Гора Арарат, тайна Ноева ковчега

Гора Арарат хранит тайну Ноева ковчега

Не так давно ЦРУ объявило, что собирается опубликовать несколько фотографий, из которых будет понятно, что Ноев ковчег до сих пор находится в горах Турции. Фотографии были сделаны с американских самолетов-шпионов и могут служить доказательством того, во что и так верили многие десятилетия некоторые археологи и историки: полумистическое судно, которое скрывается подо льдом горы Арарат (высотой 5165 метров), и есть тот самый ковчег, построенный Ноем по божественному велению.

Во времена «холодной войны» американскими летчиками было сделано множество фотографий того, что называлось «араратской аномалией». Эти снимки подтверждают существование загадочного и гигантского предмета, скрывающегося под ледником. Но действительно ли речь идет о Ноевом ковчеге? Это второй вопрос.

…В 1950-1970-е годы активность американских секретных служб в этом районе была поистине лихорадочной. Самолеты-разведчики класса У-2 и СР-71 проводили многие сотни воздушных операций, чтобы не пропустить какое-либо подозрительное движение советских войск. Гора Арарат, находящаяся на границе между Турцией и Арменией, была одной из «горячих точек», включенных в зону внимания спецслужб. С американских самолетов было сделано тысячи снимков знаменитой горы, но не только из-за стратегического интереса, который она представляла.

1943 год — во время Второй мировой войны, между США и Советским Союзом было налажено воздушное сообщение для поставок продовольствия. Воздушный мост был налажен между американской базой в Тунисе и советской — в Ереване. Во время одной из таких операций два американских пилота, пролетая в окрестностях горы Арарат, заметили на одном из склонов нечто, напоминающее большой корабль. Заинтригованные таким необычным зрелищем, они в следующий раз подлетели ближе, и в этом полете их сопровождал один из фотографов с базы. Но снимки удалось проявить только спустя много дней. Говорили, что некоторые из этих фотографий были опубликованы в европейском издании журнала «Полосы и Звезды», бюллетене Вооруженных сил США. К сожалению, остатки тиража этого журнала, равно как и много других графических свидетельств, которые были получены пилотами союзных войск, затерялись в старых архивах времен Второй мировой войны.

1949 год, июнь — Пентагон проводил секретную операцию на территории Турции, в нескольких километрах от границы с Ираном и Советским Союзом. Самолет ВВС США пролетел над горой Арарат и сфотографировал странный объект, располагавшийся на ее склоне. Этот огромный предмет сразу же привлек внимание пилотов. Но, когда они пытались приблизиться к нему во второй раз, то обнаружили еще один объект рядом с первым. Эта «соседняя аномалия», как ее окрестили военные чиновники, ясно просматривалась в середине замерзшего ледника. С некоторой вероятностью можно было предположить, что речь идет о фрагментах самолета, разбившегося на Арарате, хотя турецкое правительство отрицало, что когда-либо в этой области случалась воздушная катастрофа.

Интересующие всех фотографии были разархивированы в 1982 году, но через несколько лет, а точнее — в октябре 1995 года, Том Доуэрти, пресс-секретарь ЦРУ, заявил, что «с 1949 года в кругах ЦРУ циркулирует серия фотографий, связанных с аномалией на горе Арарат».
1973 год — Порчер Тейлор-третий, профессор Ричмондского университета, впервые услышал о том, что объект, представленный на этих снимках это и есть Ноев ковчег. Хотя Тейлор и понимал, что вероятность того, что ковчег сохранился в целости после 4 500 лет, ничтожна, он потратил 4 года на то, чтобы заполучить фотографии из архивов. Наконец разведуправление МО США выдало Тейлору два снимка, сделанные с воздуха в 1949 году. И в действительности: на этих черно-белых фотографиях можно было разглядеть некую странную структуру, явно отличающуюся от самой горы, на склоне Арарата.

