Авиакатастрофы. Единственно выжившие

Единственно выжившие в авиакатастрофе

Согласно статистике: самый безопасный транспорт — авиационный. В этом случае одна катастрофа приходится приблизительно на миллион вылетов. Чего, нельзя сказать об автомобильном или железнодорожном транспорте. И все же, многие из тех, кто спокойно ездит на автомобилях или поездах, боятся летать. Ведь если говорить о авиакатастрофе, шансы выжить у пассажира минимальные. И все таки они есть.

Первая и последняя

Первый в истории человек, который выжил в салоне пассажирского самолета при падении с высоты, стала 17-ти летняя Линда Макдональд. 1936 год, 5 сентября — девушка купила билет за 20 долларов на обзорный полет над Питтсбургом. Кроме ее в салоне было еще 9 пассажиров, желавших насладиться экскурсией. Когда самолет был на высоте приблизительно 500 метров над землей, у него отказал двигатель. Пилот не смог спланировать, биплан вошел в штопор и на огромной скорости врезался в землю. Прибывшие на место пожарные под обломками нашли едва живую девушку. С многочисленными переломами она была доставлена в больницу. Линда выжила и тем самым вошла в историю мировой авиации.

Последняя же авиакатастрофа, в которой выжил только один пассажир, произошла 20 января 2015 года в Жамбылской области Казахстана. Ан-2, совершавший перелет из Балхаша в Шатырколь, рухнул на землю, не долетев до пункта назначения. Вероятней всего, у него также отказал двигатель. Погибли шестеро человек, а вот Асем Шаяхметова, сидевшая у входной двери биплана, хоть и получила многочисленные травмы, все-же выжила.
Впрочем, и в первом, и в последнем случаях говорится о маленьких самолетах. Но и в катастрофах с огромными лайнерами известны случаи счастливого спасения.

Плавающая на обломках

14 часов — столько времени провела в воде выжившая в катастрофе аэробуса А-310-300 14-ти летняя Бахия Бакари. 2009 год, 30 июня — девочка вместе с матерью летела из Франции на Коморские острова. Как и по какой причине произошла катастрофа, Бахия не знает: она спала возле иллюминатора. Просто в какой-то момент она вдруг очнулась от сильного удара, резкой боли и поняла, что находится в воде. Девочка с поломанной ключицей и сотрясением мозга смогла залезть на оставшийся на плаву фрагмент крыла лайнера. Больше никто из 153 людей, находившихся на борту, не выжил.

Только через 14 ч после катастрофы девочку подобрали местные рыбаки, случайно оказавшиеся в этом районе. Спасатели, прочесывающие воды океана в поисках обломков, работали совсем в другом квадрате. Если бы не рыбаки, возможно, Бахия умерла бы от переохлаждения.

Девочка была доставлена  во Францию, где она стала национальной героиней. В больничной палате ее даже посетил тогдашний президент Николя Саркози. Позже Бахия выпустила книгу воспоминаний, ставшую бестселлером. Впрочем, немало скептиков утверждают, что мадемуазель Бакари — никакая не пассажирка разбившегося лайнера, а девочка, которую просто вытолкнули из лодки нелегальных мигрантов. Но официальная версия все-таки выглядит более правдоподобной.


Спасшиеся дети

Крупнейшей авиакатастрофой с одним выжившим пассажиром на борту стала трагедия лайнера MD-82, которая произошла 16 августа 1987 года в Детройте. Причиной ее стало ужасное стечение обстоятельств: опытнейший экипаж не проверил, в каком положении установлены закрылки. В итоге сразу после взлета самолет начал крениться в разные стороны, задел крылом столб и рухнул на шоссе, где также погибли люди.
Из находившихся на борту 155 человек, выжила только 4-х летняя Сесилия Сичан. В катастрофе погибли ее родители и брат, ее приютил дядя. Девушка на протяжении многих лет не давала интервью. Только в 2013 году она нарушила обет молчания. Сесилия продемонстрировала журналистам татуировку самолета, красующуюся у нее на запястье, и сказала, что не боится пользоваться авиатранспортом.

