бернардом было написано около 90 проповедей, посвященных входящей в Ветхий Завет Песни Песней. В них он связывает невесту, которая говорила о себе «черна я, но красива», с Марией из Вифании, то есть Марией Магдалиной.

Орден тамплиеров

О‬рден с‭‬о‬ставлял отряд рыцарей на службе храма Гр‭‬о‬ба Г‭‬о‬сп‭‬о‬дня….

Бернард и тамплиеры

Бернар Клервоский был также связан с Орденом тамплиеров и был их главным защитником, официально признавая их как членов военно-религиозного ордена. Но его связь с храмовниками имела более глубокий характер, потому как Бернард был одним из главных составителей текста клятвы, которую должны были приносить рыцари Ордена. Она называлась Уставом тамплиеров, и в ней святой Бернард побуждал их к «служению Вифании, дома Марии и Марты».

Благодаря его репутации истинного страстотерпца и автора многочисленных писаний влияние и авторитет святого Бернарда распространились далеко за границы Клерво, к нему часто обращались с просьбой о посредничестве в борьбе с папской схизмой, которая тогда угрожала стабильности и единству святой церкви.

Два папы-соперника

После того как умер папа Гонорий II на престол стали претендовать папы-соперники — Анаклетий II и Иннокентий II, и Бернарду предстояло дать оценку обоим и выбрать из них более достойного. После раздумий его выбор пал на Иннокентия II, скрывавшегося во Франции. С присущим ему рвением Бернард Клервоский смог убедить правителей Франции, Англии, Испании и Германии избрать Иннокентия папой. В результате удалось убедить и самого императора, и Анаклетия II изгнали из Рима.

Вдохновитель Второго крестового похода

От имени папы Евгения II Клервоский призвал ко Второму крестовому походу, убедив многих католиков взять в руки оружие для борьбы с неверными. Но этот крестовый поход обернулся неудачей. Вина за это была возложена на Бернарда, он был признан подстрекателем и главным инициатором войны.

Борьба с еретиками. Репутация. Характеристика

Бернард также печально прославился гонениями на Пьера Абеляра (французский богослов, философ и поэт), чьи сочинения в те времена были признанны еретическими и осуждались церковью. Упорные и безжалостные обвинения Бернарда Клервоского в адрес Абеляра не прекратились и после того, как аббат монастыря Клюни Петр Достопочтенный пытался примирить этих двух незаурядных людей. Обвинения в итоге духовно сломали Абеляра.

Бернард ненавидел всякие формы ереси и вел непримиримую борьбу против вероотступников и еретиков, в особенности против катаров.

Бернар Клервоский-3

Любому делу за которое брался Бернар он отдавался самоотверженно и искренне. Он заработал репутацию человека непримиримого, коварного, воинственного, агрессивного и — что весьма странно, если принимать во внимание его любовь к Деве Марии, — женоненавистника.

Цистерцианский монашеский орден, в общем, отличается жесточайшим аскетизмом, но об аскезе Бернарда слагались легенды еще при жизни:

Не желая что бы его отвлекали от раздумий, он отказался от встречи с отцом, который навестил его в монастыре после смерти матери; Бернард заливал себе в уши воск, чтобы среди людей оставаться глухим к их суетности; Будучи погружен в раздумья о Боге во время многодневного пути по берегам Женевского озера, с удивлением спрашивал потом у спутников, о каком озере они говорят, и т.п.

Его духовный авторитет был до такой степени высок, что, будучи клервоским аббатом, он по сути руководил политикой современных ему пап (Иннокентий II был обязан ему престолом, Евгений II был его ученик), выступал советником светских правителей, все время его приглашали для разрешения политических конфликтов и большую часть жизни аббат проводил в разъездах, улаживая дела большой политики, выступая в качестве посредника между папским престолом и светской властью при европейских дворах.

Пламенный оратор и выдающийся проповедник с колоссальным суггестивным потенциалом (до наших дней дошла легенда о том, как он силой своего красноречия смог внушить германскому императору Конраду III — вопреки всякой логике и его собственному желанию — возложить на себя крест).

Сущность взглядов

Аббат отрицал способность разума познавать мир, считая, что только милость Божья может открыть человеку тайны мироздания.

Памятник Бернару Клервоскому

Смерть. Наследие

Бернард Клервоский умер 20 августа 1153 г. в Клерво. 1174 год, 18 января — был причислен папой Александром III к лику святых.

За свою жизнь им было основано по всей Европе 163 монастыря, написано 10 богословских трактатов, больше 300 проповедей и 500 дошедших до наших дней писем. Он является святым — покровителем пчел, пчеловодов, изготовителей воска, свечей и подсвечников, а также всего Гибралтара.

В необыкновенной для религиозного деятеля манере святой Бернард описывал Бога типично мирскими словами, упоминая о Его «высоте, ширине и толщине». В этом он, похоже, близок к идее о том, что и на Бога распространяется божественная гармония чисел, к примеру, загадочные свойства золотого сечения.

Цистерцианский монашеский орден уже в XII веке носит имя бернардинского, 2 перевала в швейцарских Альпах, которые ему доводилось многократно пересекать во время дипломатический путешествий, названы его именем: Большой и Малый Сен-Бернар. Культура ставит порой и довольно неожиданные памятники. Так и по отношению к Бернарду, от названий альпийских перевалов имя «сен-бернар» перешло к породе собак, спасавших людей из-под снежных лавин на этих перевалах.

 

 


 

ред. shtorm777.ru