1960 год, весна — несколько экипажей 428-й эскадрильи тактических войск ВВС США, базировавшихся в турецкой Адане, также видели образование, схожее с большим кораблем на одном из склонов горы Арарат. Многочисленные свидетельские показания удостоверяют, что пилоты У-2 фотографировали это таинственное судно. Скорей всего, эти фотоснимки тоже вошли в графический архив, который собрало ЦРУ во время «холодной войны» и который сегодня только начинает приоткрываться.

Но летчики видели ковчег и ранее. Один такой случай произошел, судя по всему, зимой 1916 года, во время таяния льдов. Два авиатора императорской России — штурман Росковицкий и его второй пилот, пролетая над турецкими позициями вдоль границы с Арменией, подошли к горе Арарат с северо-запада и по пути заметили одно почти целиком заледеневшее озерко на горном склоне. Когда самолет приблизился к озеру, Росковицкий заметил что-то походившее на корпус большого корабля, наполовину погруженного в озеро. Во второй заход над озером русский авиатор сумел рассмотреть загадочную находку более подробно. Это был огромный накренившийся корабль, вмерзший в лед. На его палубе были видны две короткие мачты и мостки, которые горизонтально проходили по всей длине.

Сообщение об увиденном попало в Санкт-Петербург, и сам царь отдал приказ выслать на Арарат две бригады инженеров, с тем, чтобы они выяснили природу находки. Приблизительно через два месяца экспедиция добралась до цели и приступила к работе. Выяснилось, что это действительно корабль огромных размеров, с сотнями кают и различных залов, причем — с необычайно высокими потолками. Военные сфотографировали и измерили судно и составили доклад, который направили царю. Но сообщение между Арменией и Санкт-Петербургом в это время было прервано, и до Николая II этот доклад так и не дошел…

Всемирный потоп описывался в мифах самых разных культур. От Греции до Индии, на Кубе, в Бразилии, Океании — практически во всех цивилизациях древности в той или иной форме присутствуют легенды о великой катастрофе. Они повествуют о Ное, Ноа, Ну Уа и похожем герое, который спасся вместе со своими потомками.


От классической Греции, к примеру, до нас дошла легенда о царе Девкалионе, который выжил в потопе благодаря своему кораблю. Есть подобный сюжет и в китайской мифологии: доконфуцианская традиция рассказывает о Ну Уа, персонаже, который пережил похожие испытания. Но самые интересные подробности о потопе мы встречаем в культурах исконных народов Ближнего Востока. В конце XIX века были расшифрованы клинописные таблички, рассказывающие о Гильгамеше, герое, известном в шумерской, ассирийской и вавилонской традициях. На руинах Ниневии в Месопотамии были найдены тысячи клинописных табличек.

Джордж Смит, молодой, но очень талантливый филолог из Англии, попытался расшифровать содержание этих табличек и на каком-то этапе с удивлением понял, что встретился с весьма знакомым сюжетом. Вне всякого сомнения, то, что ему попалось, было повторением библейского мифа о Всемирном потопе, хотя автором этой версии был ассириец. Имена не совпадали с иудео-христианской традицией, но содержание было абсолютно такое же. Смиту не удалось закончить перевод, так как часть текста оказалась повреждена, но по счастливой случайности позднее, во время новой экспедиции в Месопотамию, были найдены недостающие фрагменты. То, что открыл британский филолог, было не чем иным, как копией того, что ныне известно под названием «Эпоса о Гильгамеше». Так звали героя, который, согласно рассказу, отправился в путешествие на тот свет в поисках секрета вечной жизни. Там он встретил Утнапиштима, «Шумерского Ноя», который во всех подробностях рассказал ему, что перед великой катастрофой построил огромный корабль, на котором и спасся со своей семьей, родичами и различными животными.

Не являются ли иудаистско-христианские и мусульманские версии простым переводом вавилонского мифа? Возможно, хотя с равным успехом подобные «переводы» могли быть отражением одного и того же события, которое, благодаря своей большой значимости, попало в хроники различных культур. Но известно, что размеры корабля Утнапиштима удивительным образом совпадают с размерами Ноева ковчега, и, кроме того, оба окончили свое плавание на горе Арарат.