9-ти летней Эрике Дельгадо также посчастливилось единственной выжить в авиакатастрофе. 1995 год, 11 января — самолет «Колумбийских авиалиний» по невыясненной причине развалился над джунглями на высоте около трех километров. Мать вытолкнула Эрику из самолета, когда разрушение корпуса только началось. После лайнер взорвался, 52 пассажира и члены экипажа погибли, а Эрика угодила в болото — в кучу гниющих водорослей. Оглушенная девочка не могла выбраться и принялась звать на помощь. Какой-то мерзавец, услышав ее крики, подошел к ней и, даже не попытавшись помочь, сорвал с шеи Эрики ожерелье, после чего скрылся. Спустя несколько часов девочку спас местный фермер.

Чудеса еще случаются

Случай, который произошел с 17-ти летней Джулианой Кепке, лег в основу фильма «Чудеса еще случаются». 1971 год, 24 декабря — в лайнер перуанской авиакомпании ударила молния. Он распался на части на высоте немногим больше 3-х км. Кепке, пристегнутая к креслу, падала вместе с обломками, при этом кресло бешено вращалось вокруг своей оси, словно винт вертолета. Как видно, именно это, а также мягкие верхушки деревьев смягчили удар. Джулиана сломала ключицу, получила множество ушибов и царапин, но выжила.

Катастрофа произошла в 500 км от столицы Перу Лимы, но спасатели не сразу смогли добраться до места трагедии по непроходимым джунглям. Джулиана же, отец которой был биологом и научил ее основам выживания в экстремальных условиях, не стала ждать помощи. Она, страдая от укусов насекомых, избегая встреч с хищниками и ядовитыми змеями, спускалась по течению реки, питаясь подножным кормом. Через девять дней она набрела на стойбище рыбаков, которые накормили девушку и передали ее властям.

Следует отметить, что фильм «Чудеса еще случаются» 10 лет спустя помог выжить в авиакатастрофе советской студентке Ларисе Савицкой.

Дважды рекордсменка

Лариса Савицкая два раза занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Во-первых, как человек, который выжил после падения с максимальной высоты, во-вторых, как получивший минимальную компенсацию за ущерб, полученный в катастрофе.
1981 год, 24 августа — Двадцатилетняя Лариса возвращалась с мужем из свадебного путешествия в Благовещенск. Над городом Завитинском Ан-24 столкнулся с военным бомбардировщиков Ту-16. Лайнер разломился на несколько частей и начал падать. Лариса, спавшая в кресле, очнулась от холода, вызванного разгерметизацией салона. Не пристегнутую девушку выбросило в проход, но она забралась обратно в кресло.

И тут девушка вспомнила итальянский фильм «Чудеса еще случаются» и, как и его героиня, пристегнулась. Она не надеялась спастись, просто хотела «умереть не больно». Лариса 8 минут падала в бешено крутившемся обломке самолета с высоты 5 200 м. Ветки берез, на которые упала девушка, немного смягчили удар. Находясь среди обломков и трупов, многие из которых, словно на колья, нанизались на ветки, получившая тяжелые травмы девушка соорудила себе укрытие от непогоды. Спасатели, два дня спустя добравшиеся до места катастрофы, были поражены, увидев, что она жива — единственная из 38 человек, находившихся на борту.

За тяжелейшие травмы (перелом позвоночника в пяти местах, ребер и рук, потерю всех зубов) Лариса, проведшая на больничной койке не один месяц, получила смешную компенсацию — 75 руб. Примерно половину зарплаты учителя.

Без подручных средств

Если Ларисе Савицкой удалось спастись, падая вместе с частью фюзеляжа, то рекорд выживания после «высотного падения без подручных предметов» принадлежит 22-х летней югославской стюардессе Весне Вулович. 1972 год, 26 января — лайнер, следовавший из Копенгагена в Загреб, взорвался (вероятно, от бомбы террориста) на высоте больше 10 км. Весну выбросило из салона, и она устремилась вниз.

Девушка упала на заснеженные ветки деревьев, что несколько смягчило удар. Обнаружил ее местный крестьянин. Он перевязал Весне раны. Девушка провела в коме 27 дней, а после еще 1,5 года на больничной койке, но все-же выжила.
Если проанализировать список из 56 имен — тех, кто единственным выжил в авиакатастрофах, можно понять: шансы есть у всех. Пол роли не играет. Пожалуй, единственное значение имеет возраст. Шансы на выживание у людей до 30 лет — выше. Но и среди правил бывают исключения. Так, Александру Борисовичу Сизову, единственному выжившему в трагедии, в которой погиб ХК «Локомотив» (Ярославль), на момент авиакатастрофы было 52 года.

 


 

Андрей Лешуконский

ред. shtorm777.ru