Свидетельств, которые связывают гору Арарат с местом последней стоянки Ноева ковчега, очень много. Берос, халдейский историк, который жил там около 280 года н. э., говорит о «корабле, который причалил в Армении». Также он рассказывал, что обитатели этой области отрывали кусочки большого корабля на амулеты. Иосиф Флавий, иудейский историк I века н. э., уверяет в одном из своих писаний, что «некоторые остатки корабля до сих пор можно встретить в Армении».

В том же I веке историк Николай Дамаскин упоминал о горе Арарат, правда, под именем Барис: «В Армении существует одна большая гора, называемая Барис, на вершине которой сидит на мели со времен потопа Ковчег».
Перед посещением этой горы в 1316 году монах Одорик из Франции писал: «Местные жители рассказывали нам, что никто не может взобраться на эту гору, потому что это неугодно Высочайшему». Через 40 лет сэр Джон Мандевиль наблюдал гору и, пытаясь высчитать ее высоту, сообщал: «На ее вершине до сих пор покоится судно Ноя, и при ясной погоде люди видят его с большого расстояния. В ней самой, должно быть, добрых 7 миль высоты».

Марко Поло также не избежал магнетизма священной горы. Он писал: «Вы знаете, что эта страна, Армения, является тем самым местом, где находится Ноев ковчег, на вершине некоей громадной горы. Ее пики постоянно покрыты снегом, из-за чего никому не удается на нее взобраться».
В начале XVII века немецкий путешественник и писатель Адам Ольшлагер упоминал гору Арарат в своем труде «Путешествия и странствия послов»: «Армяне и персы верят, что на этой горе до сих пор обретаются останки ковчега, настолько отвердевшие за прошедшее время, что он кажется каменным».

Но первая «официальная экспедиция» на вершину Арарата, о которой нам известно, проводилась в октябре 1829 года. Ее возглавлял немец Фридрих Паррот, профессор естественной философии Дерптского университета (сейчас Тарту, Эстония). В дни, предшествующие восхождению, Фридрих Паррот посетил монастырь Ахора в маленькой деревушке, находящейся на одном из склонов горы. Настоятель монастыря показал Парроту икону, писанную на доске, дерево для которой было взято от Ковчега.

В 1840 году под предлогом исследования последствий землетрясения, разрушившего и деревушку Ахора, и сам монастырь, турецкие власти организовали целую экспедицию. Рабочие-курды, нанятые для расчистки от щебня и мусора, обнаружили странные куски дерева, которые, как казалось, принадлежали большому кораблю. Не были ли они остатками ковчега?

Тем не менее еще задолго до этих экспедиций, более или менее задокументированных, ходило множество слухов о восхождениях на вершины Арарата, о том, как многие святые, в своих поисках реликвии, находили Ковчег. Также рассказывают, как некоторые пастухи, пытаясь вывести с гор отбившийся от стада скот, находили останки огромного судна. Зная местную традицию, пастухи тут же в страхе бежали, опасаясь «божественного проклятия» за кощунственное проникновение на запретную территорию. Когда-то давно жители вообще избегали самых верхних областей в горах, полагая, что вершины — места болезни и смерти. Но, без сомнения, некоторые недуги, которые обрушивались на людей и скот, объяснялись «горной болезнью», а не Божьей карой.

Фернан Наварра, французский предприниматель испанского происхождения, был зачарован историей о Ноевом ковчеге с детских лет. Он проходил военную службу недалеко от Дамаска в Сирии. Там перед самым началом Второй мировой войны он познакомился с Алимом, молодым армянином, который поведал, что его дедушка неоднократно говорил: ковчег покоится среди вечных льдов Арарата. После окончания войны Наварра сумел осуществить свою мечту. Он организовал несколько экспедиций на Арарат, но все они не добились успеха. Наконец, в 1955 году, обстоятельства сложились благоприятно. То был геодезический год, что означало максимальное таяние ледников. Фернан Наварра начал свое восхождение на Арарат с 11-и летним сыном Рафаэлем.

После тяжелейшего подъема, сопровождаемого многими неприятностями, Наварра, чтобы переждать неожиданную бурю, забрался в пещеру. Когда буря утихла, он вдруг обнаружил, что между заледеневшим склоном и скальными породами находится некое образование явно из дерева. Спустившись на несколько метров, он убедился, что этот предмет — творение рук человека. И более того, он понял, что кусок, который ему попался — часть чего-то большего, намертво вмерзшего в лед. Наварра с большим трудом отколол маленький кусок, чуть более метра в длину, и вернулся к своему сыну Рафаэлю, который в нетерпении ждал его несколькими метрами ниже. Перед тем как вернуться во Францию со своим «сокровищем», Наварра посетил Египет и показал свою находку в Каирском музее. Там подтвердили, что возраст деревяшки 5 000 лет.

Хотя последующие анализы не смогли с такой точностью определить возраст останков, найденных Наваррой, многие эксперты полагают, что кусок дерева, принесенный французским исследователем с Арарата — действительно часть Ноева ковчега.

Открытие французского исследователя послужило толчком для организации других экспедиций на Арарат. Однако основные данные, которые могут помочь разрешить эту загадку, поступили «с неба». Это не только показания американских пилотов У-2, о которых мы рассказывали выше, но и фотографии со спутников. В середине 1973 года Томас Б. Тернер, глава «Астрономической компании Макдоннелл-Дуглас», связался с доктором Джоном Монтгомери для консультации по поводу одной фотографии, сделанной со спутника ЦРУ E.R.T.S. с высоты 720 километров. На снимке была видна загадочная аномалия Арарата. Это было нечто прямоугольное по форме и, очевидно, не относящееся к самой горе.
Местонахождение этой прямоугольной формы было тем более значительно, что оно совпадало с координатами квадрата, который показывали многие наблюдения с земли.

Проблема аэрофотоснимков «араратской аномалии» — в основе своей технологическая. Если возможно приблизительно определить размер объекта, то выяснить его природу гораздо сложнее.
1995 год, 25 февраля — «Майами джеральд» проинформировала об особом заседании, в котором принимал участие и Эл Гор, вице-президент Америки. На этом заседании были представлены некоторые фотографии, сделанные со спутника ЦРУ. Через несколько месяцев фотограф и журналист Давид Барак с помощью сканера провел анализ этих фотографий. На одной из них он обнаружил «нечто похожее на подводную лодку» под ледовой шапкой. Действительно ли со спутника был сфотографирован Ноев ковчег, или речь идет о скале причудливой формы? На этот раз можно надеяться, что фотографии, попавшие в распоряжение ЦРУ, смогут раскрыть эту тайну.

«Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи… И сделай его так: длина ковчега триста локтей; широта его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей». В Книге Бытия (главы 6–9) мы находим настоящее пособие по кораблестроению, самое древнее в истории человечества. С помощью этого учебника Ной осуществил проект, который многие нынешние критики считают невыполнимым для той эпохи. Но разве нам не кажется невозможным строительство египетских пирамид, родосского колосса и прочих чудес света? Предположим, что у Ноя был особый талант для выполнения задачи подобной сложности. Значит, он имел в своем распоряжении достаточно людей и располагал соответствующими технологиями. Невыполнимо?

Специалисты, оценивающие размеры ковчега (135 м в длину, 22,5 в ширину и 13,5 в высоту), пришли к выводу, что они весьма совершенны с точки зрения гидродинамики. Длина судна соотносится с его шириной по пропорции 6 : 1, что соответствует параметрам хотя и медленного, но очень устойчивого судна, которое способно выдержать воздействие сурового климата, которому оно явно подвергалось в пути — если верить древней традиции. Эти же специалисты по кораблестроению уверяют, что внутренний центр тяжести ковчега и его прямоугольная форма делала его практически непотопляемым. Существует даже один забавный проект, о котором можно прочесть в сети Интернет, названный «Проект Ноев ковчег»: американские исследователи создали компьютерную модель этого судна. Кораблестроители, которые принимали участие в этом проекте, пришли к выводу, что Ноев ковчег действительно обладал превосходными мореходными качествами.

Каким образом судно село на мель на высоте в 3 км? Чтобы ответить на такой вопрос, мы должны обратиться к «теории потопа». Она утверждает, что огромные массы воды покрыли действительно гигантские территории суши. 1929 год — археолог Леонард Вулли из Британии сделал одно сенсационное открытие. Во время раскопок древнего города Ура в Месопотамии ему пришло в голову прокопать шурф через все слои города, чтобы определить, когда именно начала на этом месте развиваться шумерская цивилизация. Пройдя сквозь многие слои мусора, археологи наткнулись на слой ила. Несмотря ни на что, Вулли решил, что следует пройти и через него. Примерно еще через 4 метра были извлечены новые объекты, которые свидетельствовали о существовании цивилизации другого уровня, предшествовавшей образованию слоя ила. О чем это говорит?

Ни у кого из археологов не было сомнений: болотистый слой — результат грандиозного затопления местной почвы. Было выяснено, что вода стояла на высоте 8 метров над землей. Как это ни забавно, но точно ту же цифру мы встречаем в традиции — при пересчете на локти: «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть подо всем небом; на 15 локтей поднялась над ними вода, и покрылись все высокие горы» (Бытие, 6. 19–20). В области Арарата мы встречаем морские раковины на высоте более 3 километров. Если воды поднимались досюда, то мы вполне можем довериться «теории потопа» и понять, как на самом деле Ною удалось пристать на своем ковчеге к вершине Арарата.

В то время как большинство ученых отвергает библейскую историю о Великом потопе и Ное просто потому, что упомянутые в ней животные не могли поместиться в ковчеге, некоторые приверженные библейской точке зрения фундаменталисты и археологи уверяют, что расчеты, основанные на приведенных в Библии цифрах, показывают возможность этого. В фундаменталистском американском журнале «Чистая правда» говорится, что «критика Библии обычно цветет на почве, обильно удобренной неправильными представлениями. Согласно традиционным взглядам и популярной литературе, ковчег был чуть больше обыкновенного рыбацкого баркаса, неспособного противостоять малейшему шквалу».

Конечно, они правы, заявляя, что ковчег, описанный в Библии, был по любым стандартам крупным судном. Предположительно, что он имел длину 300, ширину 50 и высоту 30 локтей. Даже при минимальном значении локтя это дает водоизмещение в 43 000 тонн. При большей величине локтя последний показатель может составлять 66 000 тонн. А ковчег из вавилонского мифа был еще крупнее — он имел 7 этажей-палуб, в отличие от построенного Ноем, и водоизмещение в 228 000 тонн. Даже допуская, что достижения древних в кораблестроении были большими, чем это принято считать, представляется невероятным, что в доисторические времена могло быть построено судно подобных размеров.

Обходя стороной вопрос о том, как Ной мог его построить, американские фундаменталисты утверждают, что Ной взял на борт по две пары каждого «рода» (породы) «нечистых» животных и по 7 пар «чистых»: всех тварей, в которых был «дух жизни». 70 % животного мира суши составляют членистоногие, и если отвести под каждую пару всех из известных ныне их разновидностей по 40 кубических сантиметров, потребуется помещение объемом 18 900 кубических метров. Размер макаки-резуса, которая легко может содержаться в клетке объемом 4,5 кубических метра, принимается за средний размер остальных обитателей суши — млекопитающих, птиц и рептилий, которых насчитывается около 18 000 разновидностей.

Учитывая тот факт, что «чистые» животные (которых немного) грузились по 7 пар, на ковчеге, помимо насекомых, должно было оказаться примерно 40 000 представителей фауны, требующих для своего размещения еще примерно 180 000 м3. Таким образом, если принять на веру приведенные в Библии цифры, то общее пространство, необходимое для перевозки всех «тварей», должно было иметь объем в 198 900 м3, т. е. только 45 % от объема всего ковчега при расчетах, основывающихся на минимальном значении локтя и только немногим более 20 %, если в их основу положить большую величину этой меры длины. Комментарий фундаменталистов на этот счет мог бы быть следующим: «…последний вопрос. Зачем Ною понадобилось столько места?»

 


 

Николай Непомнящий

ред. shtorm777.